70% ПРОБЛЕМ В IТ-СТРУКТУРЕ КОМПАНИЙ УЖЕ СЕЙЧАС РЕШАЕТСЯ ПУТЕМ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ

Недалеко от знаменитой резиденции Адольфа Гитлера Кёльштайнхаус ("Орлиное гнездо") в Баварии есть местечко под названием Берхтесгаден (Berchtesgaden). В этом живописном уголке, где горы выше облаков, а все дороги ведут к одному-единственному отелю, на днях прошло совещание руководителей компаний европейского кластера Fujitsu. О том, нужны ли айтишники на предприятии, как сэкономить на командировках и можно ли отдать расчет зарплаты на аутсорсинг, рассказал один из участников совещания - генеральный директор ICL-КПО ВС Виктор Дьячков.

- Виктор Васильевич, как отреагировал европейский IТ-рынок на экономический кризис? Отразился ли он на результатах деятельности Fujitsu?

- В целом по прошлому году итоги положительные. За прошлый год Fujitsu заработала 1 миллиард долларов чистой прибыли, и все подразделения корпорации, работающие в Европе, были прибыльными. Интересно, что около 10 миллионов евро сэкономили европейские подразделения Fujitsu на командировках за счет использования IТ-технологий – проводилось много интернет- и видеоконференций.

Маркетинговый анализ рынков Европы, стран Ближнего Востока, Африки, Индии и России, представители которых принимали участие в совещании, показал, что на ближайшие три года можно строить положительный прогноз. По нашим оценкам, в среднем мировые IТ-рынки будут расти в этот период на 5-6 процентов в год. Естественно, Россия и Индия будут расти быстрее, поскольку здесь сильнее отставание. А вот Германия, к примеру, покажет рост на уровне 3-4 процентов.

Главные технологические тренды, которые будут определять дальнейшее развитие глобального IТ-рынка и компаний, работающих на нем, озвучил новый президент Fujitsu Масами Ямамото. Он отметил, что наряду с повышением эффективности Fujitsu делает стратегические инвестиции по всему миру в платформы для облачных вычислений, чтобы обеспечить успех заказчикам и стимулировать рост компании в будущем.

- Сейчас все говорят о так называемых "облачных" технологиях, или cloud computing, но, по-моему, мало кто хорошо представляет, что это такое и зачем вообще нужно…

- В России по отношению к слову "облако" сформировалась устойчивая ассоциация - "витать в облаках". А в технологиях – это интереснейшая вещь, которая дает колоссальные возможности для заказчиков по сокращению затрат, в частности, по обслуживанию рабочих мест. В отношении этой технологии у нас чаще всего применяется термин "тонкий клиент" или "нулевой клиент". Это когда у заказчика на рабочем столе кроме клавиатуры и монитора больше ничего нет. Новейшие разработки Fujitsu в области "облачных" вычислений будут презентованы партнерам и заказчикам 29 июня в Москве на конференции, которая будет посвящена 75-летию корпорации. Кстати, здесь же будет представлена новинка - мониторы, не требующие подключения к сети. Они обеспечивают не только физическую, но и информационную безопасность, ведь не секрет, что через электрические провода можно передавать кодированные сигналы и управлять любым компьютером…

- Откуда такое название - "облака"?

- Технология подразумевает виртуализацию серверов, то есть рабочее место клиента к конкретному серверу уже не привязано. Некая программа сама размещает информацию для обработки на свободные сервера. Она эту информацию модифицирует, придает ей необходимые приоритеты, а системный администратор всем этим управляет на высоком профессиональном уровне. На ICL-КПО ВС сейчас 120 человек управляют серверами европейских компаний. Есть колл-центр, где мы обслуживаем более 20 тысяч рабочих мест заказчиков из Европы. И 70 процентов проблемных  звонков от заказчиков снимаются за счет консультации! То есть вмешательства инженера на месте - чтобы, скажем, произвести какую-либо замену или сделать более тщательную диагностику - требуют менее 30 процентов случаев. Так вот, с внедрением "облачных" систем в ЦОДы, где будет совершенно другой уровень администрирования, этих 70 процентов инцидентов вообще не будет. Заказчику нужно будет заботиться только о рабочих местах: вышла клавиатура из строя – заменить, и все.

- Какой экономический эффект дает применение cloud computing?

- Огромный. Фактическая загрузка процессоров на предприятиях сейчас не больше 10-15 процентов, на серверах средняя загрузка – 25-30 процентов. Это у тех, кто хорошо работает. А "облака" позволяют повысить степень загрузки, что, безусловно, дает экономический эффект. По данным Fujitsu, внедрение "облачных" технологий позволяет сократить расходы на аппаратную часть на 40, на 80 процентов снизить потребление электроэнергии, минимизировать время развертывания новых серверов на 70 процентов и, наконец, уменьшить совокупную стоимость владения более чем в два раза и возвратить инвестиции через 6 - 9 месяцев. Поэтому "облака" - это то, что технологические компании сейчас предлагают заказчикам как будущее. И роль IТ-компаний, которые обладают этими высокими технологиями, на рынке со временем будет только усиливаться.

- Что это за компании? И как в перспективе будет поделен этот рынок между участниками, на ваш взгляд?

- На сегодняшний день в мире есть три группы компаний, которые обладают всей линейкой технологий, – это американские IBM и HP и японская Fujitsu. В ближайшем будущем к ним присоединится еще несколько компаний, одна из которых уже практически определилась, - это Oracle. Но им понадобится довольно много времени для того, чтобы предложить рынку нечто подобное тому, что уже предлагают гиганты, так как необходимо будет провести внутреннюю реструктуризацию, выстроить внутренние процессы и т. д. В перспективе, через три-пять лет, аутсорсинговые услуги на рынке будут предлагать 4-5 групп компаний. Заказчики будут держать у себя на рабочих местах только клавиатуру и монитор, а все остальное им будет предложено профессионалами, которые не только будут отслеживать, как работают сервера, системное ПО и как обеспечивается информационная безопасность, но и будут заниматься прикладным ПО. К примеру, такая услуга, как расчет заработной платы, в Европе сейчас отдается на аутсорсинг. И у Fujitsu есть 100%-я "дочка", которая имеет колоссальное количество заказов по этому направлению.

- В России представить такое пока крайне сложно…

- Я еще в середине 90-х говорил заказчикам: "Ребята, зачем вы держите у себя прикладных программистов? Это же все равно, что банкир будет держать у себя в хранилище взломщика сейфов!" Ведь программисту надо что-нибудь делать, что-то менять, а тут ничего делать нельзя ни в коем случае - изменения в прикладном ПО должны производиться только с санкции генерального директора, потому что изменение прикладного ПО – это изменение бизнес-процессов. Разве можно позволить программисту менять бизнес-процессы?..

Добавлю, что основной технологический тренд вполне кореллирует со стратегией Fujitsu, которая носит название One Fujitsu" и дополняется лозунгом "мысли глобально, а действуй локально". Это означает, что компания ICL-КПО ВС, интегрированная с Fujitsu в 2001 году, имеет доступ ко всем глобальным технологическим решениям японской корпорации и может их применять локально в интересах своих заказчиков. Это дает возможность работать на местах не только с продуктами Fujitsu, а предлагать заказчику то, что для него будет наиболее эффективным с учетом реального состояния его системы.

- С какими результатами ICL-КПО ВС завершила первый квартал этого года? Каких показателей планируете достичь к концу года?

- По сравнению с 2009 годом объемы выросли практически в два раза, но это в большой степени следствие того, что прошедший год был очень плохой. Я ожидаю, что российский IТ-рынок вырастет в среднем по всем сегментам на 10%. Если так оно и будет, то ICL-КПО ВС должна вырасти на 20%, потому что наш лозунг: "Расти в два раза быстрее рынка". Правда, нужно добавить, что такой прогноз я делаю относительно 2009-го года, который показал спад по сравнению с 2008-м на 15-30% по разным сегментам. По мнению аналитических компаний, на состояние 2008 года рынок выйдет только к 2011-2012 годам.

Отмечу, что, несмотря на кризис, ICL-КПО ВС продолжает создавать новые рабочие места – планы и желание организовать 1000 рабочих мест для экспортного направления сохраняются. Только в этом году за  четыре  месяца мы взяли в компанию более 50 человек, до конца года планируем набрать еще 100-150 специалистов. Наши успехи были отмечены и РА "Эксперт". За прошедший год мы поднялись в рейтинге ТОП-60 крупнейших российских IТ-компаний с 33 на 29-ю позицию с сохранением "единицы" в категории "Надежность". Мы представили все данные, подтвержденные и отчетностью налоговой инспекции, и аудиторскими компаниями, что делают далеко не все участники рейтинга.

- На последней коллегии минпромторга Татарстана компания ICL-КПО ВС озвучила намерение создать центр единых компетенций для предприятий машиностроения Поволжья. Что он будет собой представлять и в какие сроки может быть реализован этот проект?

- Собственно, это желание исходит, прежде всего, со стороны госструктур и министра промышленности в частности. С таким же предложением к нам обратилась ассоциация промышленных предприятий РТ. Они видят большие возможности в совершенствовании систем управления промышленными предприятиями в части управления затратами, обеспечения планирования загрузки производственного оборудования и взаимоувязывания всех компонентов для того чтобы предприятие вовремя выполняло заказы. А Казань всегда была одним из центров, работающих в направлении повышения эффективности машиностроения (по программе СЭВ). Так, в нашей компании есть и соответствующие специалисты (ERP-системами занимается научно-технический центр производственных систем и корпоративных решений), и компетенции, и желание реализовать этот проект. Вопрос в заказчиках. Во-первых, все ли они хотят, во-вторых – все ли могут, ведь кризис наиболее сильно и больно ударил именно по машиностроительной и строительной отраслям. Так что конкретики по срокам пока нет. Свою задачу на данном этапе мы видим в усилении работы в рамках информирования машиностроительных коллективов о новейших достижениях ERP-систем. В частности, этой теме будет посвящена конференция, которая, скорее всего, будет проводиться на одном из заводов республики в августе-сентябре этого года.

- В следующем году компании ICL-КПО ВС исполняется 20 лет. Как собираетесь отмечать круглую дату?

- Крупнейшим событием, которое мы хотим приурочить к юбилею, может стать международная конференция. Скорее всего, она не будет носить сугубо технологический характер. Мы хотели бы показать обществу, как объединение людей разных стран и культур помогает решать технические и технологические проблемы. Потому что если люди не понимают друг друга, культурное взаимодействие не работает, - не происходит и технологического взаимодействия.

Не все технологии можно купить, просто купив завод, - они слишком быстро устаревают. Нужно технологическое взаимодействие компаний, что для IТ-технологий возможно только при условии договоренности первых лиц государства. Вспомните, 20 лет назад превалирующим способом передачи технологий было создание совместных предприятий. Но сейчас те совместные предприятия, которые создавались в конце 80-х - начале 90-х годов, рассыпались, превратились в моноструктуры с уклоном либо в одну, либо в другую сторону. ICL-КПО ВС – едва ли не единственная компания, которой на протяжении почти двух десятилетий удается такую форму взаимодействия успешно реализовывать. В этом плане наше предприятие является уникальным.

 

Гуля Гайнутдинова
фото Ильи Лавриненко