МАЛЫЙ БИЗНЕС ТАТАРСТАНСКОЙ СТОЛИЦЫ ПО-НАСТОЯЩЕМУ КРИЗИС ПОЧУВСТВОВАЛ ТОЛЬКО СЕГОДНЯ

В Казани более полутора тысяч торговых киосков и павильонов оказались перед нелегким выбором: или добровольное закрытие бизнеса, или принудительный демонтаж, о чем уже писала газета "БИЗНЕС Online". Вчера члены правления гильдии малого и среднего предпринимательства Казани пытались ответить на вопросы: что делать?

КРИЗИС НАКАТИЛСЯ НА МАЛЫЙ БИЗНЕС СЕГОДНЯ

Гильдия стоят перед непростым выбором. На 20 марта заявлена всероссийская акция гражданского протеста, которая пройдет и в Казани. Похоже, что ее организаторы (их не афишируют – чтобы не "нейтрализовали", – однако наверняка без Солидарности не обошлось) хотят повторить митинговый опыт Калининграда и Архангельска уже в масштабах всей страны. Гильдия сегодня решает: выходить на акцию протеста к памятнику революционеру Муллануру Вахитова или решать свои проблемы "мирным путем"? Для «БИЗНЕС Online» свою точку зрения на ситуацию с киосками объяснили члены правления гильдии.

Они считают, что снос киосков казанские власти затеяли удивительно не вовремя: в разгар кризиса. Правда, тут вступили в силу, так сказать, форс-мажорные обстоятельства. Дело в том, что еще в конце 2008 года (когда кризис уже "признали" и в России) после многолюдных предпринимательских митингов и пикетов казанский исполком принял постановление, которое объявляло трехлетний мораторий на снос киосков. Через год (в октябре 2009-го) это постановление опротестовала прокуратура РТ и затем отменил суд. Мораторий был забыт – и полторы тысячи киосков оказались под реальной угрозой сноса.

Евгений Иосипов - член правления гильдии малого и среднего предпринимательства Казани говорит:

- Серьезный кризис на нас накатился только сейчас, его почувствовали все торговые точки. Люди стали намного меньше покупать – даже продукты питания, я уж не говорю, скажем, про цветы… Год назад нам говорили: кризис, кризис! А мы тогда удивлялись: торговля идет нормально. Но вот теперь мы кризис почувствовали. Причем, все – везде, у всех упала торговля.

Евгений Новиков - член правления гильдии малого и среднего предпринимательства Казани, подтверждает:

- Не только в киосках, в магазинах тоже торговля упала. Вроде бы должно быть наоборот – подняли акцизы на пиво, на сигареты, поднялись цены. А выручки остались где-то на том же уровне, хотя и они должны были подняться, если цены поднялись. Кроме того, включился такой серьезный фактор, как безработица. Мы много читаем, слышим о том, что безработица растет, – а вот я вижу ее по себе. Если раньше у меня увольнялась продавщица, и я подавал объявление в газету, – ну никто не звонил! А сейчас я уже когда подал объявление, новую продавщицу давно принял, а люди все звонят и звонят… По несколько раз звонят: ну когда, когда у вас место освободится?..

МИНИМУМ ПОЛМИЛЛИОНА РУБЛЕЙ ЗА ПРАВО АРЕНДЫ

Итак – к владельцам казанских киосков кризис пришел сегодня. И вместе с ним навалились проблемы, которые (предприниматели в этом уверены) создали городские власти, ибо киоски стали незаконными из-за того, что именно власти не продляли договора аренды. Теперь за право аренды надо будет сражаться на аукционах

Иосипов рассказывает:

- Аукцион – дело непростое… В 2002 году я участвовал в самом первом казанском аукционе. Я тогда уже все оформил, собрал все документы на земельный участок, оставалось получить подпись мэра. И вдруг на тебе – аукцион! Мне повезло, что это был первый аукцион, и народ еще не раскачался. Тем не менее, первоначальная стоимость права аренды земельного участка была 15 тысяч рублей – а на аукционе эта сумма взлетела до 104 тысяч. Я хотел купить машину, а вместо машины купил право аренды земельного участка. Сначала я, конечно, очень расстраивался, но теперь думаю: как хорошо! Право аренды – на 15 лет, до 2017 года…

Нынешние аукционы будут куда более тяжелыми. Сейчас уже народ готов к борьбе – подтянулись москвичи, подтянулись денежные мешки из Казани… И поэтому, полагаю, что будет минимум полмиллиона рублей за право аренды. Минимум!

Если Евгений Константинович обещает малому и среднему бизнесу Казани тяжелые времена, то Новиков напоминает, что жить предпринимателям все-таки стало полегче:

- Я хочу сказать, что благодарен президенту России Медведеву. Когда президентом был Путин, он все тянул, откладывал решения по малому бизнесу. А Медведев взял и отменил кассовые аппараты для тех, кто работает по единому налогу на вмененный доход. И с проверками при Медведеве стало легче, их теперь куда меньше. Если кто-то по старой памяти еще суется поконтролировать, мы сразу: а разрешение прокуратуры у вас есть? Нет? Тогда о чем говорить…

ВЛАСТЬ ПРИТВОРЯЕТСЯ, ЧТО У НЕЕ НЕТ РЫЧАГОВ

Как ни удивительно, но оказалось, что гильдия не делает особой трагедии из того, что полторы тысячи владельцев киосков могут лишиться бизнеса. Иосипов объясняет это так:

- Нужно разделять киоскеров – и "киоскеров". Они разные! Потому что в начале 2009 года районные власти в Казани начали налево - направо продавать – неофициально, естественно – соглашения, на основании которых можно было поставить павильон в любой точке. И пошел вал этих павильонов…

А предполагалось как? Когда Метшин говорил об этих соглашениях, он подчеркивал, что они должны заключаться между предпринимателями и главами районов для того, чтобы предприниматели платили за землю. Потому договоров нет – а это была такая форма изъятия денег за аренду земли. Причем мэр говорил, что эти соглашения надо заключать с теми предпринимателями,  чьи павильоны стояли до 1 января 2009 года, за редким исключением… Получилось все не так. Чиновники – народ ушлый, и они стали продавать эти соглашения. По нашим данным – от 30 до 150 тысяч за такое соглашение. Купив соглашение, вы ставите павильон там, где договорились. На базе этого соглашения с вами заключают договор на электроснабжение.

Электроснабжение – это самый сильный рычаг, с помощью которого любой павильон можно убить. Потому что если нет электричества, павильон не выживет, он умрет... Вот власти говорят, только недавно это слышал на одном из совещаний: мы, дескать, пытаемся бороться с павильонами, но ничего сделать не можем. Подаем в суд – как только судебное решение появляется, хозяин павильона передвигает его метров на сто… И надо начинать судебную тяжбу с начала.

Но что властям мешает отключить электричество у этого павильона? Власть притворяется, что у нее нет рычагов для борьбы с этими незаконно устанавливаемыми павильонами. Власть загоняет ситуацию с павильонами в тупик, мне кажется. А нам говорят: ну вы же видите, что город пересыщен этими павильонами!..

Новиков добавляет:

- Если цель этих соглашений была – пополнить казну, то, мне кажется, пополнили только карманы чиновникам, которые продавали эти соглашения. Причем вновь поставленные киоски, я думаю, вряд ли платят арендную плату.

Иосипов сообщает:

- До сих пор эти незаконные павильоны ставят. До сих пор! Хотя протест прокуратуры РТ был уже с полгода назад. Наверное, задним числом выписывают эти соглашения…

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Иосипов говорит про свою гильдию:

- Последние полтора года мы жили спокойно, крупных наездов не было, поэтому как-то так расслабились. А сейчас начинается новый виток. Что ж, бороться за свои права мы умеем.

Новиков напоминает:

- Когда в октябре прошлого года в Казань приезжал Дмитрий Медведев, то, по оценке МВД на митинг предпринимателей у оперного театра собралось 300 человек...  Немало.

Иосипов рассуждает:

- А теперь очень интересная ситуация складывается со Всероссийской акцией протеста 20 марта. Ее организаторы надеются на нас, как на боевое крыло. Но мы пока решения не приняли. Вообще-то гильдия занимает такую позицию, чтобы не быть использованной какой-либо политической партией. Наши требования больше экономические, чем политические. Но власти усиленно загоняют нас в политическую борьбу…

Елена Чернобровкина