«Кажется, сам режиссер не знает», — отвечает Дмитрий Волкострелов на вопрос об ожиданиях от казанского премьерного спектакля. Фонд «Живой город», пригласив на свою площадку «Угол» одного из лидеров молодой российской режиссуры, сделал столицу Татарстана одним из центров театральной жизни страны. Во всяком случае, на эти выходные. На пресс-конференции по случаю премьеры спектакля «Карина и Дрон», на которой ожидается целый десант московских критиков, побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
В «УГЛУ» ЖДУТ ТОПОВЫХ РОССИЙСКИХ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ
В ближайший уик-энд Казань окажется если не театральной столицей России, то как минимум одним из самых актуальных городов страны в части театрального искусства. А местом притяжения известных столичных деятелей станет небольшой (на 75 мест) зал творческой лаборатории «Угол». К примеру, подтвердили свой приезд известные критики — автор «Коммерсанта» Роман Должанский (он же — заместитель худрука Евгения Миронова в Театре Наций) и автор «Ведомостей» Олег Зинцов... Как раз в ближайшую субботу «Угол» отмечает первый день рождения, однако не обещанный по такому случаю хозяевами фуршет в его стильно-суровых черных стенах заинтересовал такую солидную аудиторию: 23 и 24 апреля там состоятся премьерные показы спектакля отца-основателя «театра post» из Санкт-Петербурга Дмитрия Волкострелова. И профессионалы никак не могли остаться в стороне от новой постановки одной из главных молодых звезд отечественной режиссуры, тем более в столь неожиданном месте. Причем под неожиданным местом скорее подразумевается Казань, которая гораздо реже, чем бы этого хотелось, генерирует театральные события федерального уровня, чем, собственно, 75-местный зал «Угла», поскольку Волкострелов привык делать спектакли в камерном пространстве.
«БИЗНЕС Online» уже писал о будущей премьере, когда режиссер и его ассистент и соратник по «театру post» актриса Алена Старостина занимались отбором актеров. Всего на кастинг пришли около 90 человек (единственным ограничением был возраст — до 17 лет), из которых Волкострелов и Старостина после нескольких бессонных ночей отобрали шестерку счастливчиков, из которых большинство оказалось первокурсниками местного театрального училища, а одна барышня — классическая история — учится уже на третьем курсе, на кастинге соврав про свой возраст. Наконец, дополняет эту картину практически герой миниатюры знаменитого юмориста — студент кулинарного училища. Эта компания и составит актерский ансамбль спектакля «Карина и Дрон» по пьесе минского драматурга Павла Пряжко.
«ТЕАТР — ЭТО МЕСТО, ГДЕ СУЩЕСТВУЕТ ПОТЕНЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОПРОСОВ»
Накануне по случаю предстоящих событий — премьеры Волкострелова и дня рождения — в «Углу» состоялась пресс-конференция (кстати, собравшая неприлично малое число журналистов). То ли это недоработка организаторов, то ли местную прессу не слишком интересуют события, ради которых в столицу Татарстана приезжают прекрасно известные в стране критики «Коммерсанта» и «Ведомостей». В данном случае, наверное, оба тезисы верны. При этом совершенно не удивит, если в результате в федеральной прессе рецензий на «Карину и Дрон», независимо от того, как примут спектакль, будет больше, чем в местных СМИ. В любом случае, казанским журналистам, пишущим о культуре, в основной массе привыкшим заниматься восхвалением любых художественных творений земляков, явно требуется время, чтобы заметить наличие горизонта. Последний пример, доказывающий этот тезис, — «блестящее» отсутствие материалов о больших гастролях челнинских «Мастеровых». Работа таких художников, как Волкострелов, среди прочего, должна помочь нахождению этого горизонта.
Но вернемся к премьере в «Углу». «История, на наш взгляд, как и во многих текстах Пряжко, как кажется, ускользает от нас, ее очень сложно обнаружить и понять, что это за история, — говорил на вчерашней пресс-конференции о своем спектакле Волкострелов. — И в процессе, разборе и так далее я не уверен, что мы до конца поняли, о чем же эта история и что же там происходит. Может быть, и никогда не поймем. Может быть, мы будем работать только с отголосками этой истории и толком никогда не узнаем ее». Текст Пряжко «Карина и Дрон», смело экспериментирующего с драматургией, состоит из диалогов подростков, не связанных какой-то общей сюжетной линией. Да так, что к концу прочтения пьесы из бесконечной череды этих повседневных разговоров возникает ощущение, что эти подростки отнюдь не из Минска, а, скорее всего, с Марса. И сразу вспоминается другой спектакль тандема Волкострелов-Пряжко «Мы уже здесь», показанный в ходе дебютных гастролей «театра post» в Казани.
Кроме того, режиссер «Карины и Дрона», как и в недавней беседе с «БИЗНЕС Online», поблагодарил фонд «Живой город» и его директора Инну Яркову за возможность поработать с актерами-подростками и «что-то понять про поколение»: «Я не говорю, что мы даем какие-то ответы про эту самую современную реальность. Нет, мы точно так же задаем вопросы. Причем это не какие-то конкретные вопросы: что это за поколение? Вопросы могут быть разными. Но театр — это место, которое позволяет сформулировать эти вопросы и их нащупать. Театр — это место, где существует потенция возникновения вопросов».
«МЫ СТАРАЛИСЬ ИЗБЕЖАТЬ РОЛИ УЧИТЕЛЯ, ВОЖАТОГО»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» задал неизбежный вопрос о том, даст ли повод герой поискового театра Волкострелов тому, чтобы кто-то из зрителей, возмущенный происходящим, покинул премьеру, или все-таки, учитывая в том числе и непрофессиональный актерский состав, сделает реверанс в сторону более традиционных театральных форм. «Условия, которые мы задаем, таковы, что зал покинуть не получится, — пошутил режиссер, но продолжил вполне серьезно. — От себя ведь не уйдешь. Я, может быть, не профессиональный режиссер и не владею этими традиционными театральными приемами. Ну просто как-то не умею. Может быть, и так, — ответил ученик Льва Додина и обладатель премии «Золотая маска». — Я неоднократно говорил, что так или иначе тебя ведет текст. Ты в любой ситуации работаешь с текстом, будь-то Беккет или Пряжко. И текст тебе диктует многие вещи...Все, что мы делаем, та форма, которую мы ищем, решения такие-сякие, они иллюстрируются текстом. А он, как и всегда у Пряжко, непростой. И традиционными театральными средствами к нему не получится подойти».
Поинтересовался «БИЗНЕС Online» и у Старостиной, насколько было тяжело вести диалог с молодыми актерами, приходилось ли брать на себя роль не только постановщиков спектакля, но и учителей, вожатых. «Мы старались избежать роли учителя, вожатого. Нам как раз интересен диалог с ребятами. И мы стараемся на каждой репетиции спросить, что ребята думают по этому поводу, чего они хотят, с чем они не согласны. Мы очень хотим этого диалога, он не всегда получается. Но быть воспитателями мы совсем не хотим», — был ответ актрисы «театра post».
Последний вопрос адресовался актерскому составу: «Многие зрители после работ Дмитрия Волкострелова остаются в некотором недоумении: «А о чем был этот спектакль?» Вы понимаете, о чем будет «Карина и Дрон?» За них ответил сам Волкострелов: «Кажется, сам режиссер не знает». Актеры сказали, что они не всегда понимают своих героев и даже ходили на косплей-фестивали, чтобы лучше вжиться в роли своих сверстников, поклонников аниме. Интересно, сами ребята, большинство из которых учится в театральном училище, понимают, какая нежданная удача свалилась на них в самом начале профессионального пути? Хочется верить, что да.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.