Кондитерская фабрика обошлась _Эссен_ в 3,2 млрд. рублей
Кондитерская фабрика обошлась «Эссен» в 3,2 млрд. рублей

ОТ БУЛАТА ЗАЛЯЛЕТДИНОВА «МЭКТ» ОТКУПИЛСЯ МИЛЛИОНОМ РУБЛЕЙ

Арбитражный спор за земельный участок, который принадлежал ООО «Золотой век» и оказался на территории нового кондитерского производства ЗАО «Эссен Продакшн АГ», завершился мировым соглашением. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил гендиректор «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев в ходе пресс-тура, прошедшего накануне на кондитерской фабрике компании. «В свое время мы отдали этот участок муниципалитету, но Залялетдинов не хотел его забирать — он хотел что-то получить от ЗАО «Мэкт», — рассказал Барышев. — Мы в этом споре выступали третьим лицом. В пятницу Залялетдинов подписал с «Мэкт» мировое соглашение, оно ушло в суд. Сколько отступных он получил, я не знаю, но что-то порядка миллиона рублей».

Напомним, полтора месяца назад крупнейший инвестиционный проект холдинга «Эссен Продакшн АГ» стоимостью 3,2 млрд. рублей оказался под угрозой срыва. В Верховном арбитражном суде России право Барышева на землю оспорил предприниматель из Казани Булат Залялетдинов — учредитель ООО «Золотой век». В 2008 году Залялетдинов приобрел у челнинского мясокомбината часть земли, освоенной «Эссен Продакшн АГ». В 2010-м в ходе процедуры банкротства имущество мясокомбината приобрело ЗАО «Мэкт», а годом позже компания выкупила и землю площадью 143 тыс. кв. м у исполкома Тукаевского района за 1,3 млн. рублей. Месяц спустя «Мэкт» перепродал весь комплекс «Эссену» за 90 млн. рублей. Таким образом, «Золотой век» смог предъявить права на небольшой участок земли с объектом — полуразрушенной весовой, которая оказалась на территории кондитерской фабрики.

Линия по производству конфет
Линия по производству конфет

«Мы покупали объект как честный приобретатель, не зная всей истории, и эта весовая стояла примерно в 500 метрах от цехов, принципиального значения для нас она не имела», — ответил Барышев на вопрос «БИЗНЕС Online». Отверг он и заявки Залялетдинова на проект мясопереработки, которая по СанПИНам не может соседствовать с кондитерским производством. — Мы просмотрели всю историю его работы, он никогда не был замечен в производстве. Думаю, это заявление было далеко от реальности. Если бы он хотел работать, он бы как минимум прицепился к нам в процессе реконструкции — мы же проводили сюда все коммуникации». На вопрос, не думают ли в «Эссен Продакшн АГ», что Залялетдинов специально дожидался, пока компания начнет осваивать землю, чтобы предъявить свои права, Барышев сказал, что не усматривает такой коварной цели за коллегой, «но когда он увидел, что кондитерка заработала и идут большие инвестиции, наверное, подумал, почему бы и не поиграть на нервах. Я задавал ему этот вопрос — почему именно сейчас он заявился, но ничего внятного в ответ не услышал».

По словам Барышева, для реализации проекта кондитерской фабрики в экономическом плане арбитражный спор критичного значения не имел, поскольку ни земля, ни объекты не закладывались при получении кредита. «Земля у нас банками особо не ценится, это не центр Казани, — заявил собеседник. — В основном в залог берут здания, но это здание было на реконструкции, когда мы получали кредит, поэтому банками оно не рассматривалось. У нас залогов и так хватает — у нас много торговых центров, их и закладываем по всем проектам».

Первая очередь кондитерской фабрики Эссен вышла на проектную мощность
Леонид Барышев: «Мы не собиремся паразитировать на образах Disney и DreamWorks»

«С НЫНЕШНИМ КУРСОМ ЕВРО МЫ ПОЛУЧИЛИ БОЛЬШИЕ ЗАЯВКИ ИЗ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Как бы то ни было, первая очередь кондитерской фабрики вышла на проектную мощность, чему «Эссен» и посвятил вчерашний пресс-тур. Строго говоря, последняя линия первой очереди была запущена и вкупе с остальными четырьмя конвейерами уже в ноябре дала проектные 3,5 тыс. т продукции, тем самым нарастив общее производство до заложенных 40 тыс. т в год. Это снэки, полые вафли и конфеты. По итогам года компания планирует показать утроенный объем продаж, преодолев планку в 2 млрд. рублей. В проект вложено 3,2 млрд. рублей, из которых 35% — собственные средства компании, окупиться фабрика должна за 5,5 лет. Если два года назад на начальной стадии производство выпускало 5 товарных позиций, сегодня ассортимент увеличился до 40 наименований, план следующего года — 100 товарных позиций. По словам Барышева, в 2015 году компания планирует увеличить продажи еще на 30% — сегодня «Эссен» не в состоянии удовлетворить спрос своих контрагентов по кондитерской продукции. Кондитерское производство расположилось на 10 тыс. кв. м, еще столько же занимает логистический узел с примыкающей к нему железнодорожной веткой.

Веерный охладитель вафель
Веерный охладитель вафель

«Если все пойдет хорошо, мы построим еще один корпус на 10 тысяч квадратных метров, — сообщил Барышев, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». — Это тоже под кондитерку, потому что сегодня мы не успеваем выполнять заказы. Даже если бы у нас на сегодня было вдвое больше линий, мы бы все продали. К сожалению, оборудование ставится больше года, и мы сейчас в замешательстве — то ли заказывать еще несколько линий, то ли подождать месяц-другой, пока евро успокоится, потому что мы за все оборудование платим в евро. Сегодня каждый месяц приходится переписывать бизнес-план, чтобы показывать банкам».

Барышев пояснил, что вся выпускаемая продукция «уходит с колес», за месяц складской запас уменьшился на 1,1 тыс. т — до 200 тонн. При этом компания еще не заключала крупных сетевых контрактов. «У нас среди партнеров по кондитерке еще нет ни «Магнита», ни «Ашана», — рассказал Барышев. — Все забирает дистрибуция. В следующем году будет яснее, кому сколько мы сможем отгружать, тогда и подпишем крупные контракты». Тем не менее в Германию «Эссен» конфеты отгружает — правда, немного, около 3 т в неделю, попутно в 15-тонной фуре с соусами. «С нынешним курсом евро мы получили большие заявки из дальнего зарубежья, потому что цена выходит для них привлекательная, — пояснил Барышев. — Но мы эту цену еще до конца не скорректировали, потому что сырье тоже импортное, оно дорожает каждую неделю на 3 процента. Это какао-бобы, какао-масло из Европы и Кот-д’Ивуара. Но Кот-д`Ивуар торгует через биржу Роттердама». За год себестоимость кондитерской продукции «Эссен» выросла на 15%.

Логистический узел фабрики имеет железнодорожную ветку
Логистический узел фабрики имеет железнодорожную ветку

МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ ПАРАЗИТИРОВАТЬ НА ОБРАЗАХ WALT DISNEY

Неприятие патриотического популизма «Эссен» демонстрирует еще в одном своем проекте — выпуске кондитерской продукции с использованием торговых марок студий Walt Disney и DreamWorks, с которой контракт был подписан в этом году. «Для нас торговые марки Disney и DreamWorks — не маркетинговый ход, — заявил Барышев. — У нас была задача пройти аудит, потому что у американцев есть определенные требования к детской продукции по качеству, по содержанию сахара... После подписания контракта с Walt Disney у нас полгода ушло на сертификацию первой линии. Продаем мы, конечно, на российском рынке. Несмотря на антиамериканские настроения, все-таки диснеевских героев российские дети до сих пор любят. В прошлом месяце мы продали 350 тонн продукции с использованием образов Walt Disney. Это порядка 10 процентов от продаж, причем высокомаржинальных, и конфеты недешевые. Но у нас нет на них крупной ставки, мы не собираемся паразитировать, разрабатываем собственные бренды».

Что касается традиционного направления «Эссен» — майонеза, то Барышев и здесь похвастался рекордными ноябрьскими продажами. 15 тыс. т майонеза в месяц стали историческим максимумом продаж, хотя до новогодних салатов «Оливье» еще целый месяц. Производство на елабужской майонезной площадке «Эссен» в октябре выросло на 45%. Ежегодно компания инвестирует в нее порядка 3 - 5 млн. евро.

Леонид Барышев_ Мы не собиремся паразитировать на образах Disney и DreamWorks
Первая очередь кондитерской фабрики «Эссен» вышла на проектную мощность

Как пояснил Барышев «БИЗНЕС Online», рост продаж майонеза — это не следствие тенденций российской внешнеэкономической политики, хотя речь идет именно о подъеме рынка: «Предполагаю, что происходит схлопывание мелких игроков. Думаю так, потому что та же сеть «Магнит» раньше раздавала мелким игрокам «приваты» (заказ стороннему производителю продукции под маркой торговой сетиавт.). А теперь мы от «Магнита» получили заявку на «приват» в невероятных объемах. Видимо, мелкие производители отказались этим заниматься — стало невыгодно. И таких производств схлопнулось несколько — особенно мы замечаем это по джему. Мы в этом году приросли на 30 процентов по джему, это стало неожиданной для нас тенденцией. С другой стороны, быть может, люди становятся более урбанизированными и перестают сами делать джемы, а может, происходит импортозамещение. Многие говорят сегодня об оживленности рынка, но я не знаю пока, у кого сколько процентов».

Леонид Барышев_ Через пару месяцев эта конфета станет еще вкуснее_
«Через пару месяцев эта конфета станет еще вкуснее»

«ЕСЛИ БЫ МЫ СТАВИЛИ ОБОРУДОВАНИЕ СЕБЕ, МЫ БЫ ЗАНЯЛИ МОНОПОЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПО МЕСТНОЙ ПРОДУКЦИИ...»

В ходе брифинга Барышев рассказал журналистам, что в этом году в рамках концепции создания сервисно-логистических центров ЗАО «Эссен Продакщн АГ» профинансировало 3 фермерских проекта, еще 5 проектов компания совместно с минсельхозом РТ рассматривает для реализации в будущем году. «Мы провели тендер из нескольких представленных проектов, три из них профинансировали, — рассказал глава «Эссена». — На 20 миллионов профинансировали проект «Вятские зори», сейчас они уже отгружают нам продукцию по предоплате. Пока сотрудничаем с ними по овощам, но у них есть план поставлять и другую продукцию — у них есть молочная ферма и еще одна полумясная. Такие фермеры нам нужны. Еще одному фермеру проплатили строительство теплицы, также на 20 миллионов, в марте будем получать от него огурцы. По третьему контракту начинаем продавать гуся и индюка. Кроме того, есть заявка на поставку ягод, но проект еще далек от готовности».

Оборудование на фабрике в основном немецкое
Оборудование на фабрике в основном немецкое

Через распределительный центр «Эссен» обеспечивает поставку местных продуктов в собственную сеть гипермаркетов, которая сегодня доводит до покупателя порядка 10 тыс. т овощей в год. За счет распределительного центра компания рассчитывает нарастить продажи овощей до 30 тыс. т, стратегический же план заключается в формировании овощного кластера Закамья не административным, а рыночным путем. По словам Барышева, главная причина отсутствия местной продукции в торговых сетях — это неумение фермеров правильно ее сохранить и упаковать. Поэтому компания вложилась в мойку и упаковку овощей, а также построила овощехранилище. Благодаря проекту сегодня в гипермаркетах «Эссен», к примеру, продается елабужская морковь вместо израильской.

Камера _созревания_ конфет
Камера «созревания» конфет

«Наша стратегия не предполагает, что мы всем раздадим по три копейки, мы хотим выявить фермеров, которые реально в состоянии следить за качеством, выполнять финансовые обязательства и имеют стратегическое видение своей работы, — заявил Барышев. — На их примере мы стремимся показать, как все работает. Если бы мы ставили оборудование себе, мы бы заняли монопольное положение по местной продукции. Но мы взяли на себя все риски, включая неурожай, и поставили оборудование производителям, потому что когда они рассчитаются с нами товаром, у них появится возможность поставлять в любые сети — и в «Магнит», и куда угодно. На нас они оттачивают свои возможности по ценообразованию и по качеству продукции. Мы готовы и дальше делать стартовые вложения в тех, кто хочет развиваться».