Назначение Ленара Габдурахманова стало полной неожиданностью как для сотрудников республиканской ГИБДД, так и для контрагентов ведомства, в том числе высокого ранга Назначение Ленара Габдурахманова стало полной неожиданностью как для сотрудников республиканской ГИБДД, так и для контрагентов ведомства, в том числе высокого ранга Фото: gibdd.tatarstan.ru

«МЫ ДУМАЛИ, ЧТО ИБРАГИМОВ БУДЕТ НАЧАЛЬНИКОМ»

В тот момент, когда Рифкат Минниханов закрыл за собой дверь после понедельничной пресс-конференции, на которой объявил о своей отставке, первое рабочее совещание в новой должности начал Ленар Габдурахманов. Пока что его должность сопровождает приставка и. о., но сам его предшественник не оставил сомнений, что она временная: «Секрета нет, в любом случае документы будут готовиться на него».

Между тем, по информации «БИЗНЕС Online», назначение Габдурахманова стало полной неожиданностью как для сотрудников республиканской ГИБДД, так и для контрагентов ведомства, в том числе высокого ранга. «Я еще от этого парадокса не отошел», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» кадровое решение один из высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов. Крайне удивлены назначению даже друзья и знакомые Габдурахманова, с которыми нам удалось пообщаться.

Сама предстоящая отставка Минниханова давно была секретом Полишинеля — собственно, такие слухи ходили как минимум еще в начале 2015 года, когда истекли положенные по закону возрастные лимиты для, пожалуй, самого влиятельного в Татарстане полковника. Тогда ему прочили чин главы МЧС РТ. При этом мало кто сомневался, что на смену ему придет опытнейший 49-летний Рустем Ибрагимов, которого Минниханов буквально в феврале 2015 года забрал из начальников отдела ГИБДД по Казани себе в замы. Напомним, тогда на пенсию ушли сразу два из трех заместителей главного автоинспектора — Масхут Мифтахов и Ильфар Равилов. Тогда же на повышение пошел начальник контрольно-профилактического отдела Юрий Ставниченко.

Сам замначальника республиканского ГИБДД, которому прочили место шефа, решение вышестоящего руководства комментировать отказался. «Есть решение руководства, оно принято и вступило в силу в отношении исполнения обязанностей, я как человек, который носит погоны, не могу это решение комментировать», — заметил Ибрагимов в разговоре с «БИЗНЕС Online».

35-летнего Габдурахманова, который только в октябре 2015 года возглавил отдел ДПС и взаимодействия с правоохранительными органами, до начала этой недели попросту мало кто знал.

«Это темная лошадка, нам вообще о нем ничего не известно, с этим человеком мы не сталкивались и ни разу не пересекались, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ представитель федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиль Хайруллин. — Мы думали, что Ибрагимов будет начальником, он полный путь сотрудника ГИБДД прошел, был командиром полка ДПС, дослужился до зама Минниханова, но что-то пошло не так». Точно такую же характеристику дали и практически все опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты.

На рассмотрение министру было представлено несколько кандидатур, одним из которых действительно был Ленар Ибрагимов Рустем Ибрагимов: «Есть решение руководства, оно принято и вступило в силу в отношении исполнения обязанностей, я как человек, который носит погоны, не могу это решение комментировать» Фото: gibdd.tatarstan.ru

В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», почему все-таки Габдурахманов, а не Ибрагимов, Минниханов ответил так: «Не я выбирал, выбирал министр, и он должен сказать, почему остановился на нем [Габдурахманове]. Нормальный, молодой, перспективный офицер». Рифкат Нургалиевич добавил, что на рассмотрение министру было представлено несколько кандидатур (по сведениям наших источников, их было триприм. ред.), одним из которых действительно был Ибрагимов.

Получается, глава МВД по РТ Артем Хохорин по какой-то загадочной причине оставил за бортом ближайшее окружение Минниханова и возвысил человека, который верен лично ему и лучше встроится в вертикаль власти?

«ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНИМАНИЕ, ЧТО МЫ НАХОДИМСЯ В СИСТЕМЕ МВД»

Заметим, что Минниханов довольно резко раскритиковал «федерализацию» ГИБДД по РТ, которая началась с перевода правоохранительных органов на финансирование из федерального бюджета и пока «не дает плюсов»: «Наша служба активно, прогрессивно развивалась до 2012 года. В 1992 году я пришел и до 2012 года, могу сказать, было понятно, как мы идем, куда идем. С 2012 года, к сожалению, как передали в федеральный бюджет, ситуация [стала] намного сложнее, моему преемнику будет сложно работать. Нам было комфортно, легко, ему будет тяжело». Главный минус — нехватка ресурсов. Система поощрения сотрудников (квартиры, премии) сломана, патрульные машины не дают, даже внедряемая Москвой система документооборота недоработана.

Артем Хохорин оставил за бортом полковничьего кресла ближайшее окружение Рифката Минниханова в виде всех его заместителей Артем Хохорин (слева) оставил за бортом полковничьего кресла ближайшее окружение Рифката Минниханова (справа) в виде всех его заместителей Фото: mvd.tatarstan.ru

Вместе с тем Минниханов дал понять, что смирился с потерей автономии ведомства: «Должно быть понимание, что мы находимся в системе министерства внутренних дел. Если раньше трактовалось, что Госавтоинспекция может существовать отдельно, такие мысли были, я считаю, что при том количестве сотрудников, которое на сегодня есть, это сложно реализовать».

Тем не менее в конце своей вступительной речи он фактически призвал бывших подчиненных не сдаваться: «Сегодня Госавтоинспекция имеет свое лицо. Но в Москве, я надеюсь, те позиции, которые у нас есть, мы не отдадим. Они ждут, наверное, когда мы сломаемся в какой-то части. Каждый хочет быть первым...»

КУРСАНТ СУВОРОВСКОГО С ОТЧИМОМ-СИЛОВИКОМ ИЗ МАРИЙ ЭЛ

Выполнять наказ «не сломаться» предстоит новому начальнику ГИБДД, который действительно лошадка темная. Информации о нем в открытых источниках практически нет. Как говорят, Габдурахманов до крайности скрытен не только в общении с коллегами, но и с близкими людьми.

Известно, что родился он в Казани, но, как сообщил «БИЗНЕС Online» его достаточно близкий знакомый, воспитывал Габдурахманова не отец, а отчим, который был родом из Марий Эл и работал в силовых структурах лесной республики. Если это действительно так (найти других подтверждений «БИЗНЕС Online» не удалось), эта деталь отчасти сближает его с Хохориным: тот, как известно, три года был министром внутренних дел Марий Эл.

В 14 лет Габдурахманов поступил в Казанское Суворовское военное училище. В тот год там был большой конкурс, из ближайших регионов съехались поступать около 800 школьников, но только 200 из них перешагнули порог учреждения в качестве курсантов.

С сотрудниками отдела дорожно-патрульной службы и взаимодействия с правоохранительными органами УГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов (второй справа) с сотрудниками отдела дорожно-патрульной службы и взаимодействия с правоохранительными органами УГИБДД МВД по РТ Фото: gibdd.tatarstan.ru

Юный суворовец заработал от сослуживцев прозвище Абдулла (в переводе с арабского «слуга Бога»). Курсанты рассказывают, что он хорошо учился и всегда делал уроки, никогда не позволяя себе приходить неподготовленным. Вредных привычек за ним тоже было не замечено — к алкоголю и сигаретам был равнодушен. Рассказывают также, что на учебной скамье он проявлял качества если не руководителя, то человека, который может брать на себя ответственность. Например, он мог твердой рукой направить хулигана на «праведный» путь и даже брал на себя ответственность за шалости других.

В 1997 году Габдурахманов закончил Суворовское училище, но в армию не пошел, поступив в Казанский юридический институт МВД, завершив курс в 2002 году.

«ГОНЯТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО, ИНАЧЕ СРАЗУ ПОПАДЕМ В ИНТЕРНЕТ»

Первые шаги на службе в Госавтоинспекции Габдурахманов начал в августе 1999 года простым тружеником полосатого жезла. Через пять лет, как сообщает официальная справка, в ноябре 2004 года его назначили командиром батальона ДПС полка ДПС республиканской ГИБДД. Однако в единственном упоминании подполковника в СМИ летом 2012 года он назван и вовсе командиром роты.

Тогда он отправил две патрульные машины и четыре байка Honda CBX 750 в рейд по выявлению нарушителей-мотоциклистов. Своим подчиненным гонять по улицам он запретил, чтобы аварию не спровоцировали, сообщала газета «Вечерняя Казань». «Гонять нежелательно, иначе сразу попадем в интернет, — предупредил он на разводе. — Сейчас у всех есть камеры на телефонах. Кроме цирка, ничего не получится». И здесь непубличность...

Впрочем, сегодня его не знают даже в байкерском сообществе: «Я с ним лично не знаком, до этого не пересекались, будем надеяться, что он будет приличным человеком, — рассказал «БИЗНЕС Online» президент байкерского клуба Trespassers Виктор Лопухов. На назначенца собеседник издания возлагает надежды. «Я не помню, чтобы кто-то из ГИБДД когда-то системно работал в Казани с байкерами, кроме двух раз в году на открытии и закрытии, когда сотрудники ГИБДД мелким бреднем проходятся по улицам, — добавил Лопухов. — Будем смотреть, как он будет выстраивать свою работу. У меня не было претензий к Минниханову, мы как жили, так и живем, надеюсь, что контакт какой-то [с новым руководителем ГИБДД] будет налажен».

... В новой должности Габдурахманову придется непросто. «Самое главное для него сейчас — удержать рост ДТП, консолидироваться с другими структурами», — рассказал газете источник Фото: inkazan.ru

«РАБОТАЛ ОН ВСЕГДА НА ТРАССЕ, ВСЕГДА НА ПЕРЕДОВОЙ»

По словам сослуживцев, Ленар Ринатович буквально жил на службе, мог работать 24 часа в сутки и нередко посиделки с друзьями или выходные в теплой компании отдавал на алтарь работы. Поэтому друзья и знакомые в принципе пророчили ему яркий карьерный взлет. Отметим, второе прозвище, которое «прилипло» к Габдурахманову со школьной скамьи, — Генерал — с каждым годом нарастало новым смыслом по мере его продвижения по карьерной лестнице.

«Я его знаю как командира отдельного батальона ДПС ГИБДД, как командира роты, он командир боевого подразделения, — заметил собеседник «БИЗНЕС Online». — Работал всегда на трассе, всегда на передовой, не сидел в городе над бумагами». По нашим сведениям, и. о. начальника республиканской ГИБДД успел поработать над наведением порядка при проведении Олимпиады в Сочи.

«Скромность — это его первая черта характера» — говорят приятели Габдурахманова, характеризуя его также как человека честного и порядочного. «Он никогда не брал никаких взяток и не был замешан в подобных историях», — подчеркнул источник «БИЗНЕС Online» важный для такой должности момент. При этом Ленар не замыкался в себе: когда к нему обращались за помощью, он не отказывал, но в ответ не принимал материальных благодарностей.

Кстати, семья возможного начальника ГИБДД по РТ живет очень скромно — в квартире в Азино. С 2006 года Ленар женат на Альбине, которая работает бухгалтером на одном из предприятий Казани. Супруги воспитывают сына. Плод любви — 8-летний Амир — в этом году пойдет в третий класс школы №159. Супруги, как говорят, давно мечтают о собственном доме, но пока не могут его себе позволить. Из увлечений в списке интересов и. о. начальника ГИБДД на первом месте стоят спортивное единоборство и рыбалка.

В новой должности (если кандидатуру все-таки утвердят окончательно) молодому офицеру придется непросто, считают наши собеседники. «Надо вникнуть во все нюансы по вопросам обеспечения безопасности, есть проблемы, связанные с перемещением грузов, с организацией дорожного движения, самое главное для него сейчас — удержать рост ДТП, консолидироваться с другими структурами, — рассказал источник издания. — Есть целый клубок нюансов, который Рифкат Нургалиевич держал, и их надо поддерживать хотя бы на прежнем уровне. Будет тяжело, будет очень тяжело. В особенности с учетом того, что он молодой руководитель».

Застать нового шефа ГИБДД на рабочем месте накануне нам не удалось. Дежуривший с 7 утра у главного офиса службы корреспондент «БИЗНЕС Online» так и не встретил его, в приемной утверждали, что шефа нет на месте. Охрана же, бдительно стерегущая вход в «святая святых» ГИБДД, лишь пожимала плечами и хитровато улыбалась, глядя на фотографию, которую показывал корреспондент. «Не видали такого, — честно глядя в глаза журналисту, говорили служивые. — Не примелькался еще, лицо незнакомое».

Рифкат Минниханов на своей пресс-конференции четко дал понять, что не собирается уходить на покой: «Я не говорю прощай, я говорю «до свидания» Рифкат Минниханов на своей пресс-конференции четко дал понять, что не собирается уходить на покой: «Я не говорю «прощай», я говорю «до свидания» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КТО БОЛЬШЕ ПРЕДЛОЖИТ ДЕНЕГ, ТУДА И ПОЙДУ»

Еще большая интрига, чем обстоятельства назначения нового руководителя ГИБДД по РТ, — это дальнейшая траектория карьеры Минниханова. На своей пресс-конференции он четко дал понять, что не собирается уходить на покой: «Я не говорю «прощай», я говорю «до свидания». Относительно нового места работы он пошутил: «Кто больше предложит денег, туда и пойду».

Но все-таки сделал ряд прозрачных намеков. Прежде всего он вряд ли захочет менять сферу деятельности, которой отдал почти четверть века. «Много работы быстро нельзя принимать, возраст уже не тот. От каждого человека должны быть польза и результат. Я всегда вспоминаю своего отца — он был директором простого лесхоза. До сегодняшнего дня его все помнят. И когда мне предлагали работать в должностях, у меня была мысль: лучше след оставить, где работаешь, чем „размазаться“ по вышестоящим должностям. Везде хорошо отработать невозможно. Результат можно получить в течение 15–20 лет», — сказал Минниханов.

При этом он заявил, что в его должности ему не хватило буквально года на то, чтобы реализовать мечту — создать в Российской Федерации и в Республике Татарстан интеллектуальную транспортную систему. И более того — создать структуру, которая этим занимается. «К сожалению, это связано с деньгами и не нашло поддержки, но мы придумали схему... Думаю, мы могли бы этим заняться, потому что ИТС — это мечта, за ним будущее», — сказал Минниханов.

Позже в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он четко исключил популярную в соцсетях версию о возможности своего трудоустройства в Росгвардии. И вновь, как и на пресс-конференции, намекнул: «Над безопасностью дорожного движения надо работать, работать и работать».

При ГИБДД существует разветвленная система внебюджетных фондов, которые никакой «федерализации» не подверглись При ГИБДД существует разветвленная система внебюджетных фондов, которые никакой «федерализации» не подверглись Фото: «БИЗНЕС Online» 

КАК СПАСТИ «ЗОЛОТО ПАРТИИ»

Где именно Рифкат Нургалиевич сможет реализовать созидательную мечту? Или речь действительно идет о создании новой структуры, или — что куда более вероятно — об уже существующих. Дело в том, что при ГИБДД существует разветвленная система внебюджетных фондов, которые никакой «федерализации» не подверглись. Их владелец по-прежнему правительство РТ, а финансовый донор — бюджет республики, в который поступают штрафы за нарушение ПДД. Роль этой поддержки подчеркивал на пресс-конференции Минниханов: «Из порядка 180 положенных машин 50 дала республика, 5 — федералы. Поэтому здесь будет непросто... Честно говоря, то, что в Татарстане по многим позициям все получается, это потому, что у всех тяжело насчет федерализации, а так как нам республика помогает, я думаю, мы держимся на плаву».

Косвенным подтверждением того, что в руководстве фондов возможны изменения, может служить начало их объединения. По данным системы «Контур-Фокус», с 1 июля ГКУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ БДД РТ» (правопреемник фонда БДД) находится в процессе присоединения к ГБУ «Безопасность дорожного движения». Есть и третья ключевая структура — ОАО «БДД», учрежденное МЗИО РТ в июле 2011 года.

Самый крупный «карман» из трех перечисленных — это дирекция, которая была создана еще в 1994 году. С октября 2010 года ее возглавляет Ислам Галлямов, также фигурирующий в списке учредителей мусульманской религиозной организации «Приход мечети «Шарафутдин» Казанского мухтасибата и организации «Приход мечети «Ибрагим» ДУМ РТ.

... Специализация ГБУ «БДД» — это согласование размещения объектов в придорожной полосе, а главное — весовой контроль в период сезонных ограничений на передвижение грузовиков
Фото: president.tatarstan.ru

За последнюю пятилетку дирекция разместила 626 госзаказов на 6,8 млрд. рублей, в том числе за последние 12 месяцев — 171 заказ на 1,8 млрд. рублей. В их числе чаще всего встречаются контракты, заключенные на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования систем фотофиксации, в том числе с знаменитым ООО «Автодория», контролируемым супругой главы минсвязи РФ Николая Никифорова. Но бывают и исключения в виде поставок двигателей для картинга или покупки фотоаппаратов Nikon S2900. Дирекция числится учредителем 8 лиц, в том числе НП «Федерация автошкол РТ», АНО «БДД», АНО «Центр хоккея на траве», АНО «Картинг-Центр», ГБУ «НЦБЖД», НУДО «ДЮАШ», ГУ «ЦБДД», АНО «СТК «Намус».

Специализация ГБУ «БДД», образованного в июле 2003 года, — это согласование размещения объектов в придорожной полосе, а главное — тот самый весовой контроль в период сезонных ограничений на передвижение грузовиков, который так раздражает дальнобойщиков. Изначально директором БДД был Ришат Мансуров, но в январе 2015 года его сменил Анас Адыев. БДД также распоряжается серьезными средствами — за последние 12 месяцев организация разместила заказов на 453 млн. рублей.

Что же касается ОАО «БДД», то это госкомпания является монополистом на «рынке» перевозок неправильно припаркованных автомобилей на штрафстоянки. Интересно, что при таком занятии организация убыточна — при выручке в 200 млн. рублей она ушла в минус в 2014 году на 23,7 млн. рублей.

Согласитесь, вряд ли право распоряжаться таким с любовью выстроенным хозяйством отдадут «молодому перспективному офицеру». Впрочем, пока что это всего лишь наш прогноз.