Аналогичная ситуация складывается с оценкой инновационной деятельности. Надо признать, что этот важнейший индикатор "умной экономики" сегодня не могут с необходимой достоверностью рассчитывать ни органы статистики, ни субъекты Российской Федерации. Отсутствуют и стимулы для работодателей, органов власти по увеличению доли инноваций.

Нельзя забывать и о том, что для развития экономики нужна взвешенная тарифная политика, которая позволила бы строить прогнозы хозяйственного поведения и систему межбюджетных отношений как минимум на 3 года. Не должно быть ситуации, когда основной компонент стоимости энергоресурсов - газ - повышается темпами, не позволяющими выдержать установленный рост тарифов для населения. И выйти из нее можно лишь увеличив нагрузку на бюджет. Так, например, в Республике Татарстан планируемое повышение цены природного газа в 2010 году - 26,6 процента (при его доле в структуре себестоимости производства электрической и тепловой энергии - 71,6 процента), а рост тарифов на электро- и теплоэнергию соответственно 6 процентов и 10 процентов. Производители энергоресурсов вынуждены будут отнести эту разницу на свои убытки, что при сегодняшнем экономическом состоянии может поставить их на грань банкротства. Как следствие, это может привести к снижению надежности систем энерго- и теплоснабжения. Все это никак не соответствует формируемому образу страны как мировой энергетической державы. Усугубляет ситуацию промышленный спад и связанное с ним общее падение потребления энергии. С учетом высокой доли топливной составляющей увеличение цен на газ не должно разрушать общего ценового баланса.

Совершенно справедливо президент страны обратил внимание на проблему патерналистских настроений в обществе. Любое государство прямо заинтересовано в расширении участия все более широких слоев и групп населения в экономической жизни страны. Главный ресурс любого государства и во время кризиса, и в период нормального функционирования экономики - это социальный потенциал страны, активность, предприимчивость и инициатива населения.

Хотел бы также отметить и достаточно четко прописанные в статье президента страны подходы по развитию политической системы, которая видится предельно открытой и адекватной развивающейся социальной структуре. На мой взгляд, принципиально важна постановка вопроса о том, что она должна отвечать, а значит, и формировать политическую культуру "свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей".

Причем весьма актуально и то, что развитие институтов гражданского общества и многопартийности не представляется неким слепком по западным образцам, а базируется на собственном опыте демократического строительства и не предполагает каких-либо форсированных вариантов.

Глава государства вполне обоснованно указывает на наличие взаимосвязи между инновационной экономикой и политической демократией. Достаточно очевидно, что нельзя строить инновационную экономику там, где отсутствует среда для проявления гражданской инициативы. В то же время нельзя ожидать и гражданской инициативы там, где отсутствуют условия для свободной конкуренции - будь то сфера бизнеса или политические отношения.

Призывая граждан взять на себя значительную долю ответственности за собственную судьбу, мы должны дать им и возможность более активно влиять на политическую систему общества. Нельзя воспитать в гражданах чувство ответственности, не давая им возможности быть непосредственно сопричастными к процессу принятия решений, формирования власти, будь то на государственном или муниципальном уровне.

Учитывая, что предложения, поступившие в ходе обсуждения, глава государства намерен учесть при подготовке Послания Федеральному Собранию, считаю необходимым высказаться еще по двум, актуальным, на мой взгляд, вопросам.

Несмотря на достаточно четко обозначаемые в последнее время президентом страны подходы к решению этноконфессиональных проблем, существенного продвижения по ним пока нет. Проявляющиеся ксенофобия, националистические и скинхедовские выходки, опрометчивые заявления и спорные проекты нормативно-правовых актов по национальной тематике - все это явно не способствует единению нашего многонационального народа. Раз межнациональный и межконфессиональный мир для президента Российской Федерации является неоспоримой ценностью, то и шаги по его защите должны быть адекватными. Необходимо принять целостную систему мер по данному блоку вопросов, действуя решительно, проявив волю и полномочия.

Такого же участия главы государства требуют проблемы алкоголизации и особенно наркотизации населения, приобретшие у нас характер национального бедствия. Наступательная профилактика и жесткость к дельцам в этой сфере должны стать повсеместными, а решения Совета безопасности, в том числе и проведение тестов учащихся старших классов и студентов, конечно же, реализованы в полном объеме. Мне уже приходилось по вопросу обследования вступать в полемику с отдельными представителями правозащитников, как они себя именуют. Но арбитр в таких случаях, как правило, практика. Результаты диагностики в республике, да и мировой опыт, говорят о высокой эффективности такой работы. Отступать перед заразой, охватившей миллионы наших сограждан, мы просто не вправе.

И еще, считаю необходимым отметить, что лозунг, вынесенный в название статьи - "Россия, вперед!", - может стать лейтмотивом всей новой российской общенациональной идеологии. В нем в предельно лаконичной форме заключены и устремленность в будущее, и вера в свои силы, и нацеленность на позитивные перемены".

М.Шаймиев.