«Не в силе Бог, а в Правде»
Честность обеспечивалась круговой порукой. Правда была выше прав. Справедливость же понималась как возвышение лишь «лично годных» и суровое наказание всех отступников смертной казнью. Эта этика была принята как знатью, так и народами Руси, вошедшей в XIII веке в единое государство (иго) Чингисхана, получившее на тюрки имя «Хамаг монгол улус».
Хамаг – значит «все вместе». Монгол – это имя, которое сам Чингисхан дал объединению племен и народов составивших новую общность людей. Отдельных племен с именем «монгол» тогда не было. Никаких документов государства Чингисхана на монгольском языке не обнаружено. Яса была написана на тюрки уйгурским письмом. А исходный текст «Сокровенного сказания монголов» дошел до наших дней лишь записанный китайскими иероглифами. Здесь значение имени «монгол» толкуется из китайских иероглифов с чтением «мэнгу». Это древность – гу в темной стороне предрассветной Луны – мэн. Сравни: Япония это страна восходящего Солнца – жибэн; Корея – страна утренней свежести – чаосянь, Вьетнам: Крайний юг – юенань, и так далее, вокруг Срединного государства китайцев - чжунго. Наконец, «улус» - это территория с населением. Вполне очевидно, что в имени Орды Чингисхана нет западного латинского смысла – империя, суть высочайшего начальствующего повелевания подданными – Imperium.
Империя – это бездушная государственная тирания Рима, основанная на писанном праве, теперь «правах человека» и торжестве закона. Смысл же имени Орда не иерархический (вертикаль власти), но сетевой: это «собрать в кулак».
Гениальность Чингисхана заключалась в том, что ради единства созданного им государства-войска, он убрал на второй план его родоплеменное деление. В каждом десятке, сотне воинов он собирал представителей разных родов. И это правило было нерушимо. Если воин пытался перейти из одной десятки в другую к соплеменникам – это каралось смертью. Так достигалось объединение людей. Смертная казнь ждала и каждого, кто оставит в беде на поле боя своего соратника, не зависимо какого он был рода-племени. Так достигалась взаимовыручка. Вот и возникла новая общность людей с именем монгол. Название монгол тогда носило собирательный политический характер. Не было ни титульных, ни рабских родов, в бою все были равны перед смертью.
Что же приняла Русь в свой цивилизационный код из того, что по-китайски называется «иго» - единое государство, на 300 лет стершее границы между народами от Тихого океана до Дуная - за тот период, пока власть этого «иго» твердо стояла на этике всецело подчиненной Безличной Воле Неба (ТяньИ). Дух же Чингисхана и величие единого государства иссякли навсегда с принятием ханами буддизма, ислама и, кое-где, христианства.
Здесь следует заметить, что историю Чингисхана с обидой писали покоренные народы: китайцы, персы, арабы, русские. Историю же «татаро-монгольского ига» в России вообще написали в XVIII веке немцы, с чем боролся Ломоносов М.В. Факт, но «монгольское нашествие на Русь» за семь поколений не оставило никаких следов в русском языке, все заимствования (примерно 250 слов типа караул, деньга, товар) тюркские.
Так вот, приняла Русь принцип круговой поруки, который в отличие от западного индивидуализма «мое» и обезличенного коллективизма «наше» в практике жизни без расхождения между словом и делом последовательно отстаивает «свое».
Круговая порука - это то, на чем построена экономика артели. То, что ещё в Советской Армии было во взаимоотношениях бойцов на уровне отделение-взвод-рота. На принципе круговой поруки пока ещё живет братия в православных монастырях.
Круговая порука означает, что зачет идет по всем, что своих не сдают (доносительство презираемо), что в ответственности за общее дело равны все, а вот в распределении уравниловки нет: мастер по результатам труда получает больше, чем подмастерье.
Что «лично годные» видны и уважаемы, а пьяниц и неумех, трусов, лодырей и приспособленцев в общее дело не берут.
Приняла Русь и принцип неприкосновенности имущества жителей, товаров купцов и достоинства послов. И это тогда, когда повсюду царил произвол и безграничное своеволие.
Хивинский летописец, характеризуя обстановку на Великом Шелковом Пути и других караванных путях, пишет: «В эпоху правления Чингисхана сложилась спокойная обстановка, можно было пройти от Востока до Запада с блюдом золота на голове, не испытав при этом ни малейшего покушения». Александр Невский пять раз ездил в Орду, а погиб-то (скорее всего, был отравлен) от интриг внутри русских княжеств (его смерть, впрочем, церковники в житии списали на «поганых»).
Этика Великой Орды Чингисхана, по данным и оценкам исследователей, характеризовалась следующими правилами:
- Знай, что тебя поддерживает Воля Неба, единая над всеми.
- Заставь своих сподвижников и наследников поверить в это.
- Уважай свободу вероисповедания; различия культуры.
- Приспосабливайся к обстановке и не бойся нового.
- Ищи талант, где только возможно и пользуйся им.
- Умей держать себя в руках, будь воздержанным.
- Важнейшие вопросы войны и мира решай на съездах.
- Не забывай добра; цени верность, преданность и стойкость.
- Убивай врагов и казни всех предателей без сожаления.
- Карай трусость и подлость; но будь против жестокости.
За 7 поколений (231 год) жизни в едином государстве (иго) в архетип народов Руси вошел принцип жесткой коллективной ответственности общины перед центральной властью. Ибо и десятину с хозяйственного оборота (ордынский выход) и за призыв каждого десятого мужчины в ордынское войско и за содержание семей убитых воинов, сирот, убогих и немощных отвечала община. В общине исчезла рабская психология страха лично за себя и свое материальное положение. Укрепилось чувство внутренней свободы, чести и достоинства, мужества и самоотверженности при известной покорности властям центра.
Родоплеменной эгоизм был искоренен. Окрепла духовность («иго» обеспечило расцвет монастырской жизни на Руси).
Служение было добровольным и выше владения, ибо «иго» установленным порядком обеспечивало справедливость внутри всего сообщества племен и народов единого государства.
По данным русских летописцев с 1241 по 1380 годы (до Куликовской битвы) произошло 28 лютых взаимных грабежей и военных столкновений русских князей между собой. За этот же период русские князья приводили с собой из Орды на Русь 13-ть татарских ратей, чтобы восстановить порядок, лично утвердиться в статусе главы местной власти (наместника), наказать отступников, прекратить свару, покарать своих противников. Отличились в этом и Святой благоверный Великий князь Александр Невский и его сын Андрей Городецкий и «собиратель земли русской» Иван Калита.
Центральная власть в Орде была вынуждена реагировать беспощадным террором на любое проявление сопротивления установленному порядку и правилам, ибо свирепая ордынская рать числом в десятки, а то и в сотни раз уступала коренным народам. Власть же хана обеспечивала единство мельчавшим и взаимно отчужденным вотчинным улусам русских князей. А жестокость наказания привила и князьям и народам единого государства на местах покорность Центру, сохранившуюся в архетипе народов России до наших дней.
В целом же основными опознавательными признаками цивилизационного кода сложившегося на Святой Руси стали:
- Тяга к правде и справедливости.
- Миролюбие, долготерпение и уживчивость.
- Тяга к тому, что должно быть в идеале.
- Единство слова и дела.
- Совесть, внутренняя свобода личности.
- Соборность и добровольность служения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.