ЕДИНСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ В КРИЗИС - ЭКОНОМИЯ ИЗДЕРЖЕК

Выйти из состояния спячки потребовал от транспортников министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадий Емельянов. Сегодня на совещании в минтрансе РТ, посвященном сокращению издержек, он заявил, что в первом полугодии 2009 года большинство автотранспортных предприятий РТ вышли в убытки. В условиях снижения выручки, они больше не могут расти за счет увеличения оборота. Единственный способ выжить – сокращать издержки. Тем более что, по прогнозам министерства, тарифы на пассажирские перевозки в будущем году подниматься не будут.  

ТРАНСПОРТНИКИ, НЕ СПАТЬ!

На совещание были приглашены руководители 46 наиболее крупных предприятий транспортной отрасли, а также чиновники министерства.

Емельянов отметил, что за полгода только 17 автотранспортных предприятий представили в минтранс свои антикризисные программы. Из чего министр сделал вывод о нежелании руководителей прикладывать усилия для улучшения состояния предприятий.

- Я должен сказать, видимо, многим еще очень нравится то состояние спячки, которое было в минтрансе. Я однозначно заявляю: этого не будет. Спрос будет очень жестким! – заявил Геннадий Емельянов.

 СЭКОНОМИЛИ НА ЗАРПЛАТАХ

Подробнее на антикризисных программах предприятий остановился зам. министра Александр Тыгин. По его словам, экономия предприятий дорожно-транспортного комплекса с начала года составила 207 млн. рублей. Из них 60% - средства, сэкономленные в результате совершенствования организации перевозок, 24% - сокращение фонда оплаты труда и 7% - сокращение затрат на энергоносители.

Как выяснилось, разные предприятия по-разному подходят к задаче по снижению издержек. К примеру, Нижнекамское ПАТП существенную экономию получило, в основном, от перевода обогрева корпусов на газ и замены предприятия по мойке машин. Бугульминское авиапредприятие отменило два убыточных авиарейса.

Но, к сожалению, большинство руководителей основной упор сделали на сокращение фонда оплаты труда. Так, альметьевский ПОПАТ провел переаттестацию водителей, в результате которой работникам были снижены категории, а значит, и зарплаты. Многие предприятия занимаются переводом работников на неполный рабочий день, неполную неделю, сокращают оклады и лишают премий.

 СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК? СОМНИТЕЛЬНО

Больше всего споров вызвала программа сокращения издержек на авиакомпании "Татарстан". Сумма экономии в 80 млн. рублей должна была бы впечатлить чиновников министерства, однако представители авиакомпании выслушали жесткую критику со стороны Емельянова:

- За счет сокращения регулярных рейсов вы получили экономический эффект 67 млн. рублей из 80. Это наибольший результат. Однако при сокращении рейсов вы уменьшаете свои доходы, пассажиропоток, выручку. Причем себестоимость услуг не уменьшается. Я считаю данную цифру весьма сомнительной.

 Емельянов оказался недоволен и кадровой политикой. "Вы нашли простой способ работы – сокращаете численность рабочих, теряете квалифицированные кадры, в которые в свое время   вложили много средств", - возмутился министр. При этом на предприятии до сих пор не сознаны общественные рабочие места (они дотируются из бюджета). Исполняющий обязанности гендиректора авиакомпании "Татарстан" Валерий Шнякин признался, что из 900 сотрудников 437 уже переведены на неполный рабочий день, в ближайшее время на "сокращенку" перейдет остальной коллектив.

СКАЗОЧКИ ПРО ПАССАЖИРОПОТОК

В качестве положительного примера были приведены "антикризисные меры", которые проводит сейчас казанское отделение РЖД. "Мы пропагандируем интересных опыт российских железных дорог, они перевели свой управленческий аппарат на неполную занятость – четыре рабочих дня. А по факту они работают полную рабочую неделю", - заявил журналистам Тыгин. В минтрансе считают, что опыт этот достоин для подражания другими транспортниками. Слышать это было довольно странно, поскольку такие "антикризисные меры" явно противоречат трудовому законодательству.

Свою программу экономии издержек презентовал директор корпорации "Татавтотранс" Динар Минуллин. Ссылаясь на падение пассажиропотока, он рассказал о сокращении людей, переводе их на неполную занятость, уменьшение рейсов и перевод транспорта на газ. Особенно руководитель настаивал на возвращении вахтовых перевозок, которые были сокращены антикризисными программами предприятий и госучреждений.

- Если КАМАЗ численностью 50 тысяч человек не работает, кого и куда возить? – отреагировал Емельянов.

Министр добавил также, что транспортники могут не кивать на снижение пассажиропотока и не рассказывать "сказочки" про кризис. По его мнению, объем пассажиров остался прежним, просто люди "перетекают" к частным перевозчикам, с которыми надо учиться конкурировать.

ОСТАНОВКИ ИЗ ОРЕШНИКА

По ходу совещания министр Емельянов периодически отвлекались от темы экономии издержек. Так, он вспомнил свое недавнее путешествие по дорогам Татарстана и отметил ужасное состояние автобусных остановок:

- Каких только остановок нет, на курьих ножках, никто ими не занимается!

Министр дал задание своим чиновникам создать единый эскиз остановочных платформ. Каркас он предложил сварить из пяти труб, а стенки сплести из орешника. Заняться этой работой он планирует поручить работникам транспортного хозяйства, переведенным на общественные работы.

 Наталья Голобурдова