Встреча Рустама Минниханова с инициативной группой дольщиков фирмы «Свей» и ГК «ФОН» прошла в пятницу за закрытыми для прессы дверьми
Встреча Рустама Минниханова с инициативной группой дольщиков фирмы «Свей» и ГК «Фон» прошла в пятницу за закрытыми для прессы дверьми

«ПО ФАКТУ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ»

Встреча Рустама Минниханова с инициативной группой дольщиков фирмы «Свей» и ГК «Фон» прошла в пятницу за закрытыми для прессы дверьми, поэтому ее подробности стали всплывать позднее. Напомним, власти впервые общались с обманутыми дольщиками столь представительной делегацией. Помимо президента РТ во встрече участвовали премьер-министр Ильдар Халиков, его первый зам Алексей Песошин (возглавляет рабочую группу при кабмине), министр строительства Ирек Файзуллин, мэр Казани Ильсур Метшин, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, глава следственного комитета Татарстана Павел Николаев, замминистра внутренних дел по РТ Рафаиль Гильманов «и другие официальные лица».

Итоги высокого собрания подвела пресс-служба президента. Там сообщили, что Файзуллин предложил создать оперативную дирекцию, которая будет контролировать достройку проблемных объектов, а также призвал срочно приостановить продажу квартир в домах этих компаний.

Но, как выясняется теперь, настоящую бурю эмоций вызвало у дольщиков выступление Гильманова. Он заявил, что МВД возбудило уголовные дела по факту совершения мошеннических действий должностными лицами группы компаний «Фон» — в нее входят ООО «Фон» и ООО «Фон-Ривьера», руководителями которой являются Анатолий Ливада и коммерческий директор Диана Ахметзянова. Потерпевшими признаны пока шесть лиц, сумма причиненного ущерба пока составляет 10 млн. рублей. Впрочем, она может вырасти — в МВД прогнозируют, что за возмещением могут обратиться около 1,5 тыс. человек. Другие детали замминистра раскрывать не стал, озвучив краткое резюме. «После оплаты дольщиками квартир деньги фактически не поступали на счета заказчика строительства, что вызывает опасение по выполнению обязательств перед другими дольщиками. Оплата квартир происходила по вексельной схеме путем зачета простых векселей, выданных ООО «Персона плюс» и приобретенных дольщиками по указанию представителей «Фон-Ривьера», — сообщил Гильманов.

Он также заявил, что из пяти строящихся домов ЖК «МЧС» на два отсутствует разрешение на строительство. Аналогичная ситуация с двумя из семи домов ЖК «Симфония», хотя квартиры в них продавались.

Сейчас в ГК «Фон» изъята первичная документация — МВД хочет установить фактическое количество дольщиков и сумму поступивших денежных средств по каждому объекту. По словам Гильманова, проводится оперативно-следственная работа по установлению собственности, принадлежащей Ливаде и его компаниям, а также Ахметзяновой и зарегистрированным на нее компаниям. «Перечислять не буду, но только на Ахметзянову имеется 92 объекта недвижимости», — заявил заминистра внутренних дел. На имущество наложен арест.

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в МВД за комментарием, но на момент публикации материала он получен не был.

Анатолий Ливада
Анатолий Ливада

«ДО СИХ ПОР ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, О КАКИХ УГОЛОВНЫХ ДЕЛАХ ИДЕТ РАЗГОВОР»

Сам Ливада, к которому газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями, удивился тональности, в которой проходила встреча: с сообщениями об уголовных делах и поиском зарегистрированных на него объектов недвижимости, и тому, в какой форме до президента была донесена информация. Самого бизнесмена на мероприятие не позвали, и о прозвучавшей там информации он узнал позднее.

Ливада изложил свое видение ситуации. Для начала он напомнил: пусть небольшими порциями, но дома «Фон» сдает. В этом году в Набережных Челнах были введены в эксплуатацию дом 65/04 и второй блок дома 65/10. У компании в автограде осталось четыре недостроенных здания — 65/03, 65/05, 65/06 — и два блока (третий и четвертый) дома 65/10. В Казани в октябре был сдан дом в ЖК «Молодежный» (позиция 4). Еще на двух домах завершены строительные работы, теперь там идут работы по вводу в эксплуатацию, это блок-секции 2 и 3 в ЖК «Солнечный город» и позиция 5 в ЖК «Симфония».

Затем он подтвердил, что МВД действительно изъяло компьютеры и всю документацию по зданиям. До этого «Фон» проверяла прокуратура, рассказывает Ливада, но без крайностей — они лишь запросили довольно внушительный перечень документов. После их изучения прокуроры сообщили, что ничего криминального не нашли, но выдали заключение о факторах, которые поставили «Фон» в столь неприятное положение. Было, в частности, сказано о вымывании оборотных средств (поскольку компания вкладывалась в челнинские и казанские сети) и о том, что параллельно велось строительство 24 домов. Наконец, упоминалось, что Сбербанк вывел свои активы и стал судиться с застройщиком вместо того, чтобы подписать мировое соглашение.

«Я до сих пор понятия не имею, о каких уголовных делах идет разговор. Да, забрали документы. В МВД считают так: пришел человек, заплатил за квартиру, прошел срок, квартиры нет. Они говорят, что это мошенничество. Мы говорим: конечно, плохо, что квартира не готова в срок, но, извините, это долевое участие. Продление сроков строительства зависит и от «Фона», и от дольщика, и от обстоятельств. Например, на ЖК «МЧС» сроки были просрочены по причине того, что филиал Росимущества по РТ не выполнил свои обязательства», — говорит Ливада, напоминая, что оформление земли под жилым комплексом растянулось на 1,5 - 2 года. Хотя, согласно первоначальным договоренностям, пригодные под строительство земли должны были передать застройщику, вместо того чтобы «Фону» заниматься их «выбиванием».

По словам Ливады, на ЖК МЧС сроки были просрочены по причине того, что филиал Росимущества по РТ не выполнил свои обязательства
По словам Ливады, на ЖК «МЧС» сроки были просрочены по причине того, что филиал Росимущества по РТ не выполнил свои обязательства

Подгоняемый сроками «Фон» начал стройку, и теперь именно из-за упомянутых проволочек в ЖК «МЧС» на два дома отсутствует разрешение на строительство. Действительно, инвестиционный договор был заключен в 2008 году, а строительство всех объектов должно было завершиться в декабре 2013 года. Но одно только перезонирование заняло около года (подробная хронология многолетних земельных перипетий приведена в справке под текстом).

«Мы не думали, что вопрос по земле будет так долго решаться. На площадках мы уже забили сваи, но остановились, и когда у нас появилось предписание прокуратуры, и сами увидели, что срок переоформления по земле затягивается на неопределенно долгий срок», — так объясняет Ливада ситуацию. По его словам, вся проектная документация по домам есть.

«Я как-нибудь расскажу, чего нам стоило вытащить этот договор, хотя он решался на уровне тогда премьера России Владимир Путина и президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Сам аппарат президента участвовал в решении вопроса в Москве, были приглашены руководители Росимущества. У нас есть письмо Владимира Путина к Минтимеру Шаймиеву о том, чтобы в качестве эксперимента на землях, принадлежащих Росимуществу и переданных на временное владение МЧС, провести строительство с учетом выделения жилья работникам МЧС. Схема определена, тендер проведен. И сказать, что мы туда ворвались и без разрешения начали строить? Получается, Ливада как украинский Коломойский, забежал в центр Казани, выстроил забор, и все перед совещанием вдруг увидели: елки-палки, Ливада тут такое настроил!» — удивляется бизнесмен.

По его словам, компания работает на площадке МЧС лет шесть. «Все руководители эту стройку видели, звонили. Мы постоянно информировали аппарат президента, что у нас проблема с задержкой оформления, продления договора на землю. Наша фирма существует с 1995 года, имеет историю, опыт работы в разных ситуациях. Я сижу на рабочем месте, у меня есть аппарат, работает вся система обеспечения стройки, два завода. Говорить, что мы занимаемся мошенничеством...» — недоумевает Ливада.

Что же касается уголовного дела в отношении бизнесмена, то оно не первое. В сентябре следственный комитет сообщил о возбуждении дела из-за неуплаты НДФЛ на 3 млн. рублей. В тот же день долг был погашен (сумма не является принципиально большой для застройщика такого уровня), а сам случай Ливада вспоминает чуть ли не с улыбкой.

Отсутствие разрешение на строительство двух домов в «Симфонии» связано с тем, что земля находилась в залоге у Сбербанка и до последнего момента тот ее не освобождал
Отсутствие разрешения на строительство двух домов в «Симфонии» связано с тем, что земля находилась в залоге у Сбербанка, и до последнего момента тот ее не освобождал

СБЕРБАНК СНИМАЕТ ОБРЕМЕНЕНИЕ ПОД «СИМФОНИЕЙ» И ГОТОВ ДАЛЬШЕ ФИНАНСИРОВАТЬ ПРОЕКТЫ

Как говорит Ливада, отсутствие разрешения на строительство двух домов в «Симфонии» связано с тем, что земля находилась в залоге у Сбербанка, и до последнего момента тот ее не освобождал. «К нему обращалось и руководство республики, и только в последние дни этот вопрос был решен», — рассказал застройщик. Теперь планируется до 31 декабря передать в суд на утверждение новые мировые соглашения и до 20 января подписать итоговые документы. В результате из залога будут высвобождены все земельные участки под строительство ЖК «Симфония», а компания получит довольно комфортные графики погашения задолженности сроком до 8 лет. В «Фоне» отмечают, что это позволит привести отношения с участниками долевого строительства в соответствие с законом №214-ФЗ и завершить работу по привлечению инвесторов.

Более того, по словам Ливады, Сбербанк выразил готовность продолжить финансировать проекты либо при гарантии республики (правда, он признает, что это невозможно), либо при смене заемщика. Ранее сообщалось, что в спасении «Фона» участвует компания «Бриз», возглавляемая Андреем Беляковым, обсуждается участие фирмы «Грань», близкой к Ильшату Фардиеву. Возможно, появятся другие «спасатели».

Что касается вексельных схем финансирования, то, по словам Ливады, они «никем не отменены»: «Они применяются и работают. Не массово, в каких-то ситуациях. Если там и есть какие-то нарушения, то это административные».

Среди плюсов "ФОНа" Ливада отметил работу завода ЖБИ и кирпичного завода «Ключищинская керамика», что снижает затраты на себестоимость продукции
Среди плюсов «Фона» Ливада отметил работу завода ЖБИ и кирпичного завода «Ключищинская керамика», что снижает затраты на себестоимость продукции

КВАРТИРЫ ПОДЕШЕВЕЛИ НА 1,8 МЛРД. РУБЛЕЙ

Сегодня у «Фона» есть не только проблемы, но и плюсы, о которых на совещании почему-то ничего не прозвучало, говорит Ливада. Во-первых, работают завод ЖБИ и кирпичный завод «Ключищинская керамика», что снижает затраты на себестоимость продукции. Кроме того, все заводы обладают запасами инертных материалов, например, кирпичный завод имеет запас глины на 80 лет, и могут, по сути, кредитовать стройку. «Мы уже проходили один кризис, когда завод ЖБИ обеспечивал нас раствором, бетоном три месяца, не получая деньги. Он продавал на сторону железобетон, погашал налоги, зарплату, а нас продолжал снабжать. То же самое керамический завод. Такой тандем позволял нам удерживать стройки в равновесии. Это тоже не прозвучало на совещании. И сегодня рушить эту базу, считаю, неправильно», — говорит Ливада.

Во-вторых и самое главное, отмечает бизнесмен, сегодня компания располагает мощным активом в виде непроданного жилья. Оно, согласно антикризисному плану, рассматривалось как один из ресурсов для достройки всех домов. Ранее звучала цифра в 9,3 млрд. рублей (12 млрд. вместе с офисно-торговой недвижимостью и парковками), однако цены на квартиры, по словам Ливады, снижаются, и сегодня можно говорить о 7,5 млрд. рублей — по 60 тыс. рублей за квадратный метр. Эта сумма позволила бы завершить львиную долю строек.

От продажи других активов «Фона» планируется выручить значительно меньше. Согласно антикризисному плану, завод «Ключищинская керамика» оценен в 1,9 млрд. рублей, завод ЖБИ — в 400 млн. (фактически «Бриз» приобрел за 350 млн. рублей), ресторан «Парус» — в 250 млн., офисный центр — в 150 миллионов. Итого без земельных участков получается лишь 2,3 млрд. рублей. Поэтому предложение министра строительства о приостановке продажи квартир, по мнению Ливады, выглядит удивительно и способно загнать ситуацию в тупик. На вопрос «БИЗНЕС Online», как «Фон» собирается продавать квартиры при нынешней репутации компании, Ливада отвечает: «Поэтому мы просим: либо купите, либо помогите найти механизм покупки наших квартир в домах разной степени готовности. Возможно, выкупят банки, возможно, другие структуры. Главное — сегодня нам есть чем ответить».

Отметим, что сами дольщики в понедельник разместили петицию на популярном ресурсе Change.org, в котором заявили, что еще в августе Файзуллин рассказывал о запрете на продажи квартир, но по факту они идут. «Нам бы хотелось знать, кто так контролирует «Фон», если так быстро утекают квартиры?», вопрошают пайщики.

Что касается «Паруса», то его, скорее всего, приобретет ПСО «Казань» — сейчас идет обсуждение цены. Стоимость «Паруса» по антикризисной программе — 250 млн. рублей, «Фон» согласен уступить за 210 - 220 млн. рублей и получить их не живыми деньгами, а строймонтажными работами. При этом Равиль Зиганшин начинал торг с 97 миллионов.

Стоимость ресторана «Паруса» по антикризисной программе 250 млн. рублей, «ФОН» согласен уступить за 210-220 млн. рублей и получить их не «живыми» деньгами, а строймонтажными работами
Стоимость ресторана «Парус» по антикризисной программе — 250 млн. рублей, «Фон» согласен уступить за 210 - 220 млн. рублей и получить их не живыми деньгами, а строймонтажными работами

69 САДОВЫХ УЧАСТКОВ И 3 ДОМИКА В «СМОРОДИНКЕ»

Ливада расшифровал для «БИЗНЕС Online» и ту часть сообщения Гильманова, где говорилось о том, что правоохранительные органы нашли у коммерческого директора Ахметзяновой 92 объекта недвижимости. «Но не было сказано, что это садовые участки, которые компания покупала, чтобы сделать охранную зону для завода ЖБИ. Мы частично их выкупили у садоводов, частично ищем собственников. После выкупа садовых участков была договоренность с исполкомом, что эти земли можно будет перевести в земли промышленности, так как сады граничат с заводом». Без пояснения же слова об объектах недвижимости, конечно, вызывают возмущение«, — объяснил владелец «Фона».

В качестве доказательств сама Ахметзянова предоставила «БИЗНЕС Online» выписку из ЕГРП о своем имуществе (есть в редакции). На нее действительно зарегистрированы 69 садовых участков и 3 дачных домика в садовом товариществе «Смородинка» (после выкупа завода «Бризом» охранная зона также перейдет в эту компанию).

Кроме того, у Ахметзяновой есть 10 парковочных мест в ЖК «Синяя птица», которые сегодня находятся в залоге у Сбербанка. Земельный участок и жилой дом в селе Бело-Безводное переданы одним из подрядчиков в сумму долга, заложены в банке «Город» и выставлены на продажу. Плюс стояночное место.

Сам Ливада заявляет, что готов через нашу газету предоставить все документы о своем имуществе: «Живу в съемной квартире. Свою квартиру пару лет назад продал, так как надо было вложиться в завод». По его словам, кирпичный завод построен на кредиты Сбербанка, завод ЖБИ реконструирован за счет средств банка «Открытие», ресторан «Парус» — за счет Спурт банка.

«Дольщики валом пошли — говорят, вас посадят, а нам что делать? К кому обращаться?»
«Дольщики валом пошли — говорят: вас посадят, а нам что делать, к кому обращаться?»

«ПОСЛЕ СОВЕЩАНИЯ ВСЕ НАПРЯГУТСЯ: А ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НАДО? «ФОН» РАСТОПТАЛИ И НАС РАСТОПЧУТ»

Какую помощь «Фон» ждет от правительства? Собрать под его властным крылом финансовые структуры — банки, частных инвесторов — и строительные компании с предложением продолжить участие в деле. Как пример Ливада приводит Спурт банк, который не вышел из проекта, благодаря чему в Набережных Челнах создана реальная «дорожная карта». Разработанный «Фоном», «Спуртом», ГК «Профит» и челнинским исполкомом план по выходу из кризиса подразумевает передачу «Профиту» права на незастроенные земельные участки под строительство жилых домов, а тот осуществляет достройку домов. В свою очередь, «Спурт» снимает обременения с незастроенных земельных участков и, реализуя залоговые квартиры в построенных домах, сокращает ссудную задолженность.

Челнинская «дорожная карта» позволит поэтапно ввести в эксплуатацию дома: 1-й этап — дома 65/05, 65/03 (1-я очередь); 2-й этап — 65/10 (блоки 3, 4); 3-й этап — 65/03 (2-я очередь), 65/06. Производство строительно-монтажных работ в доме 65/05 уже начато. Сейчас «Профит» оценивает затраты для завершения строительства жилого дома 65/03 (1-я очередь), проведена независимая оценка затрат, необходимых для завершения строительства жилого дома 65/10 (блок 3 и 4), и осуществляется согласование драфтов документов по нему. Словом, не так быстро, как хотелось бы, но работа идет.

«Вроде мы подошли к этапу, когда в Набережных Челнах ситуация прояснилась, мы должны были обсудить детали и перейти к Казани. Все считали, что на совещании у президента будет предложено финансово сотрудничать. Но все перевернулось. После этого совещания все напрягутся и спросят: а зачем нам это надо? «Фон» растоптали, мы в проект зайдем — и нас растопчут. Наверное, нужен разговор в поддержку? Мы знаем, что банки закрываются, что строительные компании уходят с рынка из-за сокращения спроса, что ситуация с падением доходов напряженная. Зачем еще больше усугублять ситуацию? Дольщики валом пошли — говорят: вас посадят, а нам что делать? К кому обращаться? Для чего надо было министру строительства создавать такой ажиотаж?» — вопрошает Ливада.

Кроме того, бизнесмен считает справедливым рассмотреть вопрос компенсации за коммунальные сети в Казани и Набережных Челнах. Работа на новых, еще не освоенных участках была особенностью компании, которая, как правило, брала на себя ношу первопроходца и тянула коммуникации за собой. В итоге только в автограде они обошлись «Фону» в 1,3 млрд. рублей.

Ливада предлагает министру строительства Файзуллину через «БИЗНЕС Online» выступить со своей позицией по «Фону», ситуации на рынке, обсуждаемым схемам, позволяющим выйти из тупика. «Сегодня минстрой не предлагает конкретных решений по выходу из ситуации, кроме как посадить меня, — говорит Ливада. — К компании «Фон» есть предвзятое отношение со стороны Ирека Энваровича».

Наша газета со своей стороны готова предоставить слово министру.

P. S. В связи со сложившейся ситуацией ГК «Фон» готовит финансовый отчет о деятельности за полгода с данными о поступлении средств и продаже квартир. Он будет опубликован в январе 2016 года на сайте «БИЗНЕС Online».