Алексей Морозов: «Мне приятно было остаться и трудиться на благо российского хоккея»
Алексей Морозов: «Мне приятно было остаться и трудиться на благо российского хоккея» (фото предоставлено пресс-службой МХЛ)

«ОТ «АК БАРСА» НИКАКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕ ПОЛУЧАЛ»

— Алексей, некоторые ваши сверстники не могут закончить карьеру и начинают обманывать хоккей...

— У каждого своя карьера, кто-то хочет до конца играть, несмотря на результаты. Я не захотел никого обманывать, просто почувствовал, что насытился хоккеем.

Многие наши читатели спрашивают, предлагали ли вам руководящую или тренерскую должность в «Ак Барсе».

— От «Ак Барса» никаких предложений не получал. Когда закончил карьеру игрока, во время игры в футбол получил травму — лечился, восстанавливался. Потом от Дмитрия Чернышенко поступило предложение обсудить развитие хоккея. Мы встретились, и он предложил мне заняться развитием молодежной лиги. Мне приятно было остаться и трудиться на благо российского хоккея, поэтому я с удовольствием согласился. Скоро будет год, как я работаю на новой должности, и меня все устраивает.

Не было обиды? Многие считали, что Морозова обязательно нужно оставить в Казани.

— Нет, какая может быть обида? Мне не поступало никаких предложений, поэтому и рассматривать было нечего. Если бы хотели — предложили. У руководства, наверное, свое видение, и они знают, как и что делать.

Наверняка следите, в каком направлении сейчас развивается команда?

— Сейчас «Ак Барс» делает ставку на своих воспитанников, много молодых ребят играет — им предоставляют шанс. Видно, что ребята бьются и полностью выкладываются.

Насколько сильно поменялся «Ак Барс» после вашего ухода?

— Поменялся, конечно. Много новых ребят появилось.

А именно в плане системы игры?

— У Билялетдинова система игры всегда была одна и та же, и он продолжает играть в такой же хоккей. Возможно, сейчас он более строгий и оборонительный, потому что много молодежи в команде, некоторым ребятам нужно подрасти, набраться опыта.

Может, в тысячный раз вам зададут этот вопрос, но все же. Вашу легендарную тройку создал Зинэтула Билялетдинов или просто звезды так сошлись?

— Зинэтула Хайдарович. Когда я только пришел в «Ак Барс», мы начали играть вместе с Сергеем Зиновьевым, нам ставили в тройку Ярослава Глинку, Вадима Епанчинцева пробовали еще. А после сезона, когда мы проиграли в локаутный год, на предсезонке Зинэтула Хайдарович сказал, что хочет попробовать с нами Даниса Зарипова. Он на тот момент играл на правом крае, как и я, но так как он был моложе, то перешел налево. У него получилось, он быстро адаптировался.

Для многих до сих пор остается загадкой: чем хорош был Зарипов?

— Он может и пас отдать, и свой момент реализовать, и соперника обмануть. У Даниса очень много плюсов.

Вообще, интересно, откуда и вы, и тот же Зарипов, выиграв все что возможно, имея хороший контракт, каждый раз находили мотивацию выходить на лед и продолжать играть на высоком уровне?

— Аппетит приходит во время еды. Всегда хочется что-то выигрывать, побеждать — это приятно. Конечно, у меня в какой-то момент наступил такой этап, когда я стал чувствовать, что настраиваться на игру все тяжелее, и пришлось закончить с карьерой хоккеиста.

С Данисом Зариповым и президентом РТ Рустамом Миниханновым на чествовании в казанском кремле (фото: president.tatarstan.ru)
С Данисом Зариповым и президентом РТ Рустамом Миниханновым на чествовании в казанском Кремле (фото: president.tatarstan.ru)

«СТАРАЕМСЯ БОРОТЬСЯ С ОТЪЕЗДОМ МОЛОДЫХ ИГРОКОВ ЗА ОКЕАН»

Чем вам запомнился этот год на новой должности?

— Проведением Кубка мира среди молодежных команд, Кубком Вызова, Кубком Поколения. Я много нового узнал для себя, какие-то задачи уже удалось выполнить: разрабатывается стратегия, ведется плотная работа с КХЛ и ФХР. Думаем над тем, чтобы наши молодые ребята вырастали в профессионалов, играли в КХЛ и защищали цвета национальной сборной.

Вы говорите о стратегии развития. Можно поподробнее?

— Это стратегия развития молодежного хоккея в России и молодежной лиги. Мы для себя выделили определенные позиции, по которым нужно идти, чтобы наши тренеры, игроки набирались опыта и быстрее переходили из молодежного во взрослый хоккей.

Насколько вообще реально, чтобы у каждого клуба была команда в ВХЛ, как, например, у «Ак Барса»?

— Это хорошо, когда у нас Казань и Санкт-Петербург могут заявить у себя и молодежные команды, и клуб в ВХЛ. Это помогает ребятам, которые сразу после молодежной лиги не могут проявить себя в КХЛ. Им предоставляется шанс поиграть в ВХЛ и набраться опыта.

Насколько это эффективно? За два года через «Барс» в главную команду попало только два человека. Может быть, лучше будет отправлять молодых игроков в условный «Нефтяник», где бьются мужики?

— Почему? Сейчас вот «Ак Барс» ведь заполняется собственными воспитанниками, ребята растут. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но тут год на год не приходится — сегодня могут «выстрелить» два игрока, а завтра — четыре или пять.

«Наша задача и цель — сделать для молодых ребят МХЛ привлекательной лигой, чтобы они здесь оставались и играли» (фото предоставлено пресс-службой МХЛ)

Отъезд молодых игроков за океан — это тоже большая проблема для МХЛ. Как с ней бороться?

— Мы стараемся с этим бороться, общаемся с юристами. Наша задача и цель — сделать для молодых ребят МХЛ привлекательной лигой, чтобы они здесь оставались и играли, чтобы на них ходили смотреть, показывали по телевизору. Мы должны популяризировать нашу лигу, чтобы ребятам было престижно выигрывать Кубок Харламова. В ближайшие годы будем придерживаться этого вектора развития.

А нужно ли стараться удерживать ребят в России?

— Если у нас будет свой сильный чемпионат, то ребятам будет престижно играть в России, они не станут никуда уезжать. У нас во многих клубах очень хорошие условия для молодых ребят — в той же Казани, где есть великолепная база. Ребята могут тренироваться, работать — все условия для роста есть. Когда они уезжают за границу, их зачастую бросают, и они вынуждены выживать там.

Вы ведь уехали и стали большим мастером.

— Я не пацаном уехал, успел поиграть в сборной, заявил о себе. Раньше и ситуация была другая — у нас «Крылья Советов» разваливались. Я уехал туда для того, чтобы расти и развиваться.

C министром спорта РТ Владимиров Леоновым и главным тренером «Ак Барса» Зинэтулой Билялетдиновым
C министром спорта РТ Владимиров Леоновым и главным тренером «Ак Барса» Зинэтулой Билялетдиновым (фото из архива «БИЗНЕС Online»)

«БИЛЯЛЕТДИНОВУ НАДО ДАТЬ ШАНС»

— К разговору о молодых игроках. Воспитанники «Ак Барса» «выстрелили» в серии с «Салаватом», а, например, возрастные Свитов и Иванов на двоих заработали показатель полезности −10. На ваш взгляд, почему?

— Тут надо смотреть, в какие моменты они появляются на льду — в большинстве или меньшинстве. Думаю, звено Свитова просто играло против лидеров, сильных игроков, поэтому и получало минусы. Здесь надо досконально разбираться, смотреть, какую роль тренер отвел этим игрокам.

А игроки действительно в раздевалке по-особенному настраиваются на игры «зеленого дерби»? Или это все от болельщиков?

— Да, это есть. Все игроки понимают, что означают матчи между «Ак Барсом» и «Салаватом». Даже на уровне президентов республик идет поддержка клубов, оба руководителя перед серией выступили и поддержали свои команды. Все это подогревает интерес к противостоянию.

Свитов был сначала капитаном «Салавата», а потом стал капитаном принципиального соперника — «Ак Барса». Как такое возможно?

— У нас в хоккее все возможно, можно за 10 секунд матч выиграть. Бывает такое, что сначала ты за один клуб выступаешь, а потом переходишь в другой, тем более если возраст и опыт тебе это позволяют.

Вопрос, может быть, некорректный, но кажется, что в «Ак Барс» так и не появилось такого же капитана, как Алексей Морозов.

— Это не мне судить, а моим бывшим партнерам.

«Капитан всегда перед игрой настраивает партнеров. Там длинных речей не надо, важно просто сказать слова поддержки» (фото: ak-bars.ru)
«Капитан всегда перед игрой настраивает партнеров. Там длинных речей не надо, важно просто сказать слова поддержки» (фото: ak-bars.ru)

Можно ли сказать, что половина победы — это должный настрой на игру? Что вам помогало настроиться? Ведь именно от вашего настроя много зависело в команде. Не зря вы были капитаном и «барсов», и потом сборной. (Дмитрий)

— Капитан всегда перед игрой настраивает партнеров. Там длинных речей не надо, важно просто сказать слова поддержки. Если хороший и дружный коллектив, то двух-трех слов будет достаточно, чтобы ребята все поняли и шли вместе воевать против своих соперников.

Насколько важно, чтобы капитан был не только лидером, но и набирал очки на льду? Не было ни одного сезона, чтобы вы не становились лучшим бомбардиром команды.

— Партнеры у меня хорошие были — выводили меня в лучшие бомбардиры. Все зависит от роли капитана в команде. Главное, чтобы капитан был лидером в раздевалке. На льду у него может игра не идти, но он должен подбадривать игроков и вести команду за собой. Я старался находить нужные слова, на собраниях поддерживал тренера.

А как вы относитесь к тому, что лидеры команды Малыхин, Ткачев и Меллер играют в меньшинстве? Вы стали выходить в меньшинстве только в конце карьеры.

— У нас было, кому обороняться — Терещенко, Воробьев, Степанов — у них это хорошо получалось. Нашу тройку оставляли для игры в большинстве. Значит, тренер так видел нашу роль — в этом ничего плохого нет. Нужно уметь и в атаке играть, и оборонятся.

Помнится, вы как-то рассказывали, что президент «Ак Барса» Шафагат Тахаутдинов звонил вам и советовался, нужно ли отправлять в отставку Зинэтулу Билилятдинова. А если бы сейчас такой звонок поступил?

— Ничего бы не сказал. Давайте не будем придумывать — вот если бы, да кабы. Если нужен будет мой совет, я его дам.

Как считаете, Билялетдинову нужно продолжить работу с этой командой?

— Надо дать шанс. Ребята растут, им нужно адаптироваться в команде. За один год тяжело научить молодых парней сразу выигрывать Кубок Гагарина.

«ЕСЛИ ПРОДЛИТЬ РЕГУЛЯРНЫЙ ЧЕМПИОНАТ КХЛ, ТО ПОСТРАДАЕТ СБОРНАЯ»

Как бороться с переписанной датой рождения игроков в детском хоккее, когда родители умышленно уменьшают возраст своих детей, давая фору перед другими игроками команды? Такая проблема была и в СССР, и сейчас в российском спорте. Затем, допустим, и в МХЛ фактически 18-летний игрок будет сильнее 16-летних в своей команде. (Васильев М.В.)

— Это щепетильный вопрос. Родители хотят сделать из своих детей звезд. Разница в возрасте в два или три года — это очень большое преимущество. Этих ребят сразу видно, они физически сильно выделяются. Где-то в 16 лет они сильно выделяются на фоне своих сверстников, но через несколько лет они просто пропадают, и из них ничего не получается. Здесь необходимо ужесточать. Федерация хоккея России хочет сделать аттестацию судей, ввести электронный паспорт у каждого игрока начиная с 10 лет. Нужно сделать все, чтобы родители не занимались подобными махинациями.

Мы знаем, что в Швеции есть единая подготовка хоккеистов всех возрастов. Реально ли у нас что-то подобное применить?

— Нужна методика развития нашего хоккея, ФХР над этим работает, и, насколько я знаю, в этом году нам представят эту методику. Было бы хорошо, если бы у нас в России все работали по одной системе.

Есть идея перевести МХЛ на более маленькие площадки. Как вы к этому относитесь?

— Это будет очень тяжело сделать. У нас зачастую клубы МХЛ и КХЛ играют в одном дворце, вряд ли мы будем перед каждой игрой площадки менять. У нас пока не стоит такая задача. Пока мы будем продолжать играть и придерживаться нашего регламента.

А вам где интереснее было играть — на маленьких или больших площадках?

— Когда играл в Америке, мне нравился быстрый и динамичный хоккей, потом вернулся в Россию. В «Ак Барсе» у нас была хорошая тройка, больше в позиционный хоккей играли, больше пространства было — и тоже наслаждались игрой. Все зависит от того, получаешь ты удовольствие или нет.

А ваша казанская тройка была бы эффективной на маленьких площадках?

— У нас был подобный опыт — мы на чемпионате мира в Канаде играли, на Олимпиаде. Возможно, у нас не все получилось, но мы старались помогать своей сборной. Чемпионат мира — это очень серьезный уровень, ребята там все мастеровитые. Там играть тяжелее, чем, например, на каком-нибудь этапе Евротура.

Что важнее — чемпионат мира или коммерческий Кубок мира?

— Чемпионат мира — это традиционный турнир, который проходит каждый год. А Кубок мира (или Кубок Канады) — будет ли у него продолжение через четыре года? Будут ли они продолжать эту традицию? Да, там будут собраны лучшие игроки мира, за этим интересно будет наблюдать, но мы с нетерпением ждем и домашнего чемпионата мира, будем болеть за наших ребят.

«Если у нас будет свой сильный чемпионат, то ребятам будет престижно играть в России, они не станут никуда уезжать» (фото из архива «БИЗНЕС Online»)

Тяжело, наверное, после сложнейшего сезона, плей-офф приезжать еще и на чемпионат мира?

— Я бы так не сказал. Всегда приятно надеть майку сборной, а тем более на домашнем чемпионате мира. Я помню турнир в Москве, и мне было очень приятно выйти на лед при своих болельщиках. Думаю, даже те ребята, которые сыграют в финале Кубка Гагарина, с удовольствием приедут в сборную — у них будет около двух недель на восстановление и подготовку.

А как вы относитесь к идее продлить регулярный чемпионат, чтобы плей-офф заканчивался где-нибудь в мае? Финалистам Кубка приходилось бы пропускать чемпионат мира, например.

— Это очень тяжело — у нас помимо чемпионата мира есть еще и Евротур, хороший календарь трудно сформировать. Если чемпионат продлить, то пострадает сборная, а мы наоборот стараемся помочь ей.

Но, согласитесь, неправильно, когда около 200 игроков уходят в отпуск до августа?

— В позапрошлом году был Кубок Надежды, но сейчас команды не хотят в нем играть. Что можно сказать? Значит, команды должны играть лучше, чтобы попасть в плей-офф.

«В АВГУСТЕ В КАЗАНИ У НАС ЗАПЛАНИРОВАН КУБОК МИРА»

Есть тезис: сильная лига — сильная сборная.

— Да, также и в МХЛ у нас. Мы хотим сделать сильный и интересный чемпионат, чтобы ребята через спортивную борьбу быстрее набирались мастерства, опыта и становились лучше как игроки.

Может, пренебречь Евротурами ради Кубка мира и Олимпиады?

— Федерация просит нас сделать паузу во время Евротура — мы идем навстречу сборной. Если это нужно, то мы сделаем паузу. В молодежной лиге у нас тоже есть сборная U-18, мы подстраиваемся под график и международное расписание этой команды для того, чтобы они могли подготовиться к соревнованиям. Мы зависим от сборной и стараемся сделать все, чтобы ей было комфортно.

Наверное, можно сказать, что проект U-18 — успешный?

— Об этом можно будет говорить после чемпионата мира, на котором они сыграют. Мы за ними следим, оказываем всяческую поддержку в чемпионате. Желаем им удачи, в этом сезоне они выступили удачно.

С Ильей Ковальчуком на благотворительном матче «От чистого сердца»
С Ильей Ковальчуком на благотворительном матче «От чистого сердца» (фото из архива «БИЗНЕС Online»)

Приезжала из Казани в Нижнекамск посмотреть на ваш мастер-класс для юных воспитанников и посетить матч за Кубок Вызова. Есть ли в планах провести данное мероприятие в Казани? Болельщики «Ак Барса» вас помнят и с интересом посетят его! (Элеонора)

— Конечно, почему нет? В августе в Казани у нас запланирован Кубок мира среди клубных молодежных команд. Я думаю, мы там с удовольствием проведем мастер-класс.

— Не можем не спросить вас о том, что сейчас неприятная ситуация у вашего друга Ильи Ковальчука. Что можете сказать по этому поводу?

— Илья — человек с сильным характером. Он переживает за команду, за ребят. Надеюсь, что ситуация исправится. Он в подобную ситуацию уже попадал — его в 2008 году на чемпионате мира до финала все ругали, а потом на руках носили. Думаю, у Ильи все будет нормально, и он выкарабкается. Руководству СКА тоже хочется побеждать, они договорятся и уладят эту ситуацию.

Эта история не напоминает вам то, что было с Зиновьевым в «Ак Барсе»?

— Не знаю, что может напоминать. У всех бывают спады в игре.

Когда ваш сын будет выступать за «Ак Барс»? (Андрей)

— Не знаю (улыбается). Ему пока до этого далеко.