ОПЛАТА ШТРАФА НА МЕСТЕ ИЛИ АРЕСТ ИМУЩЕСТВА

Неожиданный для автовладельцев Казани рейд по отлову должников устроили накануне судебные приставы совместно с инспекторами Госавтоинспекции и сотрудниками единого расчетного центра. Аппаратно-программный комплекс «Дорожный пристав», считывающий номера автомобилей и определяющий водителей-должников, был установлен после перекрестка ул. Чуйкова и Лаврентьева. А ничего не подозревающих водителей поджидали чуть далее: сотрудники ГИБДД к остановке должников были готовы заранее — по рации они получали информацию о номерах автомобилей, водителей которых необходимо проверить. После остановки автомобиля за дело брались судебные приставы, которые по своей базе данных выясняли, какие задолженности есть за каждым водителем.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем, как в ловушку «Дорожного пристава» угодили несколько автолюбителей. У автоледи на Toyota Corolla были не оплачены три штрафа ГИБДД за нарушение скоростного режима. 1,5 тыс. рублей наличными у должницы не оказалось, в результате ей вручили требование о явке на следующий день к судебному приставу-исполнителю. Теперь если девушка не явится и не оплатит задолженность, в отношении нее будет составлен административный протокол и помимо долга придется заплатить от 1 до 2,5 тыс. рублей штрафа.

Еще пара автолюбителей на иномарках попалась за неуплату налогов: долг каждого перед приставами составлял 100,1 тыс. и 8,7 тыс. рублей. Впрочем, они решили воспользоваться возможностью расплатиться на месте и поехали дальше с чистой совестью. Но не у всех водителей была возможность расплатиться на месте, и в некоторых случаях не обошлось без крайних мер. Так, на автомобиль одного должника был составлен акт ареста. Как пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» и. о. начальника Ново-Савиновского районного отдела службы судебных приставов Ильмира Шакирова, собственник машины задолжал некоему физическому лицу 45 тыс. рублей согласно вступившему в силу судебному решению. Однако за рулем машины находился не хозяин, а доверенное лицо, которому и передали автомобиль на ответственное хранение. Теперь если хозяин машины не закроет долг в течение 10 дней, транспортное средство может быть передано на оценку и в дальнейшем реализовано приставами.

Отметим, что главная идея работы «Дорожного пристава» — моментальная оплата долгов неплательщиками. Закрыть долг можно наличностью, кроме того, в арсенале работающих на рейде приставов имеется мобильный банкомат. А в качестве принудительной меры используется арест имущества, соразмерный долгу. Так, приставы могут арестовать мобильный телефон, магнитолу, видеорегистратор, радар или сам автомобиль должника, поэтому водители предпочитают расплачиваться на месте. Арест на имущество накладывается в случае, если долг составляет более 3 тыс. рублей.

«ДОРОЖНЫЙ ПРИСТАВ» ОКУПИЛСЯ В НИЖНЕКАМСКЕ ЗА МЕСЯЦ РАБОТЫ

Два комплекса «Дорожный пристав» в арсенале казанских приставов появились благодаря ОАО «Генерирующая компания». Крупнейшая в Татарстане ресурсоснабжающая организация, озаботившись неуплатой населением долгов за тепло и электроэнергию, приобрела 6 таких комплексов и распределила их по Нижнекамску, Набережным Челнам, Заинску и Казани. Впервые комплекс, который стоит 150 тыс. рублей, был использован в декабре прошлого года в Нижнекамске. В первый же месяц работы (судебные приставы совместно с инспекторами ГИБДД выходили на рейды по два раза в неделю) комплекс окупил себя и теперь ежемесячно возвращает приставам 150 - 200 тыс. рублей долгов, из которых 60 - 70% — долги населения за услуги ЖКХ, остальное — штрафы ГИБДД, судебные решения и прочее.

По словам заместителя генерального директора Генкомпании по реализации электрической, тепловой энергии Олега Зверева, задолженность жилищных организаций перед ГК на 1 июля составила 1,6 млрд. рублей. Просроченная задолженность (та, которая должна была быть погашена — со сроком возникновения более 1 месяца) — 740 млн., в частности по Казани — 341 млн. рублей. Для сравнения: ремонтный фонд казанских тепловых сетей для их подготовки к отопительному сезону — 287 миллионов. «Далеко не все машины должников бюджетного класса, — привычно удивляется Зверев. — Это те люди, которые не могут пожаловаться на нехватку денег для оплаты в том числе услуг ЖКХ. Поэтому работа с такой категорией неплательщиков будет вестись регулярно».

Комплекс «Дорожный пристав» (фото: r16.fssprus.ru)

Примечательно, что в Заинске комплекс «Дорожный пристав» не оправдал себя — его использование оказалось неэффективно. По словам Зверева, должников-владельцев машин в этом городе оказалось немного. Впрочем, там Генкомпания планирует использовать другой метод, который должен повлиять на должников, — оборудование для заглушки канализации: «Зачастую у управляющих компаний нет денег на такое оборудование. Если убедимся, что приносит эффект, будем рассматривать возможность приобретения такого оборудования в других городах». Напомним, что кроме традиционных уже отключений света-газа-воды работники УК пару лет назад начали применять кардинальные меры: с помощью специального оборудования перекрывается канализационная труба. Технология отключения квартиры от водоотведения занимает всего полчаса: в общую трубу спускается зонд, который с помощью встроенной видеокамеры находит нужную квартиру и устанавливает заглушку. После этого пользоваться санузлом становится невозможно. В случае оплаты долга жилищники тем же путем убирают «ерша».

По словам председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства исполкома Казани Искандера Гиниятуллина, доля ресурсоснабжающих организаций в общей сумме платежа за жилищно-коммунальные услуги составляет 70%. Это платежи за электроэнергию, отопление, водоснабжение, канализацию. Из этих 70% половину составляет плата за отопление. Поэтому Генкомпания и другие теплоснабжающие организации — крупнейшие кредиторы и более других заинтересованы в полной оплате за поставленный ресурс. Общий долг за услуги ЖКХ по Казани, по словам Гиниятуллина, составляет 1,5 млрд. рублей.

ЖИТЕЛИ ТАТАРСТАНА ДОЛЖНЫ ПРИСТАВАМ 79 МЛРД. РУБЛЕЙ

Всего в работе приставов РТ, по данным на конец мая 2015 года, находится 1,1 млн. исполнительных производств на 79 млрд. рублей. По данным минстроя РТ, долги татарстанцев перед сферой ЖКХ составляют 4,7 млрд. При этом собираемость платежей в республике одна из лучших в стране — 98,5% (средняя цифра по России — 95,5%). Всего же на сегодня долг россиян перед ЖКХ составляет 1 трлн. рублей. Это 5% от консолидированного бюджета страны. Долг граждан при этом составляет около 280 миллиардов. Но в «ловушку» «Дорожного пристава» попадаются должники всех сортов: от алиментщиков до коммунальщиков.

В последние годы судебные приставы осваивают все новые и новые способы взыскания долгов. Первой «ласточкой» несколько лет назад стало введение для тех, чья задолженность превышает 10 тыс. рублей, «железного занавеса» при выезде за границу. С тех пор в Татарстане было немало случаев, когда буквально у трапа самолета разворачивали даже VIP-персон. Вспомним случай с экс-тренером «Рубина» Курбаном Бердыевым, который не смог вылететь из-за долга по ЖКХ в 70 тыс. рублей. Из-за гигантской задолженности — сегодня она составляет около 5 млрд. рублей — не может летать на лечение в Германию депутат Госсовета РТ, экс-глава «Вамина» Вагиз Мингазов. В 2013 году в Татарстане запрет на выезд был наложен на 19 тыс. человек. В 2014 году — на 27 тыс., их общий долг — 9,5 млрд. рублей. Стоит отметить, что из 27 тыс. человек 9 тыс. перед выездом свою задолженность погасили. «К примеру, один должник сразу выплатил долг по алиментам в размере 600 тысяч рублей, чтобы выехать за рубеж», — рассказал Ильясов.

Сегодня в арсенале приставов-исполнителей имеются такие «штучки» для взыскания долгов, как арест счета должника с последующим списанием с него суммы задолженности. Благодаря электронному взаимодействию с пенсионным фондом приставы получают информацию о месте работы должника или о выплате ему пенсии. Что происходит дальше — ясно: удержание 50% пенсии или зарплаты, а для алиментщиков — до 70%. Еще один «помощник» в работе приставов — электронный документооборот ОАО «Таттелеком», с помощью которого исполнители судебных решений получают номера сотовых телефонов должников.

(фото: r16.fssprus.ru)

«90 ПРОЦЕНТОВ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЕДУТ АСОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, У НИХ НЕТ ДЕНЕГ»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам поделиться своим мнением о методиках «выбивания» долгов и об облике самих должников.

Михаил Застела — член Общественной палаты РТ, эксперт по ЖКХ:

— Управляющие компании должны исполнять обязанности управления. То есть работать с населением, а не ждать у моря погоды. Я имею информацию о тех случаях, когда такая работа проводится и когда она не проводится. Разница в долгах на порядок. И чем больше управляющая компания, тем меньше у нее возможности работать с населением. Приставам же нужно прежде всего ставить вопрос о несоответствии управляющей компании лицензионным требованиям. Если она не может собирать деньги.

Ирек Файзутдинов — представитель юридического отдела УК «Азино-1»:

— Основная масса неплательщиков делится на два вида. Первые — это те, кто ведет явно асоциальный образ жизни и у кого просто нет денег. Они среди всех неплательщиков составляют примерно 90 процентов. А вторые — это те (около 10 процентов), кто не платит принципиально. Они либо не согласны с тарифами, либо с качеством предоставляемых им услуг. Это люди среднего возраста, семейные, у которых есть дети, но услуги ЖКХ они не оплачивают по принципиальным соображениям... Добиваясь оплаты долгов по квартплате, работаем со службой судебных приставов. Мы их берем, чтобы оказать в первую очередь психологическое давление. Человек пришел в погонах — это же внушает... Они могут описать имеющееся имущество и забрать его в уплату долгов. Но когда мы приходим к представителям тех 90 процентов, мы часто попадаем в квартиры, где даже обоев нет. Брать у них нечего. Мы можем, конечно, отключить им свет, но вечером они его, как правило, самовольно подключают. Вот в Сингапуре авансовая система оплаты ЖКУ. Ты заплатил — пользуешься услугами. Если в начале месяца не заплатил — услуги тебе не предоставляются. А у нас все по-другому... Из 90 процентов всех должников большая часть живет в квартирах, принадлежащих муниципалитетам. И в большинстве этих квартир проживают многодетные семьи. Их в принципе выселить невозможно. Даже если муниципалитет обратится в суд о предоставлении им другого, меньшего помещения, но здесь надо учитывать интересы детей, которые там проживают. В истории нашей компании таких выселений еще не было. Долг же таких неплательщиков перед нашей компанией составляет около 65 - 70 миллионов рублей на примерно 1,7 тысячи лицевых счетов.

Рустем Хусаенов — адвокат:

— Действовать по взысканию долгов можно только законным порядком. Нужно по каждому отдельному случаю обращаться в суд, получать судебное решение и с этим судебным решением через службу судебных приставов производить взыскание. Другого пути нет. Если у людей нет денег, чтобы оплатить услуги ЖКХ, то тут уже, наверное, вопросы к государству. Пусть им платят какие-то социальные пособия, обеспечивают их работой, занимаются их образованием. Чтобы у них была возможность оплачивать коммунальные услуги. Это же социальный вопрос, значит, государство должно подключаться.