Данные социологических исследований, проведенных в ноябре-декабре центром перспективных экономических исследований АН РТ и КФУ, показывают: татарстанцев очень беспокоит подорожание лекарств и медицинских услуг. Но, как отмечает в материале, написанном специально для «БИЗНЕС Online», научный сотрудник центра Елена Демкина, в наибольшей степени кризис в экономике сказался на отдыхе и развлечениях жителей РТ.
Индекс потребительских цен в республике вырос на 10,7% (по состоянию на декабрь 2015 года в отношении к декабрю 2014-го) |
В ТАТАРСТАНЕ ЦЕНЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ ВЫРОСЛИ ЗА ГОД НЕСКОЛЬКО МЕНЬШЕ, ЧЕМ И В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ, И В ПФО
По данным Центробанка России инфляция в декабре 2015 года составила 12,9% за период с декабря предыдущего года (для сравнения: в декабре 2014-го этот показатель составил 11,4%, 2013-го — 6,5%). На продовольственные продукты цены выросли на 14%, на непродовольственные — на 13,7%, на платные услуги — на 10,2%.
В Татарстане цены за тот же период выросли на 10,7%, в том числе на продовольственные товары — на 12%, на непродовольственные — на 11,3%, на услуги — на 8,2%. Таким образом, по состоянию на декабрь 2015 года в наибольшей степени повышение цен характерно для группы продовольственных товаров, причем в Татарстане наблюдается несколько менее высокий темп роста цен по всем анализируемым группам товаров (см. таблицу).
==table952==В Татарстане цены на потребительские товары выросли за год несколько меньше, чем и в целом по России, и в Приволжском федеральном округе. Так, согласно данным Татарстанстата, индекс потребительских цен в республике вырос на 10,7% (по состоянию на декабрь 2015 года в отношении к декабрю 2014-го). Отметим, что это один из самых низких показателей в ПФО (рисунок 1).
Рисунок 1. Индекс потребительских цен в декабре 2015 года в процентах к декабрю предыдущего года
ХЛЕБ, ЯЙЦА, МОЛОКО СТАЛИ ДОРОЖЕ
В ноябре-декабре 2015 года специалистами центра перспективных экономических исследований АН РТ и КAE был проведен социологический опрос, в рамках которого исследователи выявили, как татарстанцы оценивают изменения цен и как изменились их потребительские практики. Всего в рамках исследования были опрошены 1,5 тыс. жителей республики из 20 муниципальных образований.
Проведем сравнение общественных оценок изменения цен, выявленных в рамках опроса, с данными статистики. Официальная статистика свидетельствует, что наибольшее подорожание среди группы продовольственных товаров характерно для подсолнечного масла (за год цены повысились на 33,1%), фруктов (+31,5%), кондитерских изделий (+23,4%), рыбопродуктов (+21,3%). Большинство татарстанцев ощутило подорожание данных продуктов: рост цен на рыбу отметили 80,4%, на масло — 77,2%, на фрукты — 80,9%, на кондитерские изделия — 77,4%.
При этом наибольшее беспокойство вызывает у татарстанцев подорожание самых важных продуктов. Так, подорожание хлебобулочных изделий отметили 81,8%, яиц — 80,8%, молочных продуктов — 80,6%. Отметим, что жители сельской местности по сравнению с горожанами в меньшей степени отмечали подорожание продуктов питания по большинству позиций, что может быть связано с собственным производством некоторых видов продукции. Чаще всего сельчане отмечали рост цен на хлеб (80,6%) и крупы (78,3%).
Больше всего население обеспокоено подорожанием лекарств
(рост цен отметили 80% респондентов, среди горожан — 81,5%,
среди сельчан — 74,7%)
БОЛЬШЕ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЕ ОБЕСПОКОЕНО ПОДОРОЖАНИЕМ ЛЕКАРСТВ
В группе непродовольственных товаров в декабре 2015 года наибольший рост цен наблюдался относительно тканей (+47,4%), табачных изделий (+26,8%), чистящих и моющих средств (+21,2%), парфюмерно-косметических товаров (+20,8%), электротоваров и других бытовых приборов (+19,6%). Что касается данных нашего опроса, то больше всего население обеспокоено подорожанием лекарств (рост цен отметили 80% респондентов, среди горожан — 81,5%, среди сельчан — 74,7%). Также чаще других товаров было отмечено подорожание одежды (79,6%), бытовой техники (78,2%), бытовой химии (75,7%).
Относительно платных услуг, согласно статистике, наиболее заметный рост демонстрируют услуги зарубежного туризма (+16,2%), а также услуги страхования (+12,6%), услуги в системе образования (+10,9%) [4]. Опрос населения свидетельствует, что в наибольшей степени татарстанцев тревожит рост цен на медицинские услуги (79,6%). Более четверти опрошенных отметили также, что стало дороже путешествовать (77,5%). В целом сельчане реже горожан отмечали рост цен на услуги (так же, как и на продовольственные и непродовольственные товары), что может быть объяснено низким уровнем информированности о динамике цен на платные услуги ввиду редкого к ним обращения.
41,7% опрошенных сообщили, что стали реже потреблять
или совсем отказались от покупки алкогольной продукции
И ГОРОЖАНЕ, И СЕЛЯНЕ СТАЛИ МЕНЬШЕ ПОКУПАТЬ АЛКОГОЛЬ
В рамках опроса нас интересовало также то, как изменилось потребление татарстанцами тех или иных товаров и услуг в связи с ростом цен. Для этого мы задали соответствующий вопрос: «За последний год стали ли вы покупать реже или совсем отказались от покупки некоторых товаров и услуг или же объем потребления не изменился?»
Выяснилось, что в группе продовольственных товаров в большей степени сократилось потребление алкогольных напитков: 41,7% опрошенных сообщили, что стали реже потреблять или совсем отказались от покупки данного вида товаров. Причем это характерно в равной степени как для горожан, так и для жителей села.
Кроме того, более четверти опрошенных сообщили, что сократили потребление сухофруктов (30%), рыбы (28,9%), кондитерских изделий (27,8%), мяса и субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец (27,6%), фруктов (26,6%). Каждый четвертый стал меньше покупать мясо и субпродукты птиц (24,8%), сахара (24,6%); каждый пятый — молочной продукции (20,9%), овощей (20,8%), яиц (20,2%) (рисунок 2).
В рамках опроса была выявлена интересная закономерность: несмотря на то, что сельчане реже горожан отмечали повышение цен на товары и услуги, они чаще сообщали, что сократили потребление почти по всем позициям, предложенным в анкете. Особенно это характерно для группы продовольственных товаров (рисунок 2). На наш взгляд, это связано с восприимчивостью жителей села к информации в масс-медиа, в результате чего сельчане могли принять «меры предосторожности»: развивать подсобное хозяйство, производить продукты питания самостоятельно, чтобы впоследствии меньше покупать.
Рисунок 2. Согласны ли вы с тем, что за последний год вы стали покупать реже или совсем отказались от покупки некоторых продуктов, товаров, услуг, развлечений? (суммарная доля ответивших «отказался совсем» и «потребляю реже», в процентах)
БОЛЕЕ ТРЕТИ ОПРОШЕННЫХ ЭКОНОМЯТ НА ОДЕЖДЕ, СИГАРЕТАХ, ТЕКСТИЛЕ И КОСМЕТИКЕ
Что касается непродовольственных товаров, то татарстанцы в большей степени сократили их потребление, причем разница в оценках сельчан и горожан наблюдается здесь в меньшей степени. Чаще всего респонденты говорили, что реже стали совершать (или прекратили совсем) крупные покупки: бытовую технику (44%) и мебель (43%). Кроме того, более трети опрошенных экономят на одежде (38,3%), сигаретах (36,4%), текстиле (34,7%), косметике (34,5%), канцелярских товарах (33,8%).
Чуть менее трети респондентов отметили также, что им приходится экономить на хозяйственных товарах (32,1%), бытовой химии (30,8%), товарах для детей (30,6%). В меньшей степени повышение цен сказалось на потреблении бензина и лекарств (рисунок 3).
Рисунок 3. Согласны ли вы с тем, что за последний год вы стали покупать реже или совсем отказались от покупки некоторых продуктов, товаров, услуг, развлечений? (суммарная доля ответивших «отказался совсем» и «потребляю реже», в процентах)
СТАЛИ МЕНЬШЕ ТРАТИТЬ НА ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТДЫХ
В наибольшей степени кризисные явления в экономике сказались на отдыхе и развлечениях татарстанцев. Так, более половины опрошенных сообщили, что стали меньше тратить на путешествия и отдых (53%), причем это больше свойственно горожанам (55,2%), чем сельчанам (44,7%).
Половина респондентов призналась также, что стала экономить на кафе и ресторанах (50,7%, среди горожан — 51,9%, среди сельчан — 46,1%). Чуть меньшая доля опрошенных стала реже пользоваться услугами такси (47,6%), посещать культурные мероприятия (45%), а также парикмахерские, салоны красоты (44,1%). Около трети опрошенных реже обращается к услугам в сфере образования (38,1%), медицины (35,4%), экономит на телефонной связи (32,8%) (рисунок 4).
Рисунок 4. Согласны ли вы с тем, что за последний год вы стали покупать реже или совсем отказались от покупки некоторых продуктов, товаров, услуг, развлечений? (суммарная доля ответивших «отказался совсем» и «потребляю реже», в процентах)
Итак, данные опроса показывают, что жители республики в большинстве своем ощущают повышение цен на товары и услуги. Татарстанцы стали меньше путешествовать, отдыхать, ходить по кафе и ресторанам, делать крупные покупки. Отметим, что заметно снизилось потребление алкоголя и табака. При этом в группе продовольственных товаров объемы потребления снизились в меньшей степени. Лидируют в этом отношении такие продукты, как сухофрукты и свежие фрукты, рыба, кондитерские изделия и мясо.
Елена Дёмкина,
научный сотрудник ГБУ «Центр перспективных экономических исследований Академии наук РТ»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.