Агитационный плакат «Да здравствует Октябрьская революция!». 1921 год. Автор неизвестен. Государственная библиотека им. Ленина (чтобы увеличить, нажмите)Фото: ©Павел Балабанов, РИА «Новости»

ПОЧЕМУ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА БУДОРАЖИТ УМЫ 100 ЛЕТ СПУСТЯ?

Тема проекта выбрана не случайно. ХХ век был для нашей страны столь бурным и богатым на перемены, что было не так много возможностей остановиться, оглянуться назад и оценить свое прошлое. С распространением интернета и началом эпохи «сытых нулевых» в России рефлексия и дискуссии вышли на новый уровень. Оказалось, что люди остро и эмоционально реагируют на события, давно ставшие частью учебников истории. Правда, и учебники постоянно переписываются. Пытаясь найти истину, спорят до ожесточения о роли Николая Второго и Сталина, о Великой Отечественной войне и распаде СССР не только специалисты, но и люди, далекие от гуманитарных наук.

В последние пару лет тема революции 1917 года стала звучать все чаще — в первую очередь из-за тревожных политических и экономических процессов. Российские СМИ уже буднично пугают граждан Третьей мировой войной и ставят диагнозы обществу 1910-х и 2010-х годов, пытаясь найти параллели. В 2015 году министр культуры РФ Владимир Мединский заявил о необходимости создания «платформы национального примирения» в отношении интерпретации Февральской и Октябрьской революций. В ее основе среди прочего значатся осознание трагизма раскола общества и уважение к героям с обеих сторон. В условиях, когда общество и государство пытаются в прошлом найти ответы на вопросы о настоящем и будущем, особенно интересно визуально переосмыслить произошедшую 100 лет назад смену эпох.

То, в каких цветах и оттенках будут нарисованы картины прошлого, зависит от личного восприятия дизайнеров. Название проекта «100 лет революции» не ограничивает их ни жанрово, ни содержательно. Художники могут изобразить реальные исторические факты либо свои ассоциации, революцию как столкновение политических сил или брожение идей в обществе, трагедию маленького человека или огромного государства. Оригинальная трактовка и форма подачи материала приветствуются.

Агитационный плакат «Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить!». Репродукция. Художник Виктор Иванов. Выставка «Шедевры русского плаката». Центральный Дом художника (чтобы увеличить, нажмите)Фото: ©Сергей Субботин, РИА «Новости»

АРТ-ПРОЕКТ: КОНЦЕНТРАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Вторая, но не менее значимая цель нашего проекта — собрать профессиональных дизайнеров Казани и республики на одной площадке, показать жанры и стили, в которых они работают. Плоды творческих трудов участников арт-проекта появятся в корпоративных календарях «БИЗНЕС Online», а в декабре в казанском центре современной культуры «Смена» пройдет выставка работ. Она позволит познакомить широкую публику с дизайнерским сообществом Татарстана, даст возможность заявить о себе новым талантам.

Куратором проекта выступает известный казанский архитектор-дизайнер, преподаватель графического дизайна с 17-летним стажем Сергей Насекин. По его мнению, предстоящее мероприятие будет необычным и для самих дизайнеров. Во-первых, концептуальна сама идея проекта — отразить отношение к революции людей разных поколений: от 20 до 70 лет. Во-вторых, сейчас в Казани нет площадки, на которой представители этой творческой индустрии могли бы ознакомиться с опытом коллег, найти единомышленников. Насекин отметил, что молодые дизайнеры зачастую не знают старшего поколения. А оно начинало работать в те годы, когда самого слова «дизайн» в стране еще не знали.

«В 90-е годы у дизайнерского сообщества контактов было больше, как это ни странно, — рассказал куратор проекта. — Была, например, галерея «Волга» на улице Баумана, где собирались художники. Сейчас таких мест для сбора, общения нет. И возникла идея собрать дизайнеров разных поколений, познакомить с работами старших коллег, изучить творчество друг друга. Некоторые уже дали согласие участвовать в выставке, в их числе старейший татарстанский художник и дизайнер Григорий Львович Эйдинов».

Таким образом, тематическая экспозиция позволит в определенной степени получить представление о том, как развивалось изобразительное искусство в Татарстане в последние полвека.

Плакат «Октябрьский ураган». 1920 год. Художник Виктор Дени (чтобы увеличить, нажмите) Фото: ©РИА «Новости»

«Тем интереснее будет потом увидеть, как отличаются подходы в интерпретации революции, — отмечает Насекин. — В 90-е годы отношение к этим событиям было чаще всего отрицательным. Сейчас появляются новые факты, смыслы. В любом случае для нашей истории это словно яркая вспышка света, генератор энергии, которая охватила всех, но приводила к разным результатам. Что эта энергия приносила, зависело от того, кто был ее носителем. И без эмоций в оценке данных событий, конечно, нельзя обойтись, абстрагироваться. Я буду оценивать работы с эстетической точки зрения, а содержанию рисунка будут давать оценку журналисты и руководство газеты. Жестких требований мы не ставим, потому что не хотим ограничивать людей в их творчестве», — пояснил куратор арт-проекта «100 лет революции».

Подробнее узнать об условиях участия в проекте можно здесь.