Будем ли вновь дружить с Америкой, поскольку Путин, по всей видимости, заключил с Обамой взаимовыгодное соглашение по Сирии?

КРАТКО ОБ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В БАЛАНСЕ СИЛ

  1. В. Путин и его команда заключили сделку с США по Сирии. Процесс заключения этой сделки был мучительным, судя по физическому состоянию ВВП, объявившего о том, что она состоялась. В результате, как мы и упоминали ранее, действия ВКС РФ завершились (на данном этапе) как раз в феврале 2016 года. Намеченные цели были достигнуты: ход наземной операции был успешным — сирийская армия получила необходимую поддержку в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими группировками, США были вынуждены сотрудничать с Россией, а «витрина» ВТС оказалась настолько успешной, что количество уже заключенных контрактов и готовящихся к заключению перекрыло финансовые затраты на операцию в Сирии.
  2. Д. Медведев и его команда готовятся к избирательной кампании, пытаясь купировать неудачные для себя итоги развития российской экономики. Впрочем, на данном этапе они больше заняты распространением своего влияния на возможно большее количество экономических объектов, включая ВЭБ. Продолжилась антиправительственная кампания со стороны электоральных игроков: объектом острой критики пока являются члены окружения Д.Медведева (А. Дворкович, М. Абызов и др.), а не он сам.
  3. Партии начали серию организационных мероприятий, готовящих их к сложному электоральному циклу 2016-2018 годов. ЕР, «Яблоко» провели предвыборные съезды, определяя тактику и стратегию участия в избирательной кампании. Проект Б. Титова по созданию праволиберальной партии также перешел в практическую плоскость реализации.
  4. Р. Кадыров вошел в предвыборную кампанию, назвав «несистемную оппозицию» врагами народа, затем начал «тортинг». Все эти политтехнологические ухищрения были приняты в Чечне довольно позитивно. Однако соседние регионы с тревогой наблюдают политическое усиление Р. Кадырова и недовольны этим обстоятельством. Особенно чувствительной считается его активность в религиозном плане: в соседних регионах с тревогой наблюдают за растущим влиянием Р. Кадырова в религиозной среде Северного Кавказа, подозревая его в желании занять место мусульманского лидера региона.
  5. В НАТО озабочены переговорами А. Лукашенко и В. Путина о кредите: понятно, что речь идет о размещении в РБ военной базы в обмен на него, однако А. Лукашенко планирует получить максимум преференций и от РФ, и от ЕС, поэтому ситуация пока до конца не прояснена.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

  1. Отчетный период проходил под знаком заключенного соглашения между США и Россией о прекращении огня по ряду группировок в Сирии (число группировок, находящихся под влиянием «западной коалиции», оказалось достаточно велико — 69). Пентагон и ЦРУ всячески давали понять, что Россия свои обязательства не выполнит и поэтому необходим (и он уже якобы есть) план «В». Собственно, разыграна была та же карта, что и с «Минском-2» (сразу же заговорили о «Минске-3», что подчеркивало нежелание определенных сторон исполнять достигнутые договоренности). Позиция российского руководства была проста — С. Лавров: «Россия занимается выполнением достигнутых договоренностей».
  2. На внутреннем треке, как мы и предупреждали, начался «разброд и шатание» среди не вполне устойчивых членов правящей группы. Герман Греф кокетливо (но неоднозначно) отказался от перспектив возвращения в кабмин, Дмитрию Медведеву готовят встречу на отчете в Гос. Думе (обещают «бить», но не очень сильно).
  3. Владимир Якунин, по понятным причинам, все дальше уходит от своего почвенничества. Тут, выяснилось, что его аналитический центр будет иметь иностранную юрисдикцию. А также стало известно, что в попечительский совет войдут бывший генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер, профессор университета Нотр-Дам Фред Деллмайер и В. Якунин.

Предполагается, что в первый год работы общая численность штатных сотрудников не будет превышать 18 человек. То есть центр будет вполне себе миниатюрным — складывается впечатление, что В. Якунин не вполне уверен, что будет продолжать заниматься аналитической деятельностью долгое время. Вполне вероятно, он ожидает каких-то событий, которые могут «перевернуть» всю ситуацию кардинальным образом.

Впрочем, по мнению В. Якунина-эксперта, оказывается, свободные ресурсы Фонда национального благосостояния, которые составляют более 3 трлн руб., нужно передать госбанкам, чтобы те целенаправленно кредитовали экономику.

К такому выводу пришли эксперты экономического факультета МГУ, подготовившие соответствующий доклад.

В. Якунин сам и презентовал данный доклад «О стратегическом управлении развитием российской экономики», который был, правда, по его заказу подготовлен Центром исследования экономической политики и кафедрой макроэкономического регулирования экономического факультета МГУ под руководством Андрея Клепача, бывшего заместителя министра экономического развития.

Авторы доклада оценивают дефицит кредитных ресурсов в $30–40 млрд, или 2% ВВП, что «как раз соответствует величине несвязанных средств ФНБ».

ФНБ, напомним, изначально замышлялся как запас на «черный день», который пойдет на выплаты пенсий. Однако в 2012 году В. Путин предложил Федеральному собранию распечатать ФНБ на инфраструктурные проекты. После этого для проектов внутри России была установлена квота 40% от объема фонда, которая в 2014 году была повышена до 60%.

Подобные «размышления» от бывшего соратника В. Путина, конечно, оказываются довольно чувствительны, так как, при умелой «раскрутке», оппоненты смогут подчеркнуть, что команда российского президента «посыпалась».

  1. Как мы и предполагали, окончательно выяснилось, что обыски в агентстве «Михайлов и партнеры» связаны с делом о хищении бюджетных средств в Приморье.

Напомним, обыск прошел 5 февраля 2016 года. В тот же день прошли обыски и в информагентстве ТАСС, которое с 2013 года возглавляет основатель «Михайлов и партнеры» Сергей Михайлов. Обыскивали в ТАСС кабинет заместителя финансового директора Юлии Степановой, бывшей сотрудницы «Михайлов и партнеры». Интересно, что Марианна Максимовская, бывшая ведущая топовой программы на Рен ТВ, станет вице-президентом группы «Михайлов и партнеры».

  1. Практически половина НКО из реестра «иностранных агентов» уже самоликвидировалась. Это косвенно подтвердило версию об эффективности действий госорганов с целью пресечения иностранного финансирования структур, занимающихся дестабилизирующей деятельностью на территории страны.
  2. Отметим также решение британского суда по делу Сергея Пугачева о признании его виновным в неуважении к суду (2 года лишения свободы). До этого суд признал, что экс-банкир действовал мошенническим образом и нанес ущерб в 75 млрд рублей российской банковской системе. Конечно, очень интересен дальнейший ход развития событий и меры по обеспечению решения суда, которые будет предпринимать Великобритания.

Похоже, что британское правосудие, несмотря на поведение С. Пугачева в последнее время и услуги, которые он оказал британским политикам, все-таки не стало «брать грех на душу».

  1. Нашу версию о том, что Сергей Нарышкин готовится занять место Д. Медведева, косвенно подтверждает его желание баллотироваться по одномандатному округу, а не по списку ЕР.

Впрочем, возможно, это желание нынешнего спикера пройти все трудности выборов в округе, чтобы «по праву» занять место среди депутатов. Существует негласное разделение среди депутатов на «списочников» и «одномандатников»: последние, как они сами говорят, более «полновесные», так как проходят индивидуальную предвыборную борьбу.

Интересно, что на «антикризисный план» кабмина министр финансов А. Силуанов сразу отметил, что денег на его исполнение нет, вернее — есть только половина суммы. Что это, если не рассогласованность действий? Вполне вероятно, что сценарий по «перезагрузке» исполнительной вертикали в мае 2016 года запущен, информационные атаки на членов окружения премьера были традиционно ожесточенными.

  1. Как рассогласованность и даже растерянность источники интерпретировали и заявление Рамзана Кадырова по поводу своих перспектив вновь возглавить Чечню осенью 2016-го. Это заявление потребовало незамедлительную реакцию АП, спикеры которой всячески подчеркивали то, что президент Рамзана «не отпустит».

Особенная пикантность состояла в том, что заявление прозвучало после презентации оппозиционного антикадыровского доклада и «требования» со стороны И. Яшина отправить Р. Кадырова в отставку. Однако этот «информационный повод» (размышления Р. Кадырова об уходе) сильно «перекрыл» другой — марш «несистемной оппозиции» в память о гибели Б. Немцова. Так что логично было бы предположить, что Р. Кадыров сделал свое заявление очень своевременно и с более утилитарной целью.

  1. Отметим и то, что команда А. Кудрина подвергла сомнению целесообразность «восточного поворота» России и планирует в 2016 году сподвигнуть правительство занять на западных рынках, нежели в КНР (С. Сторчак полагает, что выход на традиционные финансовые рынки выгоднее, чем на китайский). В западных СМИ эту новость подавали, как попытку России нейтрализовать влияние западных санкций. Дело в том, что Китай, по сути, присоединился к т.н. «антироссийским санкциям», хотя в российской экспертной и политической среде об этом не принято говорить.

В результате Россия направила 25 иностранным банкам заявки на организацию размещения государственных облигаций в 2016 году на 3 млрд долларов сроком погашения на 10 лет. Госдеп США отреагировал незамедлительно: он не рекомендовал американским финансовым институтам принимать участие в этом размещении, что можно понимать, как открытое вмешательство (нечестная конкуренция).

  1. На внутреннем треке источники констатировали, что команда В. Путина сбавила обороты антикоррупционной борьбы, хотя это и не так. Президент поручил своей администрации разработать план по противодействию коррупции на 2016-2017 годы, предусматривающий меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов — к 15 марта (в сжатые сроки).

Ответственными за его исполнение стали глава АП С. Иванов, премьер Д. Медведев, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, генпрокурор Юрий Чайка и глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

  1. В. Путин также внес изменения в состав своего Совета по правам человека: его покинул ряд лиц, в том числе — Алексей Пушков и адвокат, член Общественной палаты России Анатолий Кучерена. Ушли также Елена Тополева-Солдунова, Владимир Шапошников, депутаты Гос. Думы Елена Николаева и Михаил Терентьев. Напомним, что эти кадровые изменения обусловлены требованиями Указа, который В. Путин подписал еще в ноябре 2015 года, когда дополнил положение о СПЧ пунктом, по которому в ее состав не могут входить члены Совета Федерации, депутаты Гос. Думы, члены Общественной палаты РФ.
  2. На внешнем треке, как мы упоминали, кардинально поменялась ситуация в Сирии: после начала действия соглашения о прекращении огня и закрепления этого документа соответствующей резолюцией СБ ООН, Пентагон проинформировал Россию о местоположении в Сирии американских сил специального назначения (генерал-лейтенант Чарльз Браун, командующий силами ВВС в структуре Центрального командования ВС США) для обеспечения безопасности военнослужащих. По официальным данным, их всего 50 человек, и они оказывают инструкторские услуги «антиасадовским» группам. Помимо этого, российской стороне были переданы списки группировок оппозиции, которые «западная коалиция» считает «умеренными», но не все из которых уже подтвердили свое намерение соблюдать режим прекращения огня.

Об усилении контактов между США и РФ говорит также и то, что директор ЦРУ Джон Бреннан принимал А. Бортникова в штаб-квартире ЦРУ в феврале 2015 года, когда тот посещал Вашингтон и принимал участие в саммите по борьбе с экстремизмом.

  1. Предполагается, что в мае 2016 года состоится долгожданная для многих японских компаний встреча премьера Японии Синдзо Абэ и Владимира Путина. Известно, что до этого министр иностранных дел Сергей Лавров должен посетить Токио с подготовительным визитом.

Эти встречи, как считают японцы, помогут «сдвинуть с мертвой точки» вопрос о «северных территориях». Со стороны Синдзо Абэ, как утверждают источники в бизнес-среде, последуют предложения по «сближению позиций» и моральная подготовка к переговорам. Основной тезисный ряд будет касаться сближения на инвестиционной основе, возможно, речь пойдет и о том, чтобы начать, наконец, вожделенное инвестиционно-технологическое сотрудничество.

Со стороны России в качестве первого шага навстречу может быть, скажем, введение безвизового режима для японцев в Россию. Как вариант — выдача визы в аэропорту после предварительной заявки, направляемой на сайт посольства и ответа по электронной почте о согласии предоставить «электронную визу». Япония также, в качестве ответной меры, может ввести безвизовые поездки для россиян (аналогичный режим у Японии действует с Индией).

Для, так сказать, равновесия аналогичный порядок предоставления виз можно ввести и с Южной Кореей.

Практическая польза после такого шага, а также поощрения японских инвестиций в Россию, скорее всего, выразится и в развитии специализированной курортной зоны, скажем, для азиатских клиентов — на Камчатке, Сахалине и Курильских островах, развитии зимних видов спорта, термальных источников, охоты и проч. В результате, могут «подтянуться» и американские инвесторы, которые также испытывают сильный интерес к этим территориям.

Вполне вероятно, в перспективе или уже сейчас необходимо подобрать соответствующих губернаторов для дальневосточных регионов: желательно «москвичей-варягов», а также привлечь внимание к этим территориям московского бизнеса, так как местный бизнес представляется крайне криминализованным и активно коррумпируется КНР, той же Японией и другими интересантами.

Основная проблема, которая встает на пути решения насущного для Японии вопроса т.н. «северных территорий» и в которой, в основном, не желают признаваться японцы, — не отсутствие мирного договора с Россией, а военная база США на Окинаве.

Для России это — серьезный, останавливающий любые переговоры фактор. С учетом сильной зависимости японской национальной обороны от Штатов, нет гарантий того, что через короткое время после возвращения территорий (если такое вообще произойдет, конечно), на Курилах не появится еще одна американская база. Это обстоятельство является крайне выгодным для США, которые, как известно, регулярно напоминают об «островном вопросе», когда необходимо осложнить российско-японские отношения и погнать националистическую волну.

Поэтому для полноценного диалога с Россией самой Японии необходимо проделать серьезную работу по возвращению суверенитета и деоккупации — военной, политической и экономической. А уже потом, так сказать, ставить «вопрос ребром».

Правда, справедливости ради, следует сказать, что в последнее время Синдзо Абэ и японский истеблишмент делают шаги в направлении обретения суверенности: увеличены расходы на национальную оборону, японский премьер публично отказывает Бараку Обаме в требовании повременить встречаться с Путиным, японские компании разворачивают активность на российском рынке.

Выбранный путь представляется верным. Конечно, друзьями мы быть не сможем. «Англо-саксонский выбор» Японии, сделанный ею в XIX веке, предполагает, что, несмотря на противоречивые исторические моменты (Перл-Харбор, Хиросиму и Нагасаки, например), ориентироваться она будет все же на Великобританию и США. Однако партнерами Россия и Япония вполне себе могут позволить стать.

Причем, Стране Восходящего Солнца стоит поторопиться: в последнее время в Европе все чаще говорят о том, что разрыв с Россией был глобальной ошибкой, и уже в ближайшее время вполне вероятно возвращение к более тесному партнерству. Тем более, что европейские страны в меньшей степени зависят от воли Вашингтона, нежели Токио.

Практика показывает, что такой возврат может вновь сделать Японию «отложенным проектом» для России, и удобный момент будет упущен. Японские партнеры, как подмечено, очень долго принимают решения, но, приняв их, уже не отступают.

  1. Впрочем, игра ЕС и США на нервах лидеров стран СНГ продолжилась. Так, на заседании Совета Евросоюза, состоявшемся 15 февраля, министры иностранных дел ЕС рассмотрели вопрос исключения из черного списка 170 представителей властных структур Белоруссии и 10 компаний.

Напомним, что в октябре санкции были приостановлены на четыре месяца, а до конца февраля нынешнего года ЕС должен был решить — отменить их, продлить или сохранить режим приостановления.

Сразу вслед за этим состоялась встреча В. Путина и А. Лукашенко, на которой в закрытом режиме велись переговоры о появлении на территории Белоруссии новой военной базы, а также о выделении нового кредита РБ. Итоги переговоров пока неизвестны, неизвестно также, повлияло ли на них решение ЕС о снятии санкций с белорусских чиновников.

Судя по крайней скрытности российских и белорусских участников переговоров (и по данным источников), они завершились успешно.

  1. Не зря западные страны сегодня проявляют крайнюю степень обеспокоенности относительно успехов России в т.н. информационной войне.

Впрочем, на наш взгляд, «холодная война» — ностальгическая тема, которая упрощает жизнь некоторым группам и странам, выступающим оппонентами нынешнего российского руководства во всем. При отсутствии на данный момент механизма разрешения конфликтных ситуаций в мире такое упрощение может привести к катастрофическим последствиям.

Очевидно, что ЕС и США теряют российский рынок: за 1,5 — 2 года, в основном, найдены иные схемы пополнения средств, несмотря на заявления ряда спикеров либеральных групп в России, о которых мы упоминали выше.

Сегодня, можно сказать, Россия ищет посредника в отношениях Россия — Запад (и теперь это — не Ангела Меркель), и есть основания полагать, что российская сторона будет играть более активную роль в европейской политике через, скажем, Сару Вагенкнехт или Марин Ле Пен.

  1. Западные эксперты уже открыто говорят о том, что российская экономика — в неплохом положении, хотя и находится под санкциями. По объему ВВП она в прошлом году даже обогнала Германию.

Дело в том, что слабеющий рубль дал фору (и конкурентоспособность) целому ряду отраслей, но это, конечно не долгосрочное преимущество. В среде российских экспертов утверждают, что страна, богатая ресурсами («сырье» — заезженное слово) и, при наличии простых и понятных правил поведения на рынке, неизбежно должна стать крайне привлекательной для инвесторов уже в ближайшее время. Особенно с учетом приближающейся приватизации крупнейших компаний.

При этом российское руководство настаивает на том, что санкции — это неприятно, но пережить (и обойти) их можно.

Отмечают и то, что российская нефть хороша, прежде всего, для азиатского рынка (где нет, кроме Японии, высокотехнологичной переработки, поэтому КНР так «задымлен»), арабская же нефть имеет высокое содержание серы и требует сложного и дорогого комплекса по переработке.

Российское зерно (повод для гордости А. Ткачева) не очень качественное, хотя его и много: не годится для спагетти и качественного хлеба — ЕС и Япония, скажем, покупают американскую пшеницу.

В связи с этим правительству, конечно, необходимо работать над повышением качества российского продукта и промышленного производства.

  1. А в правительстве, как мы уже отмечали выше, разлад: Минпром (Денис Мантуров) перебрасывает вопросы инновационного развития на Минэкономики (Алексей Улюкаев), а оно — обратно на Минпром (и толку нет). Поэтому в АП была оперативно создана рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменения в сфере предпринимательства, ее возглавил глава АП Сергей Иванов. Это должно повысить статус группы.

ПРОГНОЗ

  1. Источники не ожидают, что российско-американское соглашение о прекращении огня в Сирии (не касается ИГИЛ и других террористических групп) снизит уровень конфликтности в регионе. Скорее всего, сработает «турецкий фактор», при том, что Пентагон всячески будет давать понять, что именно Россия ответит за «нарушения перемирия».

В процесс также попытается «войти» Европа в лице Германии и Франции, которая оказалась отделена от него де-факто. Новым очагом напряженности станет и Украина. Наряду с переброской тяжелой техники к границам с Крымом и на Донбассе (реакции на это со стороны ЕС и США не последовало пока), Киев предоставляет гражданство выходцам из Северной Африки и с Ближнего Востока для их дальнейшего перемещения по Европе. Данное обстоятельство, конечно, должно поставить под сомнение перспективы отмены визового режима между Украиной и ЕС.

  1. На 19 апреля в Гос. Думе запланировано заседание, в ходе которого премьер Дмитрий Медведев выступит перед парламентариями с ежегодным отчетом о деятельности кабмина в 2015 году.

Основные направления предстоящих «ударов», которые депутаты уже обозначили предварительно:

  • доходная часть бюджета не увеличивается уже давно и составляет 14 трлн рублей;
  • из 40 госпрограмм выполнены (с натяжкой) 22;
  • из 60 пунктов антикризисного плана треть не выполнена;
  • прошло сокращение зарплат не на 10%, а на 20%, инфляция составила 12,5%, а 51,6% населения имеют доходы ниже 15.000 руб.;
  • прекращение инвестирования привело к «заморозке» 9 тыс. строек;
  • произошла потеря 1 трлн руб. из-за непродуманной политики на таможне.

Интересно, что КПРФ при этом настаивает на сохранении постов в правительстве за следующим кругом лиц: Сергей Шойгу, Сергей Лавров, Владимир Колокольцев, Сергей Донской и др. Претензии высказываются, в основном, к экономическому (либеральному) блоку кабмина.

  1. Продолжалась и борьба за кресло главы ВЭБа. Как мы уже отмечали, если Д. Медведев покинет пост председателя Набсовета банка, он должен был постарается оставить «контролера» от своей группы. Впрочем, здесь ему противостояла «группа СВР», интересы которой отстаивает сын М. Фрадкова — Петр. Он был одним из ключевых кандидатов на место В. Дмитриева (и, напомним, занимает пост первого зампреда ВЭБа и, скорее всего, продолжит его занимать после назначения С. Горькова).

На место В. Дмитриева прочили, как раз, зампреда правления Сбербанка Сергея Горькова, председателя правления СГ "Согаз"Сергея Иванова (сына главы АП) и гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева.

Есть за что было побороться: А. Улюкаев оценивал помощь ВЭБу в 2016 году в 150-200 млрд руб. В последнем проекте антикризисного плана фигурировала сумма в 150 млрд руб. ВЭБ уже получил доступ к деньгам казначейства — оно разместит на депозите 100 млрд руб. Правительство поручило Минэкономразвития подготовить изменения в закон о ВЭБе и инвестиционный меморандум.

В совещаниях по ВЭБу также активно участвует бывший министр финансов Алексей Кудрин (еще один активный интересант, как мы отмечали выше), которому самому прочат место в наблюдательном совете. Конкретно — место помощника президента РФ Андрея Белоусова.

Интрига была снята 26 февраля, когда президент принял отставку В. Дмитриева и назначил-таки новым председателем ВЭБа Сергея Горькова, которого считают ставленником Г. Грефа (последний, как считают, также может войти в Набсовет банка).

Вслед за ним в ВЭБ могут перейти некоторые сотрудники Сбербанка, в частности, старший вице-президент Николай Цехомский.

  1. Предвыборная борьба и столкновения за ключевые места в управлении экономическими процессами должны сильно изменить линейку первых лиц российского истеблишмента.

Напомним, что в 1998 году в России уже случился внутриэлитный «майдан». Он произошел после того, как стало ясно, что кредиты МВФ, которые выдавались на стабилизацию российской экономики и ее развитие, банально разворовываются. Бориса Ельцина «выдавили» из власти, а его «Семью» — из политики за 5 лет, с 1998 по 2003 годы. Российский бюджет выплатил внешние задолженности МВФ, и страна изменила курс развития — на госкапитализм. Госхолдинги и госбюджет стали системообразующими для российской экономики.

«Олигархические» структуры, ранее определявшие суть экономической системы страны (и не справившиеся с этой функцией, судя по состоянию экономики к 1999 году), перешли в подчиненное им положение или создали параллельную бизнес-реальность.

На Украине до начала 2000-х годов проходили схожие процессы, с формированием «олигархического уклада» экономики, однако с 2013-2014 годов, после «революции достоинства», экономика, под разговоры о разрушении этого уклада, стала активно «пересаживаться» на «иглу внешних заимствований», при совершенно безумном изъятии средств со стороны «новой олигархии». Россия же прошла эту стадию в 1997-1998 годах во времена т.н. «семибанкирщины» и попыток наладить контроль над государственным управлением со стороны т.н. «олигархов», оказавших Б. Ельцину финансовую поддержку в 1996 году на президентских выборах.

Сегодняшняя группа Д. Медведева рассматривается многими наблюдателями как слишком аффилированная с либеральным крылом, лелеющим мечты о «либеральном реванше» (из-за финансового кризиса-де власти вынуждены будут «призвать» либералов, чтобы они решили проблемы — этот тезис все чаще звучит от либеральных экономистов).

Она состоит из «молодняка», который имел шанс встроиться в политические и экономические процессы, пользуясь положением своего лидера, однако, в результате, вызвал сильное неудовольствие со стороны влиятельных «силовиков» и «капитанов госэкономики». Политическая борьба, к которой приступили «медведевцы», закончится для них снижением уровня влияния на экономические процессы в стране.

  1. Перенос основного конфликта из Украины в Сирию заставил Киев пойти на эскалацию вооруженного конфликта на Донбассе.

Украина теряет точки опоры: ранее киевская власть рассчитывала на безусловную политическую поддержку со стороны Евросоюза и США, на внешнее финансирование реформ и «поддержку демократии» в стране со стороны МВФ. Чуда не произошло, в обмен на тщательно культивируемую русофобию были предложены жесткие условия: отчеты, реформы, затем еще раз отчеты и опять реформы.

Со средствами, поступающими из европейских стран, «разобрались» быстро. Так, Германия не сумела заставить своих украинских партнеров отчитаться о том, куда пошли направляемые им средства, и «закрыла лавочку». Европейские политики и финансисты дистанцировались от украинского проекта как можно дальше.

США пока регулярно выделяют миллионы долларов — но только на военные нужды, причем, значительная часть этих средств, кажется, даже не покидает счета в американских банках, ими расплачиваются за услуги своих же американских военных.

Дольше всего длилась идиллия с МВФ — период выделения ровно двух траншей, которые, как нетрудно догадаться, были потрачены Киевом неподотчетно. Вернее, специалистов из фонда совершенно не удовлетворили «киевские отписки», о чем и намекнула Кристин Лагард, открыто поставив под сомнение дальнейшее выделение средств.

Нынешняя «энергоблокада» Крыма, торговые войны с Россией и, свежие мероприятия по блокировке движения российских фур в Евросоюз и обратно — суицидальны по своему содержанию, но должны, по замыслу Киева, заставить Европу обратить внимание на украинских «партнеров» вновь. При этом получается, что транзитный статус Украины — пожалуй, немногое из всего, что осталось Киеву предложить Евросоюзу, — окончательно ставится под серьезное сомнение. Именно поэтому Германия, несмотря на позицию ЕК, упорно реализует «Северный поток-2».

Вот и получается, что нынешний кризис в отношениях Россия-Украина касается больше Европы и ее сложных взаимоотношений с украинскими подопечными. Впрочем, очевидно, что Киев надеется быть в тренде, который обозначили на недавней мюнхенской конференции представители НАТО: «Россия — агрессор» и главная угроза Европе.

Искать транспортные пути в обход Украины необходимо, этого требует безопасность граждан России и грузов. Однако делать это означает также невольно действовать в интересах тех сил, которые заинтересованы в том, чтобы максимально «отделить» Украину от России и насильно «отгородить» ее от Европы. С одной единственной целью: превратить Украину во враждебное по отношению к России «радиоактивное» государственное образование, готовое по необходимости в любой момент, идя на конфликт с Россией по сигналу, создавать ей определенные неудобства и дискомфорт в политической и экономической сферах, а также стоять на пути сближения с ней европейских стран, особенно — Германии.

Конечно, российская сторона уже давно строит железнодорожные ветки и обходные дороги, пытаясь «обойти» проблемное государство, однако следует совершенно четко понимать, что эти усилия серьезно подрывают конкурентоспособность российских товаров, следующих в Европу.

Гораздо проще и целесообразнее вернуть российско-украинские отношения в сугубо прагматическое русло. Для этого придется использовать «германский фактор».

Неудивительно, что драйвером т.н. «транспортной войны» выступил полузабытый уже «Правый сектор», спикером которого является Дмитрий Ярош, ныне активно выступающий с трибуны Верховной Рады против «олигархов» во власти. Напомним, что именно Госдеп США настоял на том, чтобы «Правый сектор» был зарегистрирован в качестве политической партии и принял участие в последних выборах в Раду. Однако «продукт» не оправдал надежд кураторов — «Правый сектор» крайне слабо провел кампанию и не смог сформировать хоть какого-нибудь представительства в украинском парламенте.

Сегодня эта организация должна получить «вторую политическую жизнь» для того, чтобы исключить усиление пророссийских настроений на Украине и не допустить сохранение российско-украинских торгово-экономических отношений. Именно поэтому украинские власти, по сути, «закрывают глаза» на бесчинства радикалов и не реагируют на них даже после того, как российские коллеги прямо указывают на нарушение Украиной международного права и своих обязательств.

Характерно и то, что другой сателлит США в Европе — Польша также действует по установленной модели: стремление к максимальной конфликтности в отношениях России. Однако «польский фактор» в т.н. «транспортной войне» сработал, что называется, вкороткую: за две недели удалось урегулировать недопонимание и конфликт, а также заключить временное соглашение до середины апреля...

Поэтому жестче всего правительство РФ обошлось с украинскими «партнерами»: премьер Д. Медведев даже не исключил полной остановки движения транспорта с Украины по всей территории России. Это произошло, когда украинское руководство проигнорировало факт блокировки российского транспорта на своей территории, предпочитая, что называется, наблюдать за конфликтом со стороны.

Серьезность намерений российского премьера была подтверждена тем, что он поручил МИД и Минтрансу выработать комплексный ответ на провокации со стороны Украины. Впрочем, кабмин Украины в ответ на действия российских коллег также принял решение об остановке транспорта из России по всей своей территории. Ситуация зашла в тупик.

С 18 февраля украинские пограничники периодически прекращали допуск российских фур на свою территорию и с территории Белоруссии.

Цель состоит в том, чтобы Россия потеряла в глазах Европы позитивный образ станы, которая всегда исполняет свои обязательства перед партнерами. Не зря именно это регулярно транслирует В. Путин и пытается, от имени страны, поддержать режим исполнения Россией своих обязательств в полной мере, несмотря на усилия вышеперечисленных стран.

Установление двусторонних контактов Франции, Италии и той же Германии с Россией уже позволяет с осторожным пессимизмом смотреть на перспективы российско-европейских отношений вообще и транспортного сообщения, в частности.

Открыто страны ЕС пока не могут восстановить добрые отношения с Россией, даже санкции отменить не могут, однако за спиной США происходить активнейшая деятельность по возвращению прежнего статуса. Германия и Франция перешли на довольно жесткую форму общения с Украиной, отказав ей в любых формах финансирования и требуя исполнения обязательств, которые взяты на себя Киевом.

К сожалению, необходимо констатировать, что Киев и рад бы, может быть, их исполнить, но тому мешает несколько факторов: собственный финансовый интерес (обогащение отдельных персон во власти), обязательства перед США и неспособность контролировать украинских радикалов, которые находятся под сильным влиянием украинских спецслужб, которые, в свою очередь, находятся под сильным влиянием спецслужб американских.

В общем, пока на Украине не пройдет приватизация в интересах американских компаний (об этом открыто заявляется официально, в частности, Арсением Яценюком), с отсечением от этого процесса не только российских, что понятно, но и европейских компаний, ситуация будет напряженной и конфликтные линии будут проводится по всему внешнему контуру.

Кстати, Минфин России получил от ФРГ письмо, в котором были описаны новые условия возврата долга Украиной. Интересно, что от самого Киева, как должника, официальных предложений в Москву не поступало. Очевидно, что Украина старается достичь компромисса в досудебном порядке.

Шансов на выигрыш в суде у Киева нет, а Москва уже собирает документы для разбирательства, и сам иск подан. Украине в этом случае грозит не технический, а реальный дефолт с запретом на внешние заимствования.

Киевские источники говорят, что была реальная теневая договорённость между Порошенко, Яценюком и «олигархами» (Фирташ, Лёвочкин, Ахметов, Коломойский) относительно реализации проекта «отставка А. Яценюка».

Минимум 4 раза кортеж А. Яценюка приезжал в администрацию П. Порошенко на Банковую улицу в ночь перед голосованием. Также интересен тот факт, что Оппозиционному блоку была дана квота на 6 голосов за отставку, и внутри партии началось противостояние. В итоге, позволили проголосовать против правительства основным спикерам Оппозицонного блока.

Вопрос с коалицией остался «подвешен», что ставит Раду на грань роспуска. Коалиция формируется на основе Регламента, который был утверждён поправками в конституцию Януковича, потом эти поправки отменили, но Регламент формирования коалиции остался старый. В итоге никто не может сказать, есть ли коалиция; вышедшие фракции говорят, что её уже нет — это Батькивщина, Самопомощь и Радикальная партия.

У Порошенко через 30 дней по закону есть право объявить досрочные выборы.

Депутаты Рады говорят о фактическом формировании новой коалиции между БПП, НФ и «Оппозиционным блоком». Именно благодаря представителям этой политической силы, которую многие на Украине ассоциируют с запрещенной Партией регионов, правительство А. Яценюка смогло удержаться. В момент решающего голосования большинство представителей «Оппозиционного блока» покинули зал — в итоге из 43 членов фракции, которая раньше нещадно критиковала Кабинет министров, вотум недоверия поддержали лишь 8.

  1. По поводу обнародования стенограммы заседания РНБО (Рада национальной безпеки и обороны) во время событий в Крыму, где единственный А. Турчинов проголосовал за введение военного положения, а Ю. Тимошенко — наоборот, хотела мира любыми способами, был направлен на добавление очков А. Турчинову, особенно в глазах националистов, и на ослабление Ю. Тимошенко.
    Тут же появилась информация о рассмотрении кандидатуры А. Турчинова в качестве компромиссного премьера.

Становится ясно, что «сидящая на игле» внешних заимствований Украина, в конце концов, будет вынуждена расстаться со своими стратегическими предприятиями в пользу США. И последние получат новые инструменты влияния на российско-европейские отношения, благодаря контролю над портами и всей логистической системой Украины.

Однако, для того, чтобы отвлечь внимание от этой перспективы и подготовки приватизационных процессов в интересах определенных игроков, сегодня и происходит «шевеление»: «транспортные», «продуктовые» и иные конфликты, в том числе и недавние атаки погромщиков на офисы российских банков — «Сбербанк» и «Альфа-банк».

Очевидно то, что европейские лидеры на данный момент потеряли способность влиять на украинские процессы, что ставит их в пассивную позицию и отвечает, впрочем, европейским желаниям отвлечься от украинских проблем и сосредоточиться на решении проблемы беженцев.

В результате, в конце концов, Украина останется один на один с Россией, потому что, решив свои оперативные проблемы в регионе, США откажутся от военной и финансовой поддержки ее нынешнего режима, что, безусловно, приведет к его падению.

  1. Основной антироссийский тезис, который используется НАТО сейчас: «Россия милитаризует Европу». Интересно, что для этого заявления есть формальные основания. Дело в том, что экспорт российского оружия в Европу в 2011-2015 годах вырос на 264%, а экспорт вооружений в целом — на 28% по сравнению с предыдущим пятилетним периодом (доклад Стокгольмского института исследования проблем мира — SIPRI).

Впрочем, если посмотреть внимательнее, то поставки вооружений в Европу увеличились за счет контрактов с Азербайджаном. За 2011-2015 годы их доля увеличилась до 4,9%, хотя в 2006-2010 годах Азербайджан закупил всего 0,7% от всего российского экспорта.

В целом за пять лет Россия поставила вооружения 50 странам, включая Индию (39%), Китай (11%) и Вьетнам (11%).

На Россию приходится 25% всего мирового экспорта оружия — она на втором месте после США. Третье место занимает Китай с долей на мировом рынке в 5,9% (+2,3%). За ней следуют Франция (5,6%) и Германия (4,7%). Эти страны сократили свои доли — на 1,5% и 6,3% соответственно.

В рамках этой темы отметим, что Иран провел переговоры с Россией по поводу покупки модернизированной версии зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300. Помимо этого, Иран, как заявлено, принял решение закупать вооружение, в основном, в России. Договоренности были достигнуты во время визита в Тегеран минобороны РФ С. Шойгу.

Поэтому на ближайшую перспективу санкционное давление на Россию снижено, конечно, не будет. Так, как мы уже упоминали, кредитные организации Штатов уже получили соответствующую рекомендацию от Госдепартамента и Казначейства США в ответ на запрос о возможности участия в размещении российских ценных бумаг.

Госдепартамент, подчеркнем, официально подтвердил, что ведет работу с бизнесом (в частности, банками) в США, ЕС и по всему миру с целью убедить компании не вести дела с Россией «в обычном режиме». Это — часть общей стратегии, в которую также включены «санкции, ограничительные меры и сокращение дипломатического общения».

Впрочем, российские компании постепенно «переходят в наступление»: Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге начал слушания по делу «Роснефти» против совета ЕС о незаконности европейских санкций в отношении компании. Компания «Роснефть», вместе с «Транснефтью» и «Газпром нефтью» настаивают на том, что введенные советом санкции не соответствуют международным обязательствам ЕС.

  1. Однако те, кто рассчитывал, что Россия и США вступили в «Великий ледниковый политический» период и теперь обменяются чуть ли не прямыми военными ударами, обманулись.

Именно в результате т.н. «охлаждения» отношений и появления всё новых конфликтных линий между Вашингтоном и Москвой выяснилась поразительная вещь: контактная база российско-американских отношений выросла в разы, было даже налажено некоторое военное сотрудничество, отмененное несколько лет назад по инициативе Пентагона, а взаимодействие в иных сферах (космической, например) вообще стало стратегическим.

Вмешательство ВКС России в т.н. «сирийский конфликт» стало неприятным сюрпризом для «широкой коалиции» под крылом капитолийского орла, которая, вместо реальной борьбы с ИГИЛ, допустила разрастание влияния этой исламистской секты на территории Сирии, Ливии и Ирака.

США допустили и еще несколько ошибок, поддерживая Турцию в ее «османском проекте», предполагая, что эта страна сможет удерживать в страхе перед нашествием беженцев весь Европейский союз. Судя по настроениям внутри этого объединения, такие действия привели не к покорности, а к дезинтеграционным процессам, которые крайне затруднят дальнейшее дистанционное управление Брюсселем из Вашингтона.

Совершив целый ряд и других ошибок, в том числе и в Северной Африке и на Ближнем Востоке, США оказались перед реальной перспективой полной перезагрузки ситуации там и исчезновения тех преимуществ, которые возникли для американских компаний в странах, по которым, так сказать, прошла «арабская весна».

Политические и экономические издержки от этой «смены сезонов» привели к турбулентности в системе распределения и финансов, и ресурсов так, что этим обстоятельством воспользовались Россия, Китай, Индия и другие страны. Они инициировали создание региональных союзов и двусторонних финансовых отношений, которые уже серьезно подрывают основы доминирования США в мировых системах.

Именно поэтому Штаты и сами озаботились строительством новых альянсов (ТТП, ТАПП и др.), чтобы остаться на выгодных позициях и продолжать успешно конкурировать с новыми структурами. Впрочем, следуя старым схемам, новые альянсы создаются «под принуждением» и сопровождаются подспудными угрозами в адрес потенциальных участников. Это позволяет говорить том, что в дальнейшем альянсы будут испытывать серьезное внутреннее напряжение.

  1. Весьма показательным был и недавний визит Генри Киссинджера в Москву, который, как говорят, прилетал информировать руководство России о том, что США (а конкретно — Барак Обама) готовы отменить санкции, так как «Россия уже достаточно ослабла» и должна идти на попятную...

Требования, которые озвучивались в узком кругу, были таковы: Россия должна согласиться на незначительные изменения, которые производит Киев в своей конституции, и признать, что они соответствуют «минским соглашениям».

Взамен Крым, на перспективу, оказывается вне темы дальнейших переговоров. Дескать, США никогда не признавали вхождение в состав СССР Прибалтики, точно также не будут признавать вхождение Крыма, однако от этого регион, что называется, не перестанет быть российским. Кстати, ЕС недавно открыл воздушное пространство над полуостровом, однако оговорился, что «управлять» им будут украинские диспетчеры. Технически это крайне проблематично, но мы уже были свидетелями создания «альтернативной прокуратуры» Крыма, которая имитирует деятельность на территории сопредельных украинских регионов и, де-факто, совсем не мешает Наталье Поклонской исполнять свои обязанности в полной мере.

Другим требованием, прозвучавшим от Киссинджера, стало прекращение уничтожения союзников США в Сирии («хватит бомбить!»), так называемой оппозиции Башару Асаду, действующей с неясным статусом, весьма похожим на террористический.

Мы, собственно, и наблюдали реализацию этой части соглашения в последнее время: подается она как эффективное сотрудничество между Россией и США, которое станет прологом перевода вооруженного конфликта в политическое русло. Если выражаться просто, Россия прекратила наносить удары по части радикалов под поручительство США, которые должны будут держать их под своим контролем.

Что касается «украинской части» соглашения, похоже, настало время требовать от кураторов Киева ввести санкции в отношении него за неисполнение «Минска-2», так как Германия и Франция оказались де-факто отстранены от процесса урегулирования и потеряли к нему интерес в силу интересных обстоятельств.

Эти обстоятельства касаются того, что, как и предупреждали некоторые российские эксперты, европейские компании, несмотря, видимо, на прежние договоренности, (как мы и отмечали выше) оказались жестко оттеснены от приватизационных процессов на Украине премьером Арсением Яценюком, не скрывающим своей мотивированности в данном вопросе.

Стало окончательно понятно, что в дальнейшем урегулирование «украинской проблемы» целиком переходит в компетенцию России и США, и договариваться они будут уже напрямую.

  1. Общемировая тенденция состоит в том, что на смену глобальным институтам-регуляторам типа ВТО и ООН, судя по всему, идут региональные институты-регуляторы. Это произошло после того, как и ВТО, и ОПЕК, и Международное энергетическое агентство в значительной степени подверглись серьезному давлению и, соответственно, деформации со стороны стран G7, в частности. В результате, они перестали осуществлять свои функции или сильно ослабили их реализацию.

Неудивительно, что появилась спонтанная потребность в образовании региональных эффективных регулирующих институтов: ШОС, ЕАЭС и других. Эти институты все чаще становятся более эффективными и подменяют собой ослабленные глобальные институты, когда дело касается спасения национальных экономик.

После того, как ОПЕК продемонстрировала неспособность противостоять политическим искушениям и стала действовать в обход принципов свободного и честного рынка, региональным центрам влияния, таким, как Россия, Китай, Индия, понадобились альтернативные механизмы-регуляторы.

Одним из таких и должен стать общий рынок нефти и газа Евразийского экономического сообщества (для России, Казахстана и других). Новация как раз и состоит в том, что тема нефти и газа окажется объединена, так как и цены на оба стратегических сырья являются связанными. Разделение рынка нефти и газа в мировом масштабе является искусственным и сделано для того, чтобы «разделять и властвовать».

Объединив регулирование рынка посредством одного механизма, хотя бы на отдельной территории Евразии, можно будет успешно противостоять давлению извне и не допускать диктата со стороны стран G7 и даже требовать от них более справедливого распределения технологий и продуктов потребления.

На территории Евразии идея создания территориального аналога ОПЕК витает с 1990-х годов. Однако тогда возможности появления такой организации сводились к нулю из-за абсолютного доминирования на рынке США и их сателлитов, в число которых на короткий период вошла даже Россия. Однако следует четко понимать, что Китай является экономикой, тесно связанной с США. Некоторые экономисты (Михаил Хазин, в частности) утверждают, что для поддержки экономики КНР требуется порядка 2,5 — 3,0 трлн долларов в год, которые американская ФРС и «печатает», поддерживая «китайское экономическое чудо». Так что надежды на КНР для России нет.

Поэтому на данном этапе страны ЕАЭС и оказались озабочены созданием системы соглашений, которые позволят общему рынку функционировать хотя бы на первых шагах. Проблема состоит в том, что глобальные институты (в том числе, в лице НАТО) готовы подавлять образование таких региональных образований в самом зародыше. Дело в том, что их появление создает на рынке ту самую конкуренцию, которая не позволит в дальнейшем управлять ценами и системой распределения ресурсов на глобальном уровне (в перспективе).

В числе инициаторов создания такого рынка — не только Россия, но и Казахстан, обласканный в последнее время вниманием со стороны КНР, ЕС, и, конечно, США. Однако, выдержав испытание «медными трубами», Казахстан вернулся к реализации идеи общего рынка нефти и газа совместно со странами ЕАЭС. Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что с подобной инициативой ранее выступили и страны Латинской Америки, однако осуществить эту инициативу в полной мере они не смогли.

Отметим, что соглашение может предусматривать равный доступ к национальным ресурсам (нефти и газу) стран — членов ЕАЭС, что, кстати, прорабатывается национальным законодательством этого сообщества.

Объем рынка ЕАЭС значителен и составляет 182,1 млн человек, ВВП — 2,2 трлн долларов, объем промпроизводства — 1,3 трлн долларов. Добыча нефти составляет 607,5 млн тонн и это — первое место в мире или 14,6% мирового производства, добыча газа составляет 682,6 млрд кубометров, это — второе место в мире или 18,4% мирового производства.

Собственно, углублением сотрудничества, то есть следующим шагом, и является создание «Общего рынка ЕАЭС» в условиях согласования действий ряда стран и учета поставок газа и нефти на внутренний (для объединения) и внешнего (вне объединения) рынков.

Есть и серьезные риски. Напомним, что попытки создания аналогичных институтов в Африке привели к разрушению политических систем в Ираке и казни Саддама Хуссейна, в Ливии к убийству Муаммара Каддафи. Оба лидера, в той или иной форме, стремились к региональному объединению усилий по созданию общих правил для той части энергорынка, которая была им близка — африканский союз и союз арабских стран вне влияния США.

Впрочем, формирование общего рынка нефти и газа ЕАЭС планируется пока только к 2025 году (создание финансового регулятора с центром в Алматы), однако программу по организации общего рынка планируют утвердить уже к 2018 году — это будет специальная система международных договоров.

Впрочем, под внешним санкционным давлением создание общего рынка может пройти гораздо быстрее. Видимо, поэтому в настоящее время ЕС и США пошли на некоторое смягчение в риторике и даже частично сняли санкции с белорусских чиновников.

Отметим просто, что ежедневные объемы нефтяной торговли (и торговли нефтепродуктами) примерно в десять раз превышают совокупный объем ежедневный объем добычи сырой нефти во всем мире. Отметим также, что британская термальная единица и привязка к стоимости барреля нефти производства электроэнергии жестко регулируют выгоды в торговле ресурсами разных стран, включая Россию и другие страны ЕАЭС.

Собственно, ситуация изменилась качественно, когда в 2006-2007 годах Иран предложил России создать аналог ОПЕК для усиления позиций на рынке газа. Показательно, что Россия и Иран являются крупнейшими игроками на этом рынке. Позже к инициативе (символически) присоединился и Катар. Активными противниками стали США и ЕС. 21 октября 2008 года было объявлено о пробном формате т.н. «газовой ОПЕК», которая, правда, превратилась в формальный проект «большой газовой тройки» (контролирующей 60% мировых запасов газа) под влиянием геополитических условий.

Так что надежда сегодня возлагается на ЕАЭС, которая в меньшей степени зависит от США (напомним, Катар является крайне зависимым от Штатов) и, значит, в принципе могут создать действенный регулятор. Речь идет даже о создании единой валюты в рамках ЕАЭС. Проект, впрочем, требует отдельной и глубокой проработки.

  1. А пока, в борьбе с российской пропагандой, Служба внешних связей ЕС запустила специализированный русскоязычный ресурс, содержащий, среди прочего, еженедельные «Обзоры дезинформации» и предназначенный для аудитории в России и странах Восточной Европы.

Подготовкой «Обзоров дезинформации» занимается специальная группа добровольцев, именуемая EU Task Forces. Она объединяет более 300 специалистов.

Новая коммуникационная политика НАТО будет одобрена на саммите в Варшаве в июле 2016 года. Помимо этого, британская ВВС целенаправленно готовит бесплатный контент, предлагая его потом российским СМИ[20].

  1. Вполне вероятно, что, после стабилизации ситуации в Сирии (относительной), очаги напряженности возникнут в Ираке, Афганистане и в Ливии.

Еще в 2015 году ИГИЛ создало свой филиал в Ливии. В качестве штаб-квартиры террористы выбрали город Сирт — место рождения и некогда вотчина Муаммара Каддафи.

В 2016 году ИГИЛ нанесло целый ряд ударов по нефтяной структуре Ливии и расширило свои опорные пункты вдоль береговой полосы Средиземного моря. По сути, ими создан удобный плацдарм для проведения операций в Европе, особенно с учетом использования нелегальных каналов переброски беженцев через Средиземное море.

Большие проблемы возникают в связи с постоянными стычками между разного рода бандформированиями — их называют милициями, пытающимися прибрать к рукам действующие нефтепромыслы. К тому же в последние недели существенно сократилась добыча нефти, которая составляет основной источник доходов всей Ливии (накануне падения режима Каддафи Ливия производила 1,6 млн барр. в день, в настоящее время — менее 400 тыс. барр. в день).

Западные официальные лица оценивают количество штыков в распоряжении ИГИЛ в Ливии примерно в три тысячи. Продолжение «разбалансировки» ситуации в регионе создаст объективные предпосылки для повышения цен на нефть уже в ближайшем будущем, однако не стоит ожидать их «взрывного» роста — по мере повышения будут восстанавливаться и позиции «сланцевых компаний» в США.

ПАРТИЙНЫЙ БАЛАНС СИЛ

ЕР продолжает неспешную подготовку к предвыборной кампании. Весьма интересными представляются нам позиционирование других парламентских партий по отношению к ЕР.

  1. ОНФ удерживает прочные позиции в российской политике, придавая определённую двусмысленность положению ЕР. Фронт напрямую возглавляется В. Путиным, в отличие от ЕР, которой руководит не слишком популярный Д. Медведев.
  2. На протяжении двух последних десятилетий наиболее сильной оппозиционной партией остается КПРФ. Впрочем, из-за долгого взаимодействия с ЕР на думской площадке для населения страны она уже не представляется «истинно оппозиционной».
  3. СР предпринимает отчаянные попытки остаться в думской обойме. Она еще более аффилирована с ОНФ и надеется стать для него «партией-носителем». Помимо этого, С. Миронов пожертвовал своим другом — вместо Н. Левичева (которого направили в ЦИК) партию на выборах будет представлять Олег Шеин.

Напомним, что СР несла серьезные потери все это время. Видные депутаты от партии: Оксана Дмитриева, Илья Пономарев, отец и сын Геннадий и Дмитрий Гудковы — устранились от работы на партийной площадке.

Кстати, КПРФ и СР выступили за создание правительства «народного доверия». КПРФ уже рассмотрели несколько кандидатур на пост премьера — Иван Мельников, Владимир Кашин или Сергей Собко.

  1. ЛДПР продолжит действовать, более или менее, автономно, полагаясь на авторитет В.Жириновского.
  2. В ЕР, кстати, начинается «предвыборный замес». Там образовалось, по крайней мере, три крупных центра влияния:
  • центр влияния В. Володина (С. Неверов);
  • центр влияния Б. Грызлова (Н. Патрушева) и
  • центр влияния Д. Медведева.

В основной конфликт вступят В. Володин и Д. Медведев. Судя по всему, Б. Грызлов надеется получить преференции по итогам этого конфликта.

  1. Миссия Бориса Титова — создать «пылесос» для части «несистемного» либерального поля с целью оттянуть потенциальных спонсоров от ПАРНАСа, ФБК и «Яблока», сделать этот сегмент политического поля еще более маргинальным. На съезде 29 февраля Б. Титова выбрали председателем партии, а перед этим он прямо и честно признался в СМИ, что партия де-факто является «кремлевским проектом».

Б. Титов продолжает раскрутку «Правого дела» и анонсирует союз с экс-лидером питерских эсэров Оксаной Дмитриевой. Данный альянс следует считать совершенно экзотическим. Впрочем, ранее Б. Титов и О. Дмитриева уже договорились о коалиции на выборах.

Последняя должна войти в федеральную тройку и в то же время закроет один из одномандатных округов Северной столицы. Есть и еще договоренности — О. Дмитриева может возглавить список партии Б. Титова на выборах в питерское Заксобрание.

На сайтах «Деловой России» и Столыпинского клуба было запущено голосование за пять вариантов нового наименования партии — «Деловая Россия», что перекликается с общественной организацией Титова, Партия роста, Партия за экономический рост или партия «Экономика роста» (производные от его программы «Экономика роста»). Впрочем, довольно быстро выяснилось, что название «Правое дело» является оптимальным, хотя и не очень удачным. Сильных стартовых позиций у «Правого дела» нет — на выборах 2011-го оно набрало 0,6% голосов.

Программа «Экономика роста» у Титова есть, поддержка общественных структур вроде Столыпинского клуба, «Деловой России» и ОНФ тоже.

Возможно, следует предложить ряд тезисов, которые помогут идентифицировать Б. Титова в электоральном контексте. Прежде всего, продвижение закона о лоббизме, создание системы господдержки малого и среднего бизнеса (в АПК, народных промыслах и т.п.). Пока же у него больше проблем, чем преференций: ясно, что «Правое дело» будут использовать в качестве «спойлера» для «Яблока». Дело в том, что на какой-то момент создалось впечатление, что партия Г. Явлинского попытается стать спарринг-партнером для ЕР. Видимо, этому и призвана помешать структура Б. Титова.

  1. Прошел также очередной съезд «Яблока», где Григория Явлинского предложили выдвинуть кандидатом в президенты РФ в 2018 году. Традиция партии делать это загодя и первой была сохранена. На том же съезде стало понятно, что «Яблоко» будет использовать поддержку Владимира Рыжкова и Дмитрия Гудкова.
  2. «Несистемная оппозиция» по-прежнему испытывает давление со стороны региональных властей. Так, пятнадцатый форум «Сибирский Давос», в котором должны были принять участие европейские и российские дипломаты, журналисты и экономисты, оказался сорванным на Алтае.

На форум прилетели посол Европейского союза Вигаудас Ушацкас, первый секретарь посольства ФРГ, глава московского бюро Financial Times, глава московского бюро Die Welt, глава московского бюро Frankfurter Allgemeine Zeitung, собственный корреспондент «Радио «Свобода», экономист Наталья Зубаревич, экс-замминистра энергетики Владимир Милов, экс-руководитель аппарата правительства РФ Олег Буклемишев.

В Республике Алтай даже был введен карантин по гриппу, который предусматривает запрет на «проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях».

  1. «Яблоко» предсказуемо не устроила предложенная схема «ПАРНАС — в Гос. Думу, Явлинского — в президенты»: стать главой государства у Г. Явлинского даже теоретических шансов нет, зато получить 5% на парламентских выборах яблочники способны. Впрочем, либералы еще могут поделить одномандатные округа, если договорятся (что крайне маловероятно).
  2. Красная угроза« — непременный спутник избирательных кампаний в России, с разной степенью надрыва при упоминании, с 1996 года, когда Геннадий Зюганов едва не выиграл, а многие уверены, что и выиграл, президентские выборы у явного аутсайдера Бориса Ельцина.

Эту кампанию сложно забыть и сейчас... С тех пор было пролито много финансовых потоков во имя противодействия т.н. «красной угрозе», которая непременно должна задушить в России ростки демократии и надругаться над просвещенным либерализмом.

Нынешняя электоральная подготовка к сентябрю 2016 года — не исключение.

Справедливости ради надо сказать, что КПРФ действительно начала полноценную и даже агрессивную кампанию, что называется, по всем фронтам: критикует правительство и отдельных его членов, «Единую Россию», либералов и «охранителей», проводит экономический «Орловский форум», который сама же и называет альтернативным «Давосом»...

Помимо этого, КПРФ попыталась применить весь комплекс мер для популяризации своего бренда. В недавнем прошлом, например, были сделаны попытки «омолодить» партийный состав, однако это все закончилось настоящей «большевистской чисткой» по отношению к потенциальным конкурентам нынешнего руководства партии. Коммунисты с удовольствием приняли от Кремля возможность назначения на губернаторские посты, совместно с ЛДПР и «Справедливой Россией», своих представителей.

В довершение, непосредственно к началу избирательной кампании, КПРФ запустила в соцсети и на доступные ей общественно-политических площадки целый пул критиков действий нынешнего правительства, из которых выделяется молодой экономист Владислав Жуковский, в миру — ведущий программы «Точка зрения».

«Звездной десятке» в списке «Единой России» КПРФ намерена противопоставить на выборах свой «золотой состав»: Геннадий Зюганов, Валерий Рашкин, Сергей Обухов и другие. Проблема состоит в том, что этот состав «отлит в бронзе» уже долгое время, и на свой олимп коммунисты молодежь, конечно, не допускают, предпочитая «омолаживать» партию по низам.

Впрочем, замена первой десятки лидеров КПРФ и вправду может оказаться роковой для партии — она сильна своими корифеями и без них, скорее всего, не сможет выдержать конкуренции на выборах. Верные последователи коммунистов реагируют на известную им линейку лиц и, при попытках её замены, оказываются дезориентированы.

Неизменным, кстати, осталось то, что КПРФ, судя по всему, никому не уступит право быть единственным реальным спарринг-партнером для «Единой России». Ради этого, кстати, коммунисты, в союзе со своими парламентскими коллегами, не давали развиваться новорожденным партийным проектам, «пока они маленькие», всячески ограничивая ресурсную базу для их потенциального развития.

Амбиции у КПРФ на этих выборах, конечно, довольно большие, однако, вот, Кремль пока не спешит реагировать на них, предпочитая стимулировать предвыборный тонус мышц у «Единой России» и ОНФ.

В АП уверены, что в планы верховной власти действительно входит организация конкурентной кампании с присутствием всего спектра политических сил, кроме, пожалуй, некоторых персонажей из рядов «несистемной оппозиции». Впрочем, к коммунистам это не имеет никакого отношения.

  1. Кризис, который действительно мог бы изменить расстановку сил в парламенте, в электоральном смысле нивелируется т.н. «крымским фактором» и особенной популярностью Владимира Путина. Небольшие (пока) усилия со стороны кремлевских политтехнологов позволят «правящей партии» довольно эффективно пройти эту кампанию. Впрочем, снижение популярности «Единой России» к сентябрю 2016 года просто неизбежно, а, значит, технически КПРФ может претендовать, при правильном ведении кампании, на часть «нишевых» «единороссовских» избирателей, что приведет к некоторому увеличению электоральных показателей. Очевидно, впрочем, что в этих предположениях слишком много «если».
  2. 27 февраля прошло шествие в память о Б. Немцове, убитом год назад рядом с Кремлем. «Несистемная оппозиция» использовала мероприятие для политической саморекламы: на шествии присутствовали 7 — 8 тысяч человек (данные МВД) или порядка 24 тысяч человек (данные самих участников). Их силами продолжились и персональные атаки на В. Путина и членов его окружения.
  3. 11 февраля А. Навальный подал в Тверской суд Москвы иск к В. Путину о конфликте интересов. Иск связан с выделением компании «Сибур» 1,75 млрд долл. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для проекта «Запсибнефтехим», который должен стать крупнейшим современным нефтехимическим комплексом в России.

А. Навальный утверждает, что выделение средств ФНБ «Сибуру» произошло по поручению В. Путина. Иск был принят к рассмотрению.

  1. 23 февраля ЕСПЧ вынес свое решение по т.н. «делу Кировлес»: дело было признано неполитическим, однако суд посчитал, что его рассмотрение признано ущемляющим права А. Навального (ему присудили 8000 евро компенсации и 44.000 евро компенсации судебных издержек — всего 56.000 евро). Вполне вероятно, что ЕСПЧ просто решил помочь А. Навальному выплатить компенсацию, которую присудил ему российский суд. Это очень показательно и «подсвечивает» ситуацию с максимально большого количества точек обзора.

Пристальный интерес к деятельности группы Навального со стороны структур, замеченных в организации подобных мероприятий в других странах, и отдельных социальных групп внутри страны (например, бизнес-сообщества, которое видит в нем героя, уязвляющего систему, от которой страдает, но это — лишь видимость, которую создала группа Навального для того, чтобы использовать финансовый потенциал коммерсантов, благо, примеры этого становятся достоянием публики регулярно).

Эти группы думают, что используют Навального, а Навальный думает, что он использует эти группы. Получается идиллическая картинка: критика российских властей производится лишь для того, чтобы реализовать свои собственные коммерческие интересы.

Роль пресловутого Госдепа здесь весьма интересна: по распоряжению оттуда Навальному предоставляются площадки либеральных СМИ. МБХ, находящийся в крайне уязвимом положении после помилования и нарушения данного им слова не заниматься политикой, служит для Навального каналом для предоставления средств из западных источников. Касьянов, также находящийся в уязвимом положении (вынужденный оппозиционер), служит пока «политическим прикрытием» перед выходом на авансцену (по замыслу режиссера) «главного героя».

А. Навальный может так и не появится на этой сцене, предпочтя уютную атмосферу гримерки где-нибудь в Великобритании (с Ашурковым) или в Швейцарии (с МБХ).

Большая психологическая проблема Навального состоит в том, что он позиционирует себя как русский националист (до сих пор), но не может выйти из той либеральной повестки, которую сам себе создал в процессе выстраивания бизнес-систем. Поэтому он «свой среди чужих и чужой среди своих»: закончится это может только одним — нервным срывом.

В итоге, на наш взгляд, Навальный не реализует тот потенциал, который создан, что называется, «под него» внешними и внутренними симпатизирующими ему группами, он попытается этот потенциал «кэшировать» на выгодной стадии — в период между парламентскими и президентскими выборами (2016-2018), а затем попытается уйти в т.н. самовольную «политическую эмиграцию» в какую-нибудь уютную страну. Примеров — масса (МБХ, Гарри Каспаров, Владимир Ашурков, Евгения Чирикова и др.) Мотивировать это он будет, конечно, «политическими репрессиями» в свой адрес, благо, ФБК сегодня делает все возможное и даже невозможное, чтобы создать по отношению к Навальному соответствующий настрой со стороны отдельных представителей власти.

  1. МБХ перешел к активным действиям в направлении организации подготовки к выборам-2016. Если раньше упор делался на то, чтобы «привести в политику новые лица», то теперь концепция поменялась: расчет делается на опытных политиков, способных «бросить вызов вертикали власти» (МБХ).

Расчет МБХ, как он сам заявлял, состоит в том, чтобы провести 3-4 человека из 20 отобранных кандидатов. Эти персоны должны играть дестабилизирующую роль в будущей Думе, так как влиять на законотворческий процесс они не смогут априори в силу малочисленности.

Упор, видимо, будет сделан на то, чтобы попытаться «развалить» Российскую Федерацию по регионам. Во всяком случае, в АП уверены именно в этом. В связи с этим инициатива Верховной Рады о том, чтобы «переименовать» Россию в «Московию» обретает некоторый смысл — получится, что за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке уж точно не Россия.

Имена «перебежчиков» ОР не раскрывает, провоцируя «охоту на ведьм» в парламентских партиях.

Практически все партии (ЕР, КПРФ) и «Яблоко» уже сделали резкие негативные заявления на эту тему, заявив о неприемлемости брать деньги у М. Ходорковского. Больше всех старалось «Яблоко», старательно обходя упоминания о том, что получало финансирование от МБХ, когда он еще возглавлял ЮКОС.

По информации ОР, им написали заявки «на финансовую помощь» 230 потенциальных кандидатов, в том числе 25 от членов «Парнаса», 22 от членов «Яблока» и 142 от беспартийных кандидатов. А также денег и другой помощи попросили, по информации «Открытой России», 11 единороссов, 9 коммунистов и 6 членов «Справедливой России».

Оппоненты (в частности, Олег Лурье) заподозрили МБХ в том, что он организует в следующую Гос. Думу «лифтовую поставку» депутатов — секретных агентов, которые в нужный момент «проявят себя». Впрочем, тут же утверждалось, что МБХ просто хочет спровоцировать ЕР, СР и даже ЛДПР.

Аналогичная «операция», отметим, проводилась в 1999 году, когда было объявлено, что ЮКОС «завербовал» около 150 депутатов.

Скорее всего, конкретные финансовые предложения уже сделаны конкретным кандидатам, гарантированно проходящим в Думу. Суммы называются от 1 до 5 млн долл. (каждому). Общая сумма коррумпирования должностных лиц в России, якобы выделенная МБХ, должна поразить воображение — 1 млрд долларов.

А информация о 230 «кандидатах «Открытых выборов» понадобится, когда необходимо будет дискредитировать мешающих ОР действующих кандидатов (отсюда и такая секретность).

Причем, эту карту можно будет разыгрывать потом и в действующей уже после выборов 2016 года Думе.

  1. Россия будет обжаловать решение Генерального секретариата Интерпола об отказе в объявлении в международный розыск М. Ходорковского, поскольку решение об отказе было принято с нарушением процедуры, в обход специальной независимой комиссии.

БАЛАНС СИЛ В ИНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ

  1. Оказался арестован, а затем отправлен под домашний арест на два месяца Дмитрий Каменщик: публичный «владелец» аэропорта Домодедово.

Источники утверждают, что за подставными лицами стоит семья Романа Абрамовича, а Д. Каменщик в 1990-х годах просто был одним из «контролеров» нелегального транзита наркосредств через аэропорт, затем его «вывели» в качестве публичного лица.

Интересно, что на стороне Д. Каменщика фактически выступила Генпрокуратура, ратовавшая за освобождение в зале суда, «победил» СКР — с требованием домашнего ареста.

Параллельно с задержанием Каменщика на финальную стадию вышла консолидация частных и государственных активов Внуково и Шереметьево.

После завершения консолидации доля России в капитале ОАО «Международный аэропорт Внуково» составит 25,1%, доля негосударственных акционеров — 74,8%. Госдоля в консолидированном Шереметьево составит 31,6%, частные акционеры (TPS Avia Holding Аркадия Ротенберга) получат 68,4%.

Д. Каменщику предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей в составе группы лиц по предварительному сговору, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 238 Уголовного кодекса). Наказание по этой статье — принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Аэропорт Домодедово может быть фактически реприватизирован.

  1. Глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров, который находился на лечении в Москве, скончался от осложнений после пневмонии. Т. Агузаров возглавил регион в июне 2015 года, месяц он был временно исполняющим обязанности главы республики.

Назначение нового главы Республики Северная Осетия-Алания не может быть, на взгляд местных источников и наблюдателей, произведено без учета нескольких важных обстоятельств. Главное из них — необходимость сохранить преемственность того политического курса, который был заложен при покойном Т. Агузарове.

То, как прощались с умершим главой республики, показывает, что за короткий срок Т. Агузаров заслужил достаточный кредит доверия. Доверие людей было основано на том, что глава республики продемонстрировал иной стиль поведения, чем его предшественник, и что та система власти, которая сформировалась в период А. Дзасохова и Т. Мамсурова, может быть радикальнейшим образом реформирована.

Многие из рассматриваемых в настоящее время вариантов назначения не только не ведут к преемственности курса Т. Агузарова, но и могут привести к его ревизии.

  • Вариант № 1. Реванш старых властных команд. Экс-группировки вновь активизировали свои действия и пытаются через подставные лица вернуться в республику. Все эти расклады нервируют осетинское общество.

Более того, каждый из представитель старой команды — это кандидат с высоким антирейтингом. Одним из самых высоковероятных кандидатов в главы республики считают Олега Хацаева.

Он имеет репутацию человека не совсем самостоятельного, готового во всем прислушиваться к мнению экс-президента РСО-Александра Дзасохова. Именно это обстоятельство и является тем раздражающим фактором, который делает его приход во власть непопулярным в народе.

Кроме того, О. Хацаева считают также человеком, склонным использовать властные полномочия в личных целях.

  • Вариант № 2. Назначение «варяга» из числа высокопоставленных уроженцев Северной Осетии, нашедших место в федеральных силовых структурах.

Фактически тут всегда вспоминаются три фамилии:

  • первого заместителя обороны РФ Руслана Цаликова;
  • командующего 4-й общевойсковой армией ЦВО Хасана Калоева;
  • заместителя начальника УпДК МИД РФ Таймураза Калоева (выходца из системы ФСБ РФ).

Любое из этих назначений может быть с энтузиазмом встречено общественным мнением. Однако все эти фигуры уже достаточно давно оторваны от североосетинской политики, плохо понимают местный клановый расклад и не имеют достаточного управленческого опыта. А значит, их назначение может привести к их политическому фиаско, которое в общественном мнении будет рассматриваться как фиаско федерального центра.

  • Вариант № 3. Преемственность власти через назначение новым главой премьера Вячеслава Битарова.

Отметим, что В. Битаров проявил себя, как премьер, с достаточно неплохой стороны. Однако за это недолгое время он успел сделать некоторые чрезвычайно серьезные ошибки, которые заставили покойного Т. Агузарова взять на себя принятие ключевых решений в экономической сфере.

С большей долей вероятности можно утверждать, что, находясь на двух должностях, В. Битаров не справится со своими обязанностями.

Поэтому было бы уместней оставить В. Битарова премьером в качестве символа преемственности курса и рассмотреть

  • вариант № 4 — назначение нового главы республики из нескольких фигур, которые сегодня являются фигурами второго ряда.

В этой связи называют несколько кандидатов:

  • бывшего министра архитектуры и строительной политики РСО-Алания Казбека Ализова;
  • заместителя председателя правительства РСО-Алания Рафаеля Беликова;
  • руководителя управления Федеральной регистрационной службы по РСО-Алания — главного государственного регистратора РСО-Алания Мурата Агузарова (брат Тамерлана Агузарова);
  • председателя Контрольно-Счетной Палаты РСО-Алания Инала Калицова;
  • первого проректора по научной работе и развитию Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова (СОГУ) Тамерлана Камболова.

Важно отметить, что в осетинской среде активно говорится о необходимости назначения на пост главы республики родного брата Тамерлана Агузарова — Мурата Агузарова. При всей кажущейся экзотичности такого варианта в таком назначении есть определенная логика. И дело не в том, что сейчас все то позитивное отношение, которое сложилось к Т. Агузарова, перенесено на его брата, но и в том, что М. Агузаров имеет опыт законодательной работы, позитивно характеризуется по месту своей нынешней работы. Кроме того, будучи доверенным лицом своего брата, М. Агузаров находился в курсе многих процессов, происходящих в республике.

Однако в качестве большого «минуса» М. Агузарова называют его личную эмоциональность, несдержанность, высокомерие, которые порой вырываются в откровенное хамство подчиненным. Все это крайне контрастирует с интеллигентным и вежливым поведением его покойного брата.

Что касается Казбека Ализова, то его сильными сторонами эксперты указывают успешность как в бизнесе, так и в государственной деятельности. В отличие от бизнеса того же Битарова, социальные обязательства Ализова идут за пределы работников его собственной корпорации (строительство социального жилья и т.д.)

Что касается Инала Калицова, то источники характеризуют его, как сильного юриста, настоящего профессионала своего дела. Однако в качестве минусов называют отсутствие командного духа, конфликтность. Для справки: во время его работы в аппарате парламента от него сбежали практически все его сотрудники.

Вице-премьера Рафаеля Беликова характеризует большой опыт как производственной, так и законодательной деятельности.

Что касается Тамерлана Камболова, то в его активе нет опыта политической деятельности и государственной службы. Однако он достаточно известен в республике как ученый и общественный деятель, борец за сохранение осетинского языка и за ним нет громких скандалов. Камболов может стать своего рода «лицом республики», которое может стать эффективным управленцем, если его усилить хорошей экономической командой.

Скорее всего, и.о. главы республики останется Битаров. А в качестве возможных претендентов федеральный центр будет рассматривать кандидатуры, которые выведены в варианте № 4.

  1. Предполагается, что расходы Министерства обороны в 2016 году будут сокращены в связи с экономической ситуацией на 5%. Отметим, что в 2015 году военные расходы были уменьшены на 3,8% (замминистра обороны Татьяна Шевцова).

Сэкономить необходимые средства в сфере закупок и разработок вооружений можно будет в первую очередь за счет переноса на будущее расходов на разработку ряда программ, приоритетность которых не столь высока.

В наименьшей степени сокращение коснется расходов на разработку и закупку вооружений для Ракетных войск стратегического назначения, атомных подводных лодок с баллистическими ракетами и стратегических бомбардировщиков.

Например, не очевидна необходимость ускоренной разработки мобильного железнодорожного ракетного комплекса или новых стратегических бомбардировщиков (как нового поколения, так и восстановления производства бомбардировщика Ту-160), а темпы перевооружения новыми атомными подлодками могут быть растянуты.

Больше всего будут сокращены расходы на ряд дорогостоящих систем в сфере обычных вооружений для сил общего назначения, в том числе для флота и авиации, в меньшей степени — на вооружение Сухопутных войск.

А вот расходы на развертывание новых соединений в связи с изменившейся стратегической обстановкой существенно сокращаться не будут.

БАЛАНС СИЛ В БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ, БЛИЗКИХ К КРЕМЛЮ

  1. Алексей Миллер продлевает контракт с «Газпромом» еще на пять лет. Впрочем, вполне вероятно, что это будет «казус Якунина» (тот тоже продлил контракт, но был уволен вскоре после этого). Одновременно ФАС подвергла атаке «Газпром», выявив «потрясающую неэффективность этой компании».

Совет директоров единогласно проголосовал за избрание А. Миллера председателем правления «Газпрома» с 31 мая сроком на пять лет.

Действующий его контракт был принят советом директоров «Газпрома» 22 марта 2011 г. — с 31 мая 2011 г. сроком на пять лет.

Одновременно «Газпром» анонсировал проект строительства нового газопровода по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию: вполне вероятно, что речь идет о возобновлении проекта «Южный поток», так как в меморандуме упоминаются еще какие-то «третьи страны» (явно — Болгария или Румыния). Характерно, что подчёркивается, что при реализации нового проекта газопровода по дну Черного моря в Грецию и Италию через третьи страны будут максимально использоваться работы, проведенных Edison и DEPA в рамках проекта ITGI Poseidon.

Уже началось и в ближайшее время усилится информационное давление на топ-менеджмент «Газпрома»: речь идет о персонах «второго уровня», действительно имеющих серьезные коррупционные прегрешения. Компрометирующего материала на них накоплено достаточно, и их недоброжелатели не преминут его обнародовать.

  1. Началась мощная атака на А. Чубайса (через «Роснано») — скорее всего, речь идет о попытке снизить предвыборную активность АБЧ (традиционно) перед сентябрем 2016 года.

Критики в лице юриста Ивана Ремесло, регулярно выступающего с позиций АП, пришли к выводу:

«1. Руководство «Роснано» решило сэкономить деньги, передоверив функции управления своей дочерней УК. В итоге — увеличение затрат на полмиллиарда рублей (всего 3,5 миллиарда в год, 19 миллиардов — за пять лет) и отсутствие отчетности, которая могла бы показать, насколько обоснованно тратятся государственные деньги.

2. Компания «Роснано» не достигла плана по продажам нанопродукции на сумму 300 миллиардов рублей в прошлом году. Долю в управляющей компании частным инвесторам тоже не продали, хотя публично обещали это сделать.

3. ОАО «Роснано» из года в год приносит убытки на десятки миллиардов. Чтобы это скрыть, в компании манипулируют с финансовой отчетностью, объявляя убытки «чистой прибылью».

4. УК «Роснано» допускает многомиллионные траты на закупки, которые проводятся вне конкурсных процедур, не имеют рыночного обоснования и могут нарушать нормы о конфликте интересов".

Атака на А. Чубайса перед выборами похожа на ритуальное действие. И связана, прежде всего, с не менее ритуальными действиями со стороны самого А. Чубайса, традиционно пытающегося хоть как-то обозначиться на очередных федеральных выборах. Вполне вероятно, что его действия носят характер «троллинга» своих оппонентов.

Доброжелатель

Worldcrisis.ru, 3.03.2016