СОЦИОЛОГИ ИЗМЕРИЛИ ТЕМПЕРАТУРУ ОБЩЕСТВА В КРИЗИС

Уровень позитивного социального самочувствия в обществе сейчас заметно ниже, чем год назад. Около четверти опрошенных уже в той или иной степени пострадали от кризиса. Одни попали под сокращения, другие лишились прежних доходов, и даже те, кто сохранил должность и зарплату, считает, что его материальное положение стало хуже. Тем не менее, директор исследовательской группы "ЦИРКОН" Игорь Задорин считает: россияне будут терпеть до последнего.

- Что показали результаты исследования – сколько россиян уже почувствовали на себе последствия кризиса?

- В марте 47% опрошенных в целом удовлетворены жизнью, которую они ведут, а 52% выразили свою неудовлетворенность. По сравнению с июнем 2008 года, когда мы проводили подобное исследование, число неудовлетворенных своей жизнью выросло на 11%, снижение произошло в последние месяцы 2009 года - еще в декабре замер демонстрировал уровень социальной адаптации, не сильно отличавшийся от июньского. Мартовское исследование зафиксировало и снижение самооценок россиянами материального положения своих семей: с июня прошедшего годы доля оценивающих свое материальное положение как "хорошее" снизилась на 7%, составив 11% от всех респондентов; негативные оценки дали около трети россиян (34%) против 22% в июне 2008 года (доля средних оценок не изменилась). Иными словами, мы констатируем изменения оценок социального самочувствия в худшую сторону по сравнению с докризисными временами примерно у 20% взрослых россиян. На наш взгляд, это все-таки не так много, как иногда говорят.

- А надолго наших людей хватит? Каков запас прочности?

- Если верить ответам наших респондентов, лишь 5% признались, что смогут прожить на свои сбережения дольше полугода (в случае, если бы все другие источники доходов у них исчезли). Около 14% граждан ответили, что их сбережений хватит на 3-6 месяцев; более четверти (27%) "протянут" 2 и менее месяцев.

- И как люди настроены действовать, если их уволят, когда закончатся деньги? Пойдут ли они строить баррикады и будут ли голодать в палатках перед Белым домом?

- В нашей культуре такая модель поведения, как коллективный протест вообще не распространена. У французского, например, пролетария есть типовые модели поведения в таких ситуациях: экономика на подъеме - я иду к начальству и требую повышения зарплаты; начался в экономике спад, меня уволили - я иду в профсоюз, и мы выступаем на стачку. В нашей культуре ничего подобного нет - наши выбирают, как правило, единственный вариант: "Я буду терпеть; всё равно ничего не изменится, и я ничего не изменю".

- Наши люди не верят в профсоюзы, но на что же они надеются?

- Более половины наших респондентов ожидают наибольшего вклада в смягчение последствий кризиса от президента и правительства, еще около четверти граждан надеются на руководство региона, около 13% - на органы местного самоуправления. Лишь каждый десятый участник опроса придерживается мнения, что облегчить положение может руководитель предприятия, на котором работает человек. Такие институты, как церковь, благотворительные организации и фонды (российские и зарубежные), политические партии в качестве субъектов, способных смягчить положение граждан в тяжелое время, фактически не рассматриваются.
Замечу, что защищать свои интересы, если их необоснованно уволят, лишат зарплаты, наши граждане полагают правильным в индивидуальном порядке: либо в суде (чуть более трети респондентов), либо путем попыток лично "договориться" с начальством (около 30%). Варианты участия в организованных коллективных действиях по защите своих считают эффективными лишь 10-20%.

- И все-таки русский мужик терпит-терпит, а потом взялся за дубину и пошел…

- В 90-х годах всё было в десятки раз хуже, при этом серьезных протестных акций, кроме 1993 года, не было; сейчас всё гораздо лучше, но при этом все почему-то ожидают массовых протестов. Скажите мне, в связи с чем, если и тогда народ не взялся за дубину? Некоторые эксперты ссылаются на так называемый "закон Токвиля": то есть фактически люди недовольны не текущим положением, а сломом ожиданий, - всё росло, будущее было радужным, а тут - бац, и прощай мечты… В таких ситуациях на протестное выступление идут не самые бедные, а как раз "средний класс", которому подорвали перспективы. Но у нас "средний класс" еще более индивидуализирован, чем пролетариат.

www.liberty.ru