Дело Ильдара Курманова медленно, но верно близится к развязке

СУДЕБНЫЕ ПРЕНИЯ, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: «Я СЧИТАЮ, ЧТО В ОТНОШЕНИИ МЕНЯ СОВЕРШАЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

Официально судебные прения по делу Ильдара Курманова начались еще 17 февраля, однако тогда подсудимый заявил, что у него недостаточно времени для подготовки, и попросил перенести заседание. Судья пошел навстречу сыну экс-министра юстиции РТ и назначил прения на 24 февраля. Тем не менее, несмотря на переносы, дело медленно, но верно близится к развязке. Подсудимый демонстрирует бодрое настроение и даже шутит. В отличие от прошлых судебных заседаний, в прениях Курманов старается лишний раз с судьей Маратом Сайфуллиным не пререкаться.

Курманов начал выступление с общественно-политической оценки обвинения: «Дело с самого начала было политизированным. Хотел бы отметить, что во всех составах преступления, кроме ч. 4 ст.159 УК РФ, мне вменяется причинение ущерба ООО «СЭМ». Но как мне это вменяется? На основании чего? Обвинение построено на корпоративных отношениях». По его словам, обращение представителей «Леруа Мерлен» к президенту РТ за содействием в исполнении решения Арбитражного суда Московской области стало «дубиной» в его деле. «16 февраля 2016 года президент России Владимир Путин на совещании попросил поставить заслон на пути тех, кто использует уголовное преследование как дубину в корпоративных спорах, конфликтах», — сослался на первое лицо государства Курманов.

По версии подсудимого, решения арбитража Московской области даже не высылались в адрес исполнителя контракта с «Леруа Мерлен»: «Французская компания скрывала их от представителей ООО «СЭМ». Установленные при расследовании дела по ч. 4 ст.159 УК РФ обстоятельства в отношении исполнения обязательств ООО «СЭМ» свидетельствуют о фальсификации доказательств представителей французов». Далее Курманов приступил «к изложению позиции по вменяемому преступлению». «То есть деянию», — быстро поправил он сам себя. Курманов убежден, что в его действиях нет состава преступления: «В деле необходимо вынести оправдательный приговор в соответствии с п. 3, ч. 2, ст 32 УК РФ. Факты преподнесены заинтересованно: словесные штампы говорят не о фактах, а о субъективном отношении, не основаны на законе», — обличил подсудимый такие типичные формулировки следствия, как «с корыстной целью», «под предлогом оказания консультативных услуг», «не имея намерений выполнять обязательства», «создал видимость исполнения обязательств».

Курманов считает, что событие преступления вообще отсутствует, поэтому необходимо вынести оправдательный приговор. «Нет признаков состава преступления. В моих действиях нет финансовых операций», — сказал он. После подсудимый переключился на выдержки из ГК РФ, в котором, как он ранее признавался, смыслит больше, чем в уголовном.

— Повторяетесь, по второму кругу пошли! — заметил выступающему судья.

— Это в другом контексте, — оправдывался Курманов.

— Нужно говорить один раз, по существу.

— Своими словами, — подсказали Курманову-младшему адвокаты.

— Я считаю, что в отношении меня совершается преступление, — продолжил подсудимый.

Мидхат Курманов присутствует почти на каждом судебном заседании по делу сына
Мидхат Курманов присутствует почти на каждом судебном заседании по делу сына

ЭКС-МИНИСТР ЮСТИЦИИ НЕДОВОЛЕН СЫНОМ

Экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов присутствует почти на каждом судебном заседании по делу сына и каждый раз методично высказывает свою позицию во время общения с журналистами. Во время перерывов между заседаниями он громко заявил о новом вскрывшемся обстоятельстве, которое может стать «сенсацией». По его словам, проект теплоснабжения, подготовленный и согласованный ООО «СЭМ», похитили представитель ООО «Интеллект и Право» Гульнара Закирова и другие неустановленные лица. «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки», — давит Курманов-старший на СМИ цитатами из Гражданского кодекса.

По его словам, проект и рабочая документация по объекту «Теплоснабжение торгового центра «Леруа Мерлен» по ул. Амирхана» в соответствии со ст. 1005 ГК РФ является собственностью ООО «СЭМ», и владеть, распоряжаться и пользоваться данным проектом можно только с разрешения ООО «СЭМ». Представитель же ООО «Интеллект и Право» Закирова не получила какого-либо согласия от ООО «СЭМ», согласованный проект теплоснабжения и рабочая документация достались ей по доверенности ООО «ИиП». В итоге ООО «Фортекс» произвело строительно-монтажные без ведома ООО «СЭМ». «Это уголовное дело!» — провозгласил отец подсудимого.

Вторую «сенсацию» экс-министр юстиции РТ приберег на второй день прений. Видя, что сын потерял линию собственной защиты и упускает важные факты в прениях, он начал подсказывать ему, на чем строить свое выступление. Сначала шепотом, как ученик-отличник стоящему у доски двоечнику, затем в уже в голос. Судья, конечно же, заметил эти «школьные шалости» и сделал замечание. «Вынужден! Спит же!» — объяснил Курманов-старший, имея в виду своего сына. Он пояснил, что речь сын вынужден писать ночами, слушая аудиозаписи, поскольку протокола заседания на руках нет. В этом бывший министр также видит злой умысел. «Вписать могут что угодно, надеются, что он потом не вспомнит», — заявил он.

Прения продолжаются. Недовольство Курманова-старшего сыном растет, и вот он уже в полный голос обращается к адвокатам с приказом взять перерыв, чтобы указать сыну на просчеты. Судья не выдержал и попросил опального министра покинуть зал суда. В ответ Курманов разошелся, стал кричать на сына. «Будешь так говорить — тебя посадят!» — заявил он, то ли занервничав, то ли пытаясь «разбудить» сына. Во время перерыва в коридоре долго раздавался его громкий голос. Курманов-младший вернулся в зал немного поникший и сравнительно быстро завершил свое выступление в прениях.

Два адвоката защищают интересы Курманова с самого начала судебного процесса, который длится уже больше года
Два адвоката защищают интересы Курманова с самого начала судебного процесса, который длится уже больше года

«НИ ОДИН МОШЕННИК НЕ ТРАТИЛ СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ, КАК КУРМАНОВ, ЭКОНОМИЧЕСКИ «РАЗДЕВАЯ» СВОЮ МАТЬ»

Если подсудимому что-то не удалось во время прений, то восполнить эти пробелы постарались два его адвоката — Надежда Муратова и Максим Хайруллин. Оба защищают интересы Курманова с самого начала судебного процесса, который длится уже больше года.

«Почти в течение года судебное разбирательство рассматривало интересную ситуацию, — начала Муратова. — Ситуация уголовно-правовая, но непосредственно связана с гражданским правом и арбитражным процессом. Составы преступления — 8 эпизодов, 6 статей, начиная со ст. 159 и заканчивая злоупотреблением служебными полномочиями служебной организации. Но можно ли одновременно вести арбитражный и гражданско-уголовный споры? Можно ли правовой спор рассматривать дважды?» Она отметила, что когда правоохранительные органы первоначально рассматривали заявление обвинения, то отказали в возбуждении уголовного дела. «Спор между двумя юрлицами решен. Почему до сих пор мы в суде дело не прекратили?» — задала вопрос адвокат.

После она перешла к обвинительному заключению, где говорится, что Курманов создавал видимость работ. По ее словам, он работал. Такого же мнения и сам подсудимый, и его отец. Чаще всего в суде звучало «исключение пункта 4.2». Интересно, что Муратова построила защиту на том, что Курманов не мог намеренно наносить вред ООО «СЭМ», учредителем которого была его мать. «Ни один мошенник не тратил столько времени, как Курманов, экономически «раздевая» свою мать, — иронично подметила представитель Курманова-младшего. Словом, на мать адвокат ссылалась неоднократно, делая это преднамеренно. — Не устану это повторять», — говорила она.

Вопросы вызвал и статус Курманова. «Мы говорим о Курманове или о юрлице ООО «СЭМ»? Или я ошибаюсь, или я чего-то не понимаю», — заявила Муратова. Неопределенность и в формулировках, связанных с «Леруа Мерлен»: «Или обман, или злоупотребление доверием. Альтернативы нет», — сказала адвокат, представив судье письменный анализ доказательств путем сопоставления. В заключение она попросила вынести подзащитному оправдательный приговор в соответствии со ст. 303 п. 3 «Фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении». «Действовал строго в интересах юрлица, активно выполнял обязательства, которые не всегда от него зависели», — заключила Муратова.

Адвокат Хайруллин посчитал, что его выступление в прениях состоится через день, но это не значит, что к процессу он не подготовился. «30 октября 2013 года в отношении моего подзащитного было незаконно возбуждено уголовное дело», — начал он. Защитнику непонятно, почему суд не допросил Олега Редько, хотя именно через него на Курманова вышли представители «Леруа Мерлен». Об этом часто говорил и сам Курманов. Главное, что требовалось от подсудимого, по словам Хайруллина, — исключение пункта 4.2. «Все остальные работы были навязаны. Они завысили плату по договорам — они и должны нести ответственность», — заявил он. Более того, адвокат пришел к выводу, что не Курманов создавал видимость работ, а «Леруа Мерлен» — видимость преступления. Как и Муратова, Хайруллин полагает, что в действиях Курманова нет состава преступления, это спор двух юридических лиц, Следовательно, Курманов не может быть ответчиком.

«Возбуждение уголовного дела, муссирование темы в СМИ, нагнетание виновности Курманова с упоминанием имени его отца побуждает предполагать, что уголовное дело имеет заказной характер», — заявил в прениях адвокат. По его мнению, именно поэтому дело не могло объективно и беспристрастно рассматриваться в Татарстане. «Гособвинение попросило 8 лет заключения для Ильдара Курманова, в то время как максимальный срок по наиболее тяжким признакам не превышает 10 лет», — заметил защитник. Он добавил, что Курманов характеризуется положительно, ранее не судим, имеет двоих детей. По его мнению, он также должен быть оправдан за отсутствием состава преступления и фальсификацией доказательств по уголовному делу.

На этом в прениях была поставлена точка, но процесс продолжается. Судья объявил перерыв в заседании до 9 марта — в этот день Курманов выступит с последним словом.