В прошлом году мы видели размышления «литовского гения» на тему «Идиота» Федора Достоевского, в этом - нам был представлен спектакль по «Божественной комедии» Данте. Сцена - ТГАТ им. Г. Камала. Кстати, его дирекция и стала инициатором приглашения театра из Вильнюса.

ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ НА РЕПЕТИЦИИ

«Мено Фортас» в переводе с литовского означает «Форт искусства». В театре нет своей труппы, весь ее штат состоит из семи человек администрации. Актеры набираются под определенный проект, некоторые участвуют сразу в нескольких. Своего помещения тоже нет, для того, чтобы показывать спектакли в том же Вильнюсе, арендуют залы. Поэтому дома играют спектакли не чаще одного раза в месяц, а вот на гастролях в год дают до 60 спектаклей.

Някрошюс репетирует долго, например, над «Божественной комедией» работал 9 месяцев, по сути, вынашивал  как ребенка. Впрочем, Данте писал свою «Комедию», названную позже Боккаччо «Божественной»,  и вовсе 14 лет.  Режиссер же  говорит о том, что поэма Данте так глубока, что можно заниматься ей всю жизнь и так ничего в ней не понять.

5.jpg
 

 По словам актеров, репетировали не каждый день. Иногда режиссер звонил директору театра и просил обзвонить актеров и отменить репетицию, говоря, что он не готов. «Он требователен, прежде всего, к себе самому», - говорят про него актеры.

Премьера прошла в Вильнюсе, и спектакль тут же уехал на гастроли в Италию. И выяснилось, что земляков  Данте отнюдь не смутила литовская трактовка их национальной гордости. Похоже, что Някрошюс – один из немногих в мире режиссеров, которые могут замахнуться на Данте.

Казанцы ждали «Божественную комедию», вчера на спектакле был аншлаг. Конечно, далеко не все поняли метафоричный язык литовского режиссера и покинули зал в первом антракте, но таких были единицы. Подавляющее большинство смотрело спектакль, который идет почти четыре с половиной часа с двумя антрактами, так, словно их загипнотизировали, а потом устроило овацию артистам.

На пресс-конференции, устроенной в Камаловском театре накануне показа, директор «Мено Фортас» говорил о том, что и театральная площадка, и публика в Казани труппе очень нравится, так что если будут приглашать, привезут еще и другие спектакли. Дай-то Бог, чтобы все так и случилось. Ведь в Москве и Санкт-Петербурге, где часто гастролирует «Мено Фортас», попасть на его спектакли практически нереально.

1.jpg
 

РАЙ ТАМ, ГДЕ БЕАТРИЧЕ

Някрошюс славится тем, что некоторым образом вольно обращается с первоисточником. Подверглась сокращениям и «Божественная комедия». Впрочем, как заявил режиссер, на этот раз он был намного бережнее по отношению к первоисточнику, чем бывает обычно. Если говорить в двух словах, то основа фабулы сохранена: Беатриче умирает, Данте, ведомый Вергилием, идет на ее поиски, проходя ад, чистилище и рай.

Но знать  только фабулу в спектаклях Някрошюса – это вообще ничего не знать. Здесь, как писал Лев Толстой в одном из своих произведений, «дело не в блуждающей почке, а  в жизни и смерти».  Основа спектаклей этого режиссера – цепь метафор, когда они возникают практически на каждую реплику. Для  Някрошюса не столь важна сама история, как возникающая при ее рассказе метафорическая сторона. Он ценит не « что», а «как».  Можно сказать, что Някрошюс создает метафорическую партитуру спектакля. Именно партитуру,  которая сродни оперной.

4.jpg
 

Сценографом почти всех работ Някрошюса в последние десять-пятнадцать лет выступает его сын Марюс, художником по костюмам бывает жена – Надежда Гультяева. Все они прекрасно слышат друг друга, может быть, в силу этого одно из сильных мест постановок Някрошюса – исключительной точности видеоряд.

Не стала исключение и «Божественная комедия». Выполненная в черно-белой гамме (в белом, естественно, Беатриче), она словно сигналит красной рубашкой Данте  и еще очень и очень небольшими вкраплениями того же цвета. Сцена практически пуста, основной элемент сценографии – большой шар, напоминающий землю. От него в первые секунды, словно преодолевая земное притяжение, оттолкнется Данте. В конце спектакля шар расколет пополам огненно-багровая полоса.

2.jpg
 

Данте и Беатриче, девочка, которую он полюбил, когда ей было 8 лет, а ему на год больше и которую он увидел позже уже замужней дамой, стремятся навстречу друг другу. Их чувство не умозрительно, оно живое, нежное, земное. Ад и рай для  Данте – места условные. Ад там, где нет Беатриче. Рай там, где любимая. Любовь побеждает смерть.

Но пока Данте доходит до этой простой мысли, перед его взором проходят десятки историй людей, грешных и праведных, с которыми ему и верному Вергилию приходится сталкиваться в путешествии. И как часто эти люди узнаваемы нами, как хорошо известны нам пороки, которые привели их в столь печальные места пребывания.

3.jpg
 

Смотреть спектакли Някрошюса трудно, потому что нет ни секунды, когда можно предаться созерцательности. На минуту выпустил связующую нить и все, дальше восстановить разрыв чрезвычайно трудно. В знаменитой цепочке, предложенной Владимиром Немировичем-Данченко,  «драматург - актер - зритель», последний элемент для Някрошюса  не менее важен, чем два первые.

Потому что в каждой метафоре, в каждом образе заложена, закодирована определенного рода информация, которая должна вызвать у зрителей эмоции. И не просто эмоции, а те, что нужны в этой сцене режиссеру. И он этих эмоций от нас добивается. Каким образом – тайна сия велика есть. В этом, возможно, и заключается магия театра и не стоит ее разгадывать. Разгадаешь, а она исчезнет. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции