«Пусть в каждом доме говорят по-татарски, звучит татарская песня, звучит гармонь! Да здравствует татарский народ и сердце России — Татарстан!»

МОҢ, СМЕНИВШИЙ ВЕТЕР

Безусловно, главная цель, которую преследовали журналисты, попавшие за кулисы гала-концерта VIII международного телевизионного конкурса молодых исполнителей «Татар моңы», — это личное общение с председателем жюри Салаватом Фатхетдиновым. На прошлой неделе главный певец республики сделал ряд программных заявлений на пресс-конференции в минкульте РТ, попутно жестко раскритиковав другой музыкальный проект — «Үзгәреш җиле». Интересно, что многие СМИ, писавшие материалы с брифинга, попросту проигнорировали речи Салавата. Однако его мнение дошло до публики, и поговаривают, что артисту даже звонили из высоких кабинетов и настоятельно рекомендовали впредь воздержаться от высказываний на эту тему.

Судя по всему, Фатхетдинов все понял правильно. Во всяком случае, вчера вечером в Камаловском театре корреспонденту «БИЗНЕС Online» так и не удалось расспросить Салавата для уточнения его позиций по животрепещущим вопросам культурной жизни Татарстана. Как только председатель жюри «Татар моңы» оказывался в поле зрения прессы, то тут же интеллигентно исчезал под благовидными предлогами: то нужно кого-то встретить, то возникла срочная необходимость посмотреть сцену...

В зале было очень много известных людей (на фото – Виль Усманов (сзади в центре), Равиль Шарафеев (справа), Азгар Шакиров (слева)

«НЕ ЗАБЫЛИ НИ ОДНОГО НАШЕГО КОМПОЗИТОРА — ЭТО ЖЕ БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ»

Возвращаясь же к «Татар моңы», надо отметить, что накануне в зале было очень много известных людей. Еще одна легенда Зиля Сунгатуллина довольна конкурсом, хотя и не входит теперь в его жюри. «Телевизионные туры все смотрела. Меня даже попросили победителям дать мастер-класс — накануне заключительного концерта с ними вокально позанималась. Здесь есть такие исполнители, которые нигде не учились, и у них удивительно сохранился моң, — рассказала нашему корреспонденту народная артистка России. — Не забыли ни одного нашего композитора — это же большое счастье. Народные песни отыскали такие: незапетые, неизбитые, недешевые, которые как частушки поются, а такие песни, где нужно мастерство, умение и, конечно, владение моң».

Тем временем фойе театра им. Камала наполнялось людьми, в итоге зал был переполнен, люди даже стояли в коридорах. Возможно, тому способствовали демократичные цены на билеты — их верхняя планка составляла 700 рублей.

Рядом Ильшатом Аминовым (слева) сидел чрезвычайно влиятельный гендиректор фонда газификации Джаудат Миннахметов

«Высшую лигу» Татарстана представляли министр культуры Айрат Сибагатуллин, министр лесного хозяйства РТ Алмас Назиров, несколько глав районов. Рядом Ильшатом Аминовым сидел чрезвычайно влиятельный генеральный директор фонда газификации Джаудат Миннахметов. Были и узнаваемые парламентарии: Римма Ратникова, Разиль Валеев, Ринат Гайзатуллин.

Родной брат последнего, министр финансов Радик Гайзатуллин, пришел на «Татар моңы» с супругой, чтобы познакомиться с творчеством нераскрученных исполнителей. «Мы хотели посмотреть сегодня именно на молодых, тех, которые только начинают, тем более считаем, что у них есть будущее. Поэтому пришли с женой. Сами не поем, пока еще нет», — сообщил «БИЗНЕС Online» глава финансового ведомства.

Филюс Кагиров

САИДА МУХАМЕТЗЯНОВА, СТАРАЮЩАЯСЯ ПЕТЬ «БЕЗ КОСЯКОВ»

Начался концерт с выступления хора ансамбля песни и танца, приветствия президента Рустама Минниханова, которое зачитала зампред Госсовета РТ Ратникова, и выступления Саиды Мухаметзяновой, исполнившей татарскую народную песню «Су буйлап», которой в свое время поразила Пелагею и Диму Билана на известном телешоу. Как отметил ведущий «Татар моңы» Зульфат Зиннур, если в прошлые годы молодая певица лишь выступала в качестве гостьи, то теперь является официальным участником. Ей исполнилось 15 лет, и по правилам теперь она может состязаться в песенном марафоне.

Как призналась сама Саида «БИЗНЕС Online» еще до своего выступления, она не в лучшей форме — недавно болела. Но в «Татар моңы» решила обязательно поучаствовать, тем более получила благословение от своей мамы и отца — имама мечети «Медная» города Верхняя Пышма, что в Свердловской области. Она даже сравнила «Голос» и «Татар моңы»: «Ну, подумаешь, нет кресел, кнопок красных, а так все то же самое. На „Голосе“, конечно, туров побольше, здесь поменьше. Я очень рада, что здесь меньше — меньше волнуешься».

Саида Мухаметзянова

Что для юной звездочки легче: петь народную песню или эстрадную? «Народная песня, конечно, для меня сложная, хоть я и народница больше, но все равно вот эти мелизмы в татарских песнях делать очень трудно. Это кому-то дается, кому-то нет. Кому-то дается, но сложно, надо постепенно это все нарабатывать. Я стараюсь больше петь, чтобы идеально получалось», — поделилась певица своими соображениями.

Самое главное для Саиды не первое место, а «достойно выступить» «без косяков».

Ринат Яруллин (справа)

АЙРАТ СИБАГАТУЛЛИН «ХВАТАЕТСЯ ЗА ТЕЛЕВИЗОР»

Вели концерт две пары — ведущие ТНВ Зиннуров и Роза Адиатуллина, которых периодически сменяли певцы Алсу Абульханова и Фердинанд Салахов последний, кстати, являлся и членом жюри. Художественный руководитель конкурса Миляуша Айтуганова внимательно следила за каждым из выступающих, со своим экс-шефом на ТНВ Аминовым они сидели на одном ряду, но не пересекались.

Зрители громко аплодировали всем исполнителям, а Гульназ Галиуллиной даже стоя, когда она вышла на сцену на костылях (уже потом выяснилось, что так сцену гала-концерта использовали для съемок продолжения фильма «Айсылу» Рустама Рашитоваприм. ред.). Звучали в основном народные песни или песни, написанные татарскими композиторами-классиками.

Гульназ Галиуллина

На этом фоне выделялась казанская группа «Алма», а также коллектив Super tatar, одним из участников которой является Муса Маликов, а солирует Дениз Бадретдин. Народную песню «Бик еракта идек без» финский татарин исполнил в свойственной ему манере. За кулисами «БИЗНЕС Online» попросил Бадретдина рассказать о впечатлениях от конкурса: «Всего я не видел, потому что был сосредоточен на своем выступлении, но многое слышал во время репетиции, услышал модерн в народных песнях. Все талантливые, главное, чтобы нашли себя и была свобода творчества».

Алсу Абульханова и Салават

Была на «Татар моңы» и экзотика. 22-летняя китаянка Юй Хао, не говорящая по-татарски, спела сайдашевскую «Халисә» почти без акцента, выступала крымская татарка Мавиля Мухтамирова, а якутский гость Айсен Аммосов продемонстрировал виртуозную игру на хомусе, музыкальном инструменте, похожем на кубыз. Запомнилась и Эльмира Гильфанова из Набережных Челнов, а капелла исполнила народную песню «Кызыл төлке» и сорвала овации.

Поздравляя победителей, министр культуры Татарстана Сибагатуллин благодарил всех участников конкурса, а затем неожиданно переключился на Аминова, рассказав со сцены трогательную историю любви к ТНВ, которому, кстати, минкульт заплатил 1,2 млн. рублей за телетрансляцию «Татар моңы». «Мне приходится бывать во многих местах — как вхожу в номер [гостиницы], сразу хватаюсь за телевизор и ищу, где наше ТНВ. Ильшат Юнусович, вы где? Встаньте, пожалуйста», — министр словно безумно соскучился по телебоссу.

Завершил же концерт все тот же Салават. Председатель жюри сравнил образно конкурс с тем, что делает дома женщина. «Если женщина что-то делает — не замечают, не делает по дому — сразу обращают внимание. Мы старались, одели женщин. Все 80 костюмов закрытого типа, ни один не повторяется, — отдельно заметил Салават. — Пусть в каждом доме говорят по-татарски, звучит татарская песня, звучит гармонь! Да здравствует татарский народ и сердце России — Татарстан!»

После этой речи он запел песню «Мин яратам сине, Татарстан», которой непременно завершаются многочисленные правительственные мероприятия. Подпевали председателю жюри, участники конкурса и весь зал. Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что новых мнений об «Үзгәреш җиле» от Салавата ждать не стоит.