Декабристов - одна из самых длинных и важных улиц Казани, главная ось Московского района города |
В КАЗАНИ ТОГДА – ДА И СЕЙЧАС – ВЛАСТИ ОЗАБОЧЕНЫ ПОИСКОМ УЛИЦ ДЛЯ МЕМОРИАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ
Статья в газете «БИЗНЕС Online» «Двери закрываются, следующая станция …Алатская», в которой описан ход обсуждения названий трем будущим станциям казанского метро, вызвала настоящую битву форумчан. 434 коммента – шутка ли! Причем высказываются не просто: нравится – не нравится.
Значительное большинство, отчаянно отстаивает «свое» название. И при этом непременно изощряется в принижении другого. Похоже, больше всех досталось названию «Алатская», предложенному мной по древнему названию дороги-улицы, на которой строится 8-я станция метро, и в какой-то момент вышедшему в лидеры.
В 90-е годы, в бытность членом городской топонимической комиссии г. Казани и в разгар реставрации в стране исторических топонимов, я внес предложение по возвращению названий древнейших казанских дорог, по которым рос город – Московской, Галицкой, Алатской, Арской, Зюрейской, Нагайской. Но в Казани тогда – да и сейчас – власти озабочены поиском улиц для мемориализации людей. Вернулась лишь ул. Московская, да и то по иной причине. Остальным был дан отбой.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ПОВТОРЯЕМОСТЬ НАЗВАНИЯ, ТЕМ МЕНЬШЕ ЕГО ЦЕННОСТЬ
Название «Алатская» - как и четыре других уникальное для российской топонимии - предлагалось вернуть дороге-улице, которая носила его много веков. Тогда она вела к городу Алат, расположенному частью на высокой глинистой горе на берегу р. Ашита. Алат - по-татарски Алатау (Пятнистая гора). Есть версия и - Ал ат (лошадь возьми!). Когда-то здесь было татарское городище, долго служившее потом укрепленным русским острогом для усмирения черемис и вотяков. В XVIII веке еще сохранялись остатки валов и рвов. При разделении в 1708 году России на губернии Алат был в числе 72 городов Казанской губернии, но в 1766 году переведен в разряд пригородов.
Несмотря на то, что по имени этого локального центра была названа одна из 20-ти волостей Казанского уезда, а в 20-е годы волость Арского кантона, - Алатская дорога не удержала своего названия. Еще в XVIII веке то ли из-за своего продления, то ли из-за благоустройства она стала именоваться Большой дорогой, лежащей из города Казани в город Уржум, или – дорогой Вятцкой. А впоследствии - и та поджалась и вошла в советское время в виде Большой дороги.
Но и этот годоним не устоял. К 100-летию восстания в Петербурге против самодержавия и крепостничества улица получила имя Декабристов. Где только нет такой улицы! Чудом из крупнейших городов устоял, пожалуй, один Саратов. Но чем больше повторяемость названия, тем меньше его ценность. Историческая память превращается в шаблон. А на примере Казани она даже фальсифицируется, поскольку сосланные на каторгу, оставшиеся в живых декабристы двигались через Казань другими дорогами – Московской и Арской.
Сергей Саначин: «Исторический фактор – интересен при современных номинациях чего-либо, в том числе и станций метро» |
СКОЛЬКО НИ РАЗЪЯСНЯЙ СО ССЫЛКАМИ НА НАСТОЯЩИЕ ИСТОЧНИКИ – СОВЕРШЕННО БЕЗНАДЕЖНО!
И тут нужно вернуться к битвам за название 8-й станции метро. Форум кипит: «О ней (дороге) не слышали даже историки»; «Алатская – это не история, а легенда. Даже сказка. Так пишется неправда»; «Это что, шутка такая? Как в том случае с монетой? Шутить Саначину так не надо, а серьезных исследований нет». Подлили масла историки и краеведы. М.Ф.Романов выдал в «Вечерке» целую статью «Рождаем исторические нелепицы». Он возмущен, что предлагавший «не заглянул в карту дорог Казанского ханства» (был бы обязан Романову, если бы он с ней познакомил) и заключает: «Алатский тракт существовал, но проходил абсолютно в другом месте и, потеряв свое значение, еще в XVI веке исчез».
Давно убедился, что в Казани зараза историческими вирусами трудноизлечима. Сколько ни разъясняй со ссылками на настоящие источники – совершенно безнадежно! Петр I продолжает справлять в Казани свое 50-летие и жить в доме Михляева, а Пушкин – в гостинице Благородного собрания; Кулшериф остается сеидом, Михляев суконщиком, а Кураишево слободой; дом №19 на ул. Карла Маркса все еще Адмиралтейская контора, а башня Сююмбике - детище Казанского царства; Троцкий продолжает ставить памятник Иуде в Свияжске и прочая, и прочая. Ну, как же? Так ведь считалось всегда, и так пишут все!
Вот и теперь: Алатская дорога не была на месте ул. Декабристов и исчезла в XVI веке…
Заметил, однако, что наибольшим воздействием при переубеждении в чем-либо обладают графические, зрительные аргументы. Поэтому специально для краеведа Романова и прочих, укоряющих меня в неправде, предлагаю сравнить два подлинных исторических документа (моя только подкраска).
Понятно, что за р. Казанкой – сплошные пустыри и луга, только на возвышенных гребнях которых, как острова, рассыпались четыре подгородные поселения, до июля сплошь окружаемые разливом Волги. Соединяя эти возвышенности, от крепости (лимонный кремль) за рекой начинаются единственные две дороги. Справа, идущая сквозь Козью слободу и между Кизическими монастырем и слободкой – Алацкая дорога (дороги выделены красным, их названия обведены зеленым контуром). Слева – Галицкая дорога. Видно, что ранее она шла сквозь село Ягодное (ныне – ул. Гладилова), а затем пущена в обход его с восточной стороны (ныне – начало ул. Герцена-Краснококшайская). На соединении обеих дорог, вдоль речки Комаровки появляется «слобода вновь поселенная называемой Березовой Гриве» - со временем разросшаяся и ставшая просто Гривкой. И – все. Таким пустынным было прошлое нашего Заречья - много веков! Внизу слева – Московская дорога, пришедшая через Бишбалту к сегодняшней улице Московской.
Уже в 1930-е годы слободы Заречья разрослись и слились с селом Ягодным. Невостребованным остался самый низкий сектор - будущая Грязнуха. Появилась прямая дамба от Кремля к Козьей слободе… И – главное. Трасса ул. Декабристов совпадает с трассой Алатской дороги. И так – примерно до ул. Гагарина. Далее дорога отклонялась вправо и шла почти по прямой на д. Караваево (сохранилась в северной части ул. Дементьева), затем на дер. Кадышево.
Дальнейшая трасса до Алат не совпадает с современным маршрутом, но ее можно проследить и теперь. От не существовавшей тогда еще дер. Яшь-Кеч дорога уходит влево и идет до дер. Сая. Участок дороги Сая – Чирша исчез. А от Чирши снова дорога на Дубьязы, Ср. Алат и Алат.
Все изложенное всего лишь реабилитирует Алатскую дорогу – ее подлинность и значение в истории развития города. Исторический фактор – интересен при современных номинациях чего-либо, в том числе и станций метро. Но при этом он, конечно же, не является определяющим. Но, уж, если его соблюдать, то есть некоторые уточнения, о которых в следующей, заключительной части.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.