На этой неделе бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей одобрило поправки в Трудовой кодекс, которые разрешают работать 60 часов в неделю. Идея РСПП заключается в том, чтобы в случае письменного запроса работника работодатель мог разрешить работать дополнительно 20 часов в неделю без оформления внутреннего совместительства, не меняя штатное расписание. Журналисты газеты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у представителей делового сообщества РТ, сколько часов в неделю они работают и как относятся к инициативе РСПП.
Азат Хаким – директор авиакомпании «Тулпар»:
- На заре своего бизнеса я работал так, что 24 часов не хватало, а сейчас нет. Моя задача не работать самому, а четко расставить людей по способностям и возможностям, распланировать круг их задач и работу. У меня работает система, я только ее отслеживаю, контролирую и корректирую. Я могу позволить себе и к 12 на работу прийти, и раньше уйти, могу вообще не прийти. Сейчас есть мобильный телефон, Интернет, все вопросы можно решать и дома. Как правило, решения, принятые дома в спокойной обстановке, в результате становятся даже более эффективными, чем принятые на работе, когда отвлекают другие обстоятельства. У нас нет обязаловки сидеть с девяти до шести, бывает, иногда люди больше работают, бывает, меньше. Главное, чтобы человек выполнил свою задачу. Он может сделать ее за три часа, а может за тридцать. Все зависит от квалификации и профессионализма сотрудника.
Тимур Шагивалеев – председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ:
- Наверное, стоит сравнить ситуацию в экономике сегодняшней России с послевоенной. В 1945 году экономика страны была разрушена, потребовалось значительное время для ее восстановления. Сейчас время тоже непростое, мы начинаем выходить из кризиса. Если люди успокоятся и не будут работать, то страну, как говорится, мы не вытянем. Та команда, которая сейчас руководит республикой, может вытянуть республику. Поэтому необходимо работать столько, на сколько хватает сил. В целом по миру наблюдаются следующие тенденции: повышается пенсионный возраст, снижаются льготы по трудовому законодательству. Наверное, это волнообразный и неизбежный процесс. Когда-то после Октябрьской революции в России все страны испугались и начали под воздействием профсоюзов улучшать условия труда. Сейчас профсоюзы во многих странах, в том числе в США, перегнули палку и настолько улучшили условия работы, что это привело к потере рабочих мест. Бизнес, который открывался там, стал переводить утекать в другие страны. Например, в Китай, где рабочая сила дешева и так же качественна. Поэтому, считаю, что обсуждаемые поправки – необходимы для развития страны.
Владимир Нитенко – гендиректор ЗАО «Форт Диалог» (Набережные Челны):
- Я положительно отношусь к тому, что эти поправки РСПП одобрил. На мой взгляд, сегодня достаточно очевиден дефицит трудовых ресурсов в стране. И, мне кажется, все те инновации, которые позволяют, с одной стороны, упростить работодателю жизнь, а с другой стороны, работнику заработать дополнительные деньги, вполне уместны. Эти поправки будут работать, в конечном счете, на достижение каких-то инвестиционных изменений в стране. А то, что работодатели после принятия поправок Госдумой незаконно, в одностороннем порядке, предложат работникам такие условия труда, не считаю опасным. Ведь никто не гарантирует, что точно так же незаконно работодатель может и сегодня заставлять работников работать по 60 часов неделю, угрожая увольнением. Речь ведь идет о прямом нарушении закона, и точно так же его можно нарушать и сегодня.
Сам я, конечно, работаю больше установленных кодексом 40 часов в неделю. Сотрудники моей компании работают по-разному. Многие перерабатывают, да. Но никакой «обязаловки» нет. Если сверхурочно люди работают, то они получают либо соответствующие отгулы, либо дополнительную плату за свой труд. А есть и работники с ненормированным рабочим днем.
Надежда Борисова – директор Казанского филиала HeadHunter:
- Я была бы рада успевать за регламентированные 40 часов выполнять свою работу, но не всегда это удается. Современный темп жизни настолько высок, что иногда просто необходимо забыть про то, что рабочий день начинается в девять и заканчивается в шесть. Я предпочитаю задержаться и доделать дело до конца, чем наращивать «снежный ком» из нерешенных вопросов, нервничать из-за этого и, в итоге, что-то упустить из виду. Кстати, совсем недавно наша компания проводила опрос, посвященный переработкам и трудоголизму. Так вот, по результатам опроса выяснилось, что 38 процентов татарстанцев считают себя трудоголиками. Из них постоянно задерживается на работе почти пятая часть (23 процента), работают в выходные – 19 процентов, берут работу на дом – 14 процентов. Так что трудоголизм сегодня – это обычное явление.
Сотрудники нашей компании работают до результата, а сколько времени уходит на его достижение, – зависит от каждого конкретного человека и проекта, которым он сейчас занят. Бывает, нужно задержаться, чтобы доделать срочную работу, или прийти в офис на полчаса раньше, потому что запланирована встреча с важным клиентом. Это нормальные ситуации, которые понимают и принимают все сотрудники.
К инициативе РСПП отношусь, скорее, положительно, нежели негативно. Ведь в данном случае имеется в виду лишь поправка к Трудовому кодексу: работнику, который хочет работать на полторы ставки на своем основном рабочем месте, не придется оформлять лишние бумаги. Предложение ориентировано на совместителей, а тех, кто работает 40 часов, изменения не затронут.
Гульнара Гайнутдинова – директор ООО «Мастер церемоний»:
- В часах сложно сказать, работаю много. Выходной, дай бог, у меня только один день – воскресенье, так как праздники, которыми я занимаюсь, часто выпадают на выходные. Дело не в часах, а в эффективности, результате работы. Можно работать много и ничего не достигнуть, а можно мало – и добиться результата. Бухгалтер, который не привязан к выручке, у нас сидит на зарплате с нормированным графиком работы, а менеджер, который отвечает за заказы, на процентах и плавающем рабочем графике. Если им выгодно, они работают больше. Когда много работаешь, а результат плохой, нужно искать причину некачественной работы. Или в себе, или в продукте, услугах, целевой аудитории.
Не вижу смысла в этих поправках. Очень напоминает ситуацию, когда какие-нибудь поправки нужно было предложить, и их просто предложили. Из пальца высосали. Человек хочет заработать – будет работать в неделю по 60 часов и больше, если его оплата труда сдельная, процентная или почасовая. Если человек работает по зарплатной сетке, то, сколько его ни заставляй, сколько лимиты ему ни устанавливай, он все равно не будет работать лучше. Если человек не хочет работать, он не будет работать, просто будет сидеть на рабочем месте дольше. Я часто сталкивалась с такими людьми. Они, как правило, изначально идут на зарплату, так как знают, что можно будет сачковать. Солдат спит, а служба идет, это называется. Я сама в свое время сидела на зарплате, мне очень хотелось работать больше и больше получать, но я не видела путей, как желаемое можно осуществить. Работодатель не поощрял мой труд, поэтому сейчас я своих сотрудников, тех, кто хорошо, качественно работает, премирую. Учтите, что у многих работа сезонная. В нашем бизнесе, например, январь – мертвый месяц.
Зуфар Гаязов – генеральный директор ООО «Татинтер Ресторанс»:
- У меня ненормированный рабочий день, работаю около 80 часов в неделю, хотя стараюсь, чтобы мои сотрудники работали, как и положено, 40. Если работник заинтересован в работе и деньгах, почему я должен быть против? Надо идти навстречу, тем более, это удобно и работнику, и работодателю. А в сфере услуг распорядок дня часто ненормированный. Тут другой момент: надо находить время для компенсации и восстановления сил, так как это напрямую влияет на производительность труда.
Раис Гумеров – директор ОАО «Мелита»:
- Каждый человек считает, что он работает напряженно, но на нашем предприятии в работе часто не хватает интенсивности. Порой человеку просто не хватает информации о том, как напряженно работают в других странах. Когда об этом людям говоришь, для них слова не являются наглядным доказательством. У нас особо никто не перерабатывает, все сидят обычно до конца рабочего дня, а в пятницу уходят домой на час раньше. Получается, что рабочая неделя равняется 39 часам.
Бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей – общественная организация, поэтому они могут одобрять или не одобрять поправки. В любом случае, не факт, что это будет принято законодательно. Речь еще идет на самом деле не обо всех сотрудниках, а об определенной их категории. И это не постоянная работа имелась в виду, а временная, сезонная. По 60 часов все сотрудники работать не будут. Если 40 часов работать качественно – за глаза хватит. Будет высокая производительность труда – хватит и 30-35 часов. У нас проблема не в недостатке часов работы, а в том, что производительность труда чрезвычайно низкая. В том, чтобы ее восполнить, нужно тогда работать не 60 часов, а сутки напролет. И то мы не догоним весь мир. Думаю, работать надо в другом направлении. Повышать качество продукции и напряженность труда. Я могу сразу сказать, что производительность меховых магазинов в мире, например, и в Париже, и в Турции, на порядок выше, чем в России.
Андрей Загайнов – руководитель обособленного подразделения Корал Тревел в г. Казань:
- Сотрудники компании «Корал Тревел» работают строго в соответствии с нормами законодательства в сфере трудовых отношений на данный момент, то есть 40 часов. Однако туристическая сфера в части организации труда крайне специфична. Производственная необходимость часто требует от офиса увеличения продолжительности недельной нормы труда, особенно в летнее время. Поэтому к инициативе легализации и упрощения оформления 60-часовой рабочей недели мы относимся в принципе положительно. Ключевой вопрос здесь – формы возмещения и мотивация сотрудника при возникающей необходимости увеличения рабочего дня.
Роман Зуйков – директор ОП ООО «Металл Профиль Центр»:
- Я работаю около десяти часов в день, не больше. В среднем у нас сотрудники работают так же – около девяти-десяти часов в день, хотя формально – восемь. Иногда человека это не устраивает, и он решает уволиться. В целом, думаю, идея РСПП хорошая. Споры, касающиеся дополнительно рабочего времени, между работником и работодателем часто возникают. Регулировать эти отношения крайне сложно, часто бывает, что возникают трудности при увольнении. Новые поправки станут поддержкой для работодателя. Личные договоренности – хорошо, но законодательные – еще лучше.
Алексей Курамшин – директор ООО ДК «Химиков»:
- Моя работа – мое хобби, поэтому стараюсь на работе проводить больше времени. Мне сложно находить время для отдыха, у меня нет ни суббот, ни воскресений, ни праздников, ни выходных. В 2010-м, например, за год я отдохнул лишь десять дней. И нет возможности отдохнуть больше, поэтому положенные для отпуска еще 20 дней я, скорее всего, уже не использую. Есть люди, которые работают от звонка до звонка, и их нельзя в этом упрекнуть, как правило, у таких людей соответствующая и зарплата. Есть те, кто работает на результат. От сроков, качества работы зависит их зарплата, поэтому люди работают больше времени, чем положено. Кто-то делает карьеру, кто-то хочет с кредитом расплатиться скорее, у каждого свое, одним словом.
Не знаю, чем вызваны предлагаемые поправки, но думаю, что это скорее хорошо, чем плохо. Часто работодатель сталкивается с административно-юридическими барьерами, оформляя законным образом ту или иную просьбу своих подчиненных об увеличении продолжительности рабочего времени. Бывают определенного рода задачи, которые невозможно выполнить в рамках установленного законом рабочего времени. Люди вынуждены работать на незаконных основаниях, а работодатели вынуждены обходить закон и не декларировать данные о реальных объемах работы. Поэтому, если поправки будут введены, это будет существенным плюсом и для работника, и для работодателя.
Я не вижу в этих поправках никакого подвоха, тем более, ведь будет нужно письменное согласие работника. Сейчас работники очень грамотные, все знают свои права. Что плохого в том, что у тех, кто хочет работать и зарабатывать, появится такая возможность? Это и так давно практикуется, поэтому поправки просто зафиксируют реальную ситуацию. Надеюсь, отношения между работником и работодателем выйдут на качественно новый уровень, социальные, пенсионные, налоговые фонды будут пополняться. Зарплата будет расти, стаж, работники будут более защищены. Ведь раньше, если с работником что-то случилось на работе, но после официального рабочего дня, доказать это было невозможно.
Наиля Спарта – первый заместитель генерального директора отеля «Джузеппе»:
- В гостиничном бизнесе, особенно если ты руководитель, очень сложно спланировать норму часов в день-неделю-месяц. Мой рабочий день начинается в восемь утра, в праздничные дни приезжаю на работу обычно к семи, так как утром, во время завтрака видишь всех гостей сразу. А мне очень важно услышать из их уст мнение, отзывы о гостинице, о сервисе. Уезжаю с работы тоже по-разному, и в 19, и в 20 часов, а иногда и позже. Наши сотрудники работают, конечно, по четкому нормированному графику. К инициативе РСПП отношусь положительно. Если работник хочет работать по своему желанию больше, пусть это будет закреплено законодательно.
Андрей Юдов – директор объединенного Казанского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»):
- В ОАО «ВымпелКом» рабочий график устроен следующим образом: перерыв на обед длится 45 минут, в пятницу – короткий рабочий день до 16.45. Но этого графика могут придерживаться не все функции компании. Так, сотрудники технической дирекции работают в ином режиме, чтобы обеспечить бесперебойную связь для наших абонентов. Я думаю, что введение поправок облегчит процедуры оформления рабочего времени для работодателя и позволит сотрудникам зарабатывать больше.
Рабочий график руководителя не имеет четких границ, он строится не на основе числа рабочих часов в неделю, а на основе задач и внутренней мотивации. Процесс «думания» нельзя втиснуть в рамки рабочего дня.
Надежда Замалиева
Сергей Афанасьев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.