DAIMLER ИНВЕСТИРУЕТ, НЕСМОТРЯ НА МИЛЛИОННЫЕ УБЫТКИ

Немецкий концерн Daimler увеличил свою долю в ОАО «КАМАЗ» — теперь в его прямом управлении находится 15% акций вместо прежних 11%, говорится в сообщении челнинского автопроизводителя. Свою долю Daimler нарастил за счет приобретения 4% акций, принадлежавших Европейскому банку развития и реконструкции, которыми немецкий концерн управлял ранее.

«Daimler договорился с ЕБРР о выкупе до сих пор принадлежавших ему 4 процентов. Ранее ЕБРР пользовался своим правом голоса при согласовании с немецкой компанией. Daimler сохраняет, таким образом, свое участие в ОАО «КАМАЗ» на уровне 15 процентов», — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев.

Сделка состоялась 30 октября. ЕБРР продал свои 4% камазовских акций согласно ранее существующим договоренностям, сообщили ТАСС в пресс-службе ЕБРР. Крупнейшим акционером КАМАЗа является госкорпорация «Ростех», которая контролирует 49,9% акций. Среди прочих акционеров — зарегистрированная на Кипре компания Avtoinvest Limited (20,81%) и кипрская компания Decodelement Services Limited (2,73%). Оба офшора представляют интересы бывшей «Тройки Диалог». Помимо немецкого автоконцерна, у которого теперь 15%, среди акционеров — американская компания KAMAZ International Management (4,25%) и ООО «Финансово-лизинговая компания «КАМАЗ» (3,72%).

Согласно отчету Daimler, его 11% камазовских акций и 4% от ЕБРР оценивались в общей сложности на конец третьего квартала 2014 года в 140 млн. евро, пишет агентство «Прайм». Можно предположить, что стоимость 4-процентной сделки составила порядка 37,2 млн. евро. При этом стоимость камазовского пакета в 15% у Daimler снизилась с начала года на 9,7%. Более того, за три квартала 2014 года немецкий холдинг получил 1 млн. евро чистого убытка от участия в КАМАЗе против 12 млн. евро прибыли за аналогичный период годом ранее. Интересно, что еще летом этого года Daimler заявлял, что не собирается увеличивать свою долю в российском автогиганте, остановившись на 11%. Правда, и сам ЕБРР обещал, что в рамках санкционного пакета никаких инвестиций в Россию не будет.

«С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНО, ЭТО ИНТЕРЕСНАЯ ИНВЕСТИЦИЯ»

Старший научный сотрудник Института экономики переходного периода Василий Зацепин заявил газете «БИЗНЕС Online», что удивлен объявлением о данной сделке. «На фоне бегства капитала из России, которое, по последним неофициальным данным, может превысить 150 миллиардов долларов в этом году, это смелый поступок, который свидетельствует о большом мастерстве менеджеров концерна и склонности к риску», — заявил он.

Позитивно сделку для российской компании оценивает финансовый аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. «Совсем недавно проходило заседание консультативного совета по иностранным инвестициям с иностранными бизнесменами. В ходе этой встречи российская сторона всячески пыталась привлечь инвестиции в нашу экономику. Думаю, что и эта сделка призвана ускорить экономический рост. Если увеличивается доля в госкомпании, а КАМАЗ — это госкомпания, там доля госсобственности большая, я думаю, это административное решение направлено на стимулирование экономики в условиях негативной рыночной конъюнктуры, чтобы привлечь инвестиции».

Правда, при этом Нигматуллин не ожидает каких-то значительных изменений на КАМАЗе в связи с увеличением доли Daimler. Причина в том, что 4% на фоне капитализации российской компании — доля небольшая. «Это и не блок-пакет, и не мажоритарная доля, — говорит Нигматуллин. — Поэтому не думаю, что есть существенная премия к рынку, тем более в текущих условиях».

Что касается дальнейших планов немецкого концерна относительно акций КАМАЗа, то тут, считает аналитик, очень многое зависит не только от экономических аспектов, но и от политических решений. «Будет ли Daimler дальше увеличивать долю в акциях КАМАЗа — сложный вопрос. В компании с госучастием все связано не только с экономическими аспектами, но и с политическими решениями. С одной стороны, сейчас российский рынок автомобилестроения находится на спаде, если не учитывать госзаказ. Поэтому как вроде нет смысла немецкому концерну наращивать свое участие в КАМАЗе. С другой стороны, если кризис закончится, а он когда-то же закончится, то автомобилестроение покажет существенный рост. Все-таки Россия — это большой рынок, причем и на экспорт поставляется часть продукции. С точки зрения стратегии, долгосрочной перспективы, возможно, это интересная инвестиция».