Кондитерская фабрика обошлась «Эссен Продакшн» в 3,2 млрд. рублей
Кондитерская фабрика обошлась «Эссен Продакшн» в 3,2 млрд. рублей

3 МЛН. РУБЛЕЙ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Совладелец казанской компании «Золотой век» Булат Залялетдинов подтвердил «БИЗНЕС Online», что заключил с компанией «Эссен Продакшн» Леонида Барышева и Вадима Махеева мировое соглашение. Напомним, ему предшествовала почти трехлетняя судебная тяжба. Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», скромный предприниматель поставил под угрозу мегапроект «Эссен Продакшн АГ» стоимостью 3,2 млрд. рублей — доказал в судебном порядке, что заключенная компанией в 2011 году сделка по приобретению имущества набережночелнинского мясокомбината, в корпусах которого располагается новое производство, недействительна. Основание — нарушенное право на приватизацию земельного участка под зданием весовой, которую Залялетдинов некогда приобрел. Как рассказывал «БИЗНЕС Online» предприниматель, за время судебной тяжбы он не раз предлагал оппонентам завершить дело миром, соглашаясь на выкуп спорного участка по рыночной цене с денежной компенсацией за здание весовой либо объекта полностью (скотобойня и весовая с загонами для скота).

Насколько завизированный документ близок к этому варианту? Первый пункт мирового соглашения предусматривает, что ЗАО «МЭКТ» (предыдущий владелец комлекса объектов обанкротившегося мясокомбинатаприм. авт.) возмещает «майонезным королям» 3 млн. рублей убытков, говоря сухим языком протокола, «причиненных существованием прав третьих лиц на отчуждаемое имущество». В свою очередь, «Эссен Продакшн» обязуется подписать с «Золотым веком» договор мены. Чем же должны обменяться непримиримые на протяжении ряда последних лет оппоненты? Компания Залялетдинова отдает здание весовой площадью 96,5 кв. м с прилегающим к нему загоном для скота в 5 тыс. кв. м, оцененные в 3,05 млн. рублей и 50 тыс. рублей соответственно, а взамен получает земельный участок площадью 1,67 тыс. кв. метров. При этом «Эссен» должен выплатить «Золотому веку» разницу в стоимости обмениваемого имущества — 3 млн. рублей.

Булат Залялетдинов: «Три миллиона рублей за пять тысяч квадратных метров – достаточно скромная сумма»
Булат Залялетдинов: «3 миллиона рублей за 5 тысяч квадратных метров — достаточно скромная сумма»

«Как видите, Барышев допустил в своем комментарии неточности — сказал, что мне заплатили всего 1 миллион. Я считаю, что если уж говоришь, надо говорить как есть, а не выдумывать», — отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» совладелец «Золотого века». — Тем более что не знать о размере суммы гендиректор «Эссена» никак не мог — она везде прописана и обсуждалась на протяжении почти полугода».

Сама же подготовка мирового соглашения, по словам предпринимателя, заняла около трех недель: «Мы плотно обсуждали вопрос с юристами. С самим Леонидом Барышевым я ни разу не встречался. Поэтому удивился, когда он в интервью сказал, что якобы задает мне вопросы и получает ответы». Сейчас мировое соглашение сдано в суд, но пока не утверждено. По словам Залялетдинова, оно становится действительным только при исполнении договора мены. Он подписан, и 3 млн. рублей «Золотому веку» перечислены. Теперь «Эссен» должен до конца года передать «Золотому веку» земельный участок.

«ЗАВИСТЬ — ИЗ РАЗРЯДА ДЕТСКИХ КАТЕГОРИЙ»

«Для меня это не отступное. Фактически я совершил сделку: отдал «Эссену» свое имущество, — говорит Залялетдинов. — 3 миллиона рублей за 5 тысяч квадратных метров — достаточно скромная сумма. В то же время мой бывший участок для компании Барышева важен — он перекрывал им задний выезд. Мои партнеры сказали, что мы обойдемся без него. Построим на другом участке новую весовую». Предприниматель признает, что, по сути, мировое соглашение направлено на то, чтобы вывести из процесса ЗАО «МЭКТ»: «То, что земельный участок был по ошибке передан «Эссену», — полностью вина этой компании».

Совладелец «Золотого века» по-прежнему не согласен с производством конфет по соседству
Совладелец «Золотого века» по-прежнему не согласен с производством конфет по соседству

Он напоминает, чем грозит исполнение решения суда сторонам процесса: «Эссен» обязан вернуть и землю, и здание мясокомбината ОАО «МЭКТ», а тот должен отдать компании Барышева уплаченные за них 90 млн. рублей. Далее МЭКТ обязан передать участок обратно Тукаевскому району, получив назад 1,28 млн. рублей. В службе судебных приставов лежат исполнительные листы. Причем при принудительном исполнении судебного решения МЭКТ и «Эссен» должны были бы уплатить 7% исполнительского сбора: с 90 млн. это порядка 6 миллионов. «Оппоненты пытались обвинить меня в тайном умысле и чуть ли не в рейдерском захвате, — отмечает Залялетдинов. — С этой точки зрения мне было бы выгодно подвести их к неисполнению решения суда, из-за чего они потеряли бы крупные денежные суммы. Я же согласился подписать мировое соглашение». В то же время, по словам предпринимателя, все не так однозначно: «С одной стороны, «Эссен Продакшн» 4 декабря подписывает мировое соглашение, а с другой — 9 декабря подает по этому делу кассационную жалобу. Не знаю, чем вызваны эти шаги». Сам же Залялетдинов отметает все упреки в сутяжничестве: «Зависть — из разряда детских категорий. Я приобретал объект в 2008 году, когда «Эссеном» там еще и не пахло. Надеюсь, что они исполнят мировое соглашение до конца». В этом случае «Золотой век» должен отказаться от исковых требований. «Барышев поспешил сообщить, что все спорные вопросы закрыты», — резюмирует инициатор разбирательства.

«ЭССЕН» СРАВНЯЛ СЧЕТ

К тому же, как отмечает совладелец «Золотого века», мировое соглашение заключалось только в рамках дела по имущественному спору и не снимает всех проблем. Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», одержав одну судебную победу, Залялетдинов подал второй иск — теперь уже о незаконности самого кондитерского производства. Причина, как утверждает он, в том, что выпуск хрустящих батончиков и конфет препятствует его бизнес-планам. Покупая весовую, убойный цех и загоны, Залялетдинов планировал после реконструкции развернуть там мясопереработку, но теперь никто не даст ему на это добро. Мясопереработка относится к первому классу опасности, который по СанПиН подразумевает санитарно-защитную зону в тысячу метров. В ее пределах производство продукции меньшего класса опасности — а у «кондитерки» «Эссена» он четвертый — недопустимо. То есть компания Барышева, по мнению Залялетдинова, пошла на нарушение: тот же первый класс опасности у всей территории мясокомбината, изменить его вправе только главный санитарный врач РФ.

Компания Леонида Барышева должна урегулировать имущественный спор с Залялетдиновым до конца года
Компания Леонида Барышева должна урегулировать имущественный спор с Залялетдиновым до конца года

Решили ли соседи этот вопрос? Судя по всему, нет. Залялетдинов говорит, что земельный участок, который «Эссен» должен передать до договору мены «Золотому веку», находится вблизи его бывшей весовой. «Вместо тысячи метров от кондитерской фабрики до моих объектов всего 500 метров, — говорит предприниматель. — Это не дает мне возможности инвестировать без дальнейшего риска для своих инвестиций». В «Эссен Продакшн» претензии не признают. Как отметил на состоявшемся на днях судебном заседании представитель ответчика Вячеслав Шорин, материалы дела не содержат доказательств о воле истца использовать свое имущество в том качестве, о котором он заявляет. И санитарной зоны, по его мнению, как таковой нет — ее не утверждали соответствующие органы. «К тому же санитарные нормы распространяются на те хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность, — сказал представитель «Эссен Продакшн». — Эта деятельность истцом никогда не велась. Мы считаем, что и не будет вестись».

В результате судья Людмила Андриянова в удовлетворении иска Залялетдинову отказала. «Другого мы не ожидали: надуманность оснований и предмета иска не могли привести к принятию иного решения», — прокомментировал результат разбирательства «БИЗНЕС Online» Шорин. Но Залялетдинов намерен продолжить борьбу: «Есть еще вторая, и третья судебные инстанции. Это принципиальный спор. Он не только коммерческий, но еще и морально-этический».