СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИТАЙСКОГО И ЧЕЛНИНСКОГО АВТОБУСОВ: 13:1 В ПОЛЬЗУ НЕФАЗА – СЧИТАЮТ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ
Случилось то, что должно было случиться. Так комментируют на КАМАЗе публикацию в "БИЗНЕС Online" о том, что казанские транспортники начали отказываться от эксплуатации китайских автобусов марок Golden Dragon и Higer. По мнению камазовских специалистов, власти Казани совершили роковую ошибку, отдав предпочтение продукции китайского автопрома и проигнорировав предложение КАМАЗа. Но, как считают в Челнах, шанс исправить эту ошибку еще имеется.
Напомним, на днях в «БИЗНЕС Online» появилась публикация о том, что часть казанских компаний, занятых в сфере общественного транспорта, начали отказываться от приобретенных в лизинг два года назад красных китайских автобусов. Основных причин две: первая - автобусы слишком часто ломаются, вторая - часть компаний оказалась неспособной вносить лизинговые взносы за приобретенную технику. В редакцию газеты "БИЗНЕС Online " обратились представители КАМАЗа, которые высказали свою точку зрения на причины проблем, возникших с автобусами из Поднебесной.
"ТЕХНИКА ДЛЯ КРАТКОСРОЧНОГО ДУРАКА"
"Татарстан, сам производящий автобусы, в лице казанской мэрии умудрился сделать конкурентам самый дорогой в стране подарок, – высказал свое мнение в беседе с собкором «БИЗНЕС Online» в Набережных Челнах руководитель аналитической службы ОАО "КАМАЗ" Борис Морозов. – По количеству закупленных автобусов Higer Казань занимает первое место среди городов России, а по Golden Dragon уступает лишь Санк-Петербургу.
При проведении тендера мы пытались достучаться до разума казанских чиновников. К тому моменту нам уже было известно, что по китайским грузовикам в России нет никакого сервиса, и что запчасти завозят через границу чуть ли не в чемоданах. Знали также, что есть тяжелые поломки, например, частенько отказывали у китайских грузовиков ступичные узлы. Одно дело, когда у самосвала в карьере колесо отскочило, другое – у автобуса при интенсивной городской езде по люкам и трамвайным путям. Такого рода дефекты здесь просто очень опасны!
Стратегическая разница в подходе к созданию техники в Китае и у нас состоит в том, что китайцы делают технику на краткосрочного дурака. У них самосвал выдерживает перегруз, но только одну неделю. Отечественная же техника заточена под то, чтобы вкалывать 25 лет – два срока. Да, временами чиниться, доставлять неприятности, но не умирать".
"ТРЕБОВАНИЯ БЫЛИ ФОРМАЛЬНЫМИ"
Начальник отдела логистики лизинговой компании КАМАЗа Андрей Васильев в 2006 году работал начальником бюро автобусов и вплотную занимался тендером в Казани.
"Мэрия Казани разработала новую маршрутную сеть и определила, что в городе должны работать 1500 автобусов большого класса, – вспоминает он. – Соответственно перевозчики допускались до тендеров по обслуживанию маршрута только при их наличии. К самим автобусам тоже предъявлялись высокие требования: двигатель не ниже Евро-3, коробка-автомат, радионавигационное оборудование, механизм для доступа людей с ограниченными возможностями и так далее. Чуть позже появилось еще одно требование: автобусы должны быть низкопольными, то есть около дверей не должно быть ступенек. Одним словом, все должно служить одной цели – проезд на городском транспорте должен быть для пассажиров комфортным".
В соответствие с вышеперечисленными требованиями производители автобусов соответствующего класса – КАМАЗ в лице НефАЗа, МАЗ, ЛиАЗ, Скания и китайцы – выставили свои предложения.
"Только потом выяснилось, что все требования были чисто формальными, – утверждает Васильев. – Потому что китайские автобусы фактически оснащены двигателем Евро-2, по своим габаритным показателям они не относится к большому классу, а среднему. Но самым большим неудобством для пассажиров является то, что они имеют только две двери, в отличие от НефАЗов у них нет задних дверей. Требование относительно низкопольности вроде выполнено, но настолько крут подъем в заднюю часть автобуса, что пассажиры чувствуют себя некомфортно. К тому же автобусы узкие, сиденья маленькие, люди с крупной фигурой в них не помещаются".
"МЫ ЖЕ НЕ В КИТАЕ ЖИВЕМ"
Также, по словам Васильева, многие казанские перевозчики хотели иметь однотипный парк, в частности, чтобы были только НефАЗы, потому что в этом случае проблема с запчастями и обслуживанием отпадает сама собой.
"Похожий случай был в Кемерово, – делится Морозов. – Транспортники там точно так же клюнули не дешевизну китайской техники, набрали контрактов, но не смогли выполнять обязательств из-за поломок техники. В Кемерово зимой холоднее, чем у нас, и обивки разрушались у 100% машин. Губернатор Аман Тулеев быстро смекнул, что надо избавляться от китайской техники и пошел на контракт с КАМАЗом по полному переоснащению парков. Контракт касался всей гаммы техники: тягачей, грузовиков, полноприводников, автобусов и так далее. Мы там даже открыли специальный сервисный центр".
На вопрос, почему же казанские чиновники не приняли решения о покупке НефАЗов, собеседники "БИЗНЕС Online " дали два ответа.
"Я считаю, что это решение имело какой-то политический оттенок, а не экономическую целесообразность", – полагает Васильев.
"Мы предлагали эксклюзивные условия, но ведь чиновникам все равно, что покупать, они же не будут ездить на этих автобусах. Поэтому решение принимается не по комплексу характеристик, а прямо сейчас, локально. И за этими деревьями леса совершенно не видно. Их интересует только мгновенный результат. А мы не можем убежать от ответственности, мы же не в Китае живем. Поэтому хочешь-не хочешь приходится работать на долгосрочную перспективу", – считает Морозов.
ПРОРЫВНОЙ ХОД
"Итак, если проанализировать (см. таблицу – прим. "БИЗНЕС Online ") наш автобус и наши предложения по нему, то, естественно, уже на старте у КАМАЗа издержек получается в полтора раза больше, соответственно и цена дороже (китайские автобусы стоили чуть больше 1 млн. рублей, НефАЗы – почти в два раза дороже – ред.), – объясняет Морозов. – Но зато НефАЗ и прибыли создает больше, когда окупится. Ну, да ладно! Случилось то, что должно было случиться. Надо жить и развиваться дальше. Впереди - Универсиада. Если руководство Казани сделало правильные выводы из случившегося, у нас к нему есть новое предложение: камазовский автобус с газовым двигателем. Он всего по одному параметру не дотягивает до Евро-5, практически по всем параметрам не уступает западным аналогам. При этом цена намного ниже, в два раза дешевле в эксплуатации. По сравнению с любым дизельным двигателем он практически бесшумный и экологически чистый.
Итак, аргументы КАМАЗа понятны. Но, очевидно, у чиновников казанской мэрии и перевозчиков, имеющих в своем парке китайские автобусы, есть свои доводы и мнения. Газета «БИЗНЕС Online» готова предоставить возможность высказать свои позиции всем сторонам.
Равиль САБИРОВ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Параметры |
НефАЗ-5299-20-22 |
Golden Dragon XML6112 |
Двигатель (мощность в л.с.) |
Cummins ISBe 250.30 (250) |
YC6112 ZLQ (240) |
Экологические показатели |
Евро-3 |
Евро-2 |
Класс по габаритам |
Большой |
Средний |
Количество мест |
114 |
75 |
Количество дверей |
3 |
2 |
Расход топлива при городском цикле (л/100 км) |
42,5 |
49,5 |
Установленный ресурс до капремонта основных агрегатов |
700 тыс. км |
нет данных |
Авансовый платеж в % |
10 |
30 |
Срок лизинга в мес. |
60 |
36 |
Удорожание в % |
9,85 |
12% |
Сервисный пакет: ТО1 и ТО2 |
включен |
не включен |
КАСКО, ОСАГО, регистрация в ГИБДД |
включен |
не включен |
Транспортный налог, налог на имущество |
включен |
не включен |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.