КТО-ТО ВЕДЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЛАСОМ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ

Прочитал интервью мною уважаемого министра сельского хозяйства Ахметова Марата Готовича. И после его слов о том, что он ничего сам не выращивает, но всем помогает, сразу вспомнил слова, сказанные лет 20 назад в поезде «Ленинград - Москва» директором Исаакиевского собора, кандидатом искусствоведческих наук. Мы с ним всю ночь обсуждали «за рюмками чая» работы художников из Русского музея, и я его спросил: «А ты умеешь сам рисовать?». На что он ответил: «Нет, но знаю, как надо рисовать правильно!»…

И так же, прочитав интервью Ахметова, вспомнил аналитическую статью из 80-х одного автора про колхозы, которые создавали фашисты на оккупированных территориях. Прошу сразу прощения за, может быть, не корректные ассоциации в моей голове, но что поделаешь - кто-то ведь должен быть гласом вопиющего в пустыне! В арабских странах в средние века всех инакомыслящих вывозили в пустыню и закапывали, оставляя только голову под палящим солнцем. Но их слова несогласия с политикой султана и визиря все равно доходили до горожан… 

ТОЛЬКО ИЗ НАЗВАНИЙ УБРАЛИ ИЛЬИЧЕЙ И КИРОВЫХ 

Так вот, фашистские идеологи в начале Великой Отечественной войны против Советского Союза войны бросили свою пропагандистскую машину против колхозов. Всю вину за голодомор 30-х, за раскулачивание, за продразверстку, за подавление крестьянских бунтов возложили на коммунистов, создавших колхозы и совхозы. И начали на оккупированных территориях колхозы разгонять. Но к осени 1942 года столкнулись с проблемой единоличников. Фашисты не смогли их защитить от «рэкета» партизан. Да, «сытые партизаны» в лесах иногда постреливали в сторону оккупантов. Но самое страшное - крестьяне, всеми правдами и неправдами, не желали  кормить не только партизан, но и оккупационную власть, и фашистскую Германию. Поэтому политика в 1942 году резко поменялась, и фашисты начали в спешном порядке… восстанавливать колхозы и совхозы! Только из названий убрали Ильичей и Кировых, а вместо них поставили цифры. И поток зерна, яиц, масла пошел в Германию... 

IMG_1680-111.jpg
Мурат Сиразин: «Пока что настоящих фермеров в Татарстане раз, два и обчелся. Но крестьяне уже дают больше половины сельхозпродукции - и натуральной экопродукции…»

АГРОХОЛДИНГИ - ЭТО ТЕ ЖЕ ЯЙЦА, ТОЛЬКО ВИД С БОКУ

Читая интервью про политику агрохолдингов, про то, что это не было ошибкой, между строк видишь, что ностальгия по колхозам осталась. И агрохолдинги, выражаясь птицеводческим языком, те же яйца, только вид с боку. А может быть, они даже превратились из совхозов в крупные помещичьи хозяйства, где помещики гуляют по балам, заседают в думах, пропадают на скачках и отдыхают исключительно на Бали. Отличие лишь в том, что раньше крестьяне, помимо барщины (как сегодня в агрохолдингах) еще имели общинные земли, а сегодня никакой не имеют, так как паи правдами и неправдами захватили татарские латифундисты. И крестьянину негде пасти скот. Сегодня с этими агрохолдингами произошло полное раскрестьянивание сельских жителей! 

Хотя доля правды в словах Марата Готовича есть: не будь агрохолдингов с их финансовой подпиткой - от денег, полученных от финансовых операций, продажи спиртного, нефти, - может, и вправду все колхозы растащили бы по вторчерметам и по коттеджам предприимчивые председатели и парторги из лихих 90-х. И, конечно, есть заслуга первого президента РТ Минтимера Шаймиева в том, что половина полей не заросла елями и березами. Но вопрос остался: а кому в Татарстане от этого стало лучше? Вамины построили дворцы, обеспечили всю родню, наверно, на несколько поколений вперед, у них - звания, почет, депутатские мандаты и мигалки… А работники, отрабатывающие барщину, стали поневоле бизнесменами, - так как зарплату получают в основном майонезами и зерном, которые соседям без дисконта не продашь. А еще надо детей учить в платных институтах, и врачам платить за каждый чих... Почему в деревне жить сегодня невмоготу, и народ, кто может, голосует ногами, а кто не может сбежать, голосуют за Едро, боясь стать изгоями в глазах местной власти. 

НО ДОМА, КРОМЕ КОШКИ, НИКОГО НЕ ДЕРЖАТ 

Я отлично понимаю, что нельзя ставить вопрос так: или агрохолдинги, или фермерские хозяйства. На селе при советской власти выросли поколения людей, которые и не знают, как можно содержать скот, если не скоммуниздить по ночам корма в колхозе - или не дружить с председателем или завскладом. И поэтому многие готовы жить на пособия, работать счетоводами, завклубами, но дома, кроме кошки, никого не держат, да и то потому, что мыши одолевают... Сегодня молоко, картошку, окорочка многие селяне покупают в сельмагах. Я уж не говорю о деревенских пьяницах и наркоманах, которые давно уже не ходят по деревне, как в былые времена, только огородами, стыдясь односельчан, а устраиваются на центральных площадях с початыми бутылками пива…

Лично я выступаю за многоукладность сельской экономики. Но парадокс в том, что и в агрохолдингах пьяницы и тунеядцы не нужны, и здоровая часть общества вынуждена там работать за неимением возможности стать фермерами. 

«ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?» 

Не знаю, почему не прозвучало во время интернет-конференции, что Ахметов тоже не против фермеров. А главное - что он собирается, как вице-премьер, сделать для того, чтобы слова о поддержке фермеров обрели реальные очертания. Хотя, судя по стенограмме, почти все бюджетные деньги уходят на поддержку банкиров и нефтебаронов. И поэтому можно сказать: нет денег, и не о чем больше разговаривать…

Но сельское хозяйство не может быть доходным по ряду причин. И когда Марат Готович призывает крестьян покупать высокотехнологическое оборудование и импортную технику, то хочется спросить: «Где деньги, Зин?». Где бедному крестьянину взять деньги на технику?

Конечно, очень хотелось бы, чтобы птичница по компьютеру отслеживала микроклимат в птичниках. Но есть альтернатива: нужно создавать и строить животноводческие помещения в разы дешевле импортных, тоже снабжать их автоматикой, и выводить местные породы птиц и животных, которые будут жить круглый год на свободном выгуле - без вакцинации, без ГМО кормов, без химии. Нужно изменить уклад жизни деревни и, как при Столыпине, сломать общину, сделать фермерские хутора и родовые поместья. К этим хуторам надо проложить асфальт, протянуть газ, электричество за счет государства…  

 

 НИКТО, СЛАВУ БОГУ, - НИ БАНДИТЫ, НИ СИЛОВИКИ, НИ ЧИНОВНИКИ, - ФЕРМЕРАМ НЕ МЕШАЮТ 

Но об этом, я надеюсь, мы поговорим с министром на моем хуторе без свидетелей, у костра, - в компании Рустама Нургалиевича (президент РТ,- ред.), который не раз заявлял, что ест продукты только с крестьянских подворий и, по крайней мере, выступает за многоукладность экономики. Как бы мне хотелось, чтобы натуральные продукты ели не только мои друзья и товарищи, но все татарстанцы.

И в республике для этого еще не все потеряно. Есть еще люди в деревне и в городах, которые хотят стать фермерами. И самое главное, судя по стенограмме интернет-конференции, в Татарстане есть руководители, которые знают, что делать для этого…

Осталось просто перейти от разговоров к делу. Тем более законы есть, никто, славу Богу, - ни бандиты, ни силовики, ни чиновники, - фермерам в открытую не мешают, как при коммунистах и фашистах. Теперь нужно немного - чтобы президент, министр сельского хозяйства, главы районов утром, подойдя к зеркалу, спросили себя: «Что я сегодня должен сделать для фермеров?». И если ничего, то плюнуть в зеркало, а, может быть, дать тому, в зеркале, в глаз…

Пока что настоящих фермеров в Татарстане раз, два и обчелся. Но крестьяне уже дают больше половины сельхозпродукции - и натуральной экопродукции…

Мурат Сиразин,
фермер, Шеланга 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции