ТЕПЕРЬ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ПРОХОДИТ СРАЗУ В ДВУХ СТРАНАХ
Популярная у любителей современной музыки «Европа-Азия» только что прошла во Вьетнаме. Это случилось отчасти под патронатом президента этой страны. А увертюру для торжественного концерта открытия, посвященную Хошимину, было доверено написать председателю союза композиторов РТ Рашиду Калимуллину, который делится с корреспондентом «БИЗНЕС Online» впечатлениями от поездки в Ханой и Халонг, отмечая очень высокий уровень организации мероприятия и заинтересованность в музыкальном празднике правительства Вьетнама.
«ВО ВЬЕТНАМЕ ФЕСТИВАЛЬ НАЗЫВАЕТСЯ «АЗИЯ-ЕВРОПА»
— Рашид Фагимович, как вообще родилась идея проведения фестиваля современной музыки во Вьетнаме? Ведь это уже более 20 лет как татарстанская «фишка».
— В Казани мы проводим наш фестиваль один раз в два года. В процессе работы над ним я обратил внимание, что он нуждается в какой-то подпитке. Два года вроде бы немного, но тем не менее. В Казани сейчас жизнь в плане музыки очень насыщенная, в ГБКЗ все вечера расписаны чуть ли не на два года вперед. Сейчас получить зал не так просто. Но идея сделать фестиваль еще и в другой стране у меня была всегда. Хотелось, чтобы фестиваль еще больше внедрился в мировое музыкальное пространство. На одном из фестивалей «Европа-Азия» у нас в гостях был председатель союза композиторов Вьетнама До Хонг Куан, и он очень заинтересовался нашим проектом. В следующий свой приезд он уже приехал с представителем министерства культуры своей страны. Мы долго обсуждали эту идею и в Москве, и в Казани, поначалу речь шла о том, что в фестивале примет участие ГСО РТ, но потом, очевидно, из-за бюджета вьетнамская сторона решила ограничиться своими силами. Фестиваль открывал Национальный симфонический оркестр Вьетнама, и это было для страны очень значимо.
— Вы предварительно ездили во Вьетнам?
— Да, мне нужно было посмотреть всю инфраструктуру, увидеть залы, услышать оркестр. После этого уже было окончательно решено, что фестиваль в этой стране проводиться будет. Во Вьетнаме он называется «Азия-Европа». Руководство страны уделяет ему большое внимание. Вьетнам сейчас — бурно развивающаяся страна, на их рынок пришло очень много иностранных компаний, японцы, например, построили концертный зал. И такой фестиваль был нужен для имиджа страны. Участников на фестивале было много — около 200 музыкантов и композиторов более чем из 30 стран мира. Я думаю, что контакты, которые я там получил, помогут нам в Казани. С европейскими участниками я помогал, с азиатскими вьетнамцам было проще.
— Где проходили концерты?
— Открытие фестиваля прошло в оперном театре Ханоя (Hanoi Opera House), там прошли и другие концерты фестиваля. Были концерты и в городе Халонг. Это место, где бывает много туристов, там было два концерта, один из них в бухте Халонг, где есть концертный зал. Там выступали вьетнамские коллективы, показывали свое искусство. Это был не просто концерт, а концерт-действо с элементами перформанса. Чувствовалось, что вьетнамцы очень тщательно подготовились. Вечером того же дня в концертном зале Халонга состоялся песенный концерт, где показали свое творчество музыканты не только из Вьетнама, но из Лаоса, Камбоджи и других азиатских стран. Концертные номера были с элементами фольклора, и нам было интересно приобщиться к этим незнакомым культурам.
«ПРЕЗИДЕНТ ВЬЕТНАМА ДАЛ ПРИЕМ»
— Как прошло открытие фестиваля?
— Перед открытием был официальный прием президента Вьетнама Чыонг Тан Шанг. Президент обошел всех приглашенных, со всеми поздоровался, сказал приветственное слово. Мы с председателем союза композиторов Вьетнама также выступили с приветственными речами. Было очень торжественно. Я, кстати, присутствовал еще и как секретарь союза композиторов России. Речь шла о связях музыкантов Вьетнама и России, естественно, и о Татарстане. Говорили о том, что фестиваль пришел из Татарстана, где он тоже будет проводиться, и это была очень хорошая реклама нашей республики. Мне было очень приятно, что наша идея воплотилась в жизнь, и именно в год 75-летия союза композиторов РТ.
— Слышала, что вьетнамцы заказали вам к фестивалю специальное сочинение...
— Фестиваль открылся моей увертюрой, посвященной Хошимину, ее исполнил Национальный симфонический оркестр Вьетнама, главный дирижер — Хонна Тетсуджи (Япония). Концерт прошел на высоком уровне, присутствовали вице-премьер страны и министр культуры. Хошимин в стране — национальный герой, как Мао, как когда-то у нас Ленин. Так что увертюра вызвала восторг. Президент страны в своей речи выразил благодарность, что к открытию фестиваля было написано это сочинение. Затем звучала и вьетнамская музыка, из российских композиторов исполнили Александра Чайковского, его «Стан Тамерлана».
— Но это же визитная каточка ГСО РТ! Есть разница в исполнении?
— У вьетнамцев было свое прочтение. Концерт открытия был монументальным и очень насыщенным по содержанию, все сочинения отличались друг от друга. Музыкальный язык каждой страны по-своему самобытен. Это ощущалось и на концертах фестиваля.
— Что было больше представлено — музыка, созданная в академическом ключе, или авангард?
— Течения были разные — это же фестиваль современной музыки. Например, звучало произведение вьетнамского композитора, живущего в Париже, он ученик Оливье Мессиана. Автор сам дирижировал. Сочинение было написано в европейских традициях, школа Мессиана чувствовалась. Из Польши приехала вьетнамский композитор, говорящая по-русски с польским акцентом. Звучало произведение композитора-вьетнамца, учившегося в Петербурге.
— Что вы скажете об их национальном оркестре?
— Музыканты развиваются. Понятно, что им хочется, чтобы этот процесс шел быстрее, а интереса у публики было больше — к симфонической музыке, к оперной. На закрытии звучали, например, арии из национальных опер.
— Как посещала публика?
— Народ ходил, был даже ажиотаж. И вообще, в последние годы страна интенсивно развивается.
— Когда «Европа-Азия» пройдет в Казани?
— В 2015 году. Вьетнамцы к нам тоже приедут. На фестивале во Вьетнаме я одновременно занимался и кастингом и могу уже сказать, какие сочинения будут звучать на нашем фестивале. Из Вьетнама приедет солист со своим национальным инструментом, у него очень интересное звучание. Пригласил я и известного композитора из Японии Сао Косуги. Я ведь ездил не просто на праздник — там была большая работа по подготовке фестиваля в Казани. Был в Ханое и разбор полетов — вьетнамцы просили указать им на слабые стороны. В этом смысле они молодцы, они хотят расти. На будущий год в Халонге они хотят провести что-то вроде «эха фестиваля». Это будет концерт с этномузыкой, с вокалом. Я считаю, что фестиваль не должен замыкаться в пределах нашей страны — он должен быть интегрирован в мировую музыкальную культуру.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.