Проведя «ревизию» среднего профессионального образования республики, «БИЗНЕС Online» выяснил, какие ссузы пользуются наибольшим спросом у школьников РТ, а заодно понял, что заявленная популяризация среднего профессионального образования до сих пор во многом остается только пропагандистским фетишем.
По словам Энгеля Фаттахова, путевку в мир белых воротничков должны получать максимум 40% школьников, остальные, условно говоря, — к станку
О ЧЕМ ЭТОТ РЕЙТИНГ
Как сделать так, чтобы большей части школьников захотелось пойти не в вуз, а получить среднее профессиональное образование? Под знаком этого вопроса образовательная система РТ живет минимум второй год.
Первые конкретные высказывания на этот счет прозвучали летом 2015-го. «Очевидно, что не все выпускники 9-х классов должны продолжать обучение в 10-х и 11-х», — заявил министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов. Понятно, что добро на столь жесткую позицию было дано наверху. «Вопросы повышения качества образования были рассмотрены на заседаниях совета безопасности и кабинета министров, — рассказал „БИЗНЕС Online“ глава минобраза. — Было принято решение, что не всем обязательно после 9-го класса идти в 10-й и в 11-й и далее в вузы». По словам Фаттахова, путевку в мир белых воротничков должны получать максимум 40% школьников, остальные, условно говоря, — к станку.
А из чего они будут выбирать? Корреспонденты «БИЗНЕС Online» обнаружили, что полноценной сводной информации о том, что предлагает школьникам среднее профессиональное образование РТ, попросту нет. Мы регулярно составляем рейтинги учебных заведений РТ. Они основаны на объективных данных: конкурс, средний балл, количество бюджетных мест. Выяснилось, что по ссузам таких данных нет, во всяком случае, минобраз РТ оказался не готов делиться данными по курируемым им 64 из 97 колледжей и техникумов (остальные подотчетны республиканским минсвязи, минкульту и т. д.). Более того, при общении с руководством некоторых из ссузов возникло ощущение, что мы просим предоставить не обычные статданные, а секретную информацию. В итоге по нескольким учебным заведениям получить сведения так и не удалось. В целом же большую часть информации «БИЗНЕС Online» предоставили методисты совета директоров образовательных учреждений СПО РТ, который возглавляет директор Казанского педагогического колледжа Анфиса Залялова. Благодаря им читатели «БИЗНЕС Online» могут изучить список всех ссузов РТ с данными по количеству бюджетных мест, конкурсу и среднему баллу.
Как выделить наиболее популярные ссузы? По количеству человек на место? Мнения наших экспертов на этот счет разделились. «Оценивать по такому принципу — примерно то же, что сравнивать табуретку с водой, — указал в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор Лаишевского технико-экономического техникума Павел Кареев. — Направления разные, востребованность профессий на рынке труда тоже совершенно разная, при этом все они нужны народному хозяйству. Есть техникумы, которые складывались десятилетиями, а есть молодые, которые берутся за новое. Как их сравнивать?» «Сказать, что конкурс — самый объективный показатель, нельзя, — отметил знакомый с ситуацией источник „БИЗНЕС Online“ в сфере образования. — С другой стороны, чем больше людей пытается попасть в колледж, тем выше его авторитет».
И мы все же рискнули составить Топ-20 ссузов РТ.
На 1-м месте рейтинга — Казанское художественное училище им. Фешина: «Набор там совсем небольшой — штучный „товар“, и единицы могут туда поступить»
В ПЕДАГОГИ — ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА. ИЛИ..?
Прежде всего любопытно отраслевое распределение татарстанских ссузов. Первенство за техническими, их 35, агропромышленных — 15, медицинских — 12, творческих — 10, педагогических — 6, нефтехимических — 3. Оставшиеся 16 можно условно отнести в «Разное». И самая жаркая битва за места, как выясняется, проходит не в технических ссузах (хотя именно они с разных трибун объявлены приоритетом), а в медицинских, педагогических и творческих.
В Казанском хореографическом училище — внутренний конкурс и никаких аттестатов
На 1-м месте рейтинга — Казанское художественное училище им. Фешина. «Набор там совсем небольшой — штучный „товар“, и единицы могут туда поступить», — объяснила популярность «художки» Залялова. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в приемной комиссии училища, на специальность «Живопись» в этом году был конкурс 11 человек на место (бюджетных мест — 9), на «Дизайн» — 9 (бюджетных мест — 17). В целом больше сотни бюджетных мест в творческих ссузах не бывает. К тому же в ряде таких заведений — внутренний конкурс и никаких аттестатов. В Топ-20 компанию художникам составляют казанские театральное и хореографическое училища.
Многие выпускники Казанского театрального училища успешно продолжают свое образование в ведущих театральных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга на актерском и режиссерском факультетах
Казалось бы, не пропадают даром усилия правительства по повышению престижа профессии учителя: на 2-м месте топа — Казанский педагогический колледж. Наряду со столичным средним педом в рейтинг вошли «кузницы педагогов» Набережных Челнов, Нижнекамска и Арска. «Правительство установило средний уровень зарплаты для учителей, в том числе, не меньше, чем в экономике, и отношение к учительскому труду поменялось», — констатирует Залялова. Однако здесь есть свои «но». «Я далека от мысли, что все пришли мотивированными на профессию педагога, — охлаждает излишний восторг директор казанского педа. — Есть и другая мотивация, когда семья решает, чтобы ребенок поступил в такой колледж: строго, качественно и хороший коллектив». С ней согласен вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко: «Спрашиваешь: хочешь быть педагогом? Часто отвечают: мне бы хоть какую-нибудь специальность получить, а дальше пойду на высшее».
Высокую востребованность показывают сразу 5 медицинских училищ. Как объяснил «БИЗНЕС Online» Хоменко, причина в том, что медицинское направление актуально всегда. Также диплом медучилища — отличный трамплин для поступления в вуз. Напомним, в 2016 году на место в казанском меде претендовали 12 человек.
Казанский педагогический колледж: «Спрашиваешь: хочешь быть педагогом? Часто отвечают: мне бы хоть какую-нибудь специальность получить»
ПРОСТО НЕ ХОЧЕТСЯ СДАВАТЬ ЕГЭ...
На фоне художников, медиков и педагогов меркнут технические ссузы: в Топ-20 их всего 5, и 2 из них работают под крылом вузов — КНИТУ и КГЭУ. «Популярность этих колледжей во многом связана с последующим поступлением в вуз, — отмечает Хоменко. — К тому же там высококвалифицированные преподаватели, к учебному процессу подключаются профессора». Но почему остальные три десятка технических профучреждений не дотягивают и до трех человек на место? Не будет откровением сказать, что преподаваемые там специальности малопрестижны. И часть вины за такое положение дел лежит на самих работодателях. Как подчеркивает Хоменко, большую роль играет кураторство профильных предприятий: «Связь с предприятием просто необходима. Не только на этапе профориентации, профотбора, но и в ходе учебы. Кураторство компаний играет решающую роль. Не министерство, а работодатель должен определять, кого и как готовить».
А как в реальности? «Откуда мы берем информацию о востребованности? — рассказывает Кареев. — Минтруд собирает ее с предприятий. Но предоставляют данные только порядка 50 процентов работодателей, если не меньше. То есть информация уже необъективна». Видимо, не зря в своем послании Госсовету Рустам Минниханов подчеркнул, что «все образовательные программы должны быть сформированы с учетом требований экономики»: «Работодателям следует более активно включаться в их разработку, а не занимать выжидательную позицию».
Средние профессиональные образовательные учреждения РТ по направлениям
Интересный комментарий на этот счет дал источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли, знакомый с ситуацией в профильном казанском колледже: «Кругом говорят, что авиастроение будет развиваться и работа на авиазаводах все больше интересует молодежь. Но мне кажется, что ее больше не работа интересует, а ЕГЭ сдавать не хочется: в колледже ведь его нет — госаттестация. „Заодно“ специальность получаешь, можешь работать. А если мозги есть, в вуз пойдешь. Смотрите, по окончании колледжа на предприятия авиапрома расходится максимум 50 процентов, а скорее всего — 30 процентов... То есть колледж востребован как базовое образование. Тогда о каком увеличении интереса к рабочим специальностям можно говорить?.. Чья это вина? Да во многом тех же заводов. Им нужна только дешевая рабочая сила. Практикантов ставили за станки, выжимали последние соки, мало платили. Какой тут учебный план?! Доходило до конфликтов с КВЗ, КМПО, которые прямым текстом говорили, куда они посылают учебный процесс колледжа. Предприятия авиапрома ни копейки не дали колледжу на модернизацию. А, к примеру, Улан-Удэнский авиазавод своему техникуму выделил 50 миллионов. У нас же КВЗ сказал, что у него денег нет, поскольку он в холдинге „Вертолеты России“ и деньгами не распоряжается, Казанский авиазавод сетует на то, что авиастроительная корпорация денег не дает. А ведь Виталий Егорович Копылов не зря лелеял училище — сколько ребят оттуда приходило! Сегодня такого понимания нет. КВЗ говорит: „У меня 40 человек на одно место в очереди, а свистну — еще столько же прибежит, и на кой мне ваши спецы?“ А ведь когда-то гендиректора КВЗ и КМПО — Александр Лаврентьев и Александр Павлов — поддерживали техникум. Может, потому что сами его оканчивали? Или задачи были помасштабнее?»
Потенциально интересный опыт в этом смысле может появиться у Лаишевского технико-экономического техникума, на базе которого создают ресурсный центр по подготовке специалистов для обслуживания авиационного транспорта. В ссузе открыто новое направление — «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Если попросту, там будут готовить авиационных техников. По словам Кареева, дело пошло благодаря «Тулпар Аэро Групп». Компания помогает создать техническую базу, берет студентов на практику, специалисты «Тулпара» читают курсы. «Готовить будут примерно 20 человек, половину из них „проглотим“ мы, но, думаю, специалисты будут востребованы и в других местных профильных компаниях, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким. — А вообще, планируется готовить для всей России. Лет 20 толком не занимались профтехобразованием, необходимость в нем большая: заводы начали подниматься, импортозамещение идет, армия насыщается современной техникой. Но пока многое зависит от позиции конкретных людей. В Лаишевском районе глава Михаил Афанасьев к этому вопросу неравнодушно относится. Он, кстати, сам из семьи учителей — может, в этом все дело?» «Вы не поверите, у меня второй год на авиатехников приходят ребята с аттестатами с отличием после 9 класса!» — удовлетворенно отмечает Кареев.
Медико-фармацевтический колледж — отличный трамплин для поступления в вуз
«ЗАНЯТЬСЯ ЗЕМЛЕЙ ПОКА РУКИ НЕ ДОХОДЯТ»
Интересно, что высокого конкурса не показал ни один нефтяной ссуз (а их в РТ три: в Нижнекамске два и один в Лениногорске), хотя они и принимают выпускников с высоким средним баллом. По мнению Хоменко, роста потребности в кадрах в этой отрасли нет, более того, учитывая автоматизацию производства, наблюдается сокращение рабочих мест. Впрочем, определенную роль могла бы сыграть пропаганда, более активное освещение перспектив развития нефтяной отрасли в Татарстане — добычи трудноизвлекаемых нефтей: «Школьники видели бы, что добыча будет наращиваться, и поступали бы с большей охотой — это хорошо оплачиваемая работа. А пока они видят сложности с трудоустройством».
Невеселая ситуация с сельскохозяйственными ссузами. О конкурсе нет и речи. Средний балл почти всегда ниже четырех. «Можем прямо сказать, что пока мы не смогли закрепить сельскую молодежь на селе», — констатирует Хоменко. Директор Нижнекамского агропромышленного колледжа Алмаз Кадыров в беседе с «БИЗНЕС Online» признал, что набирать школьников на специальности сельского хозяйства «сложновато». «Мы много говорим с высоких трибун, но реально заняться землей пока что руки не доходят», — говорит он. Аграрные предприятия не горят желанием сотрудничать с ссузами, а положительные примеры опять-таки связаны с образом мыслей конкретных личностей. Кадыров рассказал, что одно предприятие даже отправляло студентов на практику за границу, но после смены руководства новому директору это стало не нужно.
Кстати, как сообщили «БИЗНЕС Online» в минобразе РТ, в ближайшее время будут ликвидированы филиал Бугульминского аграрного колледжа в Ютазинском районе и Апастовского аграрного колледжа в Кайбицком районе.
Казанский технологический колледж
Печально, что и в педагоги самих ссузов пойдут немногие. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в нескольких техникумах, зарплата преподавателя — 12 - 16 тыс. рублей. «Выкручиваемся за счет внебюджетных направлений, работы в вечерних отделениях, — говорит Кадыров. — Пытаемся поднять зарплату до 18 - 20 тысяч». «Стараемся поднимать зарплату за счет проведения коротких курсов на платной основе, — рассказывает Кареев — Готовим трактористов, поваров, кассиров». «Если в школах зарплату подняли, то в колледжах она так и осталась на очень низком уровне, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в одном из технических ссузов. — В результате работают либо ветераны (которых к тому же выдавливают по среднему возрасту), либо зеленая молодежь. Раньше как было? Хорошо работал на заводе, вышел на пенсию — можешь в техникуме преподавать, к пенсии хорошая зарплата. А сейчас в техникум не затащишь — и работающие отказываются, и пенсионеры. Ничего не будет без престижа преподавательской профессии». Тем временем, как уверяют в минобре, в настоящее время средняя зарплата преподавателей СПОУ и мастеров производственного обучения в РТ составляет 22,8 тыс. рублей и, согласно «майским указам» президента РФ, к 2018 году должна увеличится до средней по региону.
Казанский энергетический колледж
«ОТНОШЕНИЕ, КАК КОГДА-ТО К ПТУ»
«Если на Западе колледжи престижны так же, как хорошие школы, то у нас такого нет, — поделился с „БИЗНЕС Online“ размышлениями известный педагог, директор казанской школы СОлНЦе Павел Шмаков. — Как со школами? Какие-то из них хорошие, другие за ними тянутся, вузы есть продвинутые, а есть — не очень. А к колледжам у нас давнее отношение, как когда-то к ПТУ. Увы, они в целом никому не нужные, поэтому и отношение соответствующее. Это все очень грустно... В нашей стране колледжи — это второй сорт. До них руки не дошли. Колледжей в списке первостепенных проблем нет. И ощущение этого клейма второсортности есть и на учителях, и на учениках».
Возможно, эту проблему сегодня пытаются решить при помощи создания ресурсных центров. «Решению задачи по подготовке квалифицированных кадров с участием образовательных организаций и предприятий способствует создаваемая сеть ресурсных центров, — подчеркнул в недавнем послании Госсовету РТ президент Татарстана Минниханов. — На этот год в республике их 20, в ближайших планах доведение количества центров до 30»
Казанский торгово-экономический техникум
Но пока и само понятие «ресурсный центр» — больше вещь в себе. Трудно понять, чем они отличаются от ссузов, на базе которых такие центры создаются. Судя по официальным заявлениям, разница — в накачке современным оборудованием, квалифицированным преподавательским составом, плюс усиленная помощь профильных предприятий. Но некоторые эксперты «БИЗНЕС Online» не разделяют восторга от идеи таких центров, указывая на то, что, во-первых, есть угроза создания громоздких структур, а во-вторых, благополучие «ресурсников» достигается за счет их коллег — техникумов и колледжей, которым не удалось попасть в программу. «В целом база вроде бы улучшается, но прорехи остаются, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в сфере образования. — К примеру, авиастроительный колледж под создание ресурсного центра объединили с машиностроительным: 2600 студентов, обширная инфраструктура. Но кто-нибудь задумался о том, что таким комплексом управлять, мягко говоря, непросто? У нас есть специалисты такой квалификации? И потом, пока получается так, что если ресурсным центрам что-то дают, это пока означает, что другим чего-то недодают». Как сообщили «БИЗНЕС Online» в минобразе РТ, за три года бюджет РТ выделил на создание ресурсных центров 2,3 млрд. рублей (ремонт — 2039,3 млн., закупка оборудования — 337 миллионов). Отметим и начавшуюся работу, как говорят в минобразе, по оптимизации и реорганизации ссузов. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в министерстве, реформы коснутся всего СПО Чистопольского района, в Нижнекамске объединят техникум нефтехимии и нефтепереработки, нефтехимический и технологический колледжи, а Альметьевский колледж физической культуры присоединят к Казанскому училищу олимпийского резерва.
Можно предположить, что решение проблемы «второсортности» СПО станет одной из главных задач на обозримое будущее для Фаттахова, который недавно категорически опроверг слухи о своей грядущей отставке, заявив, что «много начатых дел нужно завершить».
==table1313==
==table1315==
==table1316==
==table1317==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.