Чего ждать от наступающего в полночь Нового года — года 100-летия Русской революции? И чего бы вы пожелали в новогоднюю ночь нашим читателям и самому себе? В традиционном опросе «БИЗНЕС Online» участвуют Олег Морозов, митрополит Феофан, Федор Лукьянов, Леонид Ивашов, Фатих Сибагатуллин и другие.
«Администрация Трампа готова и открыта для налаживания контактов и выстраивания новых эффективных, взаимовыгодных отношений с Москвой»
«ЧТО КАСАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА, ТО НИКАКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НЕ БУДЕТ, МОЖЕТЕ БЫТЬ СПОКОЙНЫ»
Олег Морозов — член Совета Федерации от Татарстана:
— Я оптимист, жду, что следующий год должен быть лучше, чем предыдущий. Я думаю, что к этому есть определенные предпосылки как внутренние, так и внешние. Внутренние — в том смысле, что мы все-таки нащупываем и инструменты, и решения, которые дают нам надежду на экономический рост, на выход из затянувшегося экономического кризиса. Следующий год, предполагается, будет годом экономического роста, а Татарстан уже в этом году дал промышленный рост в ВВП, поэтому эта тенденция окрепнет. А что касается внешнего, мне кажется, что для страны наступает новый этап, когда элита на Западе понимает, что конфронтация с Россией никаких дивидендов не приносит ни им, ни миру в целом. И вот такой прагматизм, желание руководствоваться не химерами, а своимиреальными интересами, тоже настраивает на позитивный лад. Поэтому мне кажется, что в совокупности это даст России нормально прожить следующий год и, соответственно, двинуться в направлении внутренней и международной стабильности.
Нет, потрясений в год 100-летия революции я не жду, весь этот выхлоп уйдет в дискуссии, обсуждения: что важно в оценке революции, каким чаяниям она отвечала, меньшей части или большей части общества. Так всегда бывает по итогам революций. Поэтому я ожидаю очень широких обсуждений этой темы, а с точки зрения влияния на жизнь в стране я ничего серьезного не прогнозирую.
Читателям, поскольку в большинстве своем это люди не из политики, а люди, которые потребляют политический продукт, я бы пожелал терпения. Они терпят нас — политиков, управленцев, чиновников. Большое им за это спасибо. Я бы им этого терпения пожелал, а также чтобы у них появилась дополнительная возможность влиять на те решения, которые принимает власть, возможность больше доверять этой власти и, соответственно, жить более комфортно. А в личном плане для каждого самое главное — это благополучие близких, дорогих тебе людей. Ничего дороже этого нет. Вот когда те люди, которые тебе близки, которые рядом с тобой здоровы, счастливы, успешны, — это и твое личное счастье. Вот это пожелание я адресую самому себе.
Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский:
— Во-первых, чтобы был мир. Потому что мы видим, сколько беды там, где разделение. Чтобы наше общество в целом пришло к согласию. Во-вторых, что касается республики, слава Богу, у нас есть согласие, есть понимание. И сейчас нужно сохранить первую из основ стабильности — мир между этносами, конфессиями, между людьми различных слоев жизни. В-третьих, поскольку сейчас брошено много внешних вызовов России, надеюсь, что нынешний год унесет все это. И на международном уровне наша страна начнет выходить из этих кризисов, нередко искусственно создаваемых для Российской Федерации.
Что касается следующего года, то никакой революции не будет, это моя твердая уверенность, можете быть спокойны. Народ устал от революций XX века, которых было немало. Нам нужен эволюционный путь, а не революционный. А читателям вашей газеты я бы пожелал того, о чем говорил ранее, — мира и спокойствия. Чтобы было взаимопонимание, взаимовыручка и работа, чтобы люди понимали, что мы люди.
Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— Я ничего не жду, потому что ждать бессмысленно. Это такой штамп. Мы сейчас уже ничего угадывать не пытаемся, все происходит само собой. Как правило, работа нашего брата политического комментатора заключается в том, чтобы задним числом объяснить, почему все так случилось и почему мы этого не предсказали.
А что будет? Я думаю, что будет очень бурное развитие событий везде. Мы видели в уходящем 2016 году серьезный сдвиг, когда количество изменений социально-политических перешло в качество, что проявилось уже не по периферии мировой системы, не в каких-то странах, которые являются объектами международных процессов, а в самых ведущих государствах, которые, безусловно, являются субъектами. Самые яркие выразители этого — итоги референдума в Великобритании и выборы в США, но не только, много примеров того, что система, как она складывалась после холодной войны, завершается. Этот процесс будет только ускоряться. Весь следующий год будут последствия и развитие качественных изменений. Я думаю, что мы вступаем в период, когда реально завершается процесс распада прежнего мироустройства XX века и начнет складываться мироустройство новое. Хотя пока бессмысленно пытаться угадать, какое оно будет. Я бы пожелал терпения и понимания того, что все это пройдет, рано или поздно устаканится, но для этого надо сжать зубы и ждать.
Кирилл Бенедиктов — политолог, российский биограф Дональда Трампа:
— Я думаю, что 2017 год будет годом очень больших перемен и очень больших новых возможностей. Мне искренне хочется верить, что все плохое, что могло случиться, уже случилось в уходящем году. А 2017-й станет годом, с одной стороны, неожиданных, а с другой — давно ожидаемых перемен. В частности, конечно, это будет связано с переменами в российско-американских отношениях, поскольку новая администрация уже показывает готовность к изменению отношений с Россией, которые, надо сказать, за последние несколько лет зашли в совершеннейший тупик и в 2016 году вышли на уровень новой холодной войны. Мне кажется, что администрация Трампа готова и открыта для налаживания контактов и выстраивания новых эффективных, взаимовыгодных отношений с Москвой.
С другой стороны, очевидно, что это все будет делаться не просто так. Поскольку Трамп видит основного экономического и финансового противника США в Китае, то очевидно, что ценой такого союза с Америкой будет предложено некоторое охлаждение отношений с Пекином, чего, безусловно, ни в коем случае делать нельзя. Это как раз такая дилемма, которая будет стоять перед нами. Если мы, с одной стороны, улучшим отношения с Вашингтоном, а с другой стороны сумеем не ухудшить как минимум отношения с Пекином, то это будет значить, что вы из открывшихся возможностей извлекли максимум возможного, поскольку таким образом мы подтвердим свою репутацию надежного партнера наших китайских друзей. Не стоит забывать, что именно Китай не отвернулся от России, когда по инициативе США были приняты санкции и Россию пытались изолировать на международной арене. Об этом ни в коем случае забывать нельзя.
Я думаю, что роль России в следующем году возрастет многократно не только из-за ее усиления на Ближнем Востоке, но и из-за ее положения такого арбитра в отношениях между США и Китаем. Это, наверное, два направления, в которых будут разворачиваться дальнейшие внешнеполитические события следующего года. Я надеюсь, что все будет очень хорошо и по итогам уже следующего года можно будет говорить о том, что Россия упрочила свое положение и стала настоящей сверхдержавой.
Наверное, после тех событий, которые мы пережили в 2016 году, и читателям, и самому себе прежде всего, как это ни банально звучит, хотелось бы пожелать мирного неба над головой. Мне кажется, что в 2016-м была серьезная угроза нового глобального военного конфликта. Очень хочется, чтобы такого больше не было. Очень хочется, чтобы все мы и в России, и в США, и в Китае, и на Ближнем Востоке жили в мире. Мира и добра!
«Роль России в следующем году возрастет многократно не только из-за ее усиления на Ближнем Востоке, но и из-за ее положения такого арбитра в отношениях между США и Китаем»
«ЧТОБЫ МЕЧТЫ СБЫВАЛИСЬ, НИ О ЧЕМ НЕ МЕЧТАЙТЕ»
Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:
— Я жду прежде всего стабильности, стабильного развития. Пусть было бы реальное развитие на примере экономики Татарстана. В этом вопросе я регулярно веду беседы с председателем Думы Володиным Вячеславом Викторовичем. У нас открываются новые заводы, производства. Следующий год особый — Год экологии, охраны окружающей среды. Никогда еще, ни при царе, ни при коммунистах, первое лицо государства не заботилось так о экологии. Сейчас же мы должны сделать резкий поворот. Это всенародное дело.
Что касается революции 1917 года, она была сделана с благими намерениями. Февральская была нужна, а вот продолжение нас отбросило надолго. Сейчас же для новой революции нет почвы. Говорил ведь Ленин, что низы не хотят жить по-старому, а верхи — управлять по-новому. У нас же этого нет. Нет проблем, нет оппозиции, коммунисты и ЛДПР — это дружественная оппозиция, нет кадров. Вообще, от добра добра не ищут. Нам нужно поднимать экономику, оборонку укрепили, надо теперь и за другое взяться. Пожелал бы всем здоровья и спокойной жизни, развития, чтобы не повторялись события с Татфондбанком — должно быть гармоничное развитие.
Азат Хаким — председатель «Тулпар Аэро Групп»:
— Каждый год мы встречаем с надеждой, что следующий будет лучше. Надежда есть и в этот раз, что наступит стабильность, разовьется импортозамещение, начнется рост экономики в стране и в республике тоже. На внешних рынках, во внешней политике есть определенные успехи — это борьба с терроризмом.
А 100-летие революции, я хоть и немного фаталист, тем не менее не думаю, что будет что-то фатальное, и этот юбилей как-то скажется на событиях в стране. Хотя, я думаю, 2017 год будет переломным для России, но в положительную сторону. Та же победа Трампа, изменения на политической карте Европы неизбежны, то есть потихоньку к мировым политикам возвращается здравый смысл. Ведь их народ, я встречаюсь со своими друзьями, с иностранными партнерами, он все понимает. Политики же поступают вразрез с интересами народа. Наконец, позиция людей во многих странах будет услышана. А вашим читателям я бы пожелал прежде всего здоровья, а также стабильности и благополучия.
Флун Гумеров — президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:
— Чтобы мечты сбывались, ни о чем не мечтайте. Так что каких-то завышенных ожиданий о предстоящем годе нет. Прекрасно понимаю, что и следующий год будет непростым, потому что стагнация, экономический кризис не во внешних факторах, а в нас самих. И мы эти проблемы не устранили, даже не приступили. У половины населения зарплаты едва хватает на оплату коммунальных услуг и покупку продуктов. А платежеспособное население — основной инвестор любой экономики. И пока мы не сможем этого понять, будучи в поисках мифических инвесторов из-за границы, мы будем топтаться на месте.
Искренне желаю читателям «БИЗНЕС Online» найти себя. Как только это произойдет, все получится. Пусть каждый будет наполнен счастьем, здоровьем, чтобы действительно была возможность радовать себя прекрасным настроением, хорошими покупками.
Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:
— Жду, что будет мир, жду, что наладятся отношения России с Америкой, жду, что будет активно развиваться наша ассоциация предпринимателей-мусульман России, жду, что экономика России поднимется, восстановится и начнется экономический рост. Год 100-летия Октябрьской революции с тревогой не жду, абсолютно. Главное — это спокойствие, чтобы родные и близкие всегда были рядом, чтобы росли наши семьи, росли наши дети, укреплялись финансово, материально и духовно обогащались — это самое главное. Если ячейка общества будет здоровой, то и государство будет здоровым.
«Очень хочется, чтобы все мы и в России, и в США, и в Китае, и на Ближнем Востоке жили в мире»
«ЖЕЛАЮ ЗДОРОВЬЯ, МИРА, БЛАГОСОСТОЯНИЯ И, САМОЕ ГЛАВНОЕ, ИНТЕРЕСНОЙ ЖИЗНИ»
Николай Сванидзе — журналист, заведующий кафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ:
— Я жду, что 2017 год будет хорошим, но это не на рациональном уровне, а просто мне так хочется думать. Надеюсь, что не будет ни войн, ни революций, ни каких-то глобальных катастроф. В большей части ожидания связаны с моей семьей. Например, у меня внучка растет. Я просто желаю, чтобы ей была обеспечена спокойная жизнь. Читателям и себе я пожелал бы того же: спокойствия, сытости, благополучия, мира. Ничего экстраординарного, я здесь неоригинален.
Дамир Фаттахов — первый заместитель руководителя исполкома Казани:
— Жду от следующего года ощущения стабильности. Как мне кажется, это очень важный момент для населения в целом. И вот это чувство прочности ключевое и серьезно влияет как на моральную, так и на экономическую ситуации. Я хочу сказать, что человек в ощущении нестабильности, например, перестает тратить столько, сколько он тратил, даже если у него есть возможность. И одним из первых сигналов кризиса является как раз понижение покупательской способности людей. Поэтому мне искренне хочется пожелать, чтобы у всех было ощущение устойчивости и веры в завтрашний день.
Что касается 100-летнего юбилея Русской революции, то у меня какой-то прямой связи, внутренней, нет. Мне бы очень хотелось, чтобы предстоящий год был без потрясений, без каких-то трагических, чрезвычайных ситуаций, и чтобы он был мирным.
Леонид Ивашов — президент Академии геополитических проблем:
— Я жду коренного перелома в мировой политике и экономике, но прежде в политике. Также жду коренного перелома во внутренней политике России, в социально-экономической ситуации, что, наконец, правительство начнет работать по-настоящему, грамотно, деловито и в пользу народа, а не для себя и транснациональных корпораций. В новом году желаю всем выдержки, терпения и активности в переустройстве нашей жизни.
Айрат Хайруллин — глава Альметьевского района:
— От наступающего Нового года ожидаем новых интересных экономических проектов. Ждем, что экономика будет оживать, и ждем инвестиций. Нет ли тревоги по поводу наступления года 100-летия Русской революции? А почему она должна быть? Это значит переложить ответственность на внешние обстоятельства. Надо заниматься собой, надо заниматься экономикой, повышать качество жизни и делать по максимуму свою работу. Ну а читателям «БИЗНЕС Online» я бы пожелал мира, счастья и побольше позитива.
Андрей Фурсов — историк:
— Я думаю, что 2017-й будет очень насыщенным годом, трудным и для нашей страны, и для нашего мира. Хотелось бы, чтобы он был не очень трудным и, самое главное, чтобы он был мирным. У меня нет ничего оригинального: желаю здоровья, мира, благосостояния и, конечно же, интересной жизни.
«Год будет нелегким как для России, Татарстана, так и для всего мира. Хотя, конечно, благодаря усилиям президента Минниханова и правительства преодоление этих трудностей будет»
«МЫ НАХОДИМСЯ СЕЙЧАС В СОСТОЯНИИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ НЕИЗВЕСТНОСТИ»
Индус Тагиров — академик АН РТ:
— Год будет нелегким как для России, Татарстана, так и для всего мира. Мы находимся сейчас в состоянии определенной неизвестности: неизвестность во взаимоотношениях с Соединенными Штатами Америки в связи со вступлением нового президента в свою должность, продолжающаяся война в Сирии не имеет конца. После катастрофы все больше задаются вопросы: зачем нам нужна эта война? Это тоже будет осложнять нашу жизнь как российскую, так и взаимоотношения с другими странами, и, конечно, это отразится на состоянии нашей республики. Потому что это приводит к тому, что больше изымается, чуть ли не в качестве раскулачивания, как это говорил Минниханов, тех доходов, которые получает Татарстан. И поэтому наше состояние, наша жизнь не улучшится!
Хотя, конечно, благодаря усилиям президента Минниханова и правительства преодоление этих трудностей будет и возрастет роль нашей республики, нашего президента, потому что мы являемся определенным мостом между Востоком и Западом, между Востоком и Россией, мусульманским миром и православным, и мусульманским миром в нашей стране. А юбилея революции не нужно бояться, как это у нас сегодня делают. Революции 100 лет, и этой революции нужно дать совершенно объективную оценку. Бояться не нужно тех революций, которые случились, нужно бояться тех, которые могут случиться. А для того, чтобы они не случились, нужно научиться извлекать уроки из уже состоявшихся. Я бы пожелал всем больше уверенности, терпения и, конечно же, надежды на то, что наша жизнь будет идти в сторону улучшения.
Вахит Имамов — главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:
— Не могу за весь мир или всю Россию говорить, но, если политика так же будет продолжаться, я больших перемен не жду. Я больше всего болею за свою нацию. И если каких-то перемен не будет, мне будет очень жаль сидеть и смотреть, как исчезает татарский язык в школах, ни одной национальной школы не осталось, все закрыли. Этого не делали ни при Сталине, не делали этого и при царях! Этот народ должен четко понимать, четко разделять. Если нынешнему поколению все равно или они слепые, то и у моей нации будет плохое будущее. Я в 2017 году жду, надеюсь, что у моей нации начнут открываться глаза и она возьмется за движение за свое спасение.
Что касается юбилея революции, то, к сожалению, я не вижу в 2017 году каких-нибудь предпосылок, что найдется такая же партия, которая сможет продемонстрировать недовольство ныне правящему режиму. Нет такой партии. Хотя бы для того, чтобы кулаком помахать, пальцем показать, чтобы чуть-чуть образумились — для этого нужна сила, а у нас такой силы не осталось. Если даже митинг собирать запрещено, то откуда могут быть свободы? Нашим читателям, естественно, все равно желаю жить с надеждой на будущее, что все равно какой-то просвет будет, что этот так называемый кризис, придуманный кризис наконец кончится, может быть, руководство начнет бороться с коррупцией и воровством и те, наворованные губернаторами миллиарды, вернутся населению и корзинка у народа станет чуть-чуть побогаче.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.