В России сделана ставка на развитие информационных технологий (IT). Согласно отчетам Министерства информатизации и связи РТ, отрасль высоких технологий уже несколько лет подряд входит в число лидеров по динамике развития, ежегодно растет на 20–25% и характеризуется тенденцией к расширению.
Как всего за несколько лет IT вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью любого бизнеса, газете «Бизнес Онлайн» рассказал министр информатизации и связи РТ Фарит Фазылзянов.
В республике есть IT-потенциал, который не задействован на рынке
- Фарит Мансурович, хотелось бы начать со свежего повода: на днях был опубликован указ президента республики о создании в Татарстане производственного IT-кластера. С какой целью он был создан?
- Два года назад мы с тревогой обратили внимание на то, что основную часть серьезных заказов по информационным технологиям в республике выполняют международные и федеральные компании. Местные же, как правило, играют роль субподрядчика или аффилированы генподрядчиком. Еще одним фактором, отрицательно влияющим на развитие отрасли, является то, что более 70% внедряемых решений в промышленном и госсекторе – импортные. Мы решили, что так продолжаться не может, иначе местные компании так и будут выполнять в основном мелкие заказы, занимаясь лишь обслуживанием в IT-сфере, а львиная часть доходов будет уходить за пределы Татарстана. Нас поддержал президент республики, и было принято решение предпринять меры, чтобы эту ситуацию изменить.
- Документ рекомендует принять участие в создании данного кластера ОАО «Татнефть», ОАО «Татэнерго» и ОАО «КАМАЗ». Как смогут взаимодействовать такие разные предприятия?
- Кластер не подразумевает необходимость объединения IT-подразделений входящих в него компаний в одно юридическое лицо, он может носить отраслевой характер, и это может быть группа компаний. В этих компаниях сконцентрированы крупные IT-мощности, опыт разработки и внедрения различных IT-решений в своей отрасли и высококвалифицированные специалисты. Этот потенциал на сегодняшний день не задействован на рынке. Кластер ставит перед ними задачу помимо обслуживания материнских компаний экспортировать свои решения и выполнять заказы по IT-обслуживанию на условиях аутсорсинга. Это принесет дополнительный доход компаниям, а, кроме того, налоги будут оставаться в республике. Опыт мировой практики показывает, что выведение из состава предприятий структурных подразделений, не связанных с его основной деятельностью, повышает эффективность бизнеса. Татнефть и Татэнерго работу в данном направлении уже ведут.
- Какие еще пути развития кластера вы видите?
- Другая важная задача, которую мы предлагаем этому кластеру – разработка программного обеспечения и в частности свободного программного обеспечения (СПО). Это очень перспективное направление. Сейчас мы выполняем проект для образовательных учреждений, после чего на СПО перейдут и органы госвласти. Экономия только по школам и госучреждениям республиканского уровня составит около 200 млн. рублей в год. При этом стоимость разработки будет не столь велика. Так, на разработку образовательного СПО для школ РФ, включая операционную систему и офисные приложения, было выделено порядка 70 млн. рублей.
Предприятия, входящие в кластер, заинтересованы во внедрении СПО для производственных процессов в отраслях нефтехимии, энергетики и машиностроения. Они могли бы экспортировать эти решения. При этом желательно ориентироваться не только на Россию, но и на международный рынок.
Один из вариантов, который мы предлагаем использовать республике для выхода на мировой IT-рынок, – это покупка части или 100% компаний стартапов, которые начинают на нем работать и гипотетически могут превратиться в Google или Microsoft.
- При этом предполагается использовать госкапитал?
- Не только. У нас есть Инвестиционно-венчурный фонд, который специализируется на поиске таких компаний и работе с ними. В случае успешности бизнеса в последующем можно рассматривать вопрос о размещении его части в республике.
- Достаточен ли потенциал IT-подразделений этих компаний для того, чтобы они обслуживали не только свои предприятия, но и сторонние?
- Одна из основных задач, которые стоят перед нами, это подготовка и переобучение специалистов в соответствии с существующими требованиями к уровню квалификации людей и стандартами, используемыми в практике разработки ПО. Мы уделяем большое внимание решению этого вопроса, в частности, планируется обучение персонала этих компаний.
Следующей, непосредственно связанной с названной задачей, является сохранение квалифицированных специалистов. Потому что если не будет соответствующих заказов, люди просто разбегутся. Необходимо заняться поиском и получением заказов на рынке совместно с финансовыми институтами и технопарками, использовать модель road-show – представление возможностей республики за рубежом на крупных международных предприятиях.
Качество подготовки IT-специалистов оставляет желать лучшего
- Насколько министерство и те компании, которые работают в вашей сфере, устраивает качество подготовки специалистов в вузах республики?
- К сожалению, в основном качество подготовки выпускников вузов оставляет желать лучшего, особенно по техническим специальностям. Это проблема не только татарстанских вузов, и проводимая в настоящее время реформа сферы образования, я надеюсь, будет способствовать ее решению на федеральном уровне. Однако сами предприятия должны активно участвовать в процессе подготовки специалистов, сотрудничать с вузами, стремиться содействовать решению наиболее значимых вопросов, потому что только силами государства изменить сложившуюся ситуацию непросто.
Также надо отметить, что многое зависит от влияния общественности на формирование гражданского сознания подрастающего поколения и, в конечном счете, личностных качеств конкретного человека. Ведь есть целеустремленные молодые люди, которые с первых же курсов стремятся к получению комплексных глубоких знаний. Такие ребята всегда нарасхват.
Предприятия отрасли информатизации и связи, входящие в образовательный IT-кластер, уже около десяти лет успешно сотрудничают с вузами и техникумом связи по подготовке специалистов по целевым заказам. Каждый год мы направляем на обучение до 80 человек, которые проходят практику и после завершения обучения трудоустраиваются в предприятиях отрасли.
- Еще на зимней итоговой коллегии вы обратили внимание на то, что предприятия отрасли не спешат вступать в образовательный IT-кластер. Поменялась ли ситуация с тех пор?
- К сожалению, кроме тех компаний, которые уже входят в кластер, а это Таттелеком, Татарстан почтасы, Радиотелевизионный передающий центр и ICL–КПО ВС, остальные этот вопрос не решают. Причина, опять же, в том, что на татарстанском рынке практически нет сильных крупных игроков. Для работы в большинстве компаний не требуется высокой квалификации. Разработкой они, как правило, не занимаются, многие живут на аффилированных заказах или на сопровождении исполненных. Они не ставят стратегическую задачу подготовки для себя высококвалифицированных специалистов в большом количестве, а в основном переманивают их друг у друга.
- А если бы вы сейчас были абитуриентом и мечтали о работе в сфере высоких технологий, то куда пошли бы учиться? Что посоветуете нынешним выпускникам школ?
- Это зависит от склада характера. Если кто-то хочет тихую спокойную работу, лучше выбрать телекоммуникационный блок. В нем уже нет такого бурного развития, которое было 2-3 года назад, работа в основном связана с текущим обслуживанием, модернизацией и эксплуатацией оборудования и бизнес-процессов. Хотя вот внедрение цифрового телерадиовещания представляет интерес, но процесс уже идет сейчас.
А для тех, кто ищет возможность творчества и самовыражения, я бы рекомендовал специальности, связанные с разработкой и внедрением ПО, информационных систем и приложений. Креативщики всегда в цене.
В любом деле и учебе можно добиться успеха. Поэтому все выпускники должны быть нацелены на то, что их счастливый билет в труде и учебе.
Российским специалистам доверяют разработку сложного ПО
- Сейчас в Казани строится крупный IT-парк. Как вы думаете, найдется ли в республике достаточное количество перспективных идей в области IT и специалистов для работы в нем?
- Для того чтобы вложенные в строительство IT-парка средства оправдались, необходим четкий бизнес-план его развития и содержания. Меня беспокоит то, что на сегодняшний день вопросами строительства и управления IT-парком занимается - наше министерство, технопарк «Идея», Инвестиционно-венчурный фонд РТ, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, министерство строительства и ЖКХ РТ. Ответственных много, а одного ключевого - нет. В этом объекте главное интеллектуальная начинка – IT-бизнесы, а не само сооружение.
- Определены ли якорные проекты будущего IT-парка?
- На сегодняшний день надежды возлагаются на группу компаний, которые войдут в производственный IT-кластер, и ряд международных компаний, которые предполагают разместить в IT-парке свои офисы. На международном рынке высоких технологий складывается интересная тенденция: все больше внимания уделяется России, поскольку по сравнению с Европой и Америкой здесь более дешевый и качественный труд и хороший инвестиционный климат. Конечно, с азиатским регионом мы в этом вопросе конкурировать пока не можем, но разработку сложного и средней сложности ПО чаще доверяют российским специалистам.
Слияния и поглощения неизбежны
- На телекоммуникационном рынке республики постоянно происходят слияния и поглощения. Сначала МТС забрал Сантел, недавно Татинком вошел в состав НСС… Какова ваша оценка этих процессов?
- Я думаю, что это неизбежно. Это нормальный эволюционный процесс развития любого бизнеса, основная задача которого, как известно, – получение прибыли. За счет слияния компании получают большую долю рынка, абонентскую базу, соответствующие дивиденды. Раньше региональные рынки, в том числе татарстанский, были закрыты, поэтому доминировали региональные игроки. Сейчас же крупные федеральные и международные структуры рыночного характера пронизывают регионы.
Однако чем больше на рынке функционирует компаний, тем больше выигрывает потребитель. Спектр услуг растет, качество улучшается, появляются приемлемые тарифы. Поэтому последние несколько лет мы ведем работу по демонополизации татарстанского рынка телекоммуникаций.
- Сейчас муссируются слухи, что готовится к продаже компания Таттелеком, и даже называется потенциальный покупатель – АФК «Система». Это кажется вполне вероятным, ведь Таттелеком – одна из немногих компаний в России в области связи, у которой большая часть акций принадлежат государству.
- На мой взгляд, государство не всегда эффективный собственник в части управления активами. Но оно должно следить за тем, чтобы при развитии рынка не были ущемлены социальные вопросы. Если эти вопросы решены, я не понимаю, зачем «держать» предприятие. Таттелеком сегодня – зрелая состоявшаяся компания, но она пока только начинает работать по рыночным принципам, ведь долгое время сохранялась монопольность ее положения.
Сегодня меняется парадигма развития телекоммуникационного бизнеса: большее значение приобретает информация, а не то, по каким каналам она доставляется. Будущее за медиакомпаниями, которые разрабатывают и поставляют контент, а обслуживание инфраструктуры со временем перейдет на аутсорсинг.
Новое поколение не представляет себе жизнь без IT
- Как вы оцениваете степень проникновения информационных технологий в современное общество в Татарстане?
- Я думаю, что если сегодня практически у каждого есть сотовый телефон, а компьютеры стали настолько доступны, что их можно купить за 6–8 тысяч рублей, то можно говорить о том, что мы уже живем в информационном обществе.
Согласно стратегии развития информационного общества, утвержденной президентом РФ, к 2012 году мы должны обеспечить все домохозяйства возможностью подключения к Интернету. Все технические возможности для этого есть. Массовость использования IT-технологий будет постоянно возрастать. Пока что мы только начинаем привыкать жить в информационном обществе – оплачивать коммунальные услуги и различные счета с помощью электронных терминалов, заказывать билеты на самолеты и поезда через Интернет. Но это эволюционный процесс, ведь за последние десять лет выросло новое поколение людей, которые с детства используют информационные технологии. Они уже не представляют себе, как можно вести бизнес, да и просто жить без использования IT.
- А как восприняли переход в информационное общество татарстанские чиновники?
- Комплексный проект «Электронное правительство Республики Татарстан», который является частью программы «Электронный Татарстан 2005-20010 гг.», разработанной нашим министерством в 2005 году, дал очень хороший эффект – органы государственной власти стали более доступны для граждан республики. Сегодня, начиная с премьер-министра, все чиновники в Татарстане ведут электронный документооборот. Тем не менее, есть области, в которых еще предстоит большая работа, например, внедрение данной системы на муниципальном уровне, создание информационно-аналитической системы для органов госвласти, развитие электронных услуг для населения и другие.
- Мы все воспринимаем повсеместное проникновение IT в нашу жизнь как благо. А изучается ли в республике вопрос, как все это влияет на здоровье человека и состояние окружающей среды?
- Действительно, иногда в погоне за прибылью производители забывают об этих вопросах.
Все оборудование, которое сегодня эксплуатируется и поставляется в республике, от базовых станций до абонентских устройств – телефонов, КПК и так далее – проходит сертификацию.
Тем не менее, мне очень импонирует green-политика, которую проводит ряд европейских стран: они стараются сводить к минимуму использование излучающих радиоустройств, на местах предпочитают использовать стационарные телефоны. Мне нравится такой взвешенный подход, и я думаю, что его надо внедрять и у нас. Это вопрос не только экологии, но и энергоресурсосбережения.
Ринат Билалов
Жанна Печенко
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.