Мэр Казани Ильсур Метшин вручил награду Гузель Яхиной, которая стала «Женщиной года»
Мэр Казани Ильсур Метшин вручил награду Гузель Яхиной, которая стала «Женщиной года» в Казани

«ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ОЧЕНЬ ЕСТЕСТВЕННО ПИСАТЬ О ТАТАРСКОЙ ДЕРЕВНЕ»

«БИЗНЕС Online», немало уделяющий внимания на своих страницах теме культуры, накануне праздника впервые решил представить читателям свой женский рейтинг прекрасных дам, отличившихся на культурной ниве в 2015 году. В результате в топ вошли артистки, чиновницы, менеджеры, творцы. А мы решили обозначить собственное предпочтение: женщина года в мире культуры Татарстана по версии нашей газеты — писательница Гузель Яхина. Любопытно, что успех романа «Зулейха открывает глаза» был назван одним из главных культурных достижений Татарстана в докладе министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина на недавней итоговой коллегии ведомства. Выглядело это загадочно: Яхина, хотя и уроженка Казани, но живет в Москве, а ее дебютный роман издан частным столичным издательством АСТ.

Книга о судьбе молодой татарки из раскулаченной в 1930 году семьи сделала писательницу одним из самых успешных литераторов ушедшего года и принесла ей массу профессиональных наград, среди которых выделяется премия «Большая книга». «Зулейха открывает глаза» вызвала массу споров в том числе и в Татарстане. Кого-то смущает антисталинистский пафос книги, кого-то — описание татарского быта, а кто-то и вовсе считает, что на Яхину работали «литературные негры».

Вот что сама Яхина рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online» на вопрос, ставила ли она задачу приобщить широкого читателя к татарской культуре: «Я не ставила перед собой именно такую конкретную задачу. Другое дело, когда пишешь, у тебя хорошо выходит то, что ты чувствуешь и знаешь. Для меня было очень естественно писать о татарской деревне. Наверное, для кого-то из читателей это было инсайдом, особенно первые главы, они насыщены экзотичными для многих русских читателей словами, фактурой. Наверное, я действительно приоткрыла для кого-то окошко в мир татарской деревни. Другое дело, что писать только об этом мне не очень интересно».

В любом случае каждый сам может прочесть книгу Яхиной и сделать собственные выводы. А пока можно констатировать, что в татарской литературе уже давно нет ярких открытий, разве что книги Зифы Кадыровой, которые расходятся как горячие пирожки.

ОТ ВИОЛЕТТЫ ДО ЧИО-ЧИО-САН

Вряд ли кого-то удивит тот факт, что в нашем рейтинге количественно доминируют представительницы оперного мира — традиции Казани в области классической музыки известны.

О достижениях солистки Венской оперы Аиды Гарифуллиной мы писали в ушедшем году не раз. Остается только надеяться, что выступления певицы на родине будут проходить чаще, чем один раз в календарном году (в 2015-м это был концертный номер «Бездна» на церемонии открытия чемпионата мира по водным видам спорта).

Впрочем, то же самое касается и другой уроженки Казани — солистки Большого театра Венеры Гимадиевой. Хотя сама Гимадиева, которая в прошлом году в коронной партии Виолетты в «Травиате» Джузеппе Верди дебютировала на сцене Ковент-Гарден и Королевского театра Мадрида, и говорит, что с удовольствием откликнется на приглашение от театра им. Джалиля, как только таковое поступит.

Не стоит забывать и об Альбине Шагимуратовой. Молодая мама и звезда мирового уровня, награжденная недавно на республиканском конкурсе «Женщина года», давно не появлялась в репертуарных спектаклях казанской оперы, но в 2015-м выступила в ГБКЗ им. Сайдашева и с оркестром Владимира Спивакова, и с органистом Рубином Абдуллиным. А совсем недавно Шагимуратова предсказуемо стала главным украшением Шаляпинского фестиваля.

Стоит упомянуть и главного хормейстера ТАГТОиБ им. Джалиля Любовь Дразнину. С 2006 года, когда она заступила на эту должность, хор театра превратился едва ли не в главную его гордость и достопримечательность. Качество хоровых сцен в «Трубадуре» Верди, премьеры 2015 года, только подтвердило подобную характеристику. Отметим и молодую солистку казанской оперы Венеру Протасову, которая в прошлом году стала лауреатом конкурса вокалистов им. Глинки, а также успешно дебютировала на Шаляпинском фестивале в партии Джильды в «Риголетто» все того же великого Верди. Таким образом, прогресс Протасовой пришелся как нельзя кстати для театра, которому стало все сложнее приглашать заезжих солистов, учитывая непростую экономическую обстановку. То же самое относится и к другой молодой сопрано Гульноре Гатиной, которая и победила в международном конкурсе и поет теперь на казанской сцене Розину, Адину и Чио-Чио-сан, а также приняла участие в премьерных показах татарской оперы «Кара пулат».

В условную категорию «классическое искусство» входит в нашем топе и знаменитая актриса Чулпан Хаматова, которая стала участником одного из самых ярких концертов в Казани в ушедшем году. Это было выступление вместе ГСО РТ и оперными солистами ведущих московских театров. Всех объединил «Евгений Онегин», к которому приложили свои таланты два гения — Пушкин и Чайковский. Само действо было названо скромно «музыкально-литературной композицией «Евгений Онегин», оркестр и солисты исполняли музыкальные номера из великой оперы Чайковского, а между ними Хаматова читала отрывки из великого романа в стихах Пушкина.

Ирада Аюпова
Ирада Аюпова теперь член правительства Татарстана, начальник главного архивного управления при кабмине РТ


«ДА ЭТО ЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ТАУЭРЕ!»

А вот список чиновниц от культуры, особо отличившихся в прошлом году, получился у нас довольно скромным.

Ирада Аюпова покинула пост первого заместителя министра культуры РТ, однако окончательно с этим направлением деятельности не порвала. Теперь Аюпова — член правительства Татарстана, начальник главного архивного управления при кабмине РТ. Судя по всему, «культурное» направление в деятельности ведомства будет не на последних местах, благо в архивах хранится огромное количество того, что мы называем культурным достоянием. Пока же бывшие сослуживцы устроили Аюповой настоящую овацию на годовой коллегии минкульта РТ.

Неполным был бы наш список и без помощника президента РТ Олеси Балтусовой, которая не только продолжает свою работу по сохранению исторического наследия республики, но и помогла спасти музей чак-чака в столице Татарстана, а также возглавила попечительский совет многострадального казанского ТЮЗа.

Зиля Валеева
Зиля Валеева 2015-й может записать себе в актив

2015-й может записать себе в актив и директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. На той самой годовой коллегии министерства культуры республики глава правительства РТ Ильдар Халиков попросил Валееву сказать, сколько человек посетило в прошлом году Кремль. В ответ прозвучала впечатляющее «2 миллиона 170 тысяч человек». «Да это же больше, чем в Тауэре!» — воскликнул Халиков.

КТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТЕАТРАЛЬНУЮ «ДВИЖУХУ» В РЕСПУБЛИКЕ?

Театральная «движуха» в столице Татарстана в последнее время во многом обеспечивается благодаря работе фонда «Живой город». Его директор Инна Яркова стала, к примеру, инициатором масштабных гастролей театра «post» Дмитрия Волкострелова — «главного медиатора между современным искусством и театром в России». Кстати, Волкострелов скоро будет ставить спектакль на скромной площадке «Живого города» под названием «Угол». И целый десант из авторитетных столичных критиков в Казани практически неминуем. Тем временем одна из соучредителей фонда Диана Сафарова в ушедшем году не только дебютировала на театральных подмостках, пусть и своеобразных, но и стала генеральным менеджером XXXIII мирового финала чемпионата спортивного кино и телевидения, прошедшего в Казани.

Среди дам, преуспевших в руководстве театральными учреждениями, отметим директора театра «Экият» Розу Яппарову, где по-прежнему сплошные аншлаги, и директора Альметьевского татарского драматического театра Фариду Исмагилову, чья кропотливая работа привела к несомненному успеху — спектакль режиссера Искандера Сакаева «Ромео и Джульетта» попал в лонг-лист премии «Золотая маска». С «Маской» связано и достижение главного художника театра «Мастеровые» Елены Сорочайкиной, и пусть она номинирована в этом году за работу над спектаклем «Маленькие трагедии» в ижевском театре, это никак не умаляет ее профессиональных достижений.

Инна Яркова
Инна Яркова стала инициатором масштабных гастролей

СПЛАВ ОПЫТА И МОЛОДОСТИ

Возвращаясь к миру музыки, позволим себе объединить под одним заголовком разных артисток: Диляра Вагапова и ее группа «Мураками» отметили пятилетие своего непременного участия на главном open air страны «Нашествие»; самая знаменитая татарка Австралии Зуля Камалова все чаще стала выступать на родине с яркими музыкальными проектами; Саида Мухаметзянова — юная финалистка шоу «Голос. Дети» Первого канала; Ольга Скепнер — джазовая дива, которая к своему фестивалю «Джаз в усадьбе Сандецкого» добавила еще и участие в проекте Hotel de Ville в Казанской ратуше.

Ольга Скепнер
Ольга Скепнер к своему фестивалю «Джаз в усадьбе Сандецкого» добавила еще и участие в проекте Hotel de Ville

Свои круглые даты в ушедшем году отметили две татарские музыкальные легенды — Венера Ганиева и Хания Фархи. Причем профессор Ганиева — это еще и опытный педагог, в ее учениках ходят многочисленные эстрадные певцы, а также уже упомянутые выше молодые оперные звездочки Гатина и Протасова.

Наконец, Дина Гарипова и Эльмира Калимуллина, чье сражение в финале первого сезона шоу «Голос» стало настоящим поводом для национальной гордости. Гарипова, которая стала артисткой театра Александра Градского в Москве, отметилась помимо творческих достижений еще и таинственным бракосочетанием в Казани, которое певице удалось тщательно скрыть от глаз журналистов, несмотря на все старания последних. Что же касается Калимуллиной, то ее карьера очевидно пошла вверх. После некоторой паузы после «Голоса» она стала все чаще выступать на больших официальных мероприятиях в Москве, а в конце марта в Казани состоится первый сольный концерт артистки.