В ЗОНЕ ИНТЕРЕСА – ГОРОДА-МИЛЛИОННИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ КАЗАНЬ

Торговые сети, которые в первом полугодии прошлого года практически остановили свое развитие, сегодня несколько оправились от кризиса. И даже вспомнили об экспансии, начав активно подбирать по всей России площадки для своих магазинов. Этим заняты крупнейшие продавцы бытовой техники, спорттоваров, продуктов питания…

УСЛОВИЯ ДИКТУЕТ АРЕНДАТОР

На рынке недвижимости в российских регионах сегодня наблюдается уникальная ситуация: не владелец помещения диктует условия аренды, а арендатор. Но, как предупреждают эксперты, такое положение продлится недолго, всего год-два. Поэтому ритэйлеры и задумались об экспансии даже в кризис.

В первые месяцы прошлого года, после удара кризиса, ритэйлеры практически не рассматривали новые проекты, работали только над оптимизацией форматов. Однако к концу 2009-го торговые сети оживились и снова стали проявлять активность в регионах.

Директор департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила говорит: "Эта активность, конечно, далека от докризисной. Но по крайней мере уже очевидна". С его точки зрения, востребованы, например, города-миллионники. Penny Lane Realty подбирает площадки в регионах для Х5 Retail Group, Auchan, Metro Cash & Carry, Real, О’кей, Спортмастера, Техносилы, М.Видео и Эльдорадо… Управляющий директор Praedium Oncor Int. Михаил Гец сообщил: "В конце октября Х5 прислала нам заявку на подбор десяти площадок на строительство в регионах".

Ритэйлеры намерены заходить в интересные объекты на льготных условиях, диктовать их собственнику и получать более интересные позиции. Скажем, если раньше арендодатель соглашался только на фиксированную ставку аренды, то сегодня готов идти на уплату процента с оборота. Если раньше арендаторы заходили в помещение, которое еще только строится, то сегодня – исключительно в готовое. Если до кризиса ритэйлеры просили парковку на 200 мест, сегодня – на 350.

Владельцы магазинов подтверждают, что в кризис правила игры диктуют арендаторы, причем они предлагают в среднем на 20 - 25% меньше, чем в докризисные времена.

Х5 РАСШИРИТ ПРИСУТСТВИЕ В ТАТАРСТАНЕ

Возросший интерес к регионам не скрывают и сами ритэйлеры. Так, Х5 намерена в нынешнем году открыть сразу 10 гипермаркетов, 15 супермаркетов и 250 дискаунтеров. Глава X5 Лев Хасис говорит: "Мы будем расширять свое присутствие там, где наши магазины уже есть: Центральный федеральный округ, Центральное Черноземье, Ленинградская область, Татария, Урал, Краснодарский край и Ростовская область".

Metro Cash & Carry также собирается открыть не меньше четырех новых магазинов на Урале и в Сибири. Сразу около 20 магазинов в регионах будет открывать М.Видео: компании интересны Урал, Самара, Белгород, Пенза, Киров, Ульяновск, Астрахань, Туапсе, Череповец, Обнинск, Тверь, Нальчик. Эльдорадо откроет в 2010 году около 30 магазинов. Вице-президент Техносилы Леонид Тюкавкин рассказал: "В прошлом году компания открыла в регионах пять-шесть магазинов, в этом году программа развития еще не утверждена. В принципе нам все регионы интересны, были бы деньги"…

Владельцы торговых центров не могли не заметить повышенный интерес ритэйлеров. Коммерческий директор компании "Росевродевелопмент" Сергей Зур подтверждает: "В региональных проектах спрос действительно вырос – особенно со стороны крупных федеральных операторов – ориентировочно с начала осени 2009 года".

Такая арендная активность объясняется восстановлением покупательского потока с начала осени, со времени активных распродаж. "Ритэйлеры заморозили программы региональной экспансии в начале кризиса, когда испугались снижения продаж и отсутствия спроса со стороны потребителей", – считает директор по внешним связям ГК "Ташир" Ирина Каграманова. Однако арендаторы не покидали уже функционирующие торговые центры, лишь отказывались приходить в новые.

Девелоперы отмечают изменение структуры спроса со стороны арендаторов: сегодня они предпочитают открывать магазины меньшего формата, с целью минимизировать риски и увеличить продажи на один квадратный метр.

Изменилась и концепция самих торговых центрах. Раньше она предусматривала наличие одного - двух якорных арендаторов, зоны развлечения, фастфуда и торговой галереи. Сегодня на одной площадке размещаются до трех крупных монобрэндов, соединенных между собой торговой галереей. Такой формат хорошо отработан и весьма популярен в Европе.

По материалу в РБК daily