Горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Казань» станет круглогодичным городом-курортом «Свияжские холмы»
Горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Казань» станет круглогодичным городом-курортом «Свияжские холмы»

«ВОТ ЕСТЬ У ВАС ДОМА ДИВАН. КАК МОЖНО ПРОСЧИТАТЬ, НАСКОЛЬКО ОН ОКУПИЛСЯ?»

Масштабную реконструкцию запустил горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Казань» (ГСОК). Нововведения идут по всем фронтам — от изменения маркетинговой политики и смены логотипа до обновления инвентаря, замены ресторанов и увеличения номерного фонда с введением на территории комплекса двух новых поселков.

Напомним, ГСОК «Казань», открытый в 2005 году, — проект компании ПСО «Казань» и ее руководителя Равиля Зиганшина. Ровно год назад он рассказывал журналистам на пресс-конференции, что «горнолыжка» не окупается, и называл ее «очень длинным» инвестпроектом. Действительно, по данным отчетности за 2014 год, при выручке 105 млн. рублей убыток от продаж АО «ГСОК «Казань» (принадлежит Зиганшину в равных долях с минземимущества РТ) составил почти 20 млн. рублей и только за счет строки «прочие доходы» результат оказался в символическом плюсе — 118 тыс. рублей.

«Когда у меня спрашивают про „горнолыжку“ — видно, что вложились, а как окупается? — отвечаю: не сыпьте соль на рану. Вот есть у вас дома диван. Как можно просчитать, насколько он окупился? Если бы денег не было, не зарабатывали, то, наверное, и не строили бы. В плане окупаемости надо работать, но мы не успеваем, потому что у нас главное — стройка», — говорил Зиганшин. При этом он выразил уверенность, что со временем по мере дальнейшего развития комплекс все-таки будет успешным, но для этого должен вырасти и поток туристов: «Надеяться только на казанцев не приходится».

Год назад Равиль Зиганшин сетовал на то, что «горнолыжка» не окупается, но выразил уверенность, что со временем по мере дальнейшего развития комплекс все-таки будет успешным
Год назад Равиль Зиганшин сетовал на то, что «горнолыжка» не окупается, но выразил уверенность, что со временем по мере дальнейшего развития комплекс все-таки будет успешным

И вот, спустя 10 лет после открытия, «диван» Зиганшина ждет апгрейд. Как сообщили нам в комплексе, в этом году его новым исполнительным директором стал Денис Белов, вместе с которым пришла команда управленцев, разработавшая программу преобразований.

Отметим, что по совместительству Белов — исполнительный директор федерации горнолыжного спорта РТ. Кроме того, в июне 2015 года он также сменил президента ассоциации гольфа РТ Ильнура Муртазина на посту гендиректора ЗАО «Гольф Казань» — компании, владеющей гольф-полем, расположенным на территории комплекса. К слову, согласно данным «Контур-Фокус», это ЗАО принадлежит не Зиганшину, а кипрскому офшору «Юсолинт Лимитед», близкому к нефтяникам — на эту же фирму записано ОАО «ЛДС-1000», владеющее «Татнефть Ареной».

Новым исполнительным директором ГСОК стал Денис Белов, вместе с которым пришла команда управленцев, разработавшая программу преобразований
Новым исполнительным директором ГСОК стал Денис Белов, вместе с которым пришла команда управленцев, разработавшая программу преобразований

«ГРАНИЦЫ СЛОЖИЛИСЬ В ФОРМЕ СЕРДЦА»

Что же включает в себя программа преобразований? Прежде всего у комплекса теперь другое название — это не узконаправленный горнолыжный курорт, а всесезонный город-курорт «Свияжские холмы». «Комплекс назывался «Казань», но гости называли его «Свияга», поэтому новое название пришло, что называется, из народа. Холмы подчеркивают наше основное направление», — рассказал нашей газете Белов. Отказ от упоминания в названии столицы Татарстана он объяснил в русле того, о чем говорил Зиганшин: «Со старым названием могло сложиться впечатление, что комплекс ориентирован только на казанцев. Мы же ориентируемся на внутренний туризм, на всю Россию и Татарстан».

Сменился и логотип комплекса. Если раньше это были три заснеженные горки с солнцем над ними на голубом фоне, то теперь голубые холмы, похожие на форму сердца. «Мы сделали фотографии всего курорта сверху, и границы сложились в виде сердца», — объясняет директор. По его словам, логотип создали в самой компании, решив не отдавать это дело на сторону.

Сменился и логотип комплекса: теперь это холмы,
похожие на сердце (нажмите, чтобы увеличить)

Но не логотипом единым. Серьезные изменения затронули гостинично-ресторанную часть комплекса. В этом сезоне открылась новая гостиница «Маяк» на 37 номеров, 51 альпийский домик на среднем плато и 22 домика на нижнем — в итоге в новом сезоне вместимость увеличена на 500 мест. Всего в комплексе теперь одновременно могут проживать 1,3 тыс. человек.

Впрочем, тем, кто хочет испытать на себе все обновленные фишки комплекса по части гостиниц и альпийских домиков, в новогодние каникулы это уже едва ли удастся. По словам Белова, по состоянию на 25 декабря распродано 90% номеров гостиниц и альпийских домиков. Кстати, 31 декабря комплекс будет работать до трех утра, так как любители-спортсмены имеют свои традиции по встрече Нового года.

Именно очертания сердца напоминает
вид курорта сверху (нажмите, чтобы увеличить)

На треть увеличено количество мест и в общепите: рестораны и кафе теперь вмещают на 300 человек больше. «Была проведена полная перезагрузка ресторанов в комплексе: старые ушли, появились новые. Открылись рестораны, которые уже знакомы по Кремлевской набережной в Казани — лаундж-бар Snob, ресторан восточной кухни «Бахча», пиццерия La Famiglia. Появился бар-ресторан «Желудь». Вместо самого популярного кафе «Кунак» теперь кафе HalfPie с линией раздачи и специальными фирменными пирогами. Линия раздачи также будет в кафе «Орлиное гнездо». Запускаем в нижней зоне кафе Big Food, как и два предыдущих, рассчитаные на средний сегмент, — рассказал Белов газете. — Перезагрузили рестораны в самих гостиницах. В гостинице «Дежавю» появился ресторан «Нота» и лобби-бар».

Отметим, что рестораны комплекса очень популярны для проведения свадеб, банкетов, а также деловых мероприятий. Чего стоят громкие свадьбы в комплексе, о которых писали в соцсетях и в СМИ: там устроил пышное свадебное торжество сын гендиректора ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» и депутата Госсовета РТ Ивана Егорова — Артур, или, например, сын основателя империи «Вамин» Вагиза Мингазова — Минтимер. Несколько юбилеев в ГСОК «Казань» запечатлел и Instagram Рустама Минниханова.

Рестораны комплекса очень популярны для проведения свадеб,
банкетов, а также деловых мероприятий

«Тема свадеб в нашем комплексе очень популярна, и пик проведения торжеств приходится на период с мая по октябрь — рассказал Белов газете. — По этому направлению работает несколько залов: «Сакура», «Нота», Snob». Стоимость аренды зала в день варьируется от 60 до 200 тыс. рублей в зависимости от количества участников праздника. Есть на территории комплекса и специальный зал для регистрации брака. Что касается деловых мероприятий, в комплексе почти ежемесячно проводятся форумы и конференции.

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕРМИНАЛЫ, ЛЫЖНЯ

Изменения затронули логистику — увеличено количество касс по обслуживанию клиентов с 3 до 12 (как продажа ski-pass, так и предоставление любых других услуг). Кроме того, установлены 5 автоматических касс — терминалы, принимающие оплату за услуги, а также оплата парковки. Так администрация планирует снять проблему, которую активно обсуждали в соцсетях прошедшей зимой, — гигантские очереди в кассах и местах проката. Вместо двух точек проката оборудования в этом году организовано три точки со всеми моделями и ростовками. Напомним, что в предыдущие годы в одной из точек были все ростовки, а во второй — лишь с 39-го размера. Одна из трех новых точек предназначена только для проживающих в комплексе, это бонус для тех, кто отдыхает здесь не один день.

Администрация планирует снять проблему, которую активно обсуждали в соцсетях прошедшей зимой — гигантские очереди в кассах и местах проката
Администрация планирует снять проблему, которую активно обсуждали в соцсетях прошедшей зимой, — гигантские очереди в кассах и местах проката

Белов отметил усовершенствованную работу технологической начинки комплекса. Для жителей поселка Южный в этом году появился дополнительный подъемник. «Очередное нововведение этого сезона — обустройство в каждой гостинице комплекса лыжной комнаты. Через нее гости могут сразу подниматься на склон, а раньше приходилось идти в обход, пешком. Для каждого номера предназначен шкаф для хранения инвентаря», — рассказал он.

В будущем планируется автоматизировать все процессы и «завязать» их на одной карточке. Карточка, кстати, понадобится в этом году для въезда и выезда с парковок, которых теперь две. К 1,5 тыс. машино-мест добавилось еще 600. «В прошлом году в Новый год мы столкнулись с перегруженностью существующей парковки — машины стояли вплоть до поворота на М7. Поэтому на въезде в комплекс мы организовали еще одну большую парковку. Она будет автоматизированная, с реверсным движением», — уточнил собеседник газеты.

В этом году закуплено новое оборудование и снаряжение: 300 горнолыжных комплектов и 100 комплектов для сноуборда, новые терминалы, новые турникеты, новые лыжи и сноуборды. В новом сезоне в прокате будет 600 единиц лыж и 220 единиц сноубордов. Появился прокат еще и беговых лыж и коньков. Причина — открытие в этом сезоне беговой освещенной лыжни на 6 км по территории комплекса. Всего закуплено 100 пар новых комплектов беговых лыж.

В новом сезоне в прокате будет 600 единиц лыж и 220 единиц сноубордов. Появился прокат еще и беговых лыж и коньков
В новом сезоне в прокате будет 600 единиц лыж и 220 единиц сноубордов. Появился прокат еще и беговых лыж и коньков

Прокомментировали в комплексе изменение цен на прокат оборудования в новом сезоне, так как в соцсетях появились сообщения пользователей об очень существенном повышении. Белов заверил, что по основным категориям сохранены прошлогодние цены и в будни цены не изменились полностью. Незначительное повышение произошло по тарифам выходного дня, в среднем от 50 до 200 рублей с целью управления потоками клиентов. При этом в самом популярном тарифе выходного дня — 10 подъемов — сохранен прошлогодний тариф. «Повышение цен не превысило 10 - 15 процентов, и основной поток наших посетителей не заметит повышения цен. Кроме того, стоимость самого ski-pass в этом году даже уменьшена — с 500 до 350 рублей», — уточнил собеседник.

Сравнение цен прошлого и нынешнего года

ПОНЯТНАЯ НАВИГАЦИЯ И МЕСТО ТУСОВОК

Новая команда планирует регулярно проводить событийные мероприятия. «В марте планируем провести всероссийские детские соревнования по сноубордингу. В настоящее время ведем переговоры с Nissan X Tour, чтобы провести у нас один из этапов, — рассказал Белов. — Планируем построить сноуборд-парк, который начнет работать в этом сезоне. Появился отдельный детский городок». Для детей есть и другие активности. Функционирует детская спортивная школа по сноубордингу и горным лыжам (напомним, что Зиганшин — президент федерации горнолыжного спорта и сноуборда РТ). Есть и социальные проекты. «Есть реабилитационная программа для детей, больных ДЦП, основанная Ксенией Кулик из Москвы. Она вышла с предложением на нашей базе обучить инструкторов, чтобы заниматься с детьми», — рассказал о планах собеседник газеты.

Много планов по развитию сноуборда (на фото: встреча президентов федерации сноуборда России и Татарстана с президентом и министром спорта РТ)
Много планов по развитию сноуборда (на фото: встреча президентов федерации сноуборда России и Татарстана с президентом и министром спорта РТ)

А общее центральное место для всех, спускающихся со склонов, обустроено по-праздничному на нижнем плато. Там уже установлена елка и четыре индийских домика. Там же будет сцена с экраном. По территории, обещает Белов, будут регулярно гулять специальные люди, и разливать всем желающим безалкогольные пунш и глинтвейн — одним словом, создавать атмосферу как на европейских горнолыжных курортах.

Наконец, чтобы новички в «городе» не потерялись, да и для удобства тех, кто приезжает в комплекс из года в год, полностью обновлена навигация. Теперь она цветная, выполнена в удобочитаемом шрифте и цветах. Структурированы все названия, обозначены плато и все поселки.

НЕ ПОТЕРЯТЬ ШАНС СРЕДИ «ХОЛМОВ»

Еще одна причина смены названия — это смена позиционирования. Теперь комплекс будет по-настоящему всесезонным. К зимним развлечениям в «Свияжских холмах» добавятся летние — можно снимать альпийские домики для отдыха, проводить банкеты и свадьбы в зале торжеств «Сакура», играть в гольф. К лету в комплексе появятся велосипедные трассы, можно будет кататься на лошадях, заниматься водными видами спорта (катамараны, байдарки), оборудуют территорию для рыбалки. В планах — через пару лет создать футбольное и волейбольное поля. Как и раньше, продолжат работать боулинг, детская площадка, оздоровительный центр, сноу-парк, банный комплекс, бассейн, спортзал, бильярдный зал и т. д.

Теперь комплекс будет по-настоящему всесезонным: летом можно будет снимать домики для отдыха, играть в гольф, кататься на лошадях, заниматься водными видами спорта, рыбачить...
Теперь комплекс будет по-настоящему всесезонным: летом можно будет снимать домики для отдыха, играть в гольф, кататься на лошадях, заниматься водными видами спорта, рыбачить...

Превращение «горнолыжки» «Казань» в круглогодичный город-курорт «Свияжские холмы» проходит, в общем-то, на благоприятном фоне — по прогнозам, внутренний туризм России в 2016 году вырастет на 10 - 15%, заявила ранее директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Этому, с одной стороны, поспособствуют проблемы с такими внешними направлениями, как Египет и Турция, а также рост евро с долларом по отношению к рублю, что делает отдых в пределах страны все более выгодным. С другой — Татарстан и сам активно развивает внутренние направления. Это подтверждают и прогнозы по Казани и республике. Так, по данным председателя Госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, в Татарстан на новогодние праздники приедут 80 - 85 тыс. туристов. В прошлый Новый год республику посетили 70 тыс. человек. При этом если в прошлом году республику посетили 2 млн. человек, то в этом — 2,5 млн. человек. Казань также планирует рост — в этом году количество туристов составит около 2 млн. человек, тогда как в прошлом году — 1,5 млн. человек.

Поток посетителей в сам комплекс также увеличивается из года в год. В прошлом году комплекс посетили, по расчетам команды, от 150 до 200 тыс. человек. «Нужно учитывать, что поток посетителей растет каждый год. Даже в целом по России любителей горнолыжного спорта ежегодно становится больше на 1,5 процента», — сообщил Белов. Он говорит, что комплекс расширяется в том числе из-за растущего потока и популярности курорта.

К 1,5 тыс. машиномест добавилось еще 600
К 1,5 тыс. машино-мест добавилось еще 600

«ОБЪЕКТ САМ ПО СЕБЕ ИНТЕРЕСЕН, НО ЕГО НИКТО НЕ ПРОДВИГАЕТ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» новый логотип комплекса, а также ориентацию на предоставление услуг для отдыха в течение всего года, а не только зимой.

Рамиль Мифтахов — президент ассоциации туристических агентств РТ:

— Объект сам по себе интересен, но его никто не продвигает. Сама политика управления этим отелем выбрана неверно — они отстранили от продвижения и продажи этого продукта региональных операторов. Ни одно агентство не видело тех изменений, которые у них произошли. Поэтому комментировать по поводу того, что они там сделали... Наверное, хорошо. А если они хотят показать какие-то результаты,\ и быть в рейтингах, им придется начинать работать с туристическими компаниями Казани и республики.

Валерий Катюхин — представитель турагентства «Альянс Трэвэл»:

— Сейчас кризис, заявок мало, тем более по «горнолыжке». В этом году спрос по всему туристическому рынку снизился на 50 процентов. Проведенная реконцепция комплекса тем не менее должна способствовать увеличению спроса. Если Турцию и Египет не откроют — сейчас все поедут к нам.


Тимур Мухаметзянов — графический дизайнер:

— Старый логотип «три сахарные головы» по уровню дизайнерской мысли застрял где-то в 90-х. Одного взгляда на такое лого достаточно, чтобы передумать куда-либо ехать. В сравнении с предыдущей версией новый вариант смотрится более современным, актуальным, трендовым. Его форма намекает на сердечность, а плавные объемы обещают мягкий глубокий снег зимой и густую зелень на склонах в летний период.

В логотипе можно обнаружить некоторые признаки «хипстерского» лого — цветовой минимализм, разнообразие шрифтов, использование bold-шрифта с серифами, декоративные иконки — точки, зигзаги, цветы, снежинки. Нравится решение английской и русской версии через их сезонную цветовую дифференциацию. Зимняя версия к тому же содержит аллюзии на уже классическое оформление банки советского сгущенного молока, чем сразу же к себе располагает.

Что не нравится, так это нижние края. Они производят впечатление некоторой недоделанности. Хорошая идея с силуэтами домов и деревьев, на мой взгляд, не получила должную проработку. Силуэты обрезаны, а может, даже обгрызены, нечитаемы, требуют большей детализации.

Не покидает ощущение, что на логотипе изображены горы. Да, разумеется, и холмы бывают такой формы, и тут разница, скорее, не в углах наклона, а в высотах. Но вот эта «зеленка» на летнем варианте и «ледники» на зимнем придают холмам вид именно горных вершин. Впрочем, для горнолыжного курорта это скорее плюс.