Две недели назад президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о создании фонда содействия жилищному строительству. Фонду переданы полномочия по операциям с находящимися в федеральной собственности, но не используемыми земельными участками. Их предполагается передавать региональным властям под жилую и промышленную застройку. Тем не менее остается впечатление, что правительство решает проблемы вчерашнего дня, тогда как ситуация радикально меняется прямо на глазах.

О последствиях политики российского руководства в сфере жилищного строительства, о ситуации на рынке корреспондент газеты «Время и Деньги» расспросил генерального директора компании «Солнечный город» Павла Кострикина.

- Что касается «выброса» на рынок земельных участков, то это предложение интересное, но неожиданное. На самом деле пока не совсем понятно, во что это в итоге выльется.

- Но мне сейчас пришли на память другие действия наших крупных чиновников, которые ничем, кроме популизма, продиктованы не были. Вспомните, как несколько лет назад Юрий Лужков громогласно заявлял о неоправданно высокой стоимости столичного жилья. Квадратный метр должен стоить $500, и так будет, - обещал он жителям Москвы. Народ поверил и стал ждать, когда же упадут цены. Рынок застыл на несколько месяцев, а когда всем стало ясно, что ничего подобного не произойдет, произошел резкий скачок цен.

В национальной программе «Доступное жилье» есть позитивные и негативные стороны. Игра на «доступность» приносит только вред, поскольку подается как возможность получения жилья за бесценок. Чиновникам надо быть более социально ответственными, когда они делают заявления подобного рода. Надо понимать, что жилье станет более доступным тогда, когда его будет много, и тогда, когда доходы населения повысятся.

Кстати, эту ситуацию можно проиллюстрировать на примере Татарстана. Изначально программа социальной ипотеки не декларировалась в качестве решения жилищного вопроса для всех желающих. Она задумывалась как инструмент социальной поддержки тех, кто в силу определенных обстоятельств не в состоянии решить свои проблемы сам. Круг этих людей, по идее, достаточно ограничен. Однако сейчас в устах ряда чиновников социальная ипотека приобрела черты всеобъемлющей программы, которая вот-вот дойдет до каждого жителя республики. Такие настроения быстро овладевают умами, что в итоге «прибивает» рынок.

- Сейчас много говорят о том, что падение ликвидности жилья приведет к резкому снижению интереса банков к кредитованию стройотрасли. Следом прогнозируется еще большее падение объемов вводимой недвижимости - кризис налицо.

- Работать с банками непросто, особенно небольшим компаниям-застройщикам. Да, сейчас ситуация несколько изменилась, во многом по причине общемирового финансового кризиса: доступ к «дешевым» западным ресурсам у отечественных банков затруднен. Банки стали строже подходить к выбору заемщика, и в целом это хорошо.

Я бы не стал говорить о кризисе в стройотрасли. На мой взгляд, сейчас на рынке достигнуто равновесие между предложением и спросом. Никакого обвала цен я не прогнозирую. Стоимость жилья будет расти и в дальнейшем. Как минимум, корректироваться на уровень инфляции. Мы, например, в этом году уже два раза поднимали цены на квартиры, предполагаем сделать это еще раз в сентябре.

- Вы участвовали в конкурсе Росстроя на возмещение части процентной ставки по кредитам на прокладку инженерных сетей. Это предложение государства на самом деле интересно для застройщиков?

- На самом деле я бы не назвал это конкурсом. Чтобы пройти отбор, надо было просто грамотно подготовить заявку. В принципе, понятно, что получение компенсации предполагает, что компания имеет средства на создание инфраструктуры, она должна уже эти деньги вложить…  Не раскрою секрета, если скажу, что мы участвовали в конкурсе скорее для того, чтобы еще раз заявить о себе, подтвердить свой статус. Мы и в рекламной компании этот факт используем, по-моему, вполне эффективно. Но в целом возмещение выливается в довольно немаленькие деньги.

Правда, к моменту объявления конкурса значительную часть инженерных сетей мы уже проложили, так что сполна воспользоваться предоставленной возможностью уже не смогли. Но другие застройщики, победившие в конкурсе, думаю, неплохо сэкономили.

Там был еще один конкурс Росстроя - на субсидирование строительства автомобильных дорог, но в нем мы не участвовали, поскольку конкурс распространялся на подъездные дороги, а в нашем проекте присутствуют только внутриквартальные.

- Российское руководство сейчас активно пропагандирует строительство малоэтажных поселков, слышатся обещания по поводу государственного участия в их обустройстве. Насколько, на ваш взгляд, это перспективно в наших условиях?

- В общем, это может вылиться в какие-то интересные проекты, но на данный момент подобных жилых комплексов в России строится немного.Проблема в том, что возводить их надо со всей полагающейся инфраструктурой, чего в реальности не происходит.

Не думаю, что государство должно само строить что-то или финансировать. Я, честно говоря, сторонник либеральной экономики: чем государства меньше, тем лучше.Доказано, что эффективность государственных инвестиций в разы ниже, чем частных. Хорошо бы, чтобы государство не мешало, а еще лучше - создавало условия для бизнеса.

- Какие конкретно меры, на ваш взгляд, должно принять государство для развития стройотрасли?

- В первую очередь государство должно четче выстроить информационную деятельность в связи с реализуемым национальным проектом «Доступное жилье». Поскольку люди не знают, что скрывается за понятием доступного жилья. Как это отражается на ситуации в целом - об этом мы уже говорили в начале беседы.

В стране должна быть создана нормальная финансовая инфраструктура. Государственное агентство ипотечного жилищного кредитования - АИЖК - для России структура несоответствующего масштаба. Задачу повышения доступности ипотечных кредитов АИЖК в полной мере решить не в состоянии. Да, оно обеспечивает ликвидность российских коммерческих банков, занимающихся ипотечным кредитованием, выкупая у банков ипотечные кредиты. Но вы же понимаете, что АИЖК на сегодняшний день - это монополист, выставляющий банкам кабальные условия.

Еще одно условие - демонополизация доступа к инфраструктуре. Раньше, чтобы подключить достроенный дом к телефонной сети, надо было ждать и платить взятки чиновникам. Теперь - не успеешь поставить забор на участке - выстраивается очередь телекомунникационных компаний, предлагающих свои услуги.

Почему бы не создать конкурентную среду в сфере поставок электроэнергии, водоснабжения? На Западе, к примеру, существует несколько поставщиков электроэнергии, наверное, и у нас бы эта система была вполне жизнеспособной.

Справка

ООО «Солнечный город» осуществляет инвестиционный проект по строительству в 2005 - 2009 годах комплекса жилых домов и объектов социально-бытового назначения в Приволжском районе Казани на земельном участке общей площадью около 40 га. Комплекс рассчитан на 20 тыс. жителей.