Сегодня мусульмане отмечают один из самых главных праздников ислама – Курбан-байрам. По традиции, в этот день посещается мечеть и режется жертвенное животное. Считается, что с первой каплей его крови человеку, совершающему курбан, прощаются грехи. Треть мяса отдается бедным. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у известных татарстанцев, как они отмечают Курбан-байрам.

Айрат Альмиев – директор МУП «Казанские мосты»:

- Мы режем барана. Обычно делаю это с единоверцами и священнослужителями. Какая мечеть – для нас не принципиально, читаем намаз в любой, какая территориально ближе. После намаза режем барана. Тоже, как получается, – иногда дома, иногда на работе. Потом готовим и угощаем всех.

Мы пока отдаем только часть барана во время праздника. У нас есть список, согласно которому заходим в квартиры и отдаем мясо. На работе у нас принято делать плов и раздавать всем желающим. На запах выходили жильцы, брали для себя, для соседа, для тех, кто ходить не может. Мы уже несколько раз такое практиковали.

Курбан-байрам отмечают очень многие, мечети в этот день все переполнены до отказа, несмотря на погоду. Считаю, что мечети должны быть в шаговой доступности, в каждой махале должна быть своя мечеть, тогда духовное состояние нации будет крепче. Если честно, благотворительность нам надо развивать, она пока оставляет желать лучшего.

Кафиль Амиров – прокурор Республи РТ:

- Мое становление прошло в государстве с коммунистической идеологией. В силу этого не привык строго следовать канонам ислама. Однако уважительно отношусь к традициям предков. И когда теща, живущая со мной, обращается ко мне с желанием отметить Курбан-байрам и совершить обряд жертвоприношения, всячески помогаю осуществить это намерение. Уважительное отношение к религиозным праздникам – показатель культуры любого народа. Как прокурор, я с удовлетворением отмечаю, что в Татарстане праздники одной конфессии почтительно воспринимаются представителями других конфессий. В этом проявляется уважительное отношение к соблюдению прав людей, сплоченность народов нашей республики.

Наиль Галеев – исполнительный директор ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Праздник отмечаю традиционно: хожу в мечеть, режу барана. Как правило, в мечеть я хожу с отцом. Барана мы делим на три части, одну из которых раздаем, из второй части готовим блюдо, которым угощаются гости, а третья оставляется непосредственно для семьи. По исламу рекомендуется сначала обеспечивать ближайшее окружение, поэтому третью часть мы обычно раздаем своим знакомым, а не просто бедным в мечети. Если в ближайшем окружении люди обеспечены, можно уже раздавать и другим.

Истинную веру, на мой взгляд, определить невозможно, а декларирующих, что они мусульмане, очень много. Мечети полны, многие стоят и читают намаз на улице в праздничные дни. В будни, конечно, в мечети не так много людей, но для мусульманина посещение мечети необязательно. Любое место, где читается намаз, подходящее, однако мечеть относится к более благим. Благость не в самом месте, а в коллективном прочтении молитвы, которое, с точки зрения Всевышнего, более эффективно.

Альмир Сабитов – учредитель турфирмы «Аль-Барро»:

- Примерно без десяти восемь мы идем в мечеть, где читаем праздничную молитву. После этого возвращаемся и собираемся с родственниками, друзьями и бизнес-сообществом. В этом году я пригласил на праздник ко мне в фермерское хозяйство ассоциацию предприятий малого и среднего бизнеса республики. Около 40 - 60 человек приедут, причем, не только мусульмане. Курбан-байрам – общий праздник.

По телевизору мусульман порой изображают, как террористов. Считаю, что это делается специально. А вот Курбан-байрам опровергает такое представление о мусульманах на корню. У мусульман есть заповедь, гласящая, что с соседями надо жить нормально и на деле показывать, каким ты являешься человеком. Зачем из мусульман делать пугало, это же самая миролюбивая религия! Если ты соседу не помог, а он нуждался, ты даже в хадж не имеешь право идти.

И в Курбан-байрам мы угощаем всех. Не потому, что мы такие хорошие, а потому, что нам велел это делать Аллах. И не рекламируем свои дела, а просто делаем. Многие мусульмане занимаются благотворительностью и в течение года, помогают сиротам. И пока жива наша религия, мы будем продолжать заниматься добрыми делами.

На праздник мы режем много баранов. Знаю, что фонд «Созидание» режет 11 баранов и развозит по детским домам. Мы тоже будем раздавать. И все гости, которые будут на нашем празднике, будут раздавать мясо. И дай Бог, чтобы делание добра вошло в привычку. Государство ведь сейчас никому не помогает. Сейчас многие молятся деньгам, чиновники вообще не желают делать что-то хорошее для народа. А мы говорим – плевать на эту власть, давайте жить сами по-божески, начнем с себя.

Тимур Тимуршин – директор ООО «Татнефтепродукт-медиа»:

- Я не считаю себя религиозным человеком и разделяю мнение Махатмы Ганди, считавшего, что «у Бога нет религии». Тем не менее, мои взгляды не мешают мне с уважением относиться к праздникам различных конфессий, в том числе и к мусульманским. Для меня Курбан байрам – просто выходной день, хотя родители его и отмечают.

Марат Хайруллин – заместитель председателя комитета по экономике и предпринимательству Госсовета РТ:

- Обязательно хожу в мечеть. Барана обычно тоже закалываю. Праздник отмечаю каждый год в кругу семьи. А в мечеть хожу лет 12 подряд, в последнее время замечаю, что молодых становится в мечети больше. Кстати, и православием молодые увлекаются. Столь положительная тенденция не может не радовать. В определенной степени, мне кажется, уже можно говорить о начале духовного возрождения. Семейные традиции укрепляются, культурные и исторические связи становятся крепче. Всех проблем это не решит, но таким образом мы несем добро. Каждую пятницу мусульманин ходит в мечеть и отдает милостыню, то же самое и православные.

Считаю, что и светская благотворительность у нас хорошо развита. Был даже год благотворительности. Но делать добрые дела надо не только по праздникам. После многих десятилетий атеизма трудно возвращаться к вере, так как люди воспитывались рационально мыслящими, в рамках советской идеологии. Каждый сам для себя определяет, хочет ли он верить в Бога, хочет ли быть атеистом, главное ведь, чтобы он человеком был хорошим.

Самад Хакимов – руководитель и владелец финансово-промышленной группы «Симург»:

- Я был четыре раза в хадже. А о масштабах благотворительности говорить не стоит. По той простой причине, что когда правая рука дает, левая знать не должна. И когда человек говорит все время о своих хороших делах, он их стирает. Я никогда не распространяюсь о своих благотворительных делах, так как это диалог между человеком и Господом. У нас, к сожалению, много поверхностной религии. Как это изменить, не знаю. На самом деле ислам не нуждается в рекламе. Аллах по своему усмотрению кому-то открывает духовные пути, а кому-то может и закрыть. Это не в компетенции человека, а в компетенции Аллаха.

Рафаэль Хакимов – директор института истории АН РТ:

-  Курбан-байрам, конечно, праздник. Среди моих знакомых многие заранее барана покупают. Жертвоприношения сейчас не обязательны. У нас в семье это не принято. Многие даже не мясо барана едят, а говядину. Теоретически принято делиться жертвенным мясом, но ведь у нас уже давно нет таких, кто был бы совсем бедным и голодным. Главное, чтобы праздник объединял жителей республики. По Корану, если ты сказал «Нет Бога, кроме Аллаха и пророков его», то считаешься уже мусульманином. Все остальное: хождение в мечеть, соблюдение постов, религиозные обряды – является вторичными признаками. Если ты не празднуешь Курбан-байрам, это еще не значит, что ты не мусульманин. По социологическим данным, лишь один процент татар относит себя к атеистам, остальные называют себя мусульманами.

Рузаль Хамитов – директор центра охраны и мониторинга «Сити гард»:

- Я обязательно пойду в мечеть и, скорее всего, буду резать барана. Я это делаю последние лет пять. Когда был моложе, в мечеть не ходил, но в кругу семьи у нас всегда было в этот день праздничное застолье. Это дань уважения культуре. Благотворительностью тоже занимаюсь, с чисто человеческих позиций. Помогаю тем, кто нуждается в помощи. И организация наша регулярно оказывает помощь дошкольным образовательным учреждениям, коррекционным заведениям.

Верующих в Татарстане много, но это в основном люди среднего возраста. Хотелось бы видеть больше молодых. Человек, у кого есть вера, не совершит преступления, открыт, меньше пьет и курит. Совсем, конечно, пить не перестанут, слишком уж идеальная картина тогда получится. Но если больше молодых будут приходить в церкви и мечети, это хорошо отразится на всем обществе. Но здесь нужно воспитание в семье. Если в семье есть хотя бы какой-то элемент веры, ребенку он обязательно передастся. Ребенок с верой и надеждой создаст в будущем хорошую семью, будет хорошим работником, гражданином, и, главное, передаст религиозное начало уже своим детям.

Дилюс Шавалиев – генеральный директор инвестиционной компании ООО «Капитал Менеджмент»:

- Каждый сам для себя решает, что для него Курбан-байрам. Я не являюсь религиозным ортодоксом, но определенных принципов, конечно, придерживаюсь. В праздник посещу мечеть, а насчет барана еще не знаю, не решил. Тех, кто будет соблюдать все религиозные каноны, особенно в праздник, на мой взгляд, около десяти процентов. Это вполне нормальная цифра для мегаполиса. В городе, мне кажется, физически невозможно соблюдать все обряды. Представляете, если 30 процентов мусульман пойдут в мечети и зарежут баранов. Это очень много: и баранов столько не будет, и в мечети столько народу не вместится. Сам я, как уже сказал, в праздник обязательно пойду в мечеть и раздам милостыню – и знакомым, и тем, кто приходит в мечети, чтобы попросить милостыню. От своей организации мы оказываем постоянную благотворительную помощь одной из мечетей города.

Надежда Замалиева