СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИТАЙСКОГО И ЧЕЛНИНСКОГО АВТОБУСОВ: 13:1 В ПОЛЬЗУ НЕФАЗА – СЧИТАЮТ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ

Случилось то, что должно было случиться. Так комментируют на КАМАЗе публикацию в "БИЗНЕС Online" о том, что казанские транспортники начали отказываться от эксплуатации китайских автобусов марок Golden Dragon и Higer. По мнению камазовских специалистов, власти Казани совершили роковую ошибку, отдав предпочтение продукции китайского автопрома и проигнорировав предложение КАМАЗа. Но, как считают в Челнах, шанс исправить эту ошибку еще имеется.  

 Напомним, на днях в «БИЗНЕС Online» появилась публикация о том, что часть казанских компаний, занятых в сфере общественного транспорта, начали отказываться от   приобретенных в лизинг два года назад красных китайских автобусов. Основных причин две: первая - автобусы слишком часто ломаются, вторая - часть компаний оказалась неспособной вносить лизинговые взносы за приобретенную технику. В редакцию газеты "БИЗНЕС Online " обратились представители КАМАЗа, которые высказали свою точку зрения на причины проблем, возникших с автобусами из Поднебесной.       

"ТЕХНИКА ДЛЯ КРАТКОСРОЧНОГО ДУРАКА"

"Татарстан, сам производящий автобусы, в лице казанской мэрии умудрился сделать конкурентам самый дорогой в стране подарок, – высказал свое мнение в беседе с собкором «БИЗНЕС Online» в Набережных Челнах руководитель аналитической службы ОАО "КАМАЗ" Борис Морозов. – По количеству закупленных автобусов Higer Казань занимает первое место среди городов России, а по Golden Dragon уступает лишь Санк-Петербургу.

При проведении тендера мы пытались достучаться до разума казанских чиновников. К тому моменту нам уже было известно, что по китайским грузовикам в России нет никакого сервиса, и что запчасти завозят через границу чуть ли не в чемоданах. Знали также, что есть тяжелые поломки, например, частенько отказывали у китайских грузовиков ступичные узлы. Одно дело, когда у самосвала в карьере колесо отскочило, другое – у автобуса при интенсивной городской езде по люкам и трамвайным путям. Такого рода дефекты здесь просто очень опасны!

Стратегическая разница в подходе к созданию техники в Китае и у нас состоит в том, что китайцы делают технику на краткосрочного дурака. У них самосвал выдерживает перегруз, но только одну неделю. Отечественная же техника заточена под то, чтобы вкалывать 25 лет – два срока. Да, временами чиниться, доставлять неприятности, но не умирать".

"ТРЕБОВАНИЯ БЫЛИ ФОРМАЛЬНЫМИ"

Начальник отдела логистики лизинговой компании КАМАЗа Андрей Васильев в 2006 году работал начальником бюро автобусов и вплотную занимался тендером в Казани.

"Мэрия Казани разработала новую маршрутную сеть и определила, что в городе должны работать 1500 автобусов большого класса, – вспоминает он. – Соответственно перевозчики допускались до тендеров по обслуживанию маршрута только при их наличии. К самим автобусам тоже предъявлялись высокие требования: двигатель не ниже Евро-3, коробка-автомат, радионавигационное оборудование, механизм для доступа людей с ограниченными возможностями и так далее. Чуть позже появилось еще одно требование: автобусы должны быть низкопольными, то есть около дверей не должно быть ступенек. Одним словом, все должно служить одной цели – проезд на городском транспорте должен быть для пассажиров комфортным".

В соответствие с вышеперечисленными требованиями производители автобусов соответствующего класса – КАМАЗ в лице НефАЗа, МАЗ, ЛиАЗ, Скания и китайцы – выставили свои предложения.

"Только потом выяснилось, что все требования были чисто формальными, – утверждает Васильев. – Потому что китайские автобусы фактически оснащены двигателем Евро-2, по своим габаритным показателям они не относится к большому классу, а среднему. Но самым большим неудобством для пассажиров является то, что они имеют только две двери, в отличие от НефАЗов у них нет задних дверей. Требование относительно низкопольности вроде выполнено, но настолько крут подъем в заднюю часть автобуса, что пассажиры чувствуют себя некомфортно. К тому же автобусы узкие, сиденья маленькие, люди с крупной фигурой в них не помещаются".

"МЫ ЖЕ НЕ В КИТАЕ ЖИВЕМ"

Также, по словам Васильева, многие казанские перевозчики хотели иметь однотипный парк, в частности, чтобы были только НефАЗы, потому что в этом случае проблема с запчастями и обслуживанием отпадает сама собой.

"Похожий случай был в Кемерово, – делится Морозов. – Транспортники там точно так же клюнули не дешевизну китайской техники, набрали контрактов, но не смогли выполнять обязательств из-за поломок техники. В Кемерово зимой холоднее, чем у нас, и обивки разрушались у 100% машин. Губернатор Аман Тулеев быстро смекнул, что надо избавляться от китайской техники и пошел на контракт с КАМАЗом по полному переоснащению парков. Контракт касался всей гаммы техники: тягачей, грузовиков, полноприводников, автобусов и так далее. Мы там даже открыли специальный сервисный центр".

На вопрос, почему же казанские чиновники не приняли решения о покупке НефАЗов, собеседники "БИЗНЕС Online " дали два ответа.

"Я считаю, что это решение имело какой-то политический оттенок, а не экономическую целесообразность", – полагает Васильев.

"Мы предлагали эксклюзивные условия, но ведь чиновникам все равно, что покупать, они же не будут ездить на этих автобусах. Поэтому решение принимается не по комплексу характеристик, а прямо сейчас, локально. И за этими деревьями леса совершенно не видно. Их интересует только мгновенный результат. А мы не можем убежать от ответственности, мы же не в Китае живем. Поэтому хочешь-не хочешь приходится работать на долгосрочную перспективу", – считает Морозов.

ПРОРЫВНОЙ ХОД

"Итак, если проанализировать (см. таблицу прим. "БИЗНЕС Online ") наш автобус и наши предложения по нему, то, естественно, уже на старте у КАМАЗа издержек получается в полтора раза больше, соответственно и цена дороже (китайские автобусы стоили чуть больше 1 млн. рублей, НефАЗы – почти в два раза дороже – ред.), – объясняет Морозов. – Но зато НефАЗ и прибыли создает больше, когда окупится. Ну, да ладно! Случилось то, что должно было случиться. Надо жить и развиваться дальше. Впереди - Универсиада. Если руководство Казани сделало правильные выводы из случившегося, у нас к нему есть новое предложение: камазовский автобус с газовым двигателем. Он всего по одному параметру не дотягивает до Евро-5, практически по всем параметрам не уступает западным аналогам. При этом цена намного ниже, в два раза дешевле в эксплуатации. По сравнению с любым дизельным двигателем он практически бесшумный и экологически чистый.

 Итак, аргументы КАМАЗа понятны. Но, очевидно, у чиновников казанской мэрии и перевозчиков, имеющих в своем парке китайские автобусы, есть свои доводы и мнения. Газета «БИЗНЕС Online» готова предоставить возможность высказать свои позиции всем сторонам.   

Равиль САБИРОВ

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

 

Параметры

НефАЗ-5299-20-22

Golden Dragon XML6112

Двигатель (мощность в л.с.)

Cummins ISBe 250.30 (250)

YC6112 ZLQ (240)

Экологические показатели

Евро-3

Евро-2

Класс по габаритам

Большой

Средний

Количество мест

114

75

Количество дверей

3

2

Расход топлива при городском цикле (л/100 км)

42,5

49,5

Установленный ресурс до капремонта основных агрегатов

700 тыс. км

нет данных

Авансовый платеж в %

10

30

Срок лизинга в мес.

60

36

Удорожание в %

9,85

12%

Сервисный пакет: ТО1 и ТО2

включен

не включен

КАСКО, ОСАГО, регистрация в ГИБДД

включен

не включен

Транспортный налог, налог на имущество

включен

не включен