МФЦ СТАЛИ РЕНТАБЕЛЬНЫМИ, А «ПЕРВИЧКА» С ДОЛЕВЫМ УЧАСТИЕМ УПАЛА НА 30%

Размытые границы Татарстана, первые факты оспоренной предпринимателями кадастровой стоимости недвижимости, удачные и неудачные попытки дисквалифицировать арбитражных управляющих — об этом сегодня рассказывали президенту РТ Рустаму Минниханову на итоговой коллегии управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ.

Вначале руководитель управления Азат Зяббаров сообщил, что в прошлом году многофункциональные центры (МФЦ) впервые стали рентабельными учреждениями. Они работают по принципу единого окна и наделены полномочиями предоставления основных госуслуг Росреестра. С 2012 года в РТ было открыто всего 6 таких центров, но в прошлом году только за один месяц появилось сразу с полсотни новых МФЦ, что вновь поставило Татарстан впереди России всей.

Как чувствовал себя рынок недвижимости и земли? Количество регистрационных действий в 2015 году снизилось на 14,5%, что «незначительно» — такую оценку, во всяком случае, дал Зяббаров. В реальном выражении было зарегистрировано 732,6 тыс. прав и сделок с недвижимостью. Почти половина (50,4%) — на жилые помещения, треть (36%) — на землю, остальное — на нежилые помещения и иные сделки.

Впрочем, дыхание кризиса сказалось на рынке, отрицать это было трудно. Количество сделок на первичном рынке с договорами долевого участия просто рухнуло — на 30% (11,8 тыс.) Правда, надо учитывать, что предыдущий год был рекордным по «урожайности», пояснил «БИЗНЕС Online» замруководителя управления Росреестра по РТ Альберт Хайрутдинов, к тому же 2015 год оказался лучше, чем 2013-й, когда было зафиксировано 11,7 тыс. сделок. В этом году их количество останется на том же уровне с возможной корректировкой на 5 - 10%, считает Хайрутдинов. При этом социальная ипотека, поддерживаемая госпрограммой, пусть и на скромнейшие 0,1%, но выросла.

«РЕАКЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ БОЛЕЕ ЖЕСТКОЙ, ЧЕМ ШТРАФЫ»

От темы кризиса на первичном рынке ход коллегии плавно свернул к сложностям в личной экономике. Руководитель управления Росреестра по РТ, напомнив о вступившем в силу законе о банкротстве физлиц, сообщил, что судами республики уже принято 46 заявлений о признании граждан банкротами. У каждого из них задолженность составляет не менее 500 тыс. рублей, а просрочка по долгам — более трех месяцев. Насколько вырастет число татарстанцев-банкротов, глава управления прогнозировать не стал, лишь предположив, что и они теперь начнут жаловаться на тех, кто управляет процессом банкротства.

«Велика вероятность существенного увеличения поступающих в управление жалоб на действия арбитражных управляющих. Не только от кредиторов, но и от самих граждан-должников», — сказал Зяббаров.

К слову, прижать к ногтю проштрафившихся арбитражных управляющих непросто. За 2015 год было составлено 117 протоколов об административных правонарушениях с их стороны, которые были направлены в Арбитражный суд. В итоге суд дисквалифицировал лишь трех управляющих на полгода (в прошлом году дисквалифицировать удалось лишь одного, в 2013-м — никого). «Добиться таких решений было не так уж и легко. Например, Арбитражный суд дисквалифицировал арбитражного управляющего Санию Даулятшину только после рассмотрения 10 заявлений нашего управления о привлечении ее к административной ответственности, по которым в течение года четыре раза объявлял устное замечание и пять раз назначал штрафы», — сказал Зяббаров. Двое других «забаненных» управляющих — Артур Закирзянов и Марат Шамсиев.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», Даулятшина курирует, например, банкротство агрофирмы «Вамин-Буа». Под «крылом» Закирзянова — «Итильпромстрой» (один из участников так и не состоявшейся реконструкции улицы Московской) и «Меридиан Инвест», отношение к которому имеет экс-кандидат в депутаты в Госдуму от партии «Правое дело» Антон Иоффе. Шамсиев ведет дела таких компаний, как «Чистопольский агрегатный завод» (специализируется на металлообработке, а также ремонте автомобильных двигателей), ООО «Красота и здоровье» (управляло одноименной аптекой в Казани), «Агроснаб», «ПКФ Системные Интеграции» и пр.

Зяббаров рассказал, что управление неоднократно обращалось с заявлениями на одних и тех же управляющих. Отметим, что наибольшее количество дисквалификаций последнего времени приходится на 2010 год, когда от дел хотя бы временно отстранили 6 управляющих (для сравнения: в 2012-м было 3, в 2011-м — 4, в 2009-м — 2). Именно тогда Арбитражный суд захлестнул вал дел, связанных с банкротством предприятий после кризиса 2008 - 2009 годов, да и в целом количество судебных исков возросло. Стоит ли сейчас ждать роста случаев дисквалификации в связи с ухудшением ситуации в экономике? Возможно. Как рассказал руководитель управления Росреестра по РТ, изменения в законодательстве этого года автоматически показывают управляющему «красную карточку» при повторном правонарушении. Никаких тебе повторных устных выговоров.

Минниханов назвал этот вопрос одним из тех, что беспокоит. Он поручил собрать факты неисполнения арбитражными управляющими своих должностных обязанностей. «Реакция не должна быть штраф, она должна быть более жесткой», — заявил президент.

«ТО, ЧТО ПОЛОЖЕНО ПЛАТИТЬ ГОСУДАРСТВУ, — ПЛАТИТЬ ДО КОПЕЙКИ, БЕЗ ВЫКРУТАСОВ»

В суд поступили первые 28 обращений от предпринимателей с просьбой установить рыночную стоимость объектов капитального строительства, сообщила директор Кадастровой палаты РТ Ленара Музафарова, в само ведомство поступили 179 заявлений. Музафарова уточнила, что палата самостоятельно изучила 700 тыс. объектов, причем оценку 240 тыс. из них изменили. Кроме того, для исчисления налога на имущество были рассмотрены данные по 200 торговым центрам с площадью более 3 тыс. кв. м и более 2,5 тыс. помещений.

«Поскольку налоговые уведомления владельцам недвижимости будут рассылаться лишь в этом году, управление прогнозирует рост числа обращений в суды за установлением рыночной стоимости объектов капитального строительства», — дала прогноз Музафарова.

Напомним, с прошлого года налог на имущество заменили налогом на недвижимость, ставка которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (начисление произойдет по истечении налогового периода). В фискальный прицел попадают здания, сооружения, помещения, а также объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы. Если, допустим, квартира находится в общей долевой собственности, налог будет исчисляться для каждого участника как произведение доли и суммы налога, а если находится в общей совместной собственности налогоплательщиков — в равных долях. Налоговые ставки будут устанавливаться муниципалитетами и, в зависимости от вида объекта, варьироваться в диапазоне 0,1 - 2%. Впервые заплатить налог татарстанцам предстоит не позднее 1 октября 2016 года.

При этом власти Татарстана планировали повысить ставку с 1,2% до 1,5% кадастровой стоимости для торговых комплексов площадью свыше 3 тыс. кв. метров. Однако в конце прошлого года было решено отказаться от этого. Компенсировать выпадающие доходы казны будут за счет менее крупных объектов площадью более 2 тыс. кв. метров. Они должны были облагаться налогом с инвентаризационной стоимости, а теперь, согласно поправкам, будут переведены на те же условия, что и крупные магазины.

Минниханов на услышанное отреагировал жестко. «Огромное количество умельцев, которые не хотят платить никаких налогов. Здесь должна быть наша слаженная работа. То, что положено платить государству, — платить до копейки, без выкрутасов. Находится много разных интересных схем, с ними надо бороться», — заявил он.

ОПРЕДЕЛЯТ ЛИ МАРИЙЦЫ ГРАНИЦЫ ТАТАРСТАНА?

Еще одна тема, на которую недаром обратила внимание Музафарова (проблемы, поднятые на коллегии, берутся на особый контроль), — границы Татарстана, точнее, их не слишком четкие координаты.

Глава Кадастровой палаты РТ напомнила, что по заданию федерального ведомства республике надо до конца года определить свои границы. «По нашему мнению, границы между смежными кадастровыми округами целесообразно проводить по границам муниципальных образований либо административной границе Татарстана, — сказала она. — Но на сегодня в государственном кадастре недвижимости внесено лишь 50 процентов границ муниципальных образований, а административная граница Татарстана в кадастре и вовсе отсутствует». Напомним, газета «БИЗНЕС Online» ранее писала, что процесс утверждения границ между районами и вовсе засветился в суде.

Тем временем соседние регионы — Марий Эл и Оренбургская область — собственные границы определили и уже обратились к Татарстану для согласования. Но, поскольку в республике порой между районами нет четких границ, а с теми нередко пересекаются границы земельных участков, согласовать проекты не представляется возможным. А значит, де-факто границы РТ определят другие регионы. «То, что Татарстан не определился со своими границами, не помешает внести в государственный кадастр недвижимости границы других регионов. И тогда устанавливать границы республики придется уже по данным наших соседей», — заявила Музафарова.

Пустяк ли это? По результатам «раздела территорий» земля, которая сейчас является ничейной, будет вовлечена в оборот и налогообложение. Вопрос только — Татарстана или наших соседей.

«Меня немного расстроило, что наши границы с регионами четко не обозначены, — аккуратно прокомментировал ситуацию Минниханов. — Я не понимаю, почему даже Республика Марий Эл год назад эту работу начала проводить, а у нас она не проводится. Не кто-то нам должен представить свои границы, а мы должны четко утвердить границы Татарстана».

Президент поднял из зала профильного чиновника, который рассказал, что именно сейчас готовится тендер для компаний, желающих взять на себя эту работу. После чего Минниханов дал задание определить границы республики, а также между районами «в течение самого короткого времени».