«Вид этих солдат скорее носит больше психологическое воздействие на окружающих, нежели действительно как-то может спасти в случае чего» «Вид этих солдат скорее носит больше психологическое воздействие на окружающих, нежели действительно как-то может спасти в случае чего» Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«ПО ГОРОДУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПО ДВОЕ-ТРОЕ РАЗГУЛИВАЮТ ЛЮДИ В БРОНЕЖИЛЕТАХ, КАСКАХ И С АВТОМАТАМИ В РУКАХ»

Я приехал во Францию за неделю до начала Евро-2016 по своим делам и поразился тому, что ничего не напоминает в Париже о чемпионате. Если сегодня внимательно не приглядываться и не искать, даже не заметишь, что в стране полным ходом идет европейский турнир. На северном и восточном вокзалах города я, конечно, видел, что висят соответствующие баннеры, там же есть точки, где продают атрибутику ЧЕ. Или в аэропорту, когда вылетал, заметил точки с сувенирами — и там, конечно, большое скопление болельщиков в одежде с национальной символикой. 10 июня был матч открытия и сборная Франции играла с Румынией — Париж довольно спокойно пережил этот день, как будто и не было у него чемпионата.

Если, конечно, не спускаться в метро... Там французских болельщиков было предостаточно, тех, кто ехал к стадиону. Такого ощущения праздника, который был у нас во время проведения чемпионата мира по водным видам спорта, в Париже не чувствовалось. У нас все приводилось в порядок, в воздухе царило приятное напряжение.

Более того, я в столице Франции бываю регулярно, в последний раз визит мой состоялся два года назад. И за это время город, мягко говоря, запаршивел, а не то чтобы преобразился, как это бывает в нашей стране во время крупных международных соревнований. Когда поделился своим наблюдением с моим другом, который живет в Париже лет 13, он со мной согласился. Если едешь из аэропорта Шарль де Голль по трассе, то дорога в не очень хорошем состоянии. Заплатки, укосы. Они к ЧЕ не могли дорогу привести в порядок, что ли? Причем другие дороги в более хорошем состоянии, чем из аэропорта. У меня сложилось такое ощущение, что власти просто отбивают бабки на готовой инфраструктуре, которая осталась с мундиаля 1998 года. Видимо, они решили не вкладывать большие деньги в ее развитие, а больше заработать за счет туристов. И наверное, оказались очень огорчены тем, что нужно усиливать меры безопасности и тратиться на них.

Да, по городу действительно по двое-трое разгуливают люди в бронежилетах, касках и с автоматами в руках. Больше походят на киборгов, если честно. И хорошо, что в это время в Париже не жарко, а то этих бедолаг было бы вообще жалко. Так вот вид этих солдат скорее носит больше психологическое воздействие на окружающих, нежели действительно как-то может спасти в случае чего. Я, конечно, не являюсь специалистом в сфере безопасности, но иногда складывалось впечатление, что если бы кто-то захотел в том или ином месте, не дай бог, устроить какую-то провокацию, то у него бы это могло получиться. Да, в магазинах охрана просит открыть сумки, но осмотр тем не менее поверхностный. Мало ли что человек на дне огромного багажа может пронести...

ТУРИСТЫ НЕ ВЕРНУЛИСЬ ВО ФРАНЦИЮ ПОСЛЕ ОСЕННЕЙ СЕРИИ ТЕРАКТОВ

Вообще, Франция начала Евро-2016 в непростой ситуации. Забастовки профсоюзов немного осложнили жизнь местным властям. К примеру, по соседству с улицей, на которой я жил, полиция разогнала манифестантов, однако вокруг этого «пятачка неспокойности» все было тихо и мирно. В барах смотрят футбол, но не больше, чем в той же Казани. Не знаю, что именно творилось в Марселе, потому что средства массовой информации склонны преувеличивать события, но в Париже все было спокойно.

Еще одна напасть столицы Франции — это наводнение, с ним я столкнулся и плавающие машины в 14-м и 15-м округах Парижа встречал. Меня, конечно, удивило, откуда столько воды. Ну да, три дня не переставая шел дождь, как у нас бывает осенью. То моросил, то немного усиливался. Но это не был тропический ливень! И удивительно, что это привело к тому, что Сена вышла из берегов! Мы на машине с друзьями решили переместиться в центральную часть Франции и обнаружили, что большинство автотрасс было попросту перекрыто.

Я бы не сказал, что являюсь заядлым болельщиком, мне, конечно, нравится больше по музеям ходить, чем по фан-зонам. Но, находясь недалеко от Марселя, я подумал, не съездить ли на игру Россия — Англия... И если цены на поезд были еще более-менее вменяемыми, то стоимость билета на трибуны от 400 евро быстро охладила мой пыл.

Сами французы достаточно своеобразно относятся к Евро. Парижские таксисты во время матча отказываются отвозить клиентов на стадион либо не принимают вызовов со «Стад де Франс». Это и страх возможных терактов, ведь именно там произошли трагические ноябрьские события, и вероятность того, что фанаты поцарапают машину, ну и одна из главных причин — это пробки. Они там невероятные. Служба безопасности, по всей видимости, перекрыла некоторые трассы, ведущие в Париж, в целях безопасности. Никакого досмотра при въезде в город не проводится, да это и невозможно. А вот проехать множеством троп, объезжая крупные федеральные трассы, не составит особого труда. Главное, чтобы был навигатор и достаточно времени в запасе.

И большинство тех французов, которые не интересуются футболом, выражают свое недовольство, потому что есть проблемы со въездом и выездом в города, куча дорог перекрыто. Для обычных парижан это лишний повод для стресса и неудобств.

Что касается музеев, которые я, конечно, не пропустил, меня поразило, насколько в них сейчас мало народа. Очевидно, тот туристический поток во Францию, который был до серии терактов, так и не восстановился. У меня есть специальная музейная карточка, по ней я прохожу в отдельной очереди, не стою со всеми. Так вот на этот раз я ей даже не воспользовался. Даже в Лувр стояло мало народа. И это нужно учитывать, что в стране на данный момент большое количество туристов из разных стран...

Сергей Насекин

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции