ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ

Исламский мир отмечает рождение пророка Мухаммада — мавлид. В этом году его празднование не обошлось без сенсации: по сообщениям СМИ, впервые за всю историю страны мавлид отметила Саудовская Аравия. Все дело в том, что мавлид — не просто народный праздник любви к Пророку, но и де-факто один из главных символов традиционного ислама. Именно поэтому ваххабиты по всему миру яростно выступают против празднования мавлида. А Саудовская Аравия считается мировым оплотом ваххабитской идеологии. Получается, что ваххабиты капитулировали перед традиционным исламом и признали свое богословское поражение? Решили поменять свои ориентиры, ужаснувшись преступлениям ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.)? Пока это вопросы без ответа. Время покажет.

В постсоветской истории Татарстана на официальном уровне мавлид широко начали отмечать при прежнем муфтии Ильдусе хазрате Файзове, начавшем сложный процесс деваххабизации республики. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин на недавней пресс-конференции в ИА «Татар-информ» сказал: «Еще 10 лет назад имам-мухтасибы стеснялись говорить об этом празднике, сегодня они соревнуются в его проведении». При Камиле хазрате праздник в Татарстане получает более глубокое религиозное содержание: из казанской филармонии кульминационные торжества перебираются в Болгар. Здесь мавлид отмечается с реконструкцией старинных татарских традиций этого праздника и с приглашением участников из многих уголков нашей страны. Нынешние торжества по случаю мавлида в Болгаре состоятся завтра.

ПРОРОК МУХАММАД — ВЫЗОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

Сакральный смысл мавлида — прихода пророка Мухаммада в этот мир — это вызов. Вызов, брошенный всему человечеству. Пророк в Коране именуется «печатью пророков». Именно этот статус делает миссию Пророка фундаментальным поворотом, эпохальной точкой бифуркации, делящей историю человечества на «до» и «после».

Печать пророков означает, что Мухаммад был последним пророком в истории мира. После него Божьих посланников больше не будет. Согласно Корану, у каждого народа на земле был свой пророк. Они возвещали истину от Бога и помогали людям ориентироваться в непростых реалиях жизни. Таких пророков в истории человечества были тысячи.

«Мое отношение к предшественникам, — говорил Мухаммад о пророках других эпох, — может быть понято через притчу о дворце, который был построен наилучшим образом, не хватало в нем лишь единственного камня. Я заполнил пустующее место — и строительство завершилось». Это утверждение выдающийся мусульманский мыслитель XX века Мухаммад Икбал назвал «великой идеей в исламе». Однако смысл совершенства откровения и последнего пророчества здесь заключается не в том, что ислам не нуждается в каких-либо дополнениях и исправлениях, как порой полагают ригористы, а совершенно в другом. «Пророчество в исламе, — пишет Икбал в данной связи, — достигает своего совершенства в обнаружении необходимости собственного упразднения». Другими словами, «интеллектуальная ценность указанной идеи состоит в нацеленности на создание независимого критического отношения... и убежденности в том, что любому личному авторитету, претендующему на сверхъестественное происхождение, пришел конец». Конец, ознаменованный тем, что линия пророков отныне запечатана.

Можно сказать иначе: с приходом пророка Мухаммада завершилось детство человечества. Раньше люди за ответами на свои вопросы шли к пророку своего времени, обращались к сверхъестественному знанию. Словно дети, ведомые родителями, они получали указания от тех, кто на голову превосходил их. Теперь такой возможности нет ни у кого. Человек становится сам ответствен за свою судьбу. Никто свыше не даст ему ответа. Он должен искать его сам. Прекрасно об этом написал великий Руми:

Бог сказал:

«Разве Мы не раскрыли

Тебе твою грудь?» (94:1).

Не ищи этого вне себя,

Ты — источник молока.

Перестань доить других.

Многие люди сопротивляются подобной постановке вопроса. Им хочется спрятаться от личной ответственности за могучую спину чужих решений. И таких людей — огромная масса. Вот почему Пророк — это вызов. Вызов тотальной бессознательности и инертной трусости человечества.

О ЧЕМ ПРЕДПОЧИТАЮТ МОЛЧАТЬ НЕКОТОРЫЕ СВЕТСКИЕ ТАТАРЫ

Мавлид вскрывает перед нами и ряд других, крайне неудобных, вопросов. Как известно, многие наши татары, получив образование в светских вузах, прекрасно разбираются в пантеоне древнегреческих богов, неплохо знают историю Европы. Им внушили, что это признак образованности. Возможно, так оно и есть. Не будем с этим спорить. Но стоит спросить некоторых представителей нашей татарской интеллигенции о жизни пророка Мухаммада, хотя бы об основных ее событиях, и в ответ мы услышим тишину. Они порой блистают своим знанием великих титанов эпохи Возрождения, называют в их честь даже своих детей, но стоит их спросить, знают ли они по имени хотя бы десять сподвижников Пророка, — и снова глазки в сторону.

Ислам для татар — материнская культура. Пророк Мухаммад оказал на наш менталитет многократно большее влияние, чем Леонардо и Рафаэль. И даже если ты до мозга костей светский человек, не знать истоки корней своего народа — стыдно. И вряд ли с таким скудным багажом можно претендовать на статус образованного человека. Об этом почему-то некоторые наши светские татары предпочитают молчать.

Вот почему сегодня так важен мавлид. Этот месяц традиционно используется для того, чтобы вновь погрузиться в жизнеописание пророка Мухаммада, заново открыть для себя страницы его жизни и наследия. Мы читаем рассказы о его поступках, погружаемся в смыслы его слов. И месяц мавлид становится прекрасным поводом, чтобы делать это чаще.

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции