Прошло два года, как в Казани открылся магазин мусульманской одежды «Фатиха».

Еще несколько лет назад внешний вид девушек-мусульманок  вызывал у многих жителей Казани удивление. Спрятанные за хиджабами, они непременно ловили на себе взгляды прохожих, однако сегодня это уже привычное явление в нашем городе. Причем девушек, одетых согласно требованиям шариата, становится все больше. Соответственно растут требования и к количеству, и к качеству одежды для мусульман.

Хозяйками первого казанского магазина «Фатиха», который начал продавать для мусульманок действительно красивую одежду европейского качества стали Зульфия и ее мама Дамира Максутовы. Подав заявку на участие в социальном проекте Банка Казани, приуроченном к Году семьи, конкурсе «Семейный бизнес», стартовавшем в конце июня, Зульфия шутит, что заинтересовалась конкурсом хотя бы из-за возможности личной встречи с мэром Казани Ильсуром Метшиным.

Визитная карточка магазина
Сфера деятельности: продажа одежды для мусульман
Год основания: 2006
Число сотрудников: 4 человека
Сайт:
www.albarakat.ru

Первый в Казани

- Как и когда у вас появилась идея открыть в Казани магазин мусульманской одежды?

- В 2004 году мне привезли из Турции журнал мод, и мысль сама пришла в голову. Я предложила эту идею своей знакомой, а она еще одному знакомому. Объединившись, мы открыли в Казани первый мусульманский магазин и начали возить вещи из Турции.

Других магазинов мусульманской одежды в Казани на тот момент не было. Девушки-мусульманки либо шили сами, либо покупали вещи на базаре. Помню, на празднование тысячелетия Казани, приехали американские журналисты. Они готовили репортаж о Татарстане как о мусульманской республике внутри России и помимо беседы с президентом республики Минтимером Шаймиевым и рассказе о мечети «Кул Шариф» решили встретиться с нами. Для них мусульманская одежда была чем-то вроде экзотики. Они были удивлены и интересовались разрешают ли нам продавать ее, ведь Россия считается христианской страной. Они даже спросили, не относятся ли к нам, как к террористам.

Уже через год после открытия нашего магазина начали появляться и другие магазины мусульманской одежды, которые возили те же вещи. Тогда мы с мамой и решили открыть представительство московской фирмы-производителя «Аль-Баракят» и весной 2006 года открылись.

- А до открытия магазина опыт работы в бизнесе уже был?

- Для меня это первое дело. А вот мама на момент открытия магазина уже имела опыт ведения бизнеса. Вся семья ей помогала. Наверное, какие то навыки перешли от нее ко мне.

- Всегда сложно начинать собственное дело. Вам повезло, ваш бизнес семейный, наверняка в начале особенно была важна поддержка семьи?

- Конечно. Стартовый капитал и моральная поддержка были очень существенны. Если в какие-то моменты бывают спады настроения, родители всегда успокаивают и поддерживают. Сейчас доходы стали стабильными, и я знаю, что даже если один день бывает пусто, то на другой обязательно будет прибыль.

- Что стало самым сложным в начале?

- Привлечение клиентов. Первыми покупателями были, конечно же, друзья. Они рассказывали о магазине своим знакомым, и «сарафанное радио» работало на нас. Помню как покупательницы нас благодарили за то, что в городе появился магазин с такой одеждой. Арендная плата тоже была проблемой. Сейчас мы находимся  в ТЦ «5 звезд», где много мусульманских отделов. Люди приходят сюда, как в супермаркет. Это, конечно, способствует росту продаж.

Пошив отечественный, качество европейское

- Сейчас в Казани появилось достаточное количество магазинов, торгующих мусульманской одеждой. Трудно выдерживать конкуренцию?

- Все казанские магазины возят вещи из Турции и Сирии. Наша одежда отечественного производства. Ее разрабатывает российский дизайнер, и она адаптирована к нашим реалиям.

Турецкие и сирийские вещи, конечно, красивые, с национальным колоритом, но эта одежда пошита на фигуры турецких девушек, а наши по сравнению с ними гораздо стройнее. Что хорошо сидит на турчанках, на наших девушках не смотрится совсем. Аль-Баракят шьет одежду по четко выверенным лекалам для фигур российских женщин. К тому же наш производитель всегда следит за качеством одежды и использует только высококачественные натуральные европейские ткани. Сами понимаете, что гораздо приятнее носить вещи из натуральных тканей.

Еще одно наше преимущество заключается в том, что у нас есть зимние модели: утепленные юбки на синтепоне, шерстяные платья и сарафаны.

Единственный минус российского производства – относительная дороговизна продукции. Товар продается по московским ценам, и для нашего покупателя вещи бывают не по карману: юбки стоят от тысячи до двух тысяч рублей, жакеты от полутора до трех тысяч рублей.

- Как удалось добиться стабильности в бизнесе, несмотря на такое количество конкурентов и достаточно узкий сектор покупателей?

- Обслуживание. Именно оно приносит 80% успеха. Я считаю, что многое зависит от человека, который стоит за прилавком. Чаще всего покупатель приходит именно к «своему» продавцу, что бы тот помог подобрать одежду. У меня мама очень любит посидеть в магазине. Говорит, что каждый клиент – это своя жизненная история, а магазин порой превращается в центр психологической разгрузки. Здесь приходится быть не только продавцом, но и психологом, и стилистом. Иногда помогаем и платок по-новому повязывать, и одежду сочетать. Поэтому индивидуальный подход к каждому клиенту и улыбка – основные составляющие успеха.

- Кто ваши покупательницы в общей массе?

- Аудитория самая разная: от девушек до зрелых женщин. В основном это представители среднего класса. Бывает, что и мужчины с женами приходят, приводят и покупают им наряды. Например, недавно мужчина пришел с двумя женами, и они вместе выбирали одежду для младшей.

Иногда в магазин приходят христиане, буддисты и покупают одежду. Либо потому что для них нет специализированных магазинов, либо потому что наша одежда им просто нравится. На днях вот зашли две девушки, которые приехали в Казань из Москвы. Им очень понравилась наша одежда, и они сделали покупки. Бывает, что покупатели целенаправленно приезжают из Марий Эл, Чувашии, Красноярска, Тюмени. Второй год подряд к нам за одеждой для себя и подруги приезжает девушка из Швеции. Регулярно отправляем заказы в Бельгию, Америку. Я знаю, что Аль-Баракят отправляет одежду в Германию, Францию. Дело в том, что в Европе просто нет такой одежды, там ее не производят, а если какой-то товар и есть, то он из арабских стран.

Кто чему отдает предпочтение

- Особые предпочтения у казанских девушек в одежде есть?

- Казанские покупательницы предпочитают классику, а москвички - авангард. Часто те авангардные вещи, которые Москва производит (они в столице моментально расходятся), у нас не берут. Бывает, приезжают люди из других регионов, и им тоже очень нравятся эти авангардные вещи, а наши покупательницы обходят их стороной. Также помимо широких платьев Аль-Баракят предлагает брэнд «Даляль» (с араб. кокетка) – это более светский стиль: приталенные силуэты, офисные костюмы, они более  популярны у молодежи.

Могу сказать, что наши женщины любят восточные, яркие цвета, особо модными считаются ультра-розовый, ультра-голубой, сочетание голубого и белого, розового и белого. В этом сезоне моден шоколад. А по тканям покупательницы предпочитают трикотаж и лен.

- Кроме традиционной повседневной, какая еще одежда входит в гардероб мусульманки?

- Практически каждая девушка-мусульманка покупает платье для никаха. Красивые вещи очень востребованы и быстро раскупаются, не смотря на то, что средняя стоимость такого платья около пяти тысяч рублей.

Так же регулярно спрашивают одежду для беременных, но, к сожалению, мы пока ее не продаем. Мы поднимали этот вопрос перед производителями, и попросили их учитывать этот момент. Надеемся, что они к нам прислушаются.

Существует особая одежда для совершения хаджа, но ее мало берут. Она достаточно специфическая – темных тонов, что бы на ней грязь не была видна. А наши покупатели берут то, что потом можно будет носить ежедневно: белую, зеленую одежду.

Кроме того, есть одежда для отдыха, она же одежда для купания (Зульфия показывает брюки и блузку широкого покроя). Некоторые магазины возят из Турции специальные хиджабы, но они, честно говоря, больше похожи на скафандры, я бы не решилась в таком выйти на пляж - весь народ разбежится.

- А для сильного пола что-нибудь предлагаете?

- На самом деле просто нет массового спроса, Аль-Баракят однажды выпустил мужскую коллекцию, но она у нас не пошла, как и пробная детская коллекция. Иногда покупатели просят школьную форму для девочек. Мы привозили сарафаны, но покупатели посчитали, что они дорогие.

- Расширяться или заняться собственным производством одежды не собираетесь?

- Пока нет. Свое производство - это очень сложно. Я придерживаюсь мнения, что каждый должен заниматься своим делом: получается у меня хорошо продавать, значит, я должна продавать.

А контингент покупателей постоянно пополняется. В основном за счет молодежи. Женщинам постарше труднее перейти на нашу одежду, это связано с психологическим барьером, уже сложившимся образом в своей социальной среде. Нужна определенная смелость, чтобы выйти в такой одежде на улицу. Но в любом случае сейчас у мусульманок есть возможность одеваться красиво, и я думаю, это придает особый колорит Казани.

Елена Шапиро