Деятельность Казанского федерального университета постоянно находится в фокусе общественного внимания, это видно и по материалам нашего издания. В интервью, подготовленном для «БИЗНЕС Online», своими соображениями на этот счет делится почетный академик Академии наук Республики Татарстан Агдас Бурганов. Он говорит о том, что развивать татароведение сегодня значит обязательно сопрягать его с мировыми культурными, языковыми, религиозными, историческими контекстами.
«СЕГОДНЯ КФУ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ СУБЪЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТАТАРСТАНА»
— Агдас Хусаинович, вы уже давно москвич, но никогда не порывали связи с Татарстаном…
— Хотя я уже много лет работаю в столице, тем не менее внимательно слежу за развитием республики. Регулярно навещаю Казань, Татарстан, принимаю участие в республиканских научных мероприятиях. Особо интересуюсь делами родного для меня Казанского университета, которому отдал не одно десятилетие жизни. Мне как обществоведу в первую очередь интересно развитие социально-гуманитарной компоненты КФУ.
— Как бы вы в целом охарактеризовали состояние социогуманитарных направлений?
— Если кратко, то университетские гуманитарии чувствуют пульс времени, показывают пример динамичного развития, адаптации к запросам общества.
— Что конкретно имеется в виду?
— Сегодня развивать гуманитарные отрасли в соответствии с общественными запросами — это не только продолжать «говорить» и «писать», что свойственно гуманитариям, не менее важно доводить результаты своих изысканий до проектного формата — конкретных предложений, которые кладутся в основу действий заинтересованных общественных субъектов: власти, бизнеса, различных учреждений… Например, писать научные трактаты по истории народов Татарстана нужно. Но их в лучшем случае прочтут сотни специалистов-историков. А вот памятники Болгар и Свияжск, реконструированные и позиционируемые в соответствии с предложениями историков, увидят миллионы людей. Это и называется доведением идеи до проектного исполнения. В этом отношении мои университетские коллеги двигаются очень неплохо — на зависть тем, кто продолжает пребывать в академической тиши.
— Чувствуется, вам самому импонирует проектный подход в деятельности гуманитариев…
— Вы правы. Несмотря на свой почтенный возраст, я старюсь в меру сил принимать участие в научной жизни республики. Цель моих изысканий последних лет — показать, что последовательно демократическое общество формируется гражданами — долевыми собственниками национального богатства. Но на этом пути немало препятствий. Основной барьер —исключенность подавляющего большинства населения из процессов воспроизводства, усовершенствования и распределения собственности. В своих работах я предлагаю, как его можно преодолеть. И это не просто теоретические выводы. Они облечены в конкретные проектные предложения, которые встречают заинтересованность в Татарстане.
— Другими словами, наши обществоведы и гуманитарии призваны доводить свои идеи до востребованных республикой социальных проектов, так?
— Конечно. В этом заключается их региональная миссия. И университетские коллеги используют для этого возможности и ресурсы федерального вуза. Сегодня КФУ превращается в один из ключевых субъектов развития Татарстана. Это своего рода «суперуниверситет» — по многообразию деятельности, охвату социального пространства, масштабам участия в решении проблем региона, востребованности своих разработок, привлечению высококвалифицированных кадров извне в регион.
Что отсюда следует? То, что развитие университетской науки и образования должно соответствовать приоритетам социально-экономического и духовного развития региона. Для гуманитариев они четко обозначены в стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. Это проблемы сохранения и развития исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечение гражданского мира и межнационального согласия.
Насколько мне известно, гуманитарии университета настойчиво и небезуспешно следуют этим приоритетам. Полагаю, что накопленный ими в последние годы опыт достоин изучения и практического тиражирования в высшей школе Татарстана и России. Не случайно совместный труд коллектива ведущих ученых КФУ, основанный на этом уникальном опыте, в позитивном ключе обсуждается на самых престижных международных и российских научных площадках.
В декабре 2015 года указом президента РТ Государственная премия РТ присуждена доктору исторических наук, почетному члену Академии наук РТ, ветерану Великой Отечественной войны, профессору Агдасу Бурганову
«НЕОТЪЕМЛЕМЫМ КОМПОНЕНТОМ ПОДГОТОВКИ СТАЛА ТЕМА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
— Не могли бы вы рассказать об этом опыте подробнее?
— Начну с близких мне философских направлений подготовки. Здесь приоритетным становится расширение горизонтов мировоззренческого сознания учащихся посредством обращения, наряду с освоением светской философии, к идейному наследию мировых религий. Неотъемлемым компонентом подготовки стала тема этноконфессиональной толерантности, очень актуальная для РТ. Она включена в содержание образовательных программ в области политологии, конфликтологии, социологии, журналистики, истории, филологии, культурологии и др. Учрежден специальный общественный орган — экспертный совет по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ, который доводит разработки университетских ученых до конкретных предложений и рекомендаций органам власти. Кафедра религиоведения и ресурсный центр по развитию исламоведческого образования оказывают методическую, научную и организационную помощь своим партнерам — религиозным образовательным учреждениям.
— А что бы вы отметили как историк?
— Приоритетным ориентиром исторических направлений стало возрождение этноисторической идентичности народов Татарстана в качестве органических составных частей общероссийской гражданской идентичности. Оно отвечает реализации политики исторического наследия в Татарстане. Ее основной вектор — конструирование образа общего прошлого двух основных этносов региона: татар (носителей мусульманской культуры) и русских (представителей православного христианства), призванного содействовать стабильности и устойчивому бесконфликтному развитию. Историки КФУ обеспечивали фундаментальное научное сопровождение этого процесса.
Конечным результатом явилось формирование в сознании учащейся молодежи образа межкультурного взаимодействия в полиэтническом регионе. Через борьбу и сотрудничество, военные столкновения и культурно-хозяйственные заимствования в Поволжье и Приуралье происходила «притирка» сопредельных народов — волжских славян, тюрко-татарского и финно-угорского этносов. Оказавшись исторически в едином государственном пространстве, эти народы избежали религиозных конфликтов, не растворились в «плавильном котле» истории, а развивались вместе, сохраняя при этом свою самобытность.
Агдас Бурганов — автор свыше десятка монографий и около четырех сотен статей по проблемам истории, социальной философии, глобального развития
«НЕ ТОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ, НО И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ УНИКАЛЬНЫЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КФУ
— Значительный сектор гуманитарных направлений в КФУ — филологическая подготовка.
— Я не профессионал-филолог, но хорошо знаю, что акцент в филологических направлениях сделан на внедрение лингвокультурологической концепции в образование, развитие полилингвизма. Дело в том, что на рубеже XX - XXI веков лингвистическая проблематика была развернута в сторону человека и его места в культуре. Это общемировая тенденция в языкознании. Для национального региона этот разворот отвечает задачам подготовки молодых профессионалов, способных адаптироваться в условиях глобализации, сохраняя при этом свою национально-культурную самобытность.
— Как это выглядит в образовательной практике?
- Паритетное сопоставление ценностей и доминант своей национальной культуры и культуры изучаемого языка способствует углублению знаний учащихся о национальном своеобразии народов, преодолению межэтнических барьеров и воспитанию специалистов, свободно ориентирующихся в многоязычном потоке информации. На первый план выходят осознание языка как феномена культуры, знание культурно-исторической среды, а также национальной специфики языковой картины мира. Кстати, хочу напомнить: давно замечено, что одним из источников ксенофобии является незнание языка сопредельного (соседнего) народа.
Не только в Татарстане, но и за его пределами хорошо известны уникальные лингвокультурологические проекты, реализуемые в КФУ: «Онлайн-школа татарского языка «Ана теле», «Скорая лингвистическая помощь», «Институт Каюма Насыри», «Центр русского языка и культуры КФУ за рубежом», «Международная языковая сертификация по татарскому языку».
— В последнее время внимание общественности приковано к развитию татароведения в университете.
— Эта тематика мне близка, я сам в своих работах часто затрагиваю проблему исторической миссии татарского народа, его места в российской и мировой истории. Остается много дискуссионных вопросов. Каких бы точек зрения ни придерживались исследователи, важно понять одну вещь: стеной национальной идентичности невозможно отгородиться от окружающего мира в век глобализации. Не зря же в стратегии развития Татарстана подчеркнуто, что в глобализированном мире успеха добиваются те регионы, которые находят верный баланс между самобытностью и глобальностью. Поэтому развивать татароведение сегодня — значит обязательно сопрягать его с мировыми культурными, языковыми, религиозными, историческими контекстами. Это относится и к науке, и к образованию в области татароведения.
— Можно это как-то продемонстрировать на конкретном примере?
— Пожалуйста. Спору нет, готовить кадры знатоков татарского языка, национальной культуры, истории, педагогики — актуальная задача. Но если при этом выпускник национального профиля владеет еще одним или двумя иностранными языками (к примеру, английским и китайским или турецким), приобрел компетенции в изучении истории и культуры зарубежных стран, то его шансы на успешную деятельность в сегодняшнем мире будут несравнимо выше, где бы он ни работал: в Татарстане, России или за границей. Это и означает учет глобализационных трендов в подготовке национальных кадров.
В КФУ есть все возможности для решения данной задачи, и я вижу, что университет движется именно по такому пути. Не менее важно, что последние три года КФУ прилагает немалые усилия по продвижению в международном академическом сообществе. Ведь от этого репутация Татарстана в мире выигрывает куда больше, чем от деятельности КФУ в сугубо региональном формате. Этот факт надо отчетливо осознавать, если живешь и трудишься в XXI веке.
Справка
Агдас Хусаинович Бурганов — уроженец Татарстана 1920 года рождения, участник Великой Отечественной войны.
Доктор исторических наук, заслуженный профессор Российского государственного гуманитарного университета, почетный член АН РТ, лауреат Госпремии РТ в области науки и техники.
Автор свыше десятка монографий и около четырех сотен статей по проблемам истории, социальной философии, глобального развития.