Сегодня напротив здания на ул. Фучика, 55б прошел одиночный пикет против агрессивной рекламы торговой сети «Пивоман» Сегодня напротив здания на улице Фучика, 55 Б прошел одиночный пикет против агрессивной рекламы торговой сети «Пивоман»

«ВЫБОРОЧНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ВСЕХ ПРАВИЛ НИКАКОГО РЕЗУЛЬТАТА НЕ ДАСТ»

Сегодня напротив здания на улице Фучика, 55 Б прошел одиночный пикет против агрессивной рекламы торговой сети «Пивоман». Студент одного из казанских вузов Нияз Аманов вышел с самодельным плакатом на улицу Фучика, где в доме № 55 Б с одной стороны располагается отделение педиатрии, а с другой — магазин сети «Пивоман». «Я пришел сюда для того, чтобы поддержать петицию „Остановите „Пивоманию“ в Казани!“, я выступаю против алкоголизма в среде молодежи», — заметил молодой человек в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Место для пикета было выбрано не случайно — в одном торце здания размещен офис педиатрии, а в другом — пивной магазин в нарушение требований ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Продавщица «Пивомана» поинтересовалась у корреспондента «БИЗНЕС Online», что происходит перед магазином. Узнав, что это пикет общественного активиста, она сморщилась и выпалила: «Делать людям нечего, лучше бы работал, чем протестовать». Женщину абсолютно не смутило местоположение магазина: «Как будто все эти законы исполняют».

Местные жители по-разному реагировали на протест. Евгения, у которой подрастает 6-летний сын, к пивмагу равнодушна, по ее мнению, все зависит от воспитания: «Как заложишь в человека отношение к спиртному, какой пример в семье покажешь, так оно и будет, а есть пивнушки по дороге или нет — без разницы». Другая женщина, мать двух дочерей, оказалась категорически против такого соседства. «По всему городу наоткрывали, куда ни плюнь!» Третья собеседница, представившаяся Алиной Зариповой, отметила, что в России уже стало привычкой все запрещать. «Если соблюдать законы, тогда уже повсеместно. Тут и в „Магните“, и рядом в „Пятерочке“ алкоголь продают. А на остановке Сыртлановой вообще магазин „Продукты“ совмещен с баром „24 часа“. Там как входишь — сразу барная стойка, и контингент „не первой свежести“. Дети это все видят. А выборочное соблюдение всех правил никакого результата не даст», — заявила женщина.

УФАС обнаружило нарушения в 35 из 63 магазинов сети УФАС обнаружило нарушения в 35 из 63 магазинов сети

«КУДА СМОТРЯТ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ, ИЛИ У НИХ СЛИШКОМ ВЫСОКИЕ ПОКРОВИТЕЛИ?»

Между тем у пикета — богатая предыстория. Две недели назад на сайте change.org была опубликована уже упомянутая петиция. Ее автор, редактор газеты «Сираҗи сүзе» Искандер Сираджи, намерен достучаться до президента РТ Рустама Минниханова и привлечь владельцев сети магазинов «Пивоман» к соблюдению закона «О рекламе» и ряда постановлений Казгордумы.

«Мы возмущены агрессивной, яркой и незаконной рекламой алкоголя на вывесках магазинов „Пивоман“, — говорится в обращении. — Слово „пивоман“ используется как образ человека, систематически пьющего пиво, что цементирует в общественном сознании ложный вывод о „правильности“ постоянного употребления пива, создает иллюзию одобрения обществом такого поведения. Вывески и витринные конструкции обращаются, в том числе, и к малолетним, так как круглосуточно доступны для обозрения горожанам всех возрастов».

Петиция сопровождается видеороликом, в котором перечисляют болезни, которыми «награждают» производители любителей пенного напитка. Напугав такими диагнозами, как «цирроз печени», «панкреатит», «диабет», «бесплодие», «неврастения», автор ролика перешел собственно к предмету видео — нарушениям «Пивомана». «Вывеска „Пивомана“ чаще других бросается в глаза, наверное, из-за своего названия, слишком уж на „наркоман“ похоже, хотя пивоманию можно, наверное, сравнить с наркоманией, — заметил голос за кадром во время видеоряда с магазинами сети. — Пиво публично рекламировать нельзя, а в названии „Пивоман“ слово „пиво“ присутствует. Куда смотрят контролирующие органы, или у них слишком высокие покровители?» Автор видео также указал на то, что сеть «Пивоман» «уже попадала в поле зрения правоохранительных органов, но делу ходу не дали». «Интересно, крыша помешала или нарушения не выявились? Но почему тогда мы видим эти нарушения?» — вопрошает противник пивной рекламы.

По мнению возмущенного «спаиванием молодежи» и «уничтожением генофонда нации» Сираджи, подавляющим большинством магазинов сети «Пивоман» нарушаются п. 5, ч. 1, а также п. 5 ч. 2 ст. 21 федерального закона «О рекламе», а витринные конструкции магазинов выполнены с нарушением требований п. 16, п. 198.4.4. и п. 198.5.5. решения Казгордумы «О правилах благоустройства города Казани».

Всего, по данным справочного сервиса «ДубльГИС», в Казани открыты 63 торговые точки «Пивомана». Следовательно, по мнению Сираджи, владелец бренда 63 раза нарушил закон «О рекламе». В ряде случаев мерцающие при ночном освещении хищные вывески магазинов, выполненные большими красными объемными буквами, размещены на расстоянии менее 100 м от детских или медицинских учреждений — детского сада «Фиолетовая корова» (улица Глушко, 6), стоматологии «Камелия мед» (улица Кул Гали, 27), от педиатрии (улица Фучика, 55 Б), что является нарушением п. 6 ч. 2 ст. 21 закона. Недовольство автора петиции простирается и на магазин на Восстания, 61, чья рекламная конструкция использует мерцающий свет.

«Просим поддержать петицию для направления ее президенту Республики Татарстан с просьбой взять под личный контроль принуждение сети магазинов „Пивоман“ к соблюдению законодательства РФ», — заключил автор документа.

«ПУСТЬ РАБОТАЮТ, НО В РАМКАХ ЗАКОНА»

Всего под петицией на данный момент подписались более 770 участников кампании. Однако на этом Сираджи не остановился. «Мы подали заявление в УФАС, в управление административно-технической службы и в аппарат президента, — заявил он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — От антимонопольного ведомства уже получили ответ с признанием нарушения закона!»

Республиканский антимонопольный комитет действительно разглядел в кричащих вывесках нарушение законодательства. Прежде всего оно связано со словом «пиво», которое содержат все без исключения вывески. «Решением комиссии вывески по указанным адресам (в списке 35 адресов торговых точекприм. ред.) признаны не соответствующими п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ „О рекламе“ в части рекламирования алкогольной продукции — пива», — говорится в ответе антимонопольного органа. Вина владельца бренда связана с тем, что он «размещал вывески „Пивоман“, монтируемые и располагаемые на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их». УФАС по РТ уже подало иск в Арбитражный суд РТ в отношении ИП Казаковой Н. А.

Еще более угрожающим для владельцев сети выглядит ответ от исполкома Казани. Чиновники мэрии провели проверку и обнаружили те же нарушения, что и антимонопольщики. «За эксплуатацию средств наружной информации без паспорта, согласованного с уполномоченным органом, и за размещение наружной информации в неустановленных для этих целей местах по указанным в обращении адресам составлены и направлены на рассмотрение в административную комиссию Казани 6 протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 3.6 и части 1 статьи 3.5 Кодекса РТ об административных правонарушениях», — гласит ответ на запрос Сираджи, подписанный начальником управления административно-технической инспекции исполкома Казани Альфиром Шамсутдиновым. На протоколах мэрия не остановилась — к 11 октября витрины у 4 магазинов были демонтированы.

Проверки исполкома и УФАС — не единственная «беда», которую уронил на головы казанских пивных дистрибьюторов журналист. Впереди «Пивоман», возможно, ждет налоговая проверка. «Мы не против продажи алкоголя, это опять же позволяет собирать налоги в казну республики, но с налогами здесь все опять же не так гладко, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“. — Это омская компания, налоги уходят туда, а не остаются здесь. По нашей информации, которую мы пока не проверили, эти магазины не оформлены соответствующим образом, они и налоги могут не платить в казну в должной мере. Для разъяснения этой ситуации я и написал в налоговую, чтобы они все проверили».

Сам инициатор непримиримой борьбы с пивоманией рассказал «БИЗНЕС Online», что занимается этим вопросом по просьбе жильцов нескольких домов, которые неоднократно обращались к нему как к представителю СМИ с жалобами.

«Я пообщался с общественными организациями и по их совету начал писать обращения в различные инстанции, — объяснил Сираджи. — В ответ столкнулся с тем, что начал получать в свой адрес много грязи. Пошли обвинения, что я расчищаю место для другой сети. Пусть это объяснят жителям ближайших к „Пивоману“ домов и родителям детей, которые ведут их в садик через рекламу пива! Чем меньше рекламы спиртного будет перед глазами, тем меньше мы будем пить. Это как с сигаретами: скрыли их в супермаркетах — люди стали меньше курить».

Вместе с тем Сираджи отмечает, что его борьба не носит непримиримый характер, претензии будут сняты, если магазины начнут работу на законных основаниях. «Но для этого придется закрыть точки, которые торгуют пивом рядом с больницами и детсадами, а вывески и рекламу привести в соответствие с требованиями законодательства», — заключил собеседник издания.

ПИВОМАН ЛУЧШЕ ВСЕГО РАЗЛИВАЕТСЯ В ТАТАРСТАНЕ

На сайте торгово-розничной сети размещен счетчик с указанием количества открытых торговых точек. В соответствии с ним, «Пивоман» работает уже в 71 городе страны, всего же магазинов в сети 326. Нельзя не отметить предрасположенность «Пивомана» к развитию именно в Татарстане. Если верить сайту, сеть работает в 14 населенных пунктах республики: Казань, Алексеевское, Альметьевск, Базарные Матаки, Зеленодольск, Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь, Лениногорск, Бугульма, Васильево, Заинск, Джалиль, Елабуга. Всего же сеть присутствует в 8 регионах: в Омской, Новосибирской, Нижегородской и Ульяновской областях, а также в республиках Башкортостан и Чувашия. Но рекой пиво льется только в Татарстане — в других регионах открыты магазины только в столицах. Всего в Татарстане открыто 85 магазинов, тогда как на родине «Пивомана» их 58. 17 магазинов работают в Чувашии, 15 — в Башкортостане, 12 — в Марий Эл, 5 — в Нижнем Новгороде и 1 — в Новосибирске.

По данным справочного сервиса «Контур-Фокус», зарегистрированным в Казани на проспекте Ибрагимова, 27 ООО «ПивоМан» управляет Альфия Камынина (корни ее бизнеса уходят в Самару). Она же указана в учредителях общества, директору принадлежит 25% «Пивомана», а 75 % — самому обществу. Как упомянуто в истории компании, еще в феврале 2013 года его учредителями были Дмитрий Казаков, Станислав Никитин и Наталья Морозюк. Сейчас же Казаков является директором и учредителем ООО «ТД «Пивоман», зарегистрированного в Омске. В 2015 году на балансе общества находилось 29,1 млн. рублей, оно получило выручку в 37,9 млн. рублей и чистую прибыль в размере 2,9 млн. рублей. Всего зарегистрировано более 10 юрлиц, содержащих слово «пивоман», в Волгограде, Уфе, Нижнем Новгороде, Казани. Например, есть еще «Пивоман-Казань», его соучредители — все тот же Дмитрий Казаков, Максим Гурьев и Дмитрий Гладилин. Часть юрлиц с упоминанием слова «пивоман» ликвидирована — в Краснодарском крае и в Московской области.

Попытки дозвониться до учредителей сети по телефонам, обнаруженным в базе «Контур-Фокус», оказались безуспешными. Просьбы корреспондента издания к сотрудникам ООО «ТД «Пивоман» передать просьбу руководству прокомментировать непростую ситуацию тоже ни к чему не привели.

Вывески магазинов, выполненные большими красными объемными буквами, размещены на расстоянии менее 100 м от детских или медицинских учреждений Вывески магазинов, выполненные большими красными объемными буквами, размещены на расстоянии менее 100 м от детских или медицинских учреждений

«ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЕТ, ЧТО ЗА НАПИТКИ ТАМ ПРОДАЮТ, ДАЖЕ БЕЗ УПОМИНАНИЯ СЛОВА «ПИВО»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Азат Гайнутдинов — член Общественной палаты РТ, руководитель АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации»:

— Я, думаю, как и многие, против незаконной торговли алкоголем. Яркие светодиодные вывески, акции, где, например, каждая третья кружка пива в подарок, — это все, естественно, завлекает слабовольных граждан. Это усложняет и процесс реадаптации наших подопечных, так как алкоголь является главным врагом успешного завершения процесса ресоциализации. Конечно, трудно пройти мимо надписи, где, якобы, ты выгодно можешь «отдохнуть». Это касается не только сети «Пивоман», но и остальных продавцов пива.

Я не говорю о введении сухого закона, я лишь за то, чтобы все происходило в рамках действующего законодательства. В свое время введенный запрет на рекламу сигарет принес свои плоды. Когда тебя не зовут бесконечно с телеэкранов и рекламных вывесок попробовать именно их сигареты, то и не возникает желания покурить. Благодаря этому табу миллионы людей бросили курить, а еще большее число и не начинало. С пивом ситуация аналогичная ...

В соцсетях не первый день собирает сотни подписей петиция активистов, которую я, безусловно, поддерживаю, для чего также сделал репост записи к себе на страничку, надеюсь, нам удастся с ее помощью призвать действовать и вести торговлю алкоголем цивилизованно.

Мария Горшунова — гендиректор производственно-коммерческой фирмы «Майдан»:

— Во-первых, я должна констатировать факт, с которым, наверное, согласятся все. С тех пор как в России началась компания по деалкоголизации населения, мы видим ее реальные плоды. Люди стали пить реально меньше. Я имею в виду не каких-то деклассированных элементов или алкоголиков, а среднестатистическое население. Наверное, не в последнюю очередь это произошло потому, что ушла реклама алкоголя из телевидения, из всех наших средств массовой информации. И с этим трудно спорить.

С другой стороны, есть понимание того, что рестораны все-таки должны обозначать свою специализацию. Например, если это пивной дом, Beerhouse, то там так и будет написано — пивной дом. И российское УФАС уже писало такое письмо, что в рекламе употреблять эти слова нельзя, а в названии ресторана, если он пивной, можно. Чтобы отметить специализированную направленность этого заведения. И у меня есть это письмо.

Другой вопрос — насколько смена вывески, изъятие слова «пиво» сыграет роль в сокращении популярности пива. Вот смотрите: «Игристое», «Пенное» и тому подобное — эти же названия с явным намеком. Человек понимает, что за напитки там продают даже без упоминания слова «пиво». Так что я считаю, что «Пивоману», наверное, не имеет смысла убирать вывески. Даже если они переименуются как-то по-другому, все равно будет понятно, что там продают пиво.

Игорь Шолохов — руководитель Казанского правозащитного центра:

— Если это все не запрещено, то почему производители или продавцы какого-то товара должны быть лишены права его рекламировать? Они же берут разрешение на открытие такого заведения у местных властей, согласуют этот вопрос с антимонопольной службой. Не просто же так они баннер какой-то выставляют? За это могут оштрафовать. А если все это проведено в соответствии с законодательством, то почему им это делать нельзя?

Если бы они написали «продаем наркотики», то это было бы незаконно. Написали бы «Продаем оружие» — такую рекламу тоже делать нельзя. На все это нужно смотреть с точки зрения соблюдения законодательства. Если это не запрещено законом — значит, можно. А если противоречит законодательству — тогда нельзя.