Небо уронит
Ночь на ладони.
Нас не догонят,
Нас не догонят.

-- t.A.T.u – "Нас не догонят"

БЕГИ, ДОЛЛАР, БЕГИ

Даже и без этого призыва доллар бодро бежит из страны вместе со своими зелеными собратьями. Равно как и с другими денежными знаками иных цветов радуги и номиналов. Наблюдается этот процесс с начала 1990-х годов, прерывался он лишь на 2006 - 2007 годы и называется он "бегство капитала". Или, более политкорректно и менее негативно, "вывоз капитала".

Центробанк РФ утверждает, что в 2012 году отток капитала составил $56,8 миллиарда. Это вторая оценка, согласно первой, отток был порядка $75 млрд., но ЦБ изменил методику подсчета; есть подозрение, что это вызвано желанием не показывать общественности больших цифр. Отток в 2011 году составил $84,2 млрд., в 2010 году - $33,6 млрд., в 2009 году – $52,4 млрд. и в остро-кризисном 2008 году – очень выделяющиеся на этом фоне $129,9 миллиарда. Итого – более $350 миллиардов. Фактически, еще один годовой бюджет России за эти пять лет был отправлен за пределы страны, и при этом все действия власти по предотвращению этого, судя по всему, не дают ни малейшего результата. Тут на днях ЦБ печально заявил, что из всего объема оттока капитала за 2012 год более половины ($35 млрд.) было по сомнительным схемам (фактически, имеет криминальный характер), а половина этой суммы была выведена фирмами, прямо или косвенно связанными между собой. Экий ужас – богатое воображение рисует этакого "спрута" из фильмов про комиссара Каттани, который присосался к стране и вытягивает из нее капитал...

ДЕНЬГАМ ДО ДЕМОКРАТИИ НЕТ ДЕЛА

Почему же так происходит? Можно ли вообще с этим что-либо сделать?

Здесь существует несколько разных точек зрения. Помимо уже упоминавшейся замены "оттока" на "вывоз" я неоднократно видел рассуждения о том, что капитал бежит-де от отсутствия демократии, и что как только взрастет на нашей почве эта самая демократия, так и капитал, возрадовавшись, немедленно вернется. Мнение это, прямо скажем, неразумно и наивно – деньгам нет до демократии как таковой никакого дела.

Другой причиной, не менее часто указываемой, является жалоба на то, что деловой климат не тот. Понятие это весьма эфемерно, но при давлении жалобы конкретизируются: коррупция, вымогательство взяток, значительный налоговый пресс, риск рейдерского захвата, недобросовестная конкуренция. Все это, безусловно, имеет значение, более того, служит одной из основных причин оффшорного характера российской экономики, но не является определяющим относительно бегства капитала.

Напрашивающимся также является народное объяснение – это компрадорская власть, награбив, выводит ворованное за рубеж. Следует сказать, что мнение это вполне однозначно имеет право на существование, соответствующая фактура в наличии. С другой стороны, существует мнение, которое можно назвать охранительским, суть его в том, что отток капитала это на самом деле экспансия его в зарубежные страны, скупка ценных активов, способных дать прибыль, технологии, долю на внешних рынках и так далее. Объяснение это сомнительное, поскольку масштабы покупок совершенно недостаточны.

ГДЕ ТОЧКИ РОСТА?

Однако главная же причина оттока капитала, по моему мнению, иная. Рассуждая об оттоке капитала и исследуя его характеристики и причины, следует всегда помнить одну фундаментальную вещь. Деньгам в принципе свойственно мигрировать туда, где они могут приумножить самое себя, из, соответственно, тех мест, где такой возможности нет. Фактически, это означает, что в нашей стране отсутствуют в значимом количестве точки роста, которые могли бы, при пришедших инвестициях, дать прибыль.
Собственно, все вышеприведенные причины – и воровство, и несчастный деловой климат, и даже экспансия являются, по большому счету, частными случаями и внешними признаками этой, главной. Отсюда следует вывод, что все меры полицейского толка, призванные контролировать бегство капитала, могут быть действенными локально, но остановить всю волну не в силах. Деньги ищут применения, и никакие специально обученные дяди Степы, каждый с ружьем в одной руке и калькулятором в другой, этот процесс не остановят.

Здесь возникает закономерный вопрос: а почему это у нас нет точек роста? Что, в стране не на чем зарабатывать? В принципе-то есть на чем, даже сейчас. Но не всякий будет вкладываться под, условно говоря, 40% годовых, при этом имея риск в 75% того, что этот бизнес отожмут рейдеры. Деньги ищут порядка, совершенно элементарного порядка. С другой стороны, у нас продолжается примитивизация экономики, деградация ранее вполне рабочих отраслей. Не последнюю роль тут сыграло прошлогоднее вступление в ВТО. Напомню, объявлено об этом было в декабре 2011 года, а уже весной 2012 года прошла информация, что некий инвестор сворачивает работу с проектом огромного свинокомплекса в Челябинской области. Инвестиций там планировалось в размере ни много ни мало – 20 млрд. рублей. Но в связи с существенным снижением пошлин на свинину и живых свиней (т.н. живок) эта отрасль стала нерентабельной. и инвестиции в нее сейчас эквивалентны прямой потере денег. Аналогичная ситуация наблюдается в настоящий момент и в птицеводстве, и в производстве молока и молочной продукции, также и в других отраслях.

Другой значимой точкой роста могли бы быть инфраструктурные проекты. Россия не Япония, и мы не японцы, которые свою инфраструктуру отстроили по максимуму и вылизали до блеска. Они этим занимались не от хорошей жизни, а для того, чтобы такими государственными тратами (включая и явно избыточные, типа строительства дорог-дублеров) простимулировать экономику, снова закрутить маховик роста. Нам до этой избыточности еще очень и очень далеко, в инфраструктуру можно и нужно вкладывать, и, к примеру, вокруг улучшенной, доведенной до ума главной трассы страны Москва-Санкт-Петербург (все помнят многодневные заторы этой зимы, вызванные, вот редкость какая, выпавшим снегом), как грибы после дождя выросли бы кафешки, автосервисы, торговые точки, мотели и так далее.

Также стоит отметить, что приток капитала 2006 и 2007 гг. имел причиной рост пузырей в России, к примеру, на фондовом рынке и в строительстве. Очевидно, что растущий пузырь привлекает горячий капитал со всего света, стремящийся на этом пузыре заработать. В этом смысле ситуация напоминала преддефолтные дни 1998 года, когда в России был надут пузырь ГКО. Разумеется, эти деньги покинули пределы страны, когда пузырь сдулся.

ЧЕМ РИСКУЮТ ТЕ, КТО ВЫВОЗИТ КАПИТАЛ?

Юмор ситуации заключается еще и в том, что люди, которые вывозят капитал с целью его сохранения, на самом деле изрядно рискуют. Благостная картина – наворовал кто-то от души, уехал, к примеру, в Лондон, пристроил детей в элитную школу – по факту может взорваться. И дело здесь опять же в фундаментальных факторах. Во-первых, мировой кризис, который никуда не делся и не исчезнет в обозримом будущем. Сам факт его наличия на повестке дня приводит к тому, что государства начинают наводить порядок. Они начинают гораздо более жестко, чем раньше, относиться, например, к уходу от налогов. Такое же давление усиливается в отношении иных серых схем. Собственно, дело "Березовский против Абрамовича" в суде Лондона летом 2012 года показало это совершенно открыто. Другим примером подобного является фактический отказ Швейцарии от самой концепции банковской тайны, здесь же и давление на оффшоры.

"Во-вторых" впрямую вытекает из "во-первых". Защитить свои капиталы, вывезенные за границу, можно лишь при одном условии – при наличии силы, способной это сделать. В противном случае возможна масса вариантов по разделению капиталов и их незадачливых "хозяев". К примеру, вполне возможно предъявление обвинения по той или иной статье, совмещенное с замораживанием счетов – и доказывай, что ты не верблюд. Хорошим примером такой практики стала история с ливийскими деньгами: под тем соусом, что они-де "были украдены кровавым тираном Каддафи у трудового народа Ливии" эти счета были заморожены "до выяснения всех обстоятельств". И возврат их "трудовому народу" пока никак не предполагается.

Хрестоматийным же примером здесь может служить история элиты Российской Империи, которая после Великой Октябрьской Социалистической Революции сбежала со своими капиталами в Европу. Уже 10 лет спустя, к началу 30-х годов XX века, от этих капиталов не осталось ничего, все они так или иначе поменяли своих хозяев. Потому как опереться им было не на кого, силы у них не было. И не стоит забывать, что в этих играх Запад – как звезда Национальной хоккейной лиги против дворового героя с клюшкой.

Боюсь, подобные соображения не приходят в головы тем лицам, что вывозят капитал. В конце концов, единая структура, способная криминально вывести $17,5 млрд., может быть только околовластной, что совершенно однозначно негативно свидетельствует о качестве нынешней российской власти и нынешних российских элит. Как сказал в свое время американский советник Бжезинский: "Если ваша элита хранит в наших банках полтриллиона долларов, то чья же на самом деле эта элита?"

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции