НАЛОГ НА «ПАЛЬМУ» И САХАР СПАСЕТ БЮДЖЕТ?

Съезд партии «Единая Россия», открывшийся сегодня в Москве, неожиданно начался вовсе не с обсуждения предстоящих в сентябре выборов в Госдуму, а с вопроса о том, за счет чего пополнить российский бюджет, трещащий по швам из-за падения цен на нефть. Сегодня минэкономразвития должно было внести в правительство проект нового антикризисного плана, однако это перенесено на следующую неделю. Причина состоит в том, что министры не могут договориться ни по размерам урезания расходов, ни по новым источникам доходов. Поскольку сокращать траты более чем на 10% накануне выборов президент РФ Владимир Путин, по сути, запретил, копья ломаются над тем, откуда взять новые поступления в бюджет.

Появляются все более экзотические предложения, включая инициативу обязать работающих граждан отчислять часть своей зарплаты в счет будущей пенсии, возвращение единого социального налога и даже введение прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц. Однако пока решено ограничиться ростом косвенных налогов, то есть акцизов.

Поскольку акцизы на табак, алкоголь и топливо и так уже подняты достаточно высоко, решено взяться за еду. Точнее, за вредную еду. Инициатором на совещании правительства 18 января, как сообщает газета «Ведомости», стала министр здравоохранения Вероника Скворцова. Похожие предложения также звучали из уст депутатов Госдумы. «Это наша инициатива с «Единой Россией», — сказала сама Скворцова. Акцизы предлагается ввести в отношении продуктов питания, содержащих пальмовое мало, а также большое количество сахара. В последнем случае речь, как правило, идет о газированных напитках.

Впрочем, забота о здоровье сограждан явно отступает на второй план перед острой необходимостью повысить доходы бюджета. Это дал понять принявший участие в съезде «Единой России» министр экономического развития Алексей Улюкаев. Он подтвердил, что в правительстве РФ обсуждается вопрос введения акцизов на вредные для здоровья потребителей продукты питания. «Конечно же, акцизы и любые косвенные налоги имеют фискальную составляющую. В цифрах не могу сейчас сказать», — сообщил Улюкаев.

Действительно, доходы бюджета от новых акцизов пока не просчитаны, однако прикинуть навар несложно. Предлагается взимать с тонны пальмового масла акциз в размере $200, или 30% от стоимости данного продукта, говорят источники «Ведомостей». С учетом того, что в прошлом году в Россию было ввезено более 800 тыс. т пальмового масла, бюджет получит дополнительно не менее $160 млн. — или по текущему курсу около 12,5 млрд. рублей. Сумма не столь уж существенная, но в условиях растущего дефицита бюджета каждая копейка на счету. Никаких — даже приблизительных — расчетов суммы акциза на сладкую газировку пока ни чиновники, ни эксперты не приводят.

Александр Ткачев: «Сегодня есть такая инициатива,
она нами поддержана, чтобы поднять акцизы на пальмовое масло и газировку»

РОССИЙСКИЙ СЫР РАСТЕТ НА «ПАЛЬМЕ»

На съезде единороссов федеральные министры один за другим расписывались в своей приверженности борьбе с «пальмой», газированными напитками и прочей неполезной едой. Идею новых акцизов поддержал и глава минпромторга Денис Мантуров, и, главное, профильный министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Последний по этому поводу заявил: «Вы знаете, что сегодня есть такая инициатива, она нами поддержана, чтобы поднять акцизы на пальмовое масло и газировку».

Уточним, что акцизы на пищевые продукты предлагают не «поднять», а именно ввести впервые в российской практике. Некоторые инициаторы нововведения из числа депутатов Госдумы при этом ссылаются на опыт ряда европейских стран (например Дании), где действуют акцизы на сладкие газированные напитки и картофельные чипсы. У нас, однако, видимо, пойдут другим путем. Акциз на газировку администрировать достаточно сложно. У ее главных производителей — американских компаний Coca Cola и PepsiCo — огромные лоббистские возможности. Они создали десятки тысяч рабочих мест в России, и ущемить их права будет крайне непросто. Кроме того, акциз по идее надо вводить именно на сахар, содержащийся в напитке, поскольку именно он в большом количестве вредит здоровью. А если вместо него используется заменитель?.. Да и к тому же может возникнуть вопрос: почему дополнительным налогом облагаются только сладкие напитки? Взимать же акциз со всех продуктов питания, где содержится сахар, — это все равно что ввести тотальный налог едва ли не на всю еду.

«Пальма» как подакцизный товар — продукт идеальный. Подвергнутые тепловой обработке растительные жиры, безусловно, вредны. Кроме того, их использование часто означает по сути фальсификацию известного продукта, в котором должны использоваться не растительные, а исключительно животные жиры. Наконец, совсем нетрудно администрировать новый налог, поскольку импортное пальмовое масло, что называется, не спрячешь.

О вреде или пользе пальмового масла высказываются прямо противоположные мнения. «Я вот читаю состав детского питания, которое предлагается нашим малышам, и там тоже есть пальмовое масло... Значит, в некоторых случаях пальмовое масло по медицинским показателям рекомендовано даже детям. Все ведь зависит от количества. Один и тот же продукт может быть и вредным, и полезным», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор ГУП «Национальная торговая марка Республики Татарстан» Илсур Сафиуллин.

Иного мнения придерживается директор департамента по связям с общественностью и государственными органами национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Жебит. Она отметила в разговоре с нашим корреспондентом: «Наш союз давно выступает за ограничение импорта пальмового масла — мы просили вводить квоты на уровне 2012 года или какие-то ограничения на импорт. Естественно, нам интересна механика, потому что при производстве молочных продуктов могут быть использованы жиры и не только пальмового масла, но и кокосового, а также говяжьи жиры для фальсификации».

В прошлом году за 11 месяцев (окончательных цифр еще нет), по данным Росстата, в Россию ввезено на четверть больше объемов импорта пальмового масла, чем в 2014-м. По мнению всех без исключения специалистов, стремительный ввоз «пальмы» связан с импортозамещением в молочной промышленности. В Россию, как известно, запрещен ввоз европейских сыров, то есть практически всех качественных сыров, производимых в мире. При этом наблюдается взрывной рост собственного производства сыра и сырного продукта.

Например, в минувшем году производители Татарстана выпустили сыра и сырного продукта на 44,4% больше, чем годом ранее. А производство молока всеми категориями хозяйств республики выросло лишь на 1,3%. Из какого же сырья был произведен весь этот дополнительный сырный продукт? Специалисты уверенно кивают на «пальму»...

То же самое происходит по всей стране. Проверки Роспотребнадзора в прошлом году выявили, что 6% молочной продукции фальсифицировано. Главная претензия — массовая доля животного жира не соответствует заявленной. Причем речь идет только о небольших партиях, которые смогло проверить надзорное ведомство. Эксперты говорят о том, что замещение молочных жиров «пальмой» при производстве сыров, йогуртов и т. д. носит массовый характер. Пугает географический размах фальсификаций — поддельная продукция производилась более чем на 300 вполне легальных предприятиях в 58 субъектах Федерации. Недавно глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что подделывают прежде всего сыр и сливочное масло, далее идут творог, сметана и молоко.

Возможно, введение акциза будет способствовать сокращению объемов фальсификации молочной продукции. «Пальмовое масло у населения такую оскомину вызывает! Многие просто перестали есть сыры, потому что сыр уже далеко даже не советский. Если разница между «хорошим» и «плохим» жиром меньше, люди будут брать натуральное», — говорит заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана Владимир Жуйков.

ДЕФИЦИТА НЕ БУДЕТ, НО ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ

Теперь о ценах и угрозе дефицита продуктов питания. Зампред комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев отмечает: «Дефицит-то продуктов, я думаю, вряд ли будет, а цены, безусловно, вырастут. Это же, по сути, дополнительный, косвенный налог». С ним согласен и Сафиуллин. «К дефициту продуктов все это ни в коем случае не приведет. Пальмовое масло если кто-то и добавлял, то только для того, чтобы можно было конкурировать на рынке за счет удешевления. Но если сегодня пальмовое масло становится невостребованным, то это просто вызовет рост производства настоящего молока. Дефицита не будет. Это может повлиять только на цену», — говорит он.

Жебит также считает, что дефицит отечественным потребителям в любом случае не грозит. «Сейчас есть возможность сырье завозить из той же Беларуси, так что ограничения не вызовут острого дефицита на рынке. С одной стороны, цены повысятся, с другой — есть возможность импортировать, так что вряд ли рынок ждет какой-то опасный дефицит», — полагает она.

В случае с тем же пальмовым маслом подсчитать вклад нового акциза в продуктовую инфляцию несложно. По словам специалистов, например, в так называемом спреде (раньше его в нашей стране называли маргарином) 60% пальмового масла. Если оно подорожает на треть после добавления акциза, то готовый продукт станет дороже процентов на 20. Вырастет в цене также большинство молочных и кондитерских изделий, где широко применяются растительные жиры. Под удар попадут и недорогие сосиски и колбасы, в которых часто животные жиры замещают растительными.