Следственный комитет накануне объявил о возбуждении нового уголовного деле в отношении экс-председателя правления Татфондбанка Роберта Мусина — на этот раз по ч.2 статьи 201 УК РФ (Злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия) Следственный комитет объявил о возбуждении нового уголовного дела в отношении бывшего предправления Татфондбанка Роберта Мусина по ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»)

СЛЕДСТВИЕ НАШЛО НОВУЮ СХЕМУ МУСИНА

Следственный комитет накануне объявил о возбуждении нового уголовного дела в отношении бывшего председателя правления Татфондбанка (ТФБ) Роберта Мусина — на этот раз по ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»). Материалы проверки были направлены прокуратурой следователям 23 марта, а 3 апреля руководитель СК по РТ Павел Николаев подписал постановление о возбуждении дела.

Речь идет о выводе залогового имущества по кредитам, предоставленным ТФБ ООО «Урман», на общую сумму 847 млн. рублей. Всего 31 марта 2015 года Татфондбанком ООО «Урман» было выдано четыре кредита — на 240 млн. рублей, 227 млн., 210 млн. и 170 млн. рублей. Обеспечением по ним служил вексель, предоставленный ООО «ИнтерСтар», номинальной стоимостью 207,3 млн. рублей с датой выпуска 31 октября 2016 года. Кем выписан вексель, в материалах следкома не уточняется.

14 декабря, то есть за день до введения в банк временной администрации агентства по страхованию вкладов (АСВ), договор залога по кредиту был добровольно расторгнут. «В результате умышленных незаконных действий Роберта Мусина и неустановленных должностных лиц ТФБ часть кредитных обязательств перед банком осталась без обеспечения, тем самым снизилась перспектива их возврата временной администрации за счет реализации залогового имущества по кредитным договорам с ООО „Урман“», — говорится в сообщении СК.

Вывод залога следователи квалифицировали как «существенный вред имущественного характера госкорпорации АСВ, а также неопределенному кругу кредиторов банка в виде невозможности банка исполнить свои обязательства перед кредиторами, в том числе Центральным банком, на сумму 207 млн. рублей, что привело к «существенному имущественному вреду кредитно-финансовой системе РФ».

«В результате умышленных незаконных действий Роберта Мусина и неустановленных должностных лиц ТФБ, часть кредитных обязательств перед банком осталась без обеспечения, тем самым снизилась перспектива их возврата временной администрации» В результате умышленных незаконных действий Мусина и неустановленных должностных лиц ТФБ часть кредитных обязательств перед банком осталась без обеспечения

У ЗАЕМЩИКА ТОРЧАТ УШИ DOMO

По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», ООО «Урман» с 25 января 2017 года находится в стадии ликвидации. Образованное в июне 2012 года общество зарегистрировано в Казани на ул. Кави Наджми, 8а. Отметим, еще в 2012 году фирма была зарегистрирована в городе Минеральные Воды, но в 2014 году переехала из Ставропольского края в Татарстан.

В качестве основного вида деятельности фирмы указана «торговля оптовая бытовыми электротоварами». Сейчас ликвидатором ООО «Урман» значится Юрий Демидов, а ранее учредителями и директорами общества в разное время были Гульгена Саттарова и Александр Перегудов. Последний примечателен тем, что в свое время руководил ООО «Домо-Вятка». Эта фирма принадлежит ООО «Компания „Коммерческая Недвижимость“», среди учредителей которого значится Аида Ильясова — бывший директор ООО «Аида-Р», ООО «Концерн Белый Ветер» и ООО «Белый ветер цифровой». Словом, как минимум косвенные связи с торговой сетью DOMO, аффилированной с Мусиным, налицо.

Одним из учредителей ООО «Урман» значится Александр Перегудов, который примечателен тем, что в свое время руководил ООО «Домо-Вятка» Одним из учредителей ООО «Урман» значится Александр Перегудов, который примечателен тем, что в свое время руководил ООО «Домо-Вятка»

ООО «ИнтерСтар», владелец векселя, зарегистрировано в Москве. Фирма образована в ноябре 2007 года на улице Русаковской, 23 и занимается оптовой торговлей лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. На сайте организации указан иной профиль — «оптовая торговля изделиями из металлопроката и строительные работы любой сложности».

Генеральный директор ООО «ИнтерСтар» — Татьяна Саидова, уставный капитал общества — 2 млн. рублей, 100% владелицей компании является Алла Тарасова. Интересно, что прежний учредитель ООО «ИнтерСтар» Айна Акаева (или ее полная тезка) упоминается как преподаватель бухгалтерского учета, анализа и аудита в Российском государственном аграрном университете им. Тимирязева. На момент учредительства ей было 25 лет.

По данным источника «БИЗНЕС Online», сейчас следователи намерены допросить руководство и собственников ООО «Урман» и ООО «ИнтерСтар», однако побеседовать с этими лицами пока не удается. «Пока они к ответственности не привлечены, сейчас разыскиваются бенефициары данной махинации, после которой был выведен залог и на банке остался кредит», — отметил наш собеседник.

18 июля прошлого года «Казаньоргсинтез» положил в ТФБ субординированный депозит на 4 млрд. рублей. В тот же день кредит на такую же сумму был выдан другой структуре ТАИФа — «Нижнекамскнефтехиму» 18 июля прошлого года «Казаньоргсинтез» положил в ТФБ субординированный депозит на 4 млрд. рублей. В тот же день кредит на такую же сумму был выдан другой структуре ТАИФа — «Нижнекамскнефтехиму»

НОВЫЕ КОЗЫРИ В РУКАВЕ У СЛЕДСТВИЯ

Описанная схема во многом напоминает ту, что стала основанием для первого уголовного дела в отношении Мусина. В обоих случаях речь идет о судорожных действиях в последние дни перед приходом в банк временной администрации.

Напомним фабулу первого дела: 18 июля прошлого года «Казаньоргсинтез» положил в ТФБ субординированный депозит на 4 млрд. рублей. В тот же день кредит на такую же сумму был выдан другой структуре ТАИФа — «Нижнекамскнефтехиму». И одновременно к пакту Мусин-Шигабутдинов был заключен «секретный протокол», по которому, если у банка будут проблемы, все обязательства и права требования переходят к мусинскому ООО «Новая нефтехимия». ЦБ об этом нюансе не знал (или сделал вид) и в сентябре выдал ТФБ под залог кредита НКНХ 3,1 млрд. рублей. 9 декабря, когда в банке началась паника, Мусин исполнил обязательство перед ТАИФом и забрал долг себе. Ранее «БИЗНЕС Online» подробно описывал эту схему. Теперь ЦБ судится за то, чтобы развернуть ее вспять и заставить раскошелиться НКНХ. И одновременно он передал материалы в генпрокуратуру, что и стало отправной точкой для первого уголовного дела.

И вот открыт новый фронт. По данным источника «БИЗНЕС Online», знакомого с материалами проверки АСВ, описанный выше эпизод с ООО «Урман» — лишь один из десятков однотипных отказов от залогов и обеспечения по кредитам, которые имели место в ТФБ в последние дни перед отстранением прежнего руководства.

По итогам проверки, которая происходила с 25 апреля по 21 июля 2016 года, ЦБ предписал ТФБ досоздать резервов под возможные потери на 23,5 млрд. рублей По итогам проверки, которая происходила с 25 апреля по 21 июля 2016 года, ЦБ предписал ТФБ досоздать резервов под возможные потери на 23,5 млрд. рублей

Логика вырисовывается следующая. По итогам проверки, которая происходила с 25 апреля по 21 июля 2016 года, ЦБ предписал ТФБ досоздать резервов под возможные потери на 23,5 млрд. рублей. Часть суммы — 7,3 млрд. рублей — нашли акционеры (в первую очередь госкомпании), 4 млрд. рублей принесла описанная выше схема с ТАИФом. Также часть плохих долгов удалось перекинуть в «Тимер», какие-то деньги привлечь из дочерних банков. Но все равно этого было мало. И тогда Мусину удалось привлечь под невозвратные кредиты своих структур внешних поручителей, которые представили то или иное обеспечение. Не случайно кредиты ООО «Урман» были выданы в 2015 году, а вексель для залога — в октябре 2016 года. Всего же, по нашим сведениям, речь идет о 13 заемщиках с общей суммой долга на 13,8 млрд. рублей.

Операция позволила улучшить показатели. Но в «последние дни Помпеи», когда стало ясно, что ТФБ не выстоять, Мусину пришлось возвращать «подарки», массово расторгая договоры залога в добровольном порядке. Это отчасти объясняет загадку расширения черной дыры в балансе Татфондбанка. Напомним, зампред ЦБ РФ Ольга Полякова говорила, что до введения временной администрации прореха оценивалась в 43 млрд. рублей, а к 1 февраля цифра выросла до 97 млрд. рублей. Ситуация, по ее данным, ухудшилась после проведения в декабре 2016 года ряда операций, в том числе вывода активов.

В «последние дни Помпеи», когда стало ясно, что ТФБ не выстоять, Мусину пришлось возвращать «подарки», массово расторгая договора залога в добровольном порядке В «последние дни Помпеи», когда стало ясно, что ТФБ не выстоять, Мусину пришлось возвращать «подарки», массово расторгая договоры залога в добровольном порядке

Что ж, теперь каждый из этих договоров может стать самостоятельным эпизодом уголовных дел, а также попыток через суд вернуть залоги в конкурсную массу.

Следующей ласточкой, судя по всему, будет анонсированный еще 15 марта эпизод о выводе средств на сумму 1,7 млрд. рублей. О нем на пресс-конференции рассказал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ Ильдар Сафиуллин. «Этот эпизод существует, но по нему не принято процессуальное решение, он дорабатывается и направляется для принятия процессуального решения, — рассказал Сафиуллин, уточнив, что речь идет о недвижимом имуществе. — Мы двигаемся поэтапно. На данный момент мои сотрудники выявили вот такую сумму ущерба. Дальнейшая работа покажет. Пока сумма до конца не определена».