«КЛАССНАЯ ДРАМА» НА ФОНЕ ЛЕТНЕГО ТЕАТРАЛЬНОГО ЗАТИШЬЯ

На фоне летнего затишья и сезона отпусков в различных культурных учреждениях столицы Татарстана фонд поддержки современного искусства «Живой город» при поддержке министерства культуры РТ продолжает оживлять по мере возможности театральную жизнь города, запуская очередной, чрезвычайно любопытный проект. Этим летом «Живой город» уже порадовал зрителей режиссерской лабораторией «Город АРТ-подготовка», в рамках которой состоялся громкий актерский дебют одного из соучредителей фонда Дианы Сафаровой; проектом «Театр у школьной доски», результаты которого могут быть показаны прямо в учебных заведениях; наконец, лаборатория «Свияжск АРТель» продемонстрировала возможности острова-града как естественных декораций для сказок Александра Пушкина.

И вот новая идея от неугомонного директора фонда Инны Ярковой. С 16 по 29 августа в Казани состоится театральная лаборатория для подростков под названием «Классная драма». В проекте примут участие 17 детей 14 - 18 лет, которые за 10 дней напишут пьесы на татарском и русском языках. После чего пьесы поставят ни много ни мало на сцене Татарского государственного академического театра им. Камала и казанского ТЮЗа. Сами показы состоятся 29 августа. В основу проекта «Классная драма» положен уникальный формат работы с подростками Class Act (изобретение эдинбургского театра Travers). Этот формат еще с середины нулевых используется в различных театральных инициативах в ряде российских городов.

На первый взгляд может показаться, что этот, безусловно, социальный проект имеет мало общего с серьезным искусством. Однако в ином убеждает обилие солидных театральных имен, задействованных в «Классной драме». Достаточно сказать, что эскиз по пьесе, написанной детьми на татарском языке, поставит сам худрук Камаловского театра Фарид Бикчантаев. А за русскоязычный эскиз в ТЮЗе будет отвечать 28-летний уроженец Набережных Челнов и режиссер московского театра им. Маяковского Никита Кобелев. А «главным по детям» назначен культовый сценарист и драматург, один из лидеров «Новой драмы» Юрий Клавдиев, прекрасно известный зрителям как автор сценариев для известнейших работ Валерии Гай Германики — фильма «Все умрут, а я останусь» и сериала «Школа» — и уже имеющий большой опыт работы в подобных проектах.

«ЧЕРЕЗ ЭТИ ШТУКИ ОТКРЫВАЕТСЯ ОЧЕНЬ МНОГОЕ...»

«В течение недели дети будут писать пьесы. Будут три профессиональных драматурга, это Рузаль Мухаметшин — татарский драматург, Юрий Клавдиев и Кира Малинина. Среди драматургов кто-то уже работал в этой системе координат, — рассказала «БИЗНЕС Online» Яркова. — Это для меня, наверное, важнейший проект, очень его боюсь, очень волнуюсь, потому что мы взаимодействуем с детьми». Причем речь, по словам директора «Живого города», ни в коем случае не идет о том, чтобы профессионалы в конечном итоге писали тексты за самих участников: «Тут главное, чтобы не драматурги писали за детей, а чтобы драматурги помогли с помощью тренингов, с помощью игр... Они будут вытаскивать из детей самое сокровенное, самое для них важное, то, о чем ребенок действительно хочет высказаться».

Рассказали нам и о том, как попали в проект без малого два десятка будущих юных драматургов. «Тут была самая большая сложность — не устроить соревновательности. То есть мы для того, чтобы попасть на проект, не устраивали никаких состязаний. Как-то встречался ребенок, и мы его тут же брали», — говорят организаторы. В команде будут дети из благополучных и неблагополучных семей, а также с физическими ограничениями. Любопытно, что только 4 ребенка будут сочинять пьесу на татарском языке и сразу 13 — на русском. «Татарских детей было невозможно найти, — поясняет директор «Живого города». — Все говорили, что у татар все благополучно в семьях. Ну это парадокс. Полтора месяца мы искали татарских детей из неблагополучных семей, чтобы писать пьесы, но так и не нашли».

В казанском фонде поддержки современного искусства этим проектом хотят «забросить зерно и обучить наших местных драматургов и местных режиссеров работать в этой системе координат». Чтобы потом по этой же системе действовать и в колониях, и в домах престарелых и работать с разными слоями населения. Здесь очень рассчитывают привлечь внимание общественности к своему проекту: «Мы хотим пригласить и президента Татарстана, и других первых лиц республики. Если получится, надеемся, что подобные проекты потом будут делаться и делаться. Нам рассказывали о том, как это проходило в московских колониях. Это какая-то мистика, но многие после этого вышли по УДО. Этот проект действительно меняет людей».

Самым известным примером схожего по задачам проекта является, пожалуй, известный фильм итальянских режиссеров братьев Тавиани «Цезарь должен умереть», победивший в 2012 году на Берлинском кинофестивале. В этой полудокументальной ленте рассказывается о том, как реальные заключенные одной из римских тюрем ставят пьесу Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь». В заключительных титрах говорится о дальнейшей судьбе актеров-сидельцев — кому-то и дальше мотать свой огромный срок за тяжкие преступления, а один из героев картины вышел на свободу и действительно стал актером.

При этом директор «Живого города» рассказала «БИЗНЕС Online» и об опасностях, которые подстерегают в такого рода проектах: «Самая опасная штука, мы над ней сейчас думаем, — чтобы дети не привязывались ни к драматургам, ни к режиссерам. Чтобы обозначить: это проект, ребята, он закончится. Потому что в процессе всех этих практик такое возникает родство. Была удивительная история, я не могу назвать имена, когда делали такой проект с убийцами в тюрьме и режиссер влюбилась в убийцу. Это очень трагическая история. Потому что все, проект закончился, а эта связь — она осталась. Потому что через эти штуки открывается очень многое...»

«СЕЙЧАС МИР КАК НИКОГДА НУЖДАЕТСЯ В ДУМАЮЩИХ, АНАЛИЗИРУЮЩИХ, ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮЩИХ ЛЮДЯХ»

Маститые театральные деятели, непосредственно задействованные в «Классной драме», поделились с «БИЗНЕС Online» своими ожиданиями от участия в проекте.

Фарид Бикчантаев — художественный руководитель театра им. Камала:

— С фондом «Живой город» театр имени Камала связывают долгие отношения. Мы с удовольствием участвуем во всех проектах Инны Ярковой. Качество проектов всегда было на высоком уровне, а результат нас всегда радовал. Несмотря на то, что Камаловский театр считается академическим, мы очень мобильны. Мы постоянно находимся в активном поиске, движении. И полностью открыты для творческих экспериментов. В том числе и для таких, как «Классная драма».

Проект зацепил меня своей непредсказуемостью. Что ждет нас на выходе проекта? Неизвестно. Но кто интригует сильнее всего, так это авторы будущих пьес. Детский взгляд на мир особый, он недоступен для взрослых. Возможно, дети смогут лучше рассказать, что с нами происходит.

Юрий Клавдиев — драматург, наставник театральной лаборатории «Классная драма»:

— Что я жду от проекта? Хороших текстов прежде всего. Для этого придется здорово постараться, для этого я буду там. Написать хороший текст — это сродни умению построить хороший дом. После этого проекта каждый из его участников получит полный набор чертежей, инструментов и необходимой магии, чтобы быть после в состоянии внятно и осмысленно воспринимать реальность, как хороший корабельщик видит в лесу сразу, где простой брус, а где рангоут.

Зачем я в нем участвую? Больше всего на свете я люблю отдавать то, что имею, и дарить подарки. Тем более что именно сейчас мир как никогда нуждается в думающих, анализирующих, экспериментирующих людях. Наши занятия помогают им стать именно такими. И самое главное — о чем-то подобном я мечтал сам, когда видел уроки литературы в советских фантастических фильмах о школе.