ЛЕД ТРОНУЛСЯ?

Сегодняшнее решение Центробанка снизить ключевую ставку на символическую величину было настолько же ожидаемым, как и все предыдущие с декабря 2014-го. Только самые осторожные из экспертов прогнозировали сохранение статуса-кво, но они были в явном меньшинстве. Глава Сбербанка Герман Греф уже месяц назад заявил, что в июне ЦБ наконец отважится сыграть на понижение. Аргументы за очевидны: цена барреля Brent перевалила за $50 и задержалась за этой отметкой, никакого дефицита ликвидности нет и в помине — напротив, ее профицит перевалил уже за 1 трлн. рублей. Это уже заметно смягчило финансовые условия и снизило ставки по депозитам и кредитам (хотя и в разной степени для «физиков» и компаний).

Затормозился и рост потребительских цен. По данным Росстата, недельная инфляция 31 мая по 6 июня оказалась нулевой — в последний раз такое случилось в августе прошлого года. Инфляция в мае осталась на уровне апреля и составила 0,4% против 0,5% в марте, 0,6% в феврале и 1% в январе. В годовом выражении инфляция снизилась с 7,3% до 7,2%, и ее сокращение должно помешать дальнейшему сжатию реальных доходов населения, а оно, в свою очередь, сокращает потребительский спрос, мешая восстановлению экономики.

Неудивительно, что только ленивый в последние месяцы не «пинал» Эльвиру Набиуллину, призывая ее идти в ногу со временем и снизить наконец ключевую ставку, которая оставалась неизменной с 31 июля 2015-го, в то время как экономическая обстановка постепенно менялась. О необходимости этого шага говорили даже в правительстве — голосами главы минэкономразвития Алексея Улюкаева и министра финансов Антона Силуанова, а уж высказывания оппозиционных Центробанку экономистов порой просто неловко цитировать. Информационная атака продолжалась вплоть до самого заседания совета директоров. Так, сегодня утром первый замглавы комитета ГД по экономической политике и по совместительству первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов назвал сохранение ставки на уровне 11% вредительством. По его мнению, она должна быть снижена не на символические 0,25 или 0,5 процентных пункта, «а на 2 и даже на 3».

ПОЛШАГА ВПЕРЕД ОТ «МИССИС ОСТОРОЖНОСТЬ»

Но, конечно, Набиуллина, которую впору называть Миссис Предсказуемость или Мадам Осторожность (исключение — ночное повышение ставки в декабре 2014-го сразу на 6,5 п. п.), не стала совершать резких телодвижений. В 13:30 совет директоров Банка России объявил о снижении ключевой ставки до ожидаемого уровня 10,5% годовых. Свое решение регулятор мотивировал следующими факторами.

Во-первых, темпы роста потребительских цен оказались ниже, чем прогнозировалось. Годовая инфляция стабилизировалась на уровне 7,3%, месячная инфляция с учетом сезонности в годовом выражении — около 5%. ЦБ обнаружил улучшение показателей экономической активности, но отметил сохранение слабого потребительского спроса и высокой нормы сбережений, которые не создают дополнительного давления на цены. Да и ситуация на мировых товарных рынках складывалась более благоприятно, чем ожидалось, что внесло вклад в снижение инфляции через динамику курса рубля и цен на продовольствие. «В дальнейшем темпы роста потребительских цен продолжат снижаться в первую очередь под влиянием ограничений со стороны спроса. Банк России снизил прогноз по инфляции на конец 2016 года до 5 - 6 процентов. С учетом принятого решения и сохранения текущей направленности денежно-кредитной политики годовая инфляция составит менее 5 процентов в мае 2017 года и достигнет целевого уровня в 4 процента в конце 2017 года», — полагает регулятор.

Второе. «Динамика выпуска товаров и услуг лучше наших ожиданий, причем это происходит без усиления инфляционного давления. Российская экономика становится более устойчивой к изменению внешних условий. В первом квартале ВВП сократился меньше, чем мы прогнозировали, несмотря даже на падение нефтяных цен в начале года. Нормализация экономической ситуации происходит не только за счет улучшения нефтяной конъюнктуры, продолжается положительное развитие структурных тенденций, рост импортозамещения, в том числе несырьевого экспорта в химической, пищевой промышленности, появляются новые зоны роста. Например, наметилось увеличение производства ряда потребительских товаров, таких как одежда, мебель. Это говорит о снижении инфляционных рисков со стороны предложения. Однако позитивные изменения все еще носят локальный характер, очень неоднородный по отраслям и регионам», — сообщила глава ЦБ на пресс-конференции по итогам заседания СД.

Квартального роста ВВП регулятор ждет в ближайшие месяцы. «В базовом сценарии мы ожидаем окончания рецессии не позже второго полугодия, квартальные темпы ВВП тогда выйдут в положительную область, в 2017 году прогнозируем рост ВВП в целом за год на 1,3 процента. Мы заложили в обновленный базовый сценарий цену на нефть 40 долларов на трехлетнем горизонте. Это несколько выше, чем в мартовском прогнозе. Но наш прогноз остается консервативным. Мы закладываем коррекцию цен с текущего уровня, учитывая, что на нефтяном рынке сохранится избыток предложения и рекордные запасы», — пояснила Набиуллина.

Ждать же от ЦБ существенного снижения ставки по-прежнему не стоит. «Денежно-кредитные условия останутся умеренно жесткими, несмотря на их некоторое смягчение в связи со снижением дефицита ликвидности банковского сектора. Реальные процентные ставки в экономике (с учетом инфляционных ожиданий) сохранятся на уровне, стимулирующем сбережения и обеспечивающем спрос на кредит, не приводящий к росту инфляционного давления», — недвусмысленно заявляет регулятор, говоря о третьем факторе, влияющем на его умонастроения. А чтобы обеспечить операционный контроль над уровнем и структурой рыночных процентных ставок «в условиях намечающегося перехода к профициту ликвидности», Банк России готов использовать инструменты, абсорбирующие ликвидность. «Российский банковский сектор уже жил в условиях профицита ликвидности, эта ситуация для нас не является новой. В целях управления ставками денежного рынка при профиците мы будем использовать регулярные операции, депозитные операции», — пояснила журналистам Набиуллина.

По ее словам, нельзя исключать, что падение цен на нефть повторится. Поэтому ЦБ по-прежнему рассматривает рисковый сценарий с ценой нефти $25 за баррель. В этом случае инфляция по итогам 2016 года превысит 6,5%, снижение ВВП составит около 1% (впрочем, вероятность такого сценария регулятор оценивает как низкую).

Риторика экспертов ЦБ и самой Набиуллиной ясно дает понять: резкого снижения ставки не будет ни при каких раскладах (если еще остались те, кто на это надеялся). «В условиях сохранения инфляционных рисков важно соблюдать разумную осторожность в денежно-кредитной политике. Необходимо, чтобы восстановление экономики было сбалансированным, рост доходов и потребление не должны превышать рост производства и производительности труда. Важно сохранять здоровый консерватизм. Это путь к низкой инфляции, низким долгосрочным ставкам для экономики. Есть уже заделы на будущее. Важно сохранить те результаты, которые уже достигнуты, и продолжать поступательное движение вперед», — заявила сегодня глава Центробанка.

РУБЛЬ «ПРОГЛОТИЛ» СТАВКУ, НЕ ПОДАВИВШИСЬ

Рубль сегодняшнего решения Центробанка практически не заметил — как принято говорить, оно было заложено в ожиданиях рынка. С самого утра российская валюта дешевела к доллару и евро из-за коррекции нефтяных цен и в ожидании длинных выходных. По состоянию на 10:00 мск доллар на Московской бирже прибавил 33 копейки к уровню закрытия предыдущего торгового дня и стоил 64,66 рубля. Евро, подорожав на 35 копеек, оценивался в 73,10 рубля. Затем иностранная валюта продолжила укрепляться: к 10:19 мск за «зеленый» давали 64,73 рубля, а за «европейца» — 73,25.

Сразу после появления новости от ЦБ курсы инвалют выросли к рублю примерно на 20 копеек, но вскоре начали резко снижаться. На минимуме евро опустился до 72,48 рубля (на 27 копеек ниже уровня закрытия вчерашних торгов), доллар на пике падения дешевел до 64,11 рубля (на 22 копейки ниже уровня закрытия). К вечеру качели качнулись в обратную сторону, вслед за продолжающей дешеветь нефтью. На 16:24 мск доллар стоил 64,85 рубля, евро — 73,24 рубля.

После сегодняшнего решения ЦБ следует ждать дальнейшего снижения ставок по кредитам и депозитам, прогнозирует начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков. «Полагаем, что во второй половине 2016 года этот процесс [снижение ставок] усилится и продолжится в 2017-м. В этом году, по нашим прогнозам, ставки по депозитам физлиц упадут в среднем на 1 - 1,5 процентных пункта, в следующем — еще на 1 - 2 процентных пункта. Ставки по кредитам будут вести себя аналогичным образом», — говорит эксперт. По словам Лепетикова, на рынке сформировалось устойчивое ожидание, что ключевая ставка к концу года достигнет 9,5% годовых. Эксперты «БИЗНЕС Online» придерживаются схожих оценок.

«РЕГУЛЯТОР УСПЕШНО ДЕРЖИТ ОБОРОНУ ОТ ОТРАСЛЕВОГО ЛОББИЗМА»

Александр Разуваев — директор аналитического департамента «Альпари»:

— Сегодня ЦБ РФ снизил ключевую ставку с 11 до 10,5 процентов, в очередной раз подставив себя под удар критики, требующей немедленного удешевления кредита. Критика мегарегулятора — лоббизм и популизм чистой воды.

На первый взгляд, ставка остается завышенной, так как годовая инфляция чуть более 7 процентов. Однако у ЦБ своя и абсолютно справедливая логика. Пессимисты ожидают падения цен на нефть во втором полугодии, плюс второе полугодие для рубля всегда хуже, чем первое. ЦБ, который отвечает за инфляцию и валютный курс, естественно, осторожен и консервативен. При этом стабильность рубля автоматически ведет к снижению ставок на рынке рублевого долга. А за долговым рынком упадут и ставки по кредитам прямым заемщикам.

Как внутренние, так и внешние инвесторы ценят предсказуемую политику ЦБ РФ, ведь для любого инвестора главное — четкие и понятные правила игры. Монетарная политика ЦБ РФ направлена на долгосрочный устойчивый экономический рост и низкую инфляцию, а не на сиюминутный краткосрочный результат. Можно только удивляться тому, как мегарегулятор успешно держит оборону от отраслевого лоббизма.

Ну и в заключение, плавное снижение ключевой ставки ЦБ РФ — это автоматически плавное, а не резкое снижение ставок по банковским депозитам. Защита сбережений населения от инфляции — одна из основных задач мегарегулятора. Сейчас депозитные ставки в первоклассных банках примерно равны уровню инфляции. Их слишком быстрое снижение привело бы к потере части частных сбережений. А это очень плохая история, особенно перед сентябрьскими выборами.

«ЦБ МОЖЕТ ПОНИЗИТЬ СТАВКУ К КОНЦУ ГОДА ДО 8 - 9 ПРОЦЕНТОВ»

Богдан Зварич — аналитик группы компаний «Финам»:

— На мой взгляд, решение ЦБ обосновано. Замедление инфляции и снижение инфляционных ожиданий, а также стабилизация ситуации на валютном рынке — последнее время мы наблюдаем укрепление национальной валюты, все это сыграло за снижение ключевой ставки. Этому также способствует снижение ожидания роста ставок в США, что позитивно сказывается на рынках и создает благоприятную внешнюю конъюнктуру. При этом, на мой взгляд, ЦБ, учитывая текущие условия, мог бы быть более решительным и снизить ставку до 10 процентов, но регулятор предпочел быть более осторожным. Однако сохранение позитивных трендов даст ему повод уже на следующем заседании еще раз понизить ставку.

Отметим также, что реакция рынков на решение регулятора была нейтральной, что связано с тем, что подобный шаг уже был заложен в котировках. Что же касается динамики ставки до конца года, то, на мой взгляд, учитывая тренды на рынке энергоносителей, включающие стабилизацию цен на нефть в районе 50 - 55 долларов за баррель, вполне возможно, что у ЦБ будет возможность снизить ставку до 8 - 9 процентов.

Фактически ключевая ставка является определяющей для стоимости заимствований. Именно от нее отталкиваются банки, рассчитывая свои ставки, при этом ликвидность и риски конкретного заемщика являются лишь дополнительными факторами. В результате сегодняшнее решение регулятора приведет к дальнейшему снижению ставок по кредитам и депозитам.

«СНИЖЕНИЕ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ КРАТКОСРОЧНО ОСЛАБИТ РУБЛЬ»

Наталья Мильчакова — замдиректора аналитического департамента «Альпари»:

— Банк России на сегодняшнем заседании понизил ключевую ставку до 10,5 процентов. Напомним, что ранее ключевая ставка составляла 11 процентов, до этого уровня она была снижена еще в июле 2015 года и с тех пор оставалась неизменной. Но в июле прошлого года, когда темпы годовой инфляции достигали рекордных за последние 15 лет 15 процентов, такой высокий по мировым меркам уровень ключевой ставки ЦБ был оправдан. В текущем году, когда нефть начала расти, а рубль — укрепляться (с начала года нефть поднялась почти на 80 процентов, рубль укрепился на 8 процентов, темпы годовой инфляции в мае текущего года снизились до 7 процентов), ключевая ставка в 11 процентов являлась сильно завышенной, и сегодняшнее решение ЦБ представляется нам логичным.

Мы полагаем, что в краткосрочном аспекте решение о снижении ключевой ставки может оказать негативное воздействие на обменный курс рубля к мировым резервным валютам, особенно если принимать во внимание начавшееся медленное укрепление доллара и коррекцию цен на нефти. Однако мы не ожидаем, что доллар в ближайшее время поднимется выше 66 рублей, а евро — выше 75 рублей. В среднесрочном аспекте обменный курс рубля, особенно если он будет поддержан ростом цен на нефть, начнет укрепляться на фоне снижения инфляционных ожиданий и может подняться до 62 рулей за доллар и до 70 рублей за евро.