К 2018 ГОДУ ПОЧТИ ПОЛОВИНА АВТОБУСНОГО ПАРКА КАЗАНИ БУДЕТ РАБОТАТЬ НА ГАЗУ

Сегодня вопрос повышения тарифов на проезд в общественном транспорте неожиданно прозвучал в непривычном месте — на сессии Казгордумы. Кивнув на девальвацию рубля, удорожание импортных запчастей на 30% и вполне естественное желание водителей жить как люди, директор ПАТП-4 Наиль Садреев попросили поднять стоимость билетов хотя бы на величину инфляции, то есть до 22 - 23 рублей. Однако, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», официального запроса на индексацию цен в госкомитете РТ по тарифам пока не получали.

«ИНАЧЕ МЫ ВСЕХ ВОДИТЕЛЕЙ ПОТЕРЯЕМ, ОНИ РАЗБЕГУТСЯ…»

Сегодня на сессии Казгордумы депутаты обсудили развитие системы транспортного обслуживания Казани. На фоне последних новостей о разработке комплексной системы организации дорожного движения и внедрения концепции парковочного пространства прозвучала скромная просьба перевозчиков — рассмотреть повышение стоимости проезда.

Директор ПАТП-4 Наиль Садриев рассказал, что агрегаты автобусов класса «Евро-3» в основном импортные и рост курса валют серьезно сказывается на стоимости запчастей. По его словам, цены на запчасти выросли примерно на 30%. Кроме того, невзирая на снижение цен на нефть, растет стоимость ГСМ. А для удержания кадров необходимо поднимать зарплаты водителей, иначе «мы всех водителей потеряем, они просто-напросто разбегутся!». Есть проблема и с обновлением парка: в Татарстане переходят на газомоторные автобусы, это распоряжение правительства РФ и РТ, заметил Садриев. А лизинговые платежи за каждый новый автобус на газомоторном топливе даже с учетом субсидирования в 35% достигают 160 тыс. рублей ежемесячно.

«Сейчас мы работаем на автобусах, за которые лизинг уже выплачен, — рассказал он. — На 32 автобуса это уже около 5 миллионов ежемесячно. Это большая сумма, порядка 4 процентов всех наших расходов».

«Пользуясь случаем, хотелось бы, Ильсур Раисович, чтобы вы нас поддержали в вопросе повышения тарифов — хотя бы до официального процента инфляции, — слегка запинаясь, высказал осторожное пожелание Садриев. — Но в принципе можно решить этот вопрос, если бы мы довели компенсацию за перевозку льготных пассажиров до минимального уровня по транспортным картам».

Комментариев от мэра, впрочем, не последовало. Напомним, что сейчас пассажиры всех видов транспорта платят 20 рублей при оплате наличными и 18 рублей — с транспортной карты, которой, если верить статистике, пользуются более 78% пассажиров. В последний раз тариф повышался в феврале 2014 года — на 1 рубль (для автобусов).

Как позже пояснил Садриев «БИЗНЕС Online», расчетная стоимость билета, которую предприятие направляет в госкомитет РТ по тарифам, составляет 23 рубля. По словам председателя комитета по транспорту Айдара Абдулхакова, расчеты перевозчиков показывают, что проезд должен стоить 22 рубля. Но это на сегодняшний день, а что будет завтра и почем будет солярка и запчасти, никто точно не знает. «Осенью по традиции тарифные дела готовят все транспортники. Вопрос это, в общем-то, резонный», — считает Абдулхаков. — И хотя бы на уровень инфляции, с учетом подорожания всего и вся, поднимать тариф надо. А из каких доходов это делать, если не из тарифа?»

Впрочем, вопрос о том, будет повышение или нет, Абдулхаков перенаправил в госкомитет РТ по тарифам. Там «БИЗНЕС Online» не подтвердили получения каких-либо запросов от транспортных компаний.

«В государственный комитет Республики Татарстан по тарифам на сегодняшний день консолидированного заявления от комитета по транспорту по вопросу повышения тарифов на проезд в общественном транспорте не поступало, — рассказала «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь ведомства Алина Шамсутдинова. — Обычно перевозчики обращаются в комитет по транспорту, а его сотрудники готовят заявление, которое и является основанием для того, чтобы открыть дело о пересмотре тарифов. В настоящий момент открытого дела по этому вопросу нет».

К 2018 ГОДУ КАЗАНЬ ПРИРАСТЕТ 409 ГАЗОМОТОРНЫМИ АВТОБУСАМИ

На сессии положение дел в важнейшей отрасли городского хозяйства обрисовал председатель комитета по транспорту казанского исполкома Айдар Абдулхаков. По его словам, закуплено 524 новых автобуса — всего же в парке 887 машин.

Отметим, что на фоне жалоб перевозчиков на удорожание импортных запчастей формированное обновление автобусного парка к Универсиаде выглядит как дальновидный шаг. Что называется, успели! Перевозчики закупили новую технику до того, как рубль ушел в пике, уступив доллару 30%, а евро — 22% своей стоимости. Автобусный парк в Казани обновлен на 60%, сейчас это было бы сделать намного дороже. Да и потребность в тех самых запчастях у новой техники ниже.

Остановившись на автобусной сети, Абдулхаков отметил, что 64 маршрута, по которым ходят 887 автобусов, обслуживают 2 муниципальных и 10 частных компаний. На смену «китайскому дракону», которого перевозчики уважили во время автобусной революции 2007 года, приходят «НЕФАЗы», «МАЗы» и «ПАЗы» нового образца.

«Ни один крупный город Российской Федерации сегодня не может сравниться с Казанью по темпам обновления автобусного парка, — подчеркнул Абдулхаков. — Максимальный возраст подвижного состава не превышает 6 лет. Сегодня 96 процентов парка автобусов, 55 процентов парка троллейбусов и 37 процентов трамваев низкопольные. В дальнейшем обновление парка будет осуществляться за счет закупки экологически чистых автобусов на газомоторном топливе. Наши муниципальные предприятия уже подали заявки на 65 единиц по федеральной программе, в соответствии с которой предусматривается субсидирование 25 процентов их стоимости. Поступление первой партии планируется в июне 2015 года. До 2018 года автотранспортными предприятиями планируется приобрести 409 газомоторных автобусов».

Как отметил мэр Казани Ильсур Метшин, вопросы замены автобусов на газомоторные необходимо решать как можно быстрее — это завтрашний день.

«Мы совместно с КАМАЗом сейчас это прорабатываем, — заметил он. — Да, это требует серьезных инфраструктурных вложений, газозаправочных станций — это совершенно другой уровень техобслуживания. Но это завтрашний день. Мы должны первыми эти вопросы претворять в жизнь совместно с транспортниками».

Вообще же в будни в Казани перевозится более 820 тыс. пассажиров, наибольший объем осуществляется автобусами — это 73% перевозок. На долю трамваев приходится 7,3%, троллейбусов — 7,7%, привел цифры Абдулхаков. Доля метрополитена ежегодно растет, за отчетный год она увеличилась с 10,5 до 12%, в будние дни пассажиропоток составляет более 110 тыс. пассажиров.

Из трамвайных маршрутов самым популярным остается трамвай №5 — пассажиропоток после модернизации путей вырос с 12 до 33 тыс. пассажиров в сутки. Рост связан и с новым подвижным составом — сейчас по рельсам идут 24 трамвая, из которых 20 — «трехсекционники» белорусско-немецкого производства. Плюс для пассажира — 66 информационных табло.

ELG_0871.jpg
Айдар Абдулхаков

КАЗАНЬ ОТСТАЕТ ОТ ЕВРОПЫ, НО… ВПЕРЕДИ РОССИИ ВСЕЙ

Затем Абдулхаков перешел к качеству обслуживания и напомнил, что с февраля до полуночи продлен режим работы метро, до 23:30 ходят трамвай №5 и три маршрута троллейбуса. Автобусы же в полном объеме работают до 20 часов. Далее до 22 часов количество автобусов на линиях сокращается, а до 23 часов работают 106 автобусов на 36 наиболее популярных маршрутах.

Острейшая проблема по-прежнему кадровая: у перевозчиков трудятся 6 тыс. человек, 2,2 тыс. из них — водители. 19% водителей — предпенсионного возраста, еще 475 человек — иностранцы.

Важнейший для каждого пассажира вопрос — регулярность рейсов. По словам Абдулхакова, сейчас выполняется 89% плановых рейсов, регулярность составляет 79%.

«Рейс считается регулярным, если отклонение от графика — не более 5 минут, — пояснил Абдулхаков. — При этом 9 процентов рейсов выполняются с отклонением от 5 до 10 минут, 12 процентов — с отклонением 10 и более минут».

Еще два года назад показатели были заметно хуже. Сказалось включение АСУДД на 48 перекрестках и улучшение дорог — теперь мешают заторы и аварии, а не отсутствие асфальта или сужение дорожного полотна. Средняя скорость движения выросла на четверть. На 5 маршрутах реализован приоритет общественного транспорта — до конца года «зеленая волна» охватит 13 маршрутов на 250 автобусов.

Коснувшись установки информационных табло, Абдулхаков самокритично отметил, что Казань отстает от европейских столиц по этому удобству для пассажиров. И тут же добавил, что по сравнению с российскими показатели Казани наивысшие. Всего информационными табло оснащены 169 остановок, до конца года установят еще 44.

На руку обладателям смартфонов — мобильные приложения «Яндекс.Транспорт»: только в Казани реализована функция отражения 100% подвижного состава. Аналогичный сервис работает и на портале «КазаньТранспорт.ru» — здесь еще можно посмотреть время прибытия автобуса на любую остановку города.

«СУДЯ ПО УЛЫБКЕ, ИЛЬДУС АХТЯМОВИЧ, ВАМ УДАВАЛОСЬ ПРОЕХАТЬ ЗАЙЦЕМ!»

Из новшеств Абдулхаков упомянул продолжающуюся разработку КСОДД, а также реализацию пилотного проекта платного парковочного пространства на 1250 машино-мест в центре города — его ввод планируется с апреля.

Насколько кнут против водителей «подращивает» пассажиропоток общественного транспорта? И много ли в Казани зайцев? Такие вопросы Абдулхакову задал депутат Ильдус Янышев. Как оказалось, «маховик эвакуатора», «косые кресты» на улицах пока не способствовали росту пассажиропотока. В Казани — как, собственно, и по всей России — сложился тренд автомбилизации, закупоривающей городские дороги. Пока пассажиропоток растет только в метро, а в наземном транспорте продолжается отток пассажиров. Что же до зайцев, то их в Казани нет вообще — за проезд платят все.

«Судя по улыбке, Ильдус Ахтямович, вам удавалось проехать зайцем», — пошутил градоначальник, давая слово депутату Николаю Рыбушкину.

Тот поинтересовался трассировкой метро — идет активное развитие «Жилплощадки», строятся два новых микрорайона, трудности испытывают работники вертолетного завода и «Оргсинтеза». Абдулхаков собрался было развести руками — конкретный маршрут метро исполком определить не может. Но тут его опередил градоначальник.

39982.jpg

«Это серьезный вопрос. Учитывая площадку, на которой он обсуждается, это точно не сессия городской думы, — заявил Метшин. — Перспектива строительства — вторая, третья очередь — это вопрос больших расчетов, расчетов институтов и бюджетов всех уровней. Так просто сказать с трибуны не то что председателю комитета, но и мэру невозможно, что метро пойдет туда. Факт в том, что благодаря поддержке нашего президента Рустама Нургалиевича Минниханова мы продолжаем строить метро — и сейчас работа идет на станции «Дубравная»… А вот так, лихо с трибуны сказать — вот так пойдет метро — не получится, Николай Николаевич. Не с трибуны городской думы делать такие заявления».

Депутат Илгизяр Валеев поинтересовался, почему в докладе не прозвучали вопросы развития таксопарков. На это Абдулхаков пояснил: такси занимается минтранс, а не город — таким было решение правительства РТ.

Резюмируя, Метшин согласился с Абдулхаковым — в сфере общественного транспорта решены многие вопросы. Он поблагодарил за поддержку минтранс, президента РТ, минстрой — единой командой решался пакет сложнейших вопросов дорожно-транспортного строительства.

«Мы, на самом деле, прошли большую дорогу от замены «газелей» и «пазиков» на современный подвижной состав, — отметил он. Вместе с тем объем того, что предстоит сделать, еще больше. Мы твердо можем сказать, что транспортная система городского пассажирского транспорта — одна из самых совершенных. Эта оценка дается нашими коллегами, специалистами министерства транспорта РТ, РФ. Но говорить, что все сделано, что нет нареканий, нельзя. Мы должны развивать общественный транспорт, делать его приоритетным, перенимать самый передовой зарубежный опыт».