Сегодня идею тотальной RFID-идентификации представили на научной конференции в Казани московские разработчики. Как оказалось, совместно с ГИБДД РТ они уже успешно обкатали в тестовом режиме свою разработку на окружной дороге Казани, однако до реального внедрения в практику этих новаций еще неблизко. Как будет развиваться безопасность транспортных систем и какой европейский опыт возьмут на заметку в России, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
Гостей конференции приветствовал премьер-министр РТ Ильдар Халиков, а главным федеральным «тяжеловесом» стал начальник главного управления по обеспечению БДД МВД РФ Виктор Нилов |
ЧИПЫ УЖЕ ОБКАТАЛИ НА ДОРОГАХ КАЗАНИ
Сегодня, как и анонсировал ранее шеф ГИБДД РТ Рифкат Минниханов, местом для продвижения идеи по чипизации машин стала IV международная научно-практическая конференция «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы». Она открылась сегодня в Казани — гостей приветствовал премьер-министр РТ Ильдар Халиков, а главным федеральным «тяжеловесом» стал начальник главного управления по обеспечению БДД МВД РФ Виктор Нилов. В холле «Корстона» более трех десятков компаний представили свои идеи и разработки по различным направлениям безопасности дорожного движения — от классических светофоров, алкотестеров до интеллектуальных систем управления дорожным движением. Вместе с Халиковым и Ниловым последним «писком моды» в этой сфере интересовались также Минниханов и республиканский министр внутренних дел Артем Хохорин. VIP-делегация заметно чаще задерживалась у стендов татарстанских производителей — «Зарницы», ICL-КПО ВС, беспилотных «КАМАЗов». Хотя зарубежных компаний было тоже достаточно — из Австрии, Бельгии, Беларуси, Германии, Канады, Казахстана, Киргизстана, США и Финляндии.
Именно в пленарной части конференции хедлайнером темы внедрения радиометок (RFID-меток номеров машин) выступил гендиректор ООО «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин. Совместно с ГИБДД РТ эта московская компания выступила разработчиком пилотного проекта по тестированию радиометок в пластиковых номерах на окружной дороге в Казани.
«В состав этого решения вошли камеры фото-, видеофиксации, общие камеры, лазерные сканеры, система весового контроля, и была проведена система радиочастотной идентификации, — энергично говорил Нащекин. — Были разработаны специальные антенны, разработан новый государственный регистрационный знак в виде пластикового номера с радиочастотной меткой внутри. Химкомпозит устойчив к температурным колебаниям с низким уровнем поглощения радиочастотного сигнала».
Вместе с Халиковым и Ниловым последним «писком моды» в сфере безопасности дорожного движения интересовались Рифкат Минниханов и Артем Хохорин |
По словам Нащекина, за время эксперимента удалось добиться высокой степени идентификации — порядка 98%. Расстояние начала распознавания достигает 40 м, тогда как алюминиевые номера камеры видят с 10 - 20 метров. «Классические средства фиксации чувствительны к погодным условиям, чувствительны к загрязнениям номера, обледенению. Пластиковый номер получается значительно дешевле, чем алюминиевый, и не приведет к удорожанию и увеличению нагрузки на бюджет», — расписывал оратор прелести RFID-идентификации.
Глава ГИБДД РТ Минниханов ранее сообщал, что стоимость метки до изменения курса доллара составляла 300 рублей. «Она будет в стоимости госномера», — предполагал он. К слову, в 2016 году госпошлина за регистрацию (постановку на учет) автомобиля с изменением или выдачей госномера составляет 2850 рублей.
«СКАЖЕМ ТАК: ЗАДУМКА НА БУДУЩЕЕ»
Завершая свою речь, Нащекин попросил Нилова дать свою оценку результатам разработки и «обеспечить поддержку проекта на федеральном уровне». Сидевший в президиуме Нилов на эту просьбу, впрочем, никак не отреагировал. Зато позднее он весьма осторожно прокомментировал инициативу по просьбе «БИЗНЕС Online». «Алексей Сергеевеч [Нащекин] выдал желаемое за действительное — это разработка инициативная, она сегодня идет, — заметил Нилов. — Частично разработка протестирована в Татарстане. Пока методика не имеет никаких подтверждений. Это больше, скажем так, задумка на будущее».
Напомним, ранее на пресс-конференции татарстанским журналистам уже продемонстрировали ролик с идиллической картинкой. Машины с помощью установленных на них чипов-меток предупреждают друг друга об опасностях, обмениваясь информацией о дорожно-транспортной ситуации. Ну а сигналы превышения скоростного режима сразу уходят в ГИБДД, где чуть ли не в режиме реального времени выписывается штраф. Эксперты «БИЗНЕС Online» тогда заметили, что Татарстан на полкорпуса впереди, но с этим «немножечко торопится» — нет законодательной базы, да и сами технологии пока хромают. Так что такая оценка представителя федерального ГИБДД, в общем-то, согласуется с экспертной позицией.
Кроме того, Нилов объяснил, почему Казань стала местом проведения международного форума. «Республика уже давно и заслуженно считается флагманом развития этого направления, — заметил он с трибуны конференции. — Многие системы разработаны с участием ваших специалистов, которые сегодня успешно применяются во многих российских регионах. Тематика транспортной безопасности с каждым годом получает все большее звучание. В настоящее время предпринимаются серьезные шаги в этой сфере — совершенствование законодательства. Этот процесс тесно связан с внедрением технических инноваций».
Среди таких новшеств Нилов полагает целесообразным добавить к списку гаджетов автоинспекторов носимые регистраторы. Он заметил, что сейчас в России 6 тыс. стационарных и 4 тыс. переносных точек видеофиксации, и республика здесь среди первопроходцев. Но в целом в России назрела проблема транспортной дискриминации. Камеры, фиксирующие нарушения, в основном находятся на городских дорогах, тогда как на региональных и федеральных их гораздо меньше. Понять его можно было в том смысле, что пора бы уже повысить процент насыщения камерами территорий вне городов, чтобы эта радость коснулась и тех, кто ездит между ними...
Тему камер подхватил и Халиков. Глава правительства республики заметил, что в Татарстане под контролем «Большого Брата» ГИБДД находится более 1,7 тыс. полос движения. «Это второй после Москвы показатель внедрения автоматизированных систем дорожного движения», — с гордостью в голосе сказал он. Кроме того, премьер отметил, что адаптивная система управления транспортным трафиком, аналогичная действующей в Казани, есть только в Москве и Сочи.
ПРОБЛЕМЫ БЕСПИЛОТНЫХ «КАМАЗОВ» И СТАРУШКИ ЕВРОПЫ
Помимо инициативы с RFID-идентификацией в пленарной части выступил главный конструктор по инновационным продуктам ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко. Он констатировал, что крупные автогиганты всего мира уже втянулись в разработку беспилотного транспорта и в течение ближайших 10 - 15 лет беспилотные грузовики могут начать курсировать по дорогам общего пользования. КАМАЗ уже занимается разработкой дальнемагистральных беспилотных тягачей и карьерных самосвалов. Пока разработки рассчитаны больше на силовые ведомства — МЧС, минобороны. И завтра рядом с казанским ипподромом участникам конференции покажут «КАМАЗ» для пожарных.
«Самая главная для нас проблема — это отсутствие отечественной компонентной базы. Видеокамеры в основном иностранного производства», — посетовал Назаренко, добавив, что для беспилотных автомобилей должна быть подготовлена и законодательная база.
Директор по взаимодействию с партнерами бельгийской компании ERTICO-ITS Europe Расмус Линдхольм рассказал о проблемах с интеллектуальными системами в Европе, где работают более 120 компаний. Новые фирмы продолжают появляться, но друг с другом их разработки никак не связаны. «Я работаю в Бельгии, а моя семья живет в Дании. После пересечения бельгийской границы уже ничего не работает, — говорил Линдхольм. — Я могу заказать билет на междугородний транспорт, но на одном сайте этого сделать нельзя. Вам тоже нужен объединенный пакет услуг, чтобы клиент мог выбирать. Но возможность передвижения включает и ваш автомобиль. Я почти женат на своей машине, она часть моей жизни, и должно произойти что-то невероятное, чтобы я ее бросил. Но в Европе никто не задумывается, нужна машина или нет, главное — добраться из точки А в точку Б. И каждая европейская страна делает выбор — больше развивать общественный или частный транспорт».
Как пояснил «БИЗНЕС Online» Линдхольм, на развитие интеллектуальных транспортных систем за 7 последних лет Европейская комиссия выделила 7 млрд. евро, не считая денег, которые выделяли сами страны Евросоюза. У нас ситуация, понятно, куда как скромнее. Не берем всю Россию, но, как ранее рассказывал замминистра информатизации и связи РТ Анатолий Геллер, бюджет развития интеллектуальных транспортных систем в прошлом году в Татарстане составил 14 млн. рублей. Из которых 10 млн. — федеральные субсидии для мониторинга движения пассажирского транспорта в муниципалитетах. Оставшиеся 4 млн. рублей выделила республика.
«Речь идет о комфорте, времени, должны быть услуги, которые должны быть доступны, понятные услуги, — рассказывал Габор Давидхази, стратегический директор венгерской национальной платежной системы. — Смарт-города — это модное слово. Но смарт — это когда есть целый портфель электронных услуг, соединенных между собой. Мы верим, что быстрые платежи помогают организовать движение, чем больше сервисов на платформе, тем быстрее мы сможем получать услуги. Пока наиболее привлекательной является СМС-оплата, мы подталкиваем пользователей к менее затратным способам».
Подытоживая выставку компаний Нилов рассказал, что наработки, «которые мы увидели, — это продолжение начинаний, которые были до этого». Только средства видеофиксации представлены шестью компаниями — есть определенная преемственность, говорил он, затруднившись сказать, что из представленного будет взято на вооружение ГИБДД в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.