Максим Соколов допускает, что уже к лету может быть заключено соглашение с китайскими партнерам по ВСМ (©Евгений Биятов, РИА «Новости»)


СОГЛАШЕНИЕ С КИТАЕМ ПО ВСМ МОСКВА — КАЗАНЬ МОГУТ ЗАКЛЮЧИТЬ ЕЩЕ ВЕСНОЙ

Сегодняшняя пресс-конференция министра транспорта РФ Максима Соколова в Москве пришлась как нельзя кстати, став той самой ложкой к обеду из поговорки. Утром стало известно, что правление РЖД наконец утвердило актуализированную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения до 2030 года. Она предусматривает строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Адлер и Москва — Санкт-Петербург, а также несколько скоростных и высокоскоростных магистралей небольшой протяженности между рядом региональных городов. Некоторые эксперты, напомним, опасались, что с уходом Владимира Якунина с поста главы РЖД проект будет свернут. Как выяснились, опасения были напрасны.

Программа разбита на три этапа. На первом, до 2020 года, планируется ввести в эксплуатацию участки ВСМ Москва — Казань стоимостью 1,2 трлн. рублей, Москва — Тула (268,6 млрд. рублей), Челябинск — Екатеринбург (122,6 млрд. рублей), а также скоростные магистрали Тула — Белгород (86,8 млрд. рублей), Екатеринбург — Нижний Тагил (12,9 млрд. рублей) и Новосибирск — Барнаул (62,3 млрд. рублей). Кроме того, программа предусматривает проектирование крупнейшего контейнерного порта в Усть-Луге для приема и распределения контейнерных грузов, следующих между Китаем и Европой.

В 2021 - 2025 годах планируется продлить татарстанский участок ВСМ от Казани до Елабуги, а также построить ВСМ Ростов — Краснодар — Адлер, Тула — Воронеж и ряд других скоростных региональных магистралей. Правда, из программы, с которой ознакомились журналисты нашего издания, следует, что целесообразность проектов второго этапа будет рассматриваться и уточняться после подтверждения заявленных финансово-экономических эффектов первого этапа.

В 2026 - 2030 годах РЖД предполагает продлить магистраль от Елабуги до Екатеринбурга и от Воронежа до Ростова-на-Дону, а также построить ВСМ Москва — Санкт-Петербург (время в пути сократится с 4 почти до 2,5 часов).

В ценах 2015 года вся программа стоит 4,9 трлн. рублей, причем 50% от этой суммы — внебюджетные источники. Реализовывать каждый проект предполагается с использованием государственно-частного партнерства (ГЧП). Инвесторам РЖД готовы предоставлять доли в проектах, сохраняя за собой контроль. Вместе с тем «широкое использование для финансирования проектов должны получить инфраструктурные облигации», говорится в программе. Кроме того, для снижения расходов на выкуп земли (одна из главных статей расходов при строительстве новых трасс) возможен выпуск долговых долгосрочных бумаг для расчетов с ее собственниками, говорится в документе.

По расчетам РЖД, реализация программы обеспечит прирост ВВП на 1,31% по отношению к базовому сценарию. За 30 лет эксплуатации проектов железнодорожники рассчитывают получить более 1,67 трлн. рублей прибыли.

Чтобы увеличить, нажмите


Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у министра ходом работ над проектом ВСМ Москва — Казань и его ближайшими перспективами (все-таки РЖД кровно заинтересованы в его реализации — это и дополнительные рабочие места, и инвестиции, а у профильного ведомства может быть иной взгляд на вопрос). «В соответствии с заключенным договором сегодня идет проектирование. Основной этап должен быть завершен уже в конце лета этого года, после чего документация должна быть передана в Главгосэкспертизу. Когда мы поймем окончательную стоимость проекта, то можно уже будет говорить о следующих шагах и практической реализации, то есть уже о конкретных строительных работах», — рассказал Соколов. Сейчас, по его словам, идет активная работа со всеми субъектами РФ, через которые будет пролегать маршрут. Также министр допускает, что уже к лету может быть заключено соглашение с китайскими партнерами. «Где-то ближе к концу весны мы должны перейти к этапу понимания, а может, и заключения соответствующего соглашения с нашими китайскими коллегами», — заявил он.

Средства от «Платона» пойдут в регионы, но уже не на адресные проекты, а на общую сбалансированность бюджетов субъектов

«ПЛАТОН» ПРИНЕСЕТ БЮДЖЕТУ НЕМНОГИМ БОЛЕЕ 20 МЛРД. РУБЛЕЙ

Одними лишь ВСМ перечень горячих тем не исчерпывался. Как заявил глава минтранса, тариф системы «Платон», вызвавшей волнения среди дальнобойщиков и пересуды в обществе, может быть пересмотрен уже этой осенью. «Льготный период пока по решению правительства не обозначен. Мы вернемся осенью к обсуждению этого вопроса дополнительно», — рассказал он. В настоящее время действует определенная правительством такса — 1,53 рубля за 1 км пути. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 года и до 31 декабря 2018 года сбор будет составлять 3,06 рубля за километр. Однако 17 февраля этого года в минтрансе заявили, что действие прежнего тарифа будет продлено.

Сначала при введении «Платона» в кабмине полагали, что система позволит дополнительно собрать в дорожный фонд порядка 60 млрд. рублей, затем по первому году работы цифру снизили до 40 млрд. рублей. Теперь же, с продлением тарифов тестового режима, даже эту сумму получить с большегрузов не удастся. «Мы видим, что выпадающие доходы позволят в итоге собрать в бюджет немногим более 20 миллиардов. Но все будет зависеть от решения правительства по продлению или завершению тестового периода», — прогнозирует Соколов. В связи с этим обстоятельством дорожные фонды субъектов недосчитаются средств, которые планировалось направить на реализацию проектов ГЧП и строительство новых мостов. Тем не менее в минтрансе надеются, что в следующие годы удастся выйти на заданные темпы и реализовать все запланированные проекты, в том числе на Дальнем Востоке, а сама система «Платон» «даст серьезный ресурс поддержки» регионам.

Помимо этого, в соответствии с поручением президента РФ, пользующиеся «Платоном» владельцы большегрузов получат дополнительные компенсации, а это ударит по бюджету дорожных фондов субъектов, которые недополучат порядка 10 млрд. рублей. «Мы продумали определенные компенсирующие мероприятия, порядок их предоставления в ближайшее время будет утвержден правительством. Мы уже подготовили предложения по правилам распределения субсидий и трансфертов на поддержку субъектовых дорожных фондов, которые будут за счет собираемых системой средств компенсировать эти выпадающие доходы», — пообещал министр. Таким образом, отметил Соколов, все эти средства от «Платона» обязательно пойдут в регионы, но уже не на адресные проекты, а на общую сбалансированность бюджетов субъектов. «Это позволит обеспечить им задачу и удвоения строительства дорог, и приведения в нормативное состояние всей сети дорог. Уже почти две трети наших федеральных трасс находится в нормативном состоянии. В субъектах дело обстоит немножко хуже», — честно добавил министр.

Минтранс РФ готов реализовывать проекты платных дорог, нашлись бы только инвесторы (©Константин Чалабов, РИА «Новости»)


ВМЕСТО СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛАТНОЙ ДОРОГИ В ПОРЯДОК ПРИВЕДУТ СУЩЕСТВУЮЩУЮ

Несмотря на известные проблемы с «Платоном», минтранс по-прежнему готов реализовывать в формате ГЧП и другие проекты платных дорог, нашлись бы только инвесторы. «Конечно, если будут найдены инвесторы, будут предложены проекты, которые позволят реализовать новые дорожные транспортные связи, минтранс и Росавтодор будут это только приветствовать. Тем более средства, собираемые «Платоном», как раз нацелены на поддержку проектов ГЧП в первую очередь», — заявил Соколов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Поясним, о чем идет речь. Еще в сентябре прошлого года в «Автодоре» анонсировали возможное появление новой платной трассы от Москвы до Казани, которая в будущем должна стать частью международного транспортного коридора от Китая до Европы, а уже в марте журнал федерального агентства специального строительства сообщил, что дублирующая М7 трасса Москва — Казань и новая дорога между Казанью и Самарой стали наиболее значимыми проектами платных скоростных автомагистралей для госкомпании «Автодор» на ближайшие годы. Уточняется, что трасса Москва — Казань впоследствии будет продлена до Западного Китая (ориентировочно к 2025 году). Строительство участка может начаться в конце 2018 года. Вот только в минтрансе в ближайшей перспективе этот проект не рассматривают. «Если говорить о новой трассе в направлении Москва — Казань или Казань — Самара, то это проекты если не очень далекого, то, по крайней мере, отдаленного будущего», — заявил нашему корреспонденту Соколов.

Пока проект «Меридиан» реализуется только в направлении до Санкт-Петербурга. «Основной коридор дороги, который сейчас подписан в рамках соглашения стран ШОС, предполагает развитие новых дорог на направлении Москва — Санкт-Петербург, это центральная кольцевая автодорога, развитие основной трассы М7 «Волга», она как раз из Москвы в направлении Казани, далее от Казани есть ряд участков, которые тоже могут быть реализованы на принципах ГЧП в качестве новой трассы», — рассказал глава минтранса. Но если новую трассу построить не удастся, то в любом случае, заверил Соколов, к 2019 году будет приведена в нормативное состояние основная дорога, которая сегодня работает как основной автомобильный коридор. «Что касается новых дорог, то это участок Шали — Бавлы до границы с Башкортостаном, далее Бавлы — Кумертау и до Стерлитамака, где тоже возможны проекты ГЧП, а также часть этого коридора в обход Оренбурга и до границы с Казахстаном. Либо существующий участок федеральной трассы тоже будет приведен в нормативное состояние», — пообещал министр.

.
Соколов отказался называть конкретные даты возобновления авиасообщения с Египтом

ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД ПРИНЕСУТ РЕГИОНАМ 50 - 60 МЛРД. РУБЛЕЙ

Еще одна тема, которую журналисты подняли на пресс-конференции, касалась обсуждавшейся на недавнем Госсовете передачи регионам штрафов, собранных за нарушения ПДД. «Это правильно, — одобрил Соколов, — поскольку субъектам не хватает средств в дорожных фондах для реализации всех мероприятий по развитию, поддержанию в первую очередь региональной, муниципальной дорожной сети. В любом случае мероприятия, связанные с безопасностью, ликвидацией аварийных участков, находятся в приоритете. Те средства, которые собираются с нарушителей, я считаю, справедливо будут направлены именно на реализацию этих мероприятий, чтобы повышать безопасность на дороге, чтобы таких нарушений с трагическими последствиями стало меньше». По его оценкам, объем этих средств составит 50 - 60 млрд. рублей, которые станут «серьезным подспорьем для региональных дорожных фондов».

Еще одна тема — транспортная связь с Крымом. Министр заверил, что сейчас нет проблем с транспортной доступностью полуострова как по воде, так и по воздуху, тем более что аэропорт Симферополя вошел в пятерку крупнейших российских воздушных гаваней, преодолев 5-миллионный рубеж. «Скоро начнем строительство нового современного терминала на 7 миллионов пассажиров», — пообещал министр. Тем не менее главным проектом остается строительство грандиозного керченского транспортного перехода, который Соколов пообещал сдать в намеченный срок. «Мы полным темпом уже ведем строительство. Сегодня построен один рабочий мост, в большой степени готовности еще два рабочих моста. Все работы идут в графике, все осознают ответственность перед страной. Уверен, что в декабре 2018 года будет открыто рабочее автомобильное движение», — отметил глава минтранса.

А вот что касается другого любимого россиянами курорта, правда, заграничного, — Египта, то тут Соколов отказался называть конкретные даты возобновления авиасообщения. «Я очень надеюсь на это (возобновление полетовприм. ред.), надеюсь, что это произойдет в ближайшем будущем, но говорить какую-то конкретную дату мне как министру транспорта некорректно, потому что здесь почти все зависит от египетской стороны», — заявил он. После синайской трагедии прошлого года Россия направила предложения по усилению мер безопасности, которые позволят минимизировать риски постороннего вмешательства в работу транспорта. «Когда весь комплекс действий будет реализован, бригада наших специалистов выедет для проверки. Если она покажет, что ситуация действительно нормализовалась, то только после этого авиационными властями нашей страны, минтрансом будут подготовлены предложения по возобновлению полетов. Мы нацелены на это, рассчитываем, что это произойдет», — рассказал Соколов.