Около 9 тыс. км преодолели участники ралли-рейда «Дакар-2015» по сложным дорогам Аргентины, Чили и Боливии. Больше 600 пилотов, штурманов и механиков боролись за рулем 406 различных транспортных средств. Накануне самая престижная двухнедельная внедорожная гонка закончилась в столице Аргентины — Буэнос-Айресе. Экипажи из Набережных Челнов смогли занять весь подиум в зачете грузовых машин. Подробнее об этом успехе и других прошедшего ралли-марафона в специальном обзоре «БИЗНЕС Online».
1. ВЕРНУЛИСЬ К КОЛЬЦЕВОЙ СХЕМЕ
С 2009 года гонка с африканским названием «Дакар» проводится в Южной Америке. Напомним, что вынужденный переезд состоялся в связи с тем, что власти ряда северо-африканских стран не могли обеспечить в полной мере безопасность участников рейда. На другом континенте нет самой большой в мире пустыни — Сахары, но зато есть Атакама — самая засушливая пустыня в мире. А еще гораздо более разнообразные ландшафты, просто невероятное количество зрителей и большее внимание прессы. Первые три южноамериканских «Дакара» стартовали и финишировали в Буэнос-Айресе. Затем три года марафон проходил по линейному маршруту: старт в одном месте, финиш — в другом. В 2015-м решено было вернуться к изначальной схеме, когда ралли начинается и заканчивается в столице Аргентины. Как выглядел маршрут, можно рассмотреть на официальной карте (см. выше).
Вначале участники от атлантического побережья отправились почти строго на запад, до аргентинского города Сан Хуан. Затем вектор движения переменился на северо-западный до чилийского города Копьяпо. Далее гонщики поехали строго на Север, вдоль тихоокеанского побережья Чили до города Икике. И в этом месте произошло разделение участников. 10 января грузовики отправились кататься по Атакаме. Причем в этот день они вынуждены были обходиться без помощи механиков, а ночевать в пустыне, в палатках. В то же время внедорожники совершали марш-бросок на территорию Боливии до города Уюни и обратно. 11 января все автомобилисты вернулись назад в Икике, и 12 числа у них был день отдыха. А у мотоциклистов график сложился иначе, 10 января они отдыхали, а 11 - 12 января катались в Уюни и обратно. После Икике маршрут марафона резко изменился и основным направлением стало юго-восточное, вплоть до возвращения в Буэнос-Айрес. В общей сложности участникам предстояло преодолеть от 8159 до 9295 км дистанции (в зависимости от класса), которые включали от 3759 до 4752 км специальных скоростных участков, на которых и происходила основная борьба. Любопытно, что самый короткий маршрут был у зачета грузовиков, а самый длинный — у мотоциклистов, которым приходится тяжелее всего в ралли-рейдах, ведь почти всю дистанцию этапов они едут стоя на ногах. Всего на старте оказалось 406 боевых единиц: 137 внедорожников, 63 грузовика, 161 мотоцикл и 45 квадроциклов.
Так выглядел «КАМАЗ» экипажа Каргинова после аварии |
2. БЕЗ ТРУДНОСТЕЙ НЕ ОБОШЛОСЬ
Болельщики всей России и особенно Татарстана в первую очередь следили за битвой в зачете грузовых машин, это класс, который называется Т4. С одной стороны, все успели привыкнуть с постоянным победам команды «КАМАЗ-Мастер». С другой стороны, периодически случается, что челнинцев преследуют неудачи всю гонку. Как, например, в 2012 году, когда ни один из «КАМАЗов» не смог попасть на призовой подиум. Вот и на этот раз на первом же этапе одна из наших машин попала в передрягу. Эдуард Николаев не успел вписаться в скоростной поворот, не прописанный в дорожной книге, и на хорошем ходу грузовик уткнулся в ров. В результате помимо потери минуты времени был погнут правый лонжерон рамы и сместился передний мост. По признанию спортсмена, автомобиль после удара еле мог поворачивать налево. Вот здесь то и пригодилась многолетняя выручка механиков команды, которые смогли полностью восстановить боевой «КАМАЗ». Да так, что Эдуард смог выиграть этап второго дня!
А на шестом этапе заставил понервничать Андрей Каргинов. Его машина на большой скорости следовала в узком песчаном каньоне. Пилот лидировал на этапе, и, увлекшись, он проходил один из поворотов в управляемом заносе, но задние колеса зацепились за вязкий песчаный бруствер. Произошло опрокидывание, к счастью, автомобиль после удара встал на колеса и экипаж смог продолжить движение с потерей около 10 минут времени. Андрей даже умудрился показать третье время дня. Хотя на бивуаке на машину было страшно смотреть — она словно вся перекосилась с правой стороны. Механикам пришлось всю ночь, на протяжении 14 часов, чинить кузов, кабину, менять лобовое стекло. Последние гайки они закручивали, когда экипаж уже сидел внутри и заводил мотор, отправляясь на старт очередного этапа. И вновь ремонт был проведен успешно. По итогам дня экипаж Каргинова смог попасть в тройку призеров.
Было немало неприятностей у ребят и на других этапах. Случались ошибки в навигации, лопались покрышки, перегревались моторы. Экипажу Николаева приходилось один раз делать замену турбокомпрессора двигателя своими руками в поле. Однако, проявив характер и волю к победе, все четыре «КАМАЗа» смогли преодолеть полную дистанцию и попасть в пятерку лидеров по итогам всего ралли-марафона.
Айрат Мардеев |
3. ПОБЕДУ ПОСВЯТИЛ ОТЦУ
А быстрейшим по итогам ралли-рейда стал Айрат Мардеев, для которого это дебютная победа в «Дакаре». Только его экипаж смог избежать крупных проблем на дистанции гонки, шел всегда быстро и стабильно, именно такая тактика и приносит успех в этой труднейшей гонке. На счету Мардеева победа на 2 этапах из 13. Этот успех особенно важен для молодого пилота, который в прошлом пережил трагический уход своего отца, легендарного Ильгизара Мардеева, который играл большую роль в команде «КАМАЗ-Мастер» со дня ее основания.
«Я очень счастлив, я был должен победить для команды, в которой полным-полно страстных механиков и других сотрудников. Эта победа для моего отца, который не может отпраздновать ее с нами», — сказал сразу после финиша Айрат.
Помогали ему прийти к финишу первым Айдар Беляев и Дмитрий Свистунов. На прохождение дистанции экипаж потратил 42 часа и 22 минуты. Чуть меньше 14 минут отстал от Айрата Николаев — победитель «Дакара-2013», его напарниками были Евгений Яковлев и Руслан Ахмадеев. А триумфатор прошлогодней гонки Каргинов занял на этот раз третье место с отставанием в 51 минуту от лидера. Его партнерами на гонке выступили Андрей Мокеев и Игорь Леонов. Таким образом вся тройка лидеров пришла довольно кучно, по марафонским меркам. Четвертый камазовский экипаж — Дмитрий Сотников, Игорь Девяткин, Андрей Аферин — финишировал пятым, они уступили больше двух с половиной часов первому экипажу.
4. ШЕСТЬ ДЕСЯТКОВ СОПЕРНИКОВ
Успех камазовской дружины особенно отраден тем фактом, что соперники в этом году были очень многочисленны и сильны. Голландская команда Жерара де Роя подготовила два очень быстрых грузовика Iveco при мощной заводской поддержке итальянской компании и его аргентинского филиала. Достаточно сказать, что на самых скоростных этапах именно машины этого коллектива выглядели наиболее убедительно, голландец Ханс Стейси смог выиграть три таких этапа. А его земляк де Рой 6 раз приезжал в призерах дня. Но череда технических неполадок, проколов и ошибок в навигации не позволили представителям Нидерландов включиться в борьбу за подиум. Лучший из них, Стейси, смог прибыть в Буэнос-Айрес только шестым с отставанием от Сотникова всего на 5 минут. Традиционно очень хорош был чех Алеш Лопрайс. Его Tatra не была допущена из-за несоответствия регламенту, и поэтому Алеш стартовал на грузовике MAN. Пилот шел стабильно и довольно быстро, выиграл один из этапов. Но так и не смог пробиться на подиум, всего пять с половиной минут не хватило ему, чтобы подвинуть Каргинова.
Отлично проявили себя в гонке пилоты из Беларуси на «МАЗе». Особенно хорош был Сергей Вязович, который на отдельных этапах запросто навязывал борьбу лидерам зачета. Трижды он приходил на финиш этапа в призовой тройке. Увы, череда аварий и технических неполадок отбросила экипаж Вязовича на 34 место в генеральной классификации. Но опыт получен, потенциал есть, то ли еще будет. Также блистал на отдельных этапах и чех Мартин Коломы на Tatra команды Buggyra. Только на данный момент чешские машины не позволили ни одному из экипажей попасть даже на подиум в какой-то из дней. Мартин стал 7-м по итогам гонки. А казахстанец Артур Ардавичус — призер «Дакара-2012», также выбравший в этом году Tatra в качестве оружия, и вовсе закончил рейд только 22-м. Всего же, напомним, в «Дакаре- 2015» стартовало 63 грузовика. Помимо вышеперечисленных марок на старт выходили голландские DAF и Ginaf, японские Hino, французские Renault и немецкие Mercedes-Benz.
5. ПОБЕДИЛИ СИЛЬНЕЙШИЕ
Что касается остальных зачетов, то там везде шла борьба со своими особенностями. В зачете внедорожников главным фаворитом считался победитель «Дакара-2014» испанец Нани Рома, выступавший на прототипе Mini постройки немецкой компании X-raid. Но уже через 10 км после старта первого спецучастка у него поломалась машина. Да так, что в бивуак ее пришлось тащить на тросе. В итоге о борьбе даже за подиум ему пришлось сразу забыть. Он не опустил руки и продолжил гонку, и даже выиграл 9-й этап. Но уже на 10-м Нани попал в жесткую аварию, не отмеченная в дорожной книге большая яма отбрасывает его автомобиль на противоположную сторону дороги, где он налетает на камни и переворачивается, полностью разбивая свой прототип. Также фаворитом считался аргентинец Орландо Терранова. На первом этапе он показал второе время, но в результате наказания лидера дня был перемещен на первое место. Однако на следующий день всего за 10 км до финиша он также совершает зрелищную аварию, машина успела совершить 4 оборота. Механики смогли восстановить его Mini, и он даже выиграл потом два этапа, но слишком большая потеря времени не позволила ему подняться выше 18 места.
После неудач двух быстрых гонщиков основной спор за победу повели три экипажа: катарец Насер аль-Аттия на Mini (победитель «Дакара-2011») и два пилота на пикапах-прототипах Toyota Hilux южноафриканской постройки — южноафриканец Жинель де Вильерс (победитель «Дакара-2009») и саудовец Язид аль-Раджи. Последний хоть и был дебютантом «Дакара», но имеет огромный опыт езды в пустынях и по бездорожью, отлично проявлял себя на этапах чемпионата мира по ралли. Неудивительно, что он смог выиграть и один из этапов «Дакара-2015» и уверенно шел в тройке лидеров. Но Toyota подвела Язида, и всего за два этапа до финиша он был вынужден сойти из-за технической неисправности. В схватке двух титанов ралли-рейдовых дисциплин быстрейшим оказался аль-Аттия, на счету которого было пять побед на этапах. Между прочим, и в прошлом году именно катарец был объективно быстрейшим в гонке, но тогда фортуна отвернулась от него, а в этом году она смилостивилась над Насером.
В зачете мотоциклов испанец Марк Кома (КТМ) смог победить на «Дакаре» уже шестой раз в карьере. А в зачете квадроциклов впервые триумфаторам стал поляк Рафал Соник на Yamaha.
6. НЕПРОСТОЙ ПУТЬ «ДАКАРА»
Рассказ о прошедшем «Дакаре» будет неполным без упоминания наиболее резонансных происшествий. Сложная, выматывающая гонка длиной в несколько тысяч километров регулярно напоминает участникам о своей опасности. Ни один день не обошелся без различного рода происшествий, порой трагических. К сожалению, каждый год на «Дакаре» уходит из жизни кто-то из гонщиков или участников, сопровождающих рейд. Марафон 2015 года стал первым и последним для 39-летнего поляка Михала Херника. Его тело было найдено днем 6 января на третьем спецучастке между аргентинскими населенными пунктами Сан-Хуан и Чилекито. Херник перестал выходить на связь, и дирекция гонки начала его поиски. Вертолет нашел мотогонщика спустя час. Как выяснилось, причиной гибели стало обезвоживание.
В аварии разной степени сложности попали несколько десятков участников. Порой они выглядели весьма впечатляюще, хоть и заканчивались благополучно для экипажей. Как, например, на видео, прикрепленном чуть выше. Причем не избегали «крашей» и весьма титулованные гонщики, как, например, испанец Карлос Сайнс, чей багги Peugeot в сплошной пылевой завесе налетел на крупный камень и несколько раз перевернулся, полностью выйдя из строя. Знаменитый польский прыгун с трамплина Адам Малыш в последние годы также участвует в «Дакаре». И на этот раз он был на волосок от трагедии, когда его багги SMG полностью сгорела на трассе еще в начале гонки. А один из фаворитов в зачете квадроциклов, чилиец Игнасио Касале на одном из этапов лоб в лоб столкнулся с машиной местного водителя. К счастью, без серьезных последствий для здоровья, хотя его Yamaha после удара представляла из себя жалкое зрелище.
Аварии и происшествия постоянно напоминают всем, насколько опасна эта гонка. И когда мы читаем итоговые протоколы этапа, никогда нельзя забывать об этом. И особой похвалы заслуживают те, кто смог преодолеть все испытания и закончить длинный ралли-марафон на мажорной ноте. До финиша добралась только половина участников, а точнее 207 боевых единиц: 67 внедорожников, 43 грузовика, 70 мотоциклов и 18 квадроциклов. Порадуемся за успехи всех финишировавших и прежде всего за грандиозный триумф команды «КАМАЗ-Мастер». Молодцы!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.