Ильяс Халиков: «Услышав религиозные песнопения, человек задумается, что надо вспомнить и Бога. Даже если из 100 на одного повлияет, то уже хорошо» Ильяс Халиков: «Услышав религиозные песнопения, человек задумается, что надо вспомнить и Бога. Даже если из 100 на одного повлияет, то уже хорошо»

«У НАС УТРОМ ТАМАДА РАБОТАЕТ НА НИКАХЕ, НАДЕВАЕТ ТЮБЕТЕЙКУ ИЛИ ПЛАТОК, А ВЕЧЕРОМ ИДЕТ НА ДИСКОТЕКУ В МИНИЮБКЕ ИЛИ ЗАЖИГАЕТ С ДЕВЧОНКАМИ»

— Ильяс, вас то ли в шутку, то ли всерьез называют халяль-тамадой. Как известно, само слово тамада грузинского происхождения и означает «распорядитель застолья». А пирушки на Кавказе, не секрет, проходят с обильными возлияниями. Значит ли, что главное отличие мусульманской вечеринки лишь в отсутствии на столе запрещенного в исламе алкоголя? Или есть какие-то другие критерии?

— У слова «халяль» значений много. Иногда спрашивают: чем отличается халяль- и харам-тамада? Слово «халяль» означает «разрешенное с точки зрения шариата». Что касается застолья, то там не должно быть харам — запретного в исламе. Алкогольных напитков, недозволенной пищи на столе, например, свинины или мяса разрешенного животного, но заколотого не по мусульманской традиции. Да и развлекательная программа должна быть соответствующей. Берем только самые лучшие традиции нашего народа. Не должно быть шуток ниже пояса.

— Вы говорите, что на торжестве должно быть только разрешенное. Некоторые практикующие мусульмане считают запретным и саму музыку, и музыкальные инструменты. Как же свадьба без баяна?

— Есть три формата проведения брачных торжеств. Первый — это просто никах. Обряд совершает мулла, говорит проповеди, через два-три часа все расходятся. Есть формат никах-туй. Здесь совершается религиозная часть — никах, потом, после перерыва и фотосессии, — свадьба. Третий формат — халяль-свадьба. Начинается в пять, заканчивается в одиннадцать, например. Внутри этих форматов есть тоже свои, скажем так, подформаты.

Есть разные мусульмане, например, те, кто категорически против музыкальных инструментов, звучания мелодий на свадьбе. Другие говорят: пусть будет музыка и татарские танцы. Третьи категорически против плясок. Некоторые не хотят никаких развлечений, только чтобы были наставления, чтение Корана и звучали песнопения с восхвалением Аллаха.

— Довелось проводить такие свадьбы?

— Вот недавно в «Корстоне» прошла никах-свадьба. Началась в три дня, закончилась в одиннадцать ночи. Было более 200 гостей. Шла она без сопровождения музыкальных инструментов. Таково было требование заказчика. Это для нас тоже было испытанием. На этом торжестве 95 процентов гостей, совершающих намаз, много хазратов было. Свадьба прерывалась на молитву. Бальный зал был полностью забит совершающими намаз. Оказывается, это очень даже интересно, приятно да и весело.

На такой свадьбе даже пожелания молодоженам звучат как молитва. Не тосты — пожелания. Говорят их и читают отрывок из Корана. Рассказывают хадисы пророка. Плясок вообще не было. Но игры, всевозможные конкурсы имели место. Женщины сидели отдельно, мужчины отдельно. На экране показывали фильм, посвященный молодоженам, сами не заметили, как прошло время. Хотя поначалу было опасение, что без музыкальных инструментов не справимся. Но требование клиента — закон для нас.

— А наличие платков у женщин, гендерное разделение гостей — «мальчики направо, девочки налево» — это тоже обязательно?

— Обычно халяльные свадьбы проводят те, у кого родители, родственники совершают намаз, как правило, и гости такие же. Да, бывают на никахе и так называемые этнические, непрактикующие мусульмане. Они одеваются по шариату лишь во время бракосочетаний. Потом, бывает, снимают платки. Мы не ставим жесткие условия. Что касается женщины — отдельно, мужчины — отдельно, то я предпочитаю другой формат. Когда со стороны жениха сажают его родственников, а о стороны невесты — ее. Люди ведь еще не знают друг друга. Скованно себя чувствуют. Главное, чтобы не было алкоголя, запретной пищи на столе.

Было несколько раз, меня приглашали на застолье со спиртными напитками. Я категорически отказываюсь. Только халяль. Если ты участвуешь и там и там, то это говорит о двуличии человека. Я думаю, что мусульманские мероприятия могут проводить лишь люди, имеющие исламское образование. Вообще, деятельность тамады должны рассмотреть в духовном управлении. В Дагестане, например, вынесли фетву о музыкальных инструментах. А у нас утром тамада работает на никахе, надевает тюбетейку или платок, а вечером идет на дискотеку в миниюбке или зажигает с девчонками. Так не должно быть. Как тот суслик. В Коране ведь сказано: не входите в одну дыру одним и выходите с другой стороны другим. ДУМ должно открыть курсы, дать корочки, свидетельства. С условием, что эти лицензии изымут в случае нарушения требования.

— Гости на ваших мероприятиях как себя ведут. Не пытаются ли нарушить требования?

— Один раз было, где, в каком районе — не буду говорить. Собираем колонки, смотрим, а под столом звон бутылок. Оказывается, гости втихаря употребляли водку. Мне даже плохо стало. Поэтому я заранее предупреждаю, что если такое увидим, то сразу же собираем аппаратуру и уезжаем. Во-первых, вы нас не уважаете, во-вторых, как это так! Слова Аллаха звучат, а вы там непотребными действиями занимаетесь. Это ведь в голову даже не лезет. Бывает, на свадьбе прошу хазрата посидеть с нами подольше, чтобы, как говорят у татар, Алладан курыкмасалар, мулладан курыксыннар (если не боятся Аллаха, пусть хоть муллу побоятся).

— А юбилеи проводите? Ведь есть такое мнение, что юбилей — это харам. Немусульманское деяние, потому что не прописано в Коране.

— Это зависит от уровня образованности человека, разные мусульмане есть. Юбилей — это анализ твой жизни, что сделано, что нужно сделать. Бывает, приходят на свадьбы такие милые бабушки. Как о них не рассказать. Ведь мы все время восхваляем пророка Мухаммеда. А если мы не будем возвышать наших аксакалов, кто будет говорить о нас, когда постареем? Наоборот, эти юбилеи нужны.

— Ваши мероприятия, как я понимаю, идут исключительно на татарском языке. А обращаются ли к вам русскоязычные мусульмане?

— 75 процентов мероприятий проходит по-татарски, остальная часть на русском, арабском языках. Бывает, половина вечера — так, остальное — на другом языке. Я участвовал в мероприятиях с представителями Средней Азии. Живущие здесь таджики татарский знают, поэтому проблем нет. Есть игры, конкурсы на русском, с родственниками, с женщинами. Бывают татары, не знающие родной речи. Для них мы переводим

«75 процентов мероприятий проходит по-татарски, остальная часть на русском , арабском языках» «75 процентов мероприятий проходит по-татарски, остальная часть на русском, арабском языках»

«Я СЧИТАЮ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПРОСИТЬ ДЕНЬГИ ЗА КОНЦЕРТ НА ИФТАРЕ»

— Тамада — насколько тяжелый это труд? Особенно если это мусульманское торжество. Ведь, как говорят ведущие алкогольных свадеб, мероприятия со спиртным проводить легче. Вроде как «махнут» гости «наркомовские» 100 грамм, да и сами по себе веселятся.

Я не знаю, но те, кто проводит такие свадьбы, говорят, что якобы после первого перерыва люди с покрасневшими лицами начинают сами по себе веселиться. Не знаю, не хожу туда даже в качестве гостя. Что касается того, тяжелый ли труд... Да, устаю, всякое бывает. От гостей зависит многое, от их ауры. Если они принимают активное участие, то нам легче. А когда жених и невеста тихо сидят, безразличны ко всему, то сложнее. Но я люблю свою работу. В ней, считаю, большая награда от Всевышнего. Преимущество нашей работы в том, что, когда человек слышит слова Аллаха, у него душа смягчается.

На никахах я исполняю мунаджаты, религиозные песнопения. Это призыв к совершению богоугодных деяний. Моим наставником был Джалиль хазрат — главный казый (шариатский судья) Татарстана. Он первым стал проводить такие мероприятия. До него люди проводили никахи в стандартном формате. Мулла совершал обряд, люди трапезничали, расходились. Джалиль хазрат же сумел придумать совершенно новый формат. Он проводил нашу с Нурфией свадьбу. Это было в Мамадышском районе, в деревне Уразбахтино. В течение пяти часов он развлекал народ, травил анекдоты, разбавлял их наставлениями, проповедью. Все только и смотрели ему в рот. Я поразился. Кроме того, он с нас не взял ни копейки. Сказал, что мы студенты, молодые, деньги самим нужны. И сейчас, когда приходишь к нему, он старается помочь. И действием, и советом.

А вы сами берете с него пример?

— К каждому клиенту подходим индивидуально. Например, приходит студент, говорит: Ильяс абый, хочу, чтобы ты был ведущим на нашей свадьбе, но вот с деньгами туговато. Идем навстречу. Было много раз, что вообще бесплатно работали. Или взять ифтары в месяце рамазан. Когда ты ведешь разговения, то получаешь награду от Всевышнего. Как тут брать деньги? Кто-то за столом читает Коран, кто-то приготовил еду — у каждого свой способ обрести довольство Аллаха. Я считаю, что нельзя просить деньги за концерт на ифтаре.

— С ифтаром все ясно — благое дело. А как насчет расценок на другие мероприятия?

— Сколько мы берем денег за работу? Да по-разному. Было и 50, и 60, и 70 тысяч просили. Это зависит от сложности работы, количества человек на мероприятии. Иногда самому приходится нанимать других артистов. Все факторы учитываются.

— То есть это достаточное прибыльное дело — вести свадьбы и юбилеи?

— Да, это сейчас стало моим основным средства заработка. Как говорится, тамада — тамганда тама,таммаганда юк (игра слов: тамада — когда капает, когда нетприм. ред.). Это началось как хобби, а сейчас превратилось в основную работу. Сейчас у меня свое ИП по организации праздников, концертов. Что есть халяльное, все стараемся делать.

«НАШИ МУНАДЖАТЫ ПОМОГАЮТ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

— У вас есть целая музыкальная группа. Какую программу вы готовите?

— Да, у нас целая группа — от двух до семи человек. Со мной Альберт Исмаил — это универсальный парень, окончил медресе, факультет иностранных языков, любит музыку, не расстается с гитарой. Мы ставим концерты. Песни пишу сам. Я играю на баяне и гармони. Как начал совершать намаз, то перестал играть. Но потом в интернете появился Сами Юсуф, Рашид Мишари, турки разные поют. Чем татары хуже? И я пошел к Ильясу Зиганшину — ректору медресе имени 1000-летия принятия ислама. Он поддержал, сказал, что надо начинать. Ведь это одна из форм популяризации ислама.

Первая песня появилась в 2010 году, записанная на студии. Но первая песня прозвучала на нашей свадьбе в 2004-м. К нашей свадьбе сами написали. Сами пишем, аранжировки нам делают. Вы уже, наверное, слышали наши первые песни. Там звучат барабаны. Голоса природы. Сейчас в форме хора есть песни. Типа мунаджатов. Хотим, чтобы у молодежи после прослушивания появились какие-то мысли. Что у нас сейчас на эстраде? Песни, где темой является измена, о любви. И человек загружается. А услышав религиозные песнопения, человек задумается, что надо вспомнить и Бога. Даже если из 100 человек на одного повлияет, то уже хорошо.

Ваш музыкальный коллектив гастролирует?

— Гастролировать мы начали четыре года назад. Начали с Мамадышского района, давали театрализованные концерты по сценарию, в которых освещаются проблемы молодежи, старшего поколения, деревни, касающиеся религиозных праздников. Назвали нашу группу «Минбар татар дини театры» («Татарский религиозный театр Минбар»). Почему так назвали? Ведь имамы во время проповеди поднимаются на минбар — трибуну в мечети. И когда мы говорим со сцены, то это тоже воспринимается как проповедь, наставление с минбара. Например, в апреле были в Буинске. Зал набит до отказа. Всем понравилось, говорили, что таких концертов еще не видели. Много комментариев было в соцсетях. Значит, не прошел наш труд даром.

Мы объехали почти что всю республику. Были в Мамадыше, Сабах, Балтасях, Кукморе, Альметьевске, Чистополе, Бугульме, в Чувашии. Сейчас собираемся в Пермь. Нас приглашали в Екатеринбург, Оренбург, участвовали в шатре рамазана в Москве. Один приятный момент. За пару недель до нашего приезда в Буинск там прошел конкурс мунаджатов. И, оказывается, дети исполняли наши произведения. Это значит, наши мунаджаты помогают в воспитании подрастающего поколения. Нас это растрогало, мухтасиба попросили даже наградить от нашего имени этих юных мусульман.

«С нетерпением жду рамазана. После него, как правило, увеличится количество свадеб» «С нетерпением жду рамазана. После него, как правило, увеличится количество свадеб»

«ДЛЯ РУСТАМА МИННИХАНОВА ПРОВОДИЛИ РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЕЧЕР»

Проводили ли мероприятия для известных людей?

— Недавно провели никах певца Марата Файрушина в «Туган авылым». Для Рустама Минниханова проводили религиозный вечер. В ресторане «Лучано» он организовал ифтар, вел его муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Он рассказывал проповедь, например, про рамазан, а я пел песни на эту тему. Президент внимательно слушал, он поблагодарил нас, порекомендовал эту работу продолжать. Рустам Нургалиевич сказал мне: песни понравились, но нужно совершенствоваться. В целом этот формат нужен. По просьбе Раиса Нургалиевича Минниханова в Сабах провели интересный праздник породнения семей «Туганнар белэн туганлашу». У брата президента сын женился, и в честь этого прошел такой праздник с чтением Корана, пожеланиями, все как на свадьбе.

В этом году я сблизился с Эмилем Гариповым, вратарем хоккейной команды «Ак Барс», он пять раз в день совершает намаз. Во время матча, до и после каждого периода совершает земной поклон на льду. Как-то с Эмилем сидели на трапезе в медресе имени 1000-летия принятия ислама в Казани, познакомились близко, и я предложил Гарипову сделать клип. Мы сняли его, назвали «Приди к покаянию». Всем понравилось. Еще один клип сделали про борьбу корэш. В Челнах ежегодно проходит интересный турнир. Там среди победителей разыгрывается путевка в хадж. Кому достанется, тот совершит паломничество. Условием участия в соревновании является чтение намаза. Благодаря первенству не совершающие его прежде начинают выполнять это важное предписание Аллаха.

— Вы упомянули в разговоре Джалиля хазрата. А кто еще был для вас образцом для подражания и есть у вас ученики?

— Ну, может быть, Мингол Галеев, Зухра Сахабиева — это исторические личности. Возродили исполнение мунаджатов. Если бы мы их не слышали в детстве, не смогли бы так выступать. Мне бы хотелось, чтобы они делали мне замечания, говорили о недостатках, плюсах и минусах. Когда человека хвалят, то сомневаешься, для чего тебе льстят, с какой целью. Лучше пусть говорят об ошибках, ведь когда знаешь о своих недостатках, то совершенствуешься. Я так думаю. Что касается учеников, есть интересующиеся исполнением мунаджатов, приходят, слушают. А желающих у меня освоить профессию тамады пока нет.

— Ваши дети не хотят вас заменить?

— Моей старшей дочери 10 лет, младшей 7 лет. Иногда ездят с гастролями. Я и Нурфия забираем их с собой, когда оставить бывает не с кем. Это для них как экскурсия, видят концерт, сцену. Нурфия не поет, пишет стихи. Мы оба учились на факультете татарской филологии педуниверситета, там познакомились, поженились на четвертом курсе, в 2005-м получили дипломы. Ходили в вузовский хор Мулланура Габитова, посещали уроки Мингола Галеева. Базовый музыкальный уровень знаний есть, но совершенствоваться надо. Кроме того, я один год учился в медресе «Мухаммадия», окончил заочно Российский исламский университет, факультет теологии. Преподавал там педагогику и психологию, сейчас уже не преподаю. В этом году защитил диссертацию, сейчас я кандидат педагогических наук.

— Не хотели бы вернуться к преподавательской деятельности или думаете всю жизнь работать тамадой?

— Об этом пока не задумывался. Скоро начнется ежегодное испытание духа — мусульманский пост в месяц рамазан. В этом году ураза приходится на самое длинное время. Меня будут приглашать на ифтары. Это тоже нелегко. Поститься самому и петь для голодной публики. Вместе с тем большая награда от Всевышнего. С нетерпением жду рамазана. После него, как правило, увеличится количество свадеб. Сейчас мы гастролируем по республике с концертной программой «Аклыкка илтсен юллар». Сразу же после планируем запустить новый проект «Аклыкка илтсен юллар-2» . Короче, впереди много работы. И это, я считаю, неплохо.