СТРУКТУРЫ ПСО "КАЗАНЬ" ПЫТАЮТСЯ ВЕРНУТЬ ПОД СВОЙ КОНТРОЛЬ ПАССАЖИРСКИЕ РЕЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

В Арбитражном суде РТ идет разбирательство между крупнейшим республиканским оператором речных перевозок ОАО "Азимут" и ООО "Казанское речное пассажирское агентство". С апреля 2009 года Азимут требует вернуть ему переданные речникам два года назад в аренду 32 судна и 18 дебаркадеров и выплатить 135,9 млн рублей компенсации за их использование. Если суд удовлетворит требования истца, то, как считают эксперты, агентство, скорее всего, окажется на грани разорения.

СУДИЛИСЬ ДВА ТОВАРИЩА

Арбитражный суд РТ в ближайшее время вновь вернется к рассмотрению иска ОАО "Азимут" к ООО "Казанское речное пассажирское агентство" о возврате пассажирских судов и дебаркадеров, которые истец передал в аренду в 2007 году. Последнее заседание суда по этому вопросу состоялось в конце сентября.

ОАО "Азимут", образованное на базе крупнейшего республиканского речного перевозчика "Татфлот" и контролируемое ПСО "Казань", в 2007 году приступило к диверсификации бизнеса. Сосредоточившись на грузовых перевозках, добыче и продаже инертных материалов, Азимут выделил убыточные пассажирские перевозки во вновь созданное ООО "Казанское речное пассажирское агентство", которое возглавили бывшие топ-менеджеры татарстанского пароходства. Ему в аренду на пять лет был переданы пассажирские суда и дебаркадеры (они сейчас и стали предметом судебного спора).

Новой команде за два года удалось вывести подразделение на безубыточность, но успехи речников, похоже, не очень обрадовали материнскую компанию...

Судебный процесс Азимут инициировал в апреле 2009 года. В конце мая компания выиграла свой иск в первой инстанции, но ответчик добился отмены этого решения в 11-м Апелляционном арбитражном суде (Самара). Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в конце сентября это довольно запутанное дело, принял решение вернуть его вновь в Арбитражный суд РТ на повторное слушание, не признав правоту ни за одной из сторон.

Как отмечает журнал "Деловой квартал. Казань", капитаны оспариваемых пассажирских судов выступают на стороне агентства. По их мнению, передача флота собственнику приведет к досрочному закрытию навигации и они опасаются, что Азимут направит вырученные средства и технику на решение собственных финансовых задач.

Интересно, что, согласно данным из отчета компании, кредиторская задолженность ОАО "Азимут" за второй квартал 2009 года составила 1,3 млрд. рублей, в том числе задолженность перед поставщиками и подрядчиками 925 млн. рублей. Также через полтора года Азимуту предстоит погасить 100 млн. рублей по кредиту ВТБ.

БУМАЖНЫЕ ФЕНИКСЫ

История конфликта, который выплеснулся в зал судебных заседаний, неразрывно связана с чередой трансформаций в крупнейшей судоходной компании республики, происходивших на протяжении последних почти двадцати лет.

До 1991 года татарстанская судоходная компания относился к числу успешных предприятий республики. Все изменилось с началом передела собственности. В 1993 году постановлением кабмина РТ казанский речной порт был преобразован в ГУП "Судоходная компания "Татфлот". В феврале 2004 года ГУП превратился в ОАО "Судоходная компания "Татфлот". Правда, уже 16 марта 2004 года в компании была введена процедура наблюдения. Она длилась три года, и 26 сентября 2006 года Татфлот перешел в стадию банкротства. В СК "Татфлот" появился временный управляющий, действующий до сих пор. Так, 24 сентября 2009 года Арбитражный суд РТ удовлетворил просьбу временного управляющего продлить еще на три месяца срок конкурсного производства в Татфлоте.

ЗАКОЛЬЦОВАННЫЙ РЕЧПОРТ

Но пока ОАО "СК "Татфлот" проходило процедуру наблюдения, в 2005 году оно стало учредителем еще одного акционерного общества – ОАО "Азимут". Новообразованной компании в обмен на 100% акций в собственность перешли пассажирские, грузовые суда, а также земснаряды и здание речного вокзала (на одном из заседаний Арбитражного суда прозвучало, что СК "Татфлот" намерена выручить за 100% акций "Азимута" 1,096 млрд. рублей).

В течение 2006 - 2008 гг. Азимут возглавлял опытный речник Сергей Павлычев, но в 2008 году его сменил Равиль Зиганшин, являющийся одновременно гендиректором ООО ПСО "Казань".

Вообще, ОАО "СК "Татфлот" и ОАО "Азимут" отличают очень сложная схема собственников и акционеров. Так, на момент образования ОАО "СК "Татфлот" 100% его акций принадлежали государству в лице минземимущества РТ. Ко второму кварталу 2008 года 99,96% ОАО "Судоходная компания "Татфлот" оказались под контролем ОАО "Татфлот". В свою очередь, 75% последней через ООО "Итиль-транс" контролирует ООО "ПСО "Казань".

Каким будет исход дела в Арбитражном суде РТ, пока предположить трудно, однако, эксперты убеждены, что в случае победы Азимута  казанское пассажирское речное пароходство может и вовсе исчезнуть как игрок рынка перевозок.

БИЗНЕС Online

ООО "Казанское речное пассажирское агентство"

Год создания: 2007
Профиль деятельности: перевозка и обслуживание пассажиров на речном транспорте, обслуживание пассажирских и туристических судов.
Численность сотрудников: 296 человек.
Итоги деятельности: в навигацию 2008 г. предприятие перевезло 922,5 тыс. пассажиров, доходы от пассажирских перевозок составили 61,37 млн. руб., расходы— 123,69 млн. руб. На компенсацию выпадающих доходов и регулирование тарифов из бюджета получено 47,96 млн. руб. Дополнительные доходы агентства— 17,6 млн. руб.

ОАО "Азимут" (Казанский речной порт)

Год создания: 2005
Профиль деятельности: добыча нерудных полезных ископаемых, перевозка и переработка грузов, погрузочно-разгрузочные и другие работы, связанные с эксплуатацией причальных сооружений, ремонтом и снабжением флота.
Численность сотрудников: 1,3 тыс. человек.
Итоги деятельности: в навигацию 2008 г. предприятие перевезло 3,94 млн. тонн грузов; доходы в 2008 г. — 1,27 млрд. руб., расходы— 1,26 млрд. руб.
На балансе: пассажирский флот— 33 ед., грузовой флот — 51 ед.